рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

С другой стороны, к недостаткам географического таргетирования можно отнести возможную "утечку" средств к "небедным", которые проживают в бедных регионах и потерю средств, которые должны были бы поступить к бедным, живущим в богатых регионах. Кроме того, географическое таргетирование не может устранить внутрирегиональное неравенство в распределении доходов, уровень которого весьма высок и в ряде "бедных" регионов (в России низкий уровень внутрирегионального неравенства в распределении доходов характерен только для национальных республик Северного Кавказа). Наконец, приходится учитывать и большую политическую силу богатых регионов при распределении федеральных трансфертов.

Альтернативой индикативному (прежде всего, географическому) таргетированию может стать самотаргетирование, при котором программа организована таким образом, что стимулы к участию в ней могут появиться только у бедных семей. По формальным признакам такая организация программ близка к "заявительному" принципу социальной помощи (в формулировках российской системы социальной защиты).

Следующий вопрос связан с определением объема доходов населения и отдельных семей (домашних хозяйств). Одна из сложностей при отборе целевой группы населения, имеющей право на социальную помощь, заключается в том, что показатель денежного дохода, регистрируемый статистикой, по ряду причин не может быть использован для отбора малоимущих, действительно нуждающихся в помощи.

Вообще говоря, статистические данные о доходах населения могут быть получены из двух источников - макроэкономических (национальных счетов) и бюджетных обследований домохозяйств (БОД). При макроэкономическом способе в доходы включаются все денежные средства, полученные населением, в том числе в натуральной форме - заработная плата, льготы (денежная оценка), социальные трансферты, предпринимательский доход, дивиденды, денежные переводы, доход от сдачи имущества в аренду, гонорары и др. Далее к этой сумме прибавляется оценка внутрихозяйственного потребления произведенной домашним хозяйством продукции.[107]

Примерно по этой же схеме строится оценка и в БОД (исходная информация собирается при анкетировании домашних хозяйств). Вместе с тем в рамках БОД оцениваются не только доходы, но и расходы семей - считается, что последние служат более надежным статистическим показателем (респонденты занижают свой доход, но более расслабленно относятся к вопросам о расходах). Во всех странах СНГ, охваченных обследованием Всемирного Банка в 1993 - 1995 гг., средние расходы оказались на 20 и более процентов выше, чем средние доходы, сообщенные домохозяйствами (так, в России они были выше на 23%).

Проблема достоверности данных о доходах не исчерпывается существованием разрыва между средними доходами и средними расходами в расчете на домохозяйство. Иначе говоря, мало того, что данные смещены, они еще и смещены бессистемно.

Данные о доходах, полученные макроэкономическим методом и через БОД, весьма противоречивы. Практически во всех регионах России существует значительный (хотя и распределенный неравномерно между регионами) разрыв между уровнем доходов, оцененным балансовым методом, и доходами, рассчитанными на основе бюджетной статистики. Таким образом, существует серьезная неопределенность в отношении того, какая доля населения имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Таким образом, приходится оперировать комплексным определением дохода, более точно соответствующим благосостоянию отдельных домашних хозяйств. При заданных ценах совокупный доход есть не что иное как мера возможностей каждого человека, его потенциальная способность к потреблению различных благ (как товаров и услуг, так и свободного времени). Говоря привычным экономисту языком, это не что иное как "обобщенное" бюджетное ограничение, с помощью которого вполне естественно измерять неравенство в распределении ресурсов между разными людьми: ведь если бы предпочтения у всех были идентичными, фактическое потребление различалось бы только за счет неодинаковых бюджетных ограничений.[108]

Принципу адресности соответствует такая форма социального обслуживания, как социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.[109]

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Порядок и условия зачисления на социальное обслуживание на дому определяются федеральным органом исполнительной власти по социальной защите населения.[110]

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, которым может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного[111]) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Доступность социального обслуживания. Один из важнейших аспектов деятельности социальных служб является доступность, так как эти службы и созданы для людей, не имеющих средств, а может и сил разрешить ту или иную ситуацию, справиться с той или иной деятельностью. Социальные службы предоставляют услуги, которые нужны населению бесплатно или за умеренную оплату. Услуги должны быть максимально приближены к клиенту территориально и предстовлять различный спектр услуг. Правда, в некоторых службах эти услуги оказываются строго ограниченным слоям населения.

Добровольность социального обслуживания. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь не возможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работы с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь, так и с другими клиентами обращающимися за определенной помощью в любые учреждения социальной помощи. Но здесь есть исключения, которые прописаны в законе, что при угрозе жизни и безопасности, прежде всего детям, этот принцип можно не брать в расчет.

Например, данному принципу соответствует стационарное социальное обслуживание. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.[112]

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие
жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.[113]

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.[114]

Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений, за исключением граждан, которые лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.[115]

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.[116]

Гуманность социального обслуживания. Гуманность - это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет – бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку.

Примером данного принципа социального обслуживания является срочная социальная помощь. Самым распространенным видом социальной поддержки населения в нестационарных условиях остается срочная социальная помощь. В прошлом году отделения срочного социального обслуживания помогли 10 миллионам человек.

Другим не менее популярным видом поддержки престарелых и инвалидов остается социальное обслуживание в надомных условиях. К концу 2004 года в стране действовали более 11 тысяч отделений социального обслуживания на дому и свыше миллиона человек регулярно получали помощь. Несмотря на то, что есть регионы, где снизилась численность обслуживаемых граждан, в целом по стране дополнительно на надомное обслуживание было принято 18 тысяч человек. Около 42 процентов (436 тысяч человек) всех обслуживаемых в надомных условиях проживают в сельской местности.

В ряде регионов стали создаваться специализированные отделения социального обслуживания на дому, например, для граждан с пониженным уровнем слуха (в Новосибирской, Тульской областях). Социальные работники успешно овладевают навыками сурдоперевода.

В Липецкой области организовано обслуживание пенсионеров через столовые на дому. Социальные работники проходят специальную профессиональную подготовку на базе кулинарных училищ и получают дипломы специалистов-кулинаров. С помощью медиков-диетологов разрабатываются специальные диеты, учитывающие возраст, образ жизни пенсионеров. В той же Липецкой области открыты 4 благотворительные аптеки, предоставляющие гражданам, находящимся на социальном обслуживании, бесплатные или со значительными скидками лекарства, дотируемые за счет средств, полученных от оказания платных услуг и спонсоров.[117]

Продолжается развитие сети специализированных отделений социально-медицинского обслуживания по месту жительства: их количество увеличилось с 850 до 1007, а численность обслуживаемых граждан возросла с 58 до 81 тысячи человек.

Примечательный факт: в целом по России из каждых 10 тысяч пенсионеров всеми видами надомного обслуживания в 1999 году пользовались в среднем 294 человека.

Скорее огорчение, чем радость вызывает другой факт: в 84 субъектах Федерации снизилась численность граждан, обслуживаемых на условиях оплаты. Объяснением этому может служить рост уровня прожиточного минимума на фоне низкого размера получаемой пенсии, что влечет за собой перевод граждан в разряд лиц, получающих услуги бесплатно. Система платных услуг вообще не введена в Республике Саха (Якутия), Москве, Ненецком автономном округе, хотя платные услуги — дополнительный источник финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и стимул для повышения его качества.

Финансовая ситуация в стране не могла не отразиться на темпах развития сети центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В течение 1999 года было дополнительно введено в действие только 64 таких учреждения, тогда как в 1997 и 1998 годах - 147 и 98 соответственно. [118]

В ряде регионов работают подсобные хозяйства. Так, в Ленинском районе Волгоградской области по договоренности с земледельцами и лесничеством отделу социальной- защиты выделено 80 гектаров для посадки картофеля, 58 гектаров — под сенокос. Совместно с обществам инвалидов и районным советом ветеранов организована бригада пенсионеров из 10 человек, которые заготавливают и продают сено по льготной цене пенсионерам.

В Астраханской области для социальной поддержки пенсионеров в двух районах был проведен эксперимент. Суть его в том, что почтовые отделения приобретают товар по минимальным оптовым ценам. Пенсионерам, не имеющим возможности посещать отделения связи, на которых организована продажа товаров по оптовым ценам, товар доставляется на дом по их заказу работниками социальной службы. Для реализации данного постановления привлечены общественные организации.

В регионах создаются службы социального такси. В Липецкой области инвалиды Великой Отечественной войны и другие категории граждан заключают договоры на обслуживание с органами социальной защиты населения. Оплата автоуслуг для пенсионеров производится по льготной цене. Для лиц, имеющих право на получение автотранспорта по заключению службы медико-социальной экспертизы, услуги социального такси предоставляются в пределах нормы, определенной размером компенсации расходов на бензин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.