рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Курс на новую экономическую политику, провозглашенный В.И. Лениным в 1920 году способствовал тому, что акционерные общества появляются вновь. В 1922 году издается Декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении Главного комитета по делам о концессиях и акционерных обществах при СТО».

В первые годы Советской России вопросы создания акционерных обществ регулировались «Временными правилами о порядке утверждения и открытия действий акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правления, которые действовали до введения в действие гражданского кодекса 11 ноября 1922 г.[60] Так понятие акционерного общества находит свое отражение в Гражданском кодексе 1922 года. Наконец в 1927 году выходит «Положение об акционерных обществах», которое было признано утратившим силу лишь в 1961 году. Положение 1927 года детально регламентировало все основные вопросы деятельности акционерных обществ. Несмотря на наличие нормативных актов, допускающих деятельность акционерных обществ, на практике к началу 30-х годов и завершением политики НЭПа, акционерные общества перестали существовать. Советское государство допустило наличие акционерной формы только у двух государственных предприятий – у акционерного общества «Интурист» и у банка внешнеэкономической деятельности СССР. За период с начала 30-х и до середины 80-х годов прошлого века в СССР было создано всего лишь одно акционерное общество – Ингосстрах СССР.

Наконец в эпоху экономических преобразований 80-х годов акционерные отношения стали складываться после утверждения политик перестройки народного хозяйства, которые потребовали разработки соответствующих нормативных актов.

Учитывая экономические проблемы, с которыми столкнулась к этому времени страна, и для того, чтобы упорядочить стихийную практику выпуска предприятиями и органами ценных бумаг, начатую Львовским производственным объединением «Конвейер» Совет Министров СССР 15 октября 1988 г. принял постановление «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг»[61]. В данном документе закреплялся статус так называемых акций трудового коллектива и разрешался выпуск «акций предприятий и организаций», предназначенных для размещения среди юридических лиц.

19 июня 1990 года Постановлением Совета Министров СССР были приняты постановления «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» и «Положения о ценных бумагах». Эти документы предусматривали возможность создания акционерных обществ и выпуска ими акций, которые могли распространяться как среди юридических, так и среди физических лиц. Появление этого документа создало предпосылки для активного развития акционерных обществ.

Разделение полномочий российских и союзных властей повлекло возникновение отдельного «Положения об акционерных обществах», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года.[62] Это Положение вплоть до 1 января 1995 года, когда вступила в силу часть первая Гражданского кодекса РФ, и 1 января 1996 года, когда вступил в юридическую силу ФЗ «Об акционерных обществах», являлось основным нормативным актом, регламентирующим принципы деятельности акционерных обществах в России.

В Российской Федерации развитие законодательства об акционерных обществах в начале 90-х годов шло параллельно с развитием законодательства о приватизации государственного имущества, которое подробно регламентировало передачу государственных предприятий в частную собственность.[63]

Так закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий»,[64] Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР,[65] Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, принятая в 1992 г. на основании указанного закона, и утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. №2980–1 а также и другие подзаконные акты и документы 1991–1994 годов содержали специальные основания действительности приватизационных сделок, положения о проведении публичных торгов, существенные условия ряда договоров, множество норм, связанных с созданием акционерных обществ, реорганизацией юридических лиц, корпоративным управлением, доверительным управлением имуществом.

В декабре 1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах»,[66] который заменил Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601, которое практически не действовало в отношении акционерных обществ, образованных в результате приватизации.

В 2001 году в закон «Об акционерных обществах» были внесены существенные изменения и дополнения, которые полностью начали действовать с 1 января 2002 года.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом в 1990 годах европейские страны с переходной экономикой приняли законодательные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности различных видов частных коммерческих структур. Большинство этих стран не прямо заимствовали акционерное законодательство ведущих стран мира.

Однако, вследствие сближения, унификации акционерного законодательства в рамках Европейского союза и других региональных международных организаций и привлечения иностранного капитала европейские страны заимствовали в определенной степени отдельные положения акционерного законодательства ведущих стран мира.

Обобщая анализ влияния акционерного законодательства ведущих стран мира на соответствующее законодательство европейских стран с переходной экономикой следует отметить, что при принятии нормативных актов акционерного законодательства практически все эти страны обращались к их довоенному опыту развития акционерного права и применяли его отдельные элементы.

В отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов акционерного законодательства Монголия заимствовала положения соответствующего законодательства стран с переходной экономикой с которыми имела широкие торгово-экономические отношения и сотрудничала в сфере сближения и унификации законодательств в рамках СЭВ. Сейчас перейдем к вопросу о становлении и развитии законодательства о компаниях в Монголии.

1.2 Становление и развитие законодательства о компаниях в Монголии

Как выше отмечалось, в Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1991 году. Однако принятие таких актов было обусловлено социально-экономическими изменениями, которые произошли в Монголии в начале 1990 годов.

До этого периода Монголия являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и помощь стран – членов СЭВ играла важную роль в развитии экономики и промышленности Монголии. С 1950–1990 годов СССР и другие страны – члены СЭВ оказывали огромную финансовую помощь и субсидию. Финансовую помощь и субсидия этих стран помогали Монголии финансировать импорт оборудования, товаров и электроэнергии. Монголия покупала все нефтепродукты из СССР, который был также принципиальным покупателем экспортных товаров Монголии, таких как медного концентрата, шерсти, кожаных товаров и мяса. А также доля стран-членов СЭВ во внешней торговле Монголии составляла 97 процентов[67].

За годы существования СЭВ темпы развития Монголии были сравнительно высокими. Страна была аграрной, с кочевым хозяйством. За годы социалистического строительства в Монголии созданы промышленность, многоотраслевой аграрный сектор, инфраструктура, подготовлены соответствующие кадры, большая часть населения перешла на оседлый образ жизни.

Распад СССР и СЭВ тяжело сказался на экономике Монголии и финансовая и техническая помощь СССР и других стран – членов СЭВ были прекращены. В месте с тем нарастание глубокого системного кризиса в экономике Монголии в начале 1990 годов и обострение социально-экономического положения резко изменило экономическую ситуацию страны. В результате системного кризиса в экономике страны обострились финансово-платежная и долговая обстановка, вызвавшая паралич банковской системы и прекратилось финансирование крупных инвестиционных проектов.

Но к концу 80-х годов в стране возникла глубокая политическая и экономическая кризисная ситуация.

Ярким проявлением кризиса явились нараставшая инфляция и полный развал государственных финансов. Прежде скрытая, выражавшаяся в нехватке (дефиците) товаров при стабильном уровне административно-регулирующих цен в условиях либерализации ценообразования превратилась в открытую инфляцию.     С целью устранения этих недостатков и выхода из кризиса необходимы были рыночные преобразования: прежде всего введение свободных цен, осуществление приватизации, создание конкурентного предпринимательства, рыночных инфраструктур и т.д.

Таким образом, сталкиваясь с нарастанием глубокого системного кризиса в экономике и обострением социально-экономического положения в октябре 1991 года Правительство Монголии решило предпринимать различные меры экономической реформы, которые были сформулированы в экономических программах Правительства Монголии на 1991–1993 г. Они были направлены на стабилизацию экономической ситуации, приватизацию государственных предприятий и привлечению в монгольскую экономику иностранных инвестиций, изменение форм собственности, создание частных хозяйственных единиц, создание благоприятного инвестиционного климата в Монголии и принятие 27 различных основополагающих актов законодательства о частном предпринимательстве включая закон о собственности, закон «О банкротстве», закон «О хозяйственных единицах», закон «О приватизации государственной собственности»[68].

Так как в результате проведения экономической реформы в 1991–1993 годах были приняты законы «О хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года, закон «О приватизации государственной собственности» от 22 мая 1991 года.[69] В целях реализации государственной собственности были созданы Центральная Правительственная комиссия по приватизации и аймачные и городские комиссии по приватизации, а также были утверждены положения, регламентирующие проведение оценки имущества предприятий и публичных торгов.[70]

Когда начинался переход к рыночным отношениям на рубеже 80-х и 90-х годов, в Монголии практически не существовало законодательства, посвященного частному предпринимательству. Особенно остро эта проблема встала в отношении законодательства о комерческих юридических лицах, так как в то время в Монголии не было законодательства, регулировавшего вопроса создания и деятельности частных коммерческих структур.

Первым источником юридического регулирования вопросов создания и деятельности частных коммерческих струкур в Монголии являлся закон «Об иностранных инвестициях» Монгольской Народной Республики, принятый в марте 1990 года,[71] который ввел в монгольское гражданское право новый вид юридических лиц – «совместное предприятие или организация с иностранными инвестициями». В этой связи следует отметить, что при создании закона «Об иностранных инвестициях» Монголии во многом заимствовали положения Постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран» и других нормативных актов СССР, которое являлось одним из основных нормативных актов, регулирующих вопросы создания и деятельности совместных предприятий с участием фирм из капиталистических государств, действовавших на территории СССР.[72]

Принятие закона «Об иностранных инвестициях» явилось значительным шагом вперед развитии монгольского законодательства. Впервые в правовой практике была допущена возможность принадлежности доли участия в монгольском предприятии иностранному лицу. Данный закон заложил фундамент правового регулирования государственной регистрации юридических лиц в Монголии. Закон «Об иностранных инвестициях» 1990 года содержал правила о владении, пользовании и распоряжении имущества совместных предприятий и гарантии от реквизиции или конфискации в административном порядке имущества совместных предприятий. Другие статьи закона 1990 года регулировали подробно порядок деятельности, налогообложения, контроль за деятельностью, найма и работы персонала и ликвидации совместного предприятия.

Однако, наряду с хозяйственными единицами с иностранными инвестициями стали появляться хозяйственные единицы, создаваемые монгольскими гражданами и юридическими лицами так как создание хозяйственных единиц с участием частного капитала стало объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

Таким правовым документом, задавшим направление развития регулирования вопросов создания и деятельности юридических лиц стал закон «О хозяйственных единицах» МНР от 17 мая 1991 года.[73] Данный закон определял порядок создания, регистрации, реорганизации, ликвидации, структуру управления хозяйственных единиц, права и обязанности их членов.

При создании закона «О хозяйственных единицах» Монголии во многом заимствовали положения соответствующих законодательных актов таких бывших социалистических стран как Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии и других. В момент разработки проекта закона «О хозяйственных единицах» в большинстве бывших социалистических стран уже были приняты акты акционерного законодательства, и рабочая группа Министерства торговли и промышленности приняла закон Венгрии об экономических обществах от 1988 года как модель проекта закона «О хозяйственных единицах».

Главной целью принятия закона Венгрии «О экономических обществах» от 1998 года заключалось в создании правовых условий акционирования государственных предприятий. Данный закон устанавливал такие организационно-правовые формы юридических лиц как акционерная компания (joint stock company), компания с ограниченной ответственностью (limited liability company) и товарищества.[74]

Соответственно, закон Монголии «О хозяйственных единицах» почти полностью заимствовали положения закона Венгрии «Об экономических обществах» 1988 года касающиеся компаний и товариществ.

Закон «О хозяйственных единицах» делился на главы:

1. Общие положения

2. Частный предприниматель

3. Товарищества

4. Компании

5. Государственные предприятия.

Закон «О хозяйственных единицах» имел 45 статей и 5 глав, и содержал положения о порядке создания и регистрации хозяйственных единиц, организационно-правовых формах хозяйственной единицы, органах управления хозяйственной единицы, а также о правах и обязанностях членов или участников хозяйственных единиц. Сейчас рассмотрим некоторые положения данного закона, которые были воспроизведены впоследствии новой редакцией Гражданского кодекса Монголии 1994 года и другими законодательными актами, регулирующими вопросы создания и деятельности хозяйственных единиц.

Виды хозяйственных единиц

В законе «О хозяйственных единицах» было дано определение хозяйственной единицы. По данному закону хозяйственная единица явилась лицом, которое осуществляло хозяйственную деятельность от своего имени, и отвечала по своим обязательствам своим имуществом.

Закон о хозяйственных единицах определял правовые положения таких видов хозяйственных единиц как частный предприниматель, товарищества, компании и государственные предприятия.[75] В законе также давалось определение частного предпринимателя. Однако вопрос о частном предпринимателе выходит за рамки данной работы. Поэтому данный вопрос не рассматривается здесь. При этом следует отметить, что закон регулировал такие отдельные вопросы создания и деятельности частного предпринимателя как порядок учреждения, регистрации и ликвидации данной хозяйственной единицы.

В статье 10 закона было дано определение полного товарищества и коммандитного товарищества соответственно.[76] По закону «О хозяйственных единицах» товарищество являлось хозяйственной единицей с имуществом, созданной за счёт вкладов учредителей, отвечающей по своим обязательствам данным имуществом и личным имуществом членов. А коммандитным товариществом являлось хозяйственной единицей, в которой наряду с полными товарищами имелось один или несколько участников (коммандисты), которые носили риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

В статье 23 закона давалось определение компании, а также данная статья установила, что и компания может создаваться в форме акционерной компании и компании с ограниченной ответственностью. По закону «О хозяйственных единицах» компания являлась хозяйственной единицей, которая имела свое обособленное имущество с капиталовложениями, внесенными участниками и соответствующими определенному количеству паев и акций. Однако данный закон уделял особое внимание правовому регулированию вопросов создания и органов управления товариществ и компаний. Так как закон определил существо акционерной формы организации и установил, что компания создается путем соединения известного числа частных вкладов определенного размера в уставный фонд, которым ограничивается круг действий, ответственность компании. Была закреплена свобода выбора предмета и сферы деятельности компаний. Особенно законом «О хозяйственных единицах» предусматривались права и обязанности участников или акционеров компании. Они имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса, а число голосов определялось количеством паев или акции, принадлежащих одному участнику или акционеру. Предусматривались также случай и порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании компании.

Имущественная ответственность компании ограничивалась размером ее уставного фонда. Каждый участник или акционер рисковал в случае неудачи предприятия только своим вкладом, внесенным в собственность компании, и сверх этого не нес личной ответственности и не мог быть присужден к какому-либо дополнительному платежу по делам компании. Таким образом, законом признавался принцип ограниченной ответственности.

Порядок создания хозяйственных единиц

В соответствии со ст. З закона «О хозяйственных единицах» юридические лица, организации и граждане Монголии могли создать хозяйственные единицы и осуществлять инвестиции путем долевого участия в хозяйственных единицах, создаваемых совместно с другими юридическими лицами и гражданами, приобретения имущества, акций и других ценных бумаг. Так как впервые за всю историю гражданского права в Монголии закон устанавливал явочную (регистрационную) систему учреждения хозяйственных единиц.[77] Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации хозяйственных единиц необходимо было представить в соответствующий орган следующие документы:

1.         Заявление о регистрации хозяйственной единицы;

2.         Для товариществ – договор о создании товарищества и устав товарищества;

3.         Для компании договор о создании компании и устав компании;

4.         Для государственных и муниципальных предприятий устав предприятия;

5.         Документ, подтверждающий формирование конкретной части уставного капитала или уставного фонда компании;

6.         Квитанцию об уплате государственной пошлины.

Решение об отказе в регистрации могло быть принято лишь по таким мотивам, как нарушение установленного порядка создания хозяйственных единиц, а также несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности запрещался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона «О хозяйственных единицах» хозяйственная единица могла создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1. частный предприниматель;

2. товарищество;

3. компании.

Товарищества и компании создавались на основе учредительных документов и в законе «О хозяйственных единицах» были сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы хозяйственной единицы – в договор, и в устав.[78] В договоре должны были быть определены наименование хозяйственной единицы, ее место нахождение, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержались другие сведения, предусмотренные законом для хозяйственных единиц соответствующего вида. Устав хозяйственной единицы должен был содержать наименование хозяйственной единицы, предмет и цели деятельности хозяйственной единицы, структуру управления, права и обязанности членов или участников хозяйственной единицы и процедура распределения прибыли и убытков (ст. 4 закона «О хозяйственных единицах»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.