рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредованных ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях.[21]

Отсюда принципы правового регулирования социального обеспечения - это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития о правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания. Содержание принципов права социального обеспечения официально не закреплено в законодательстве, поэтому ученые, занимающиеся исследованиями в области права социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения.

Так, например, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева называют следующие основные принципы: всеобщность права на социальное обеспечение; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом; адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека.[22]

СИ. Кобзева, наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов: осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.[23]

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют такие принципы, как: всеобщность социального обеспечения; предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.[24]

В новейшей литературе по праву социального обеспечения к базовым (отраслевым) принципам государственного социального обеспечения относятся: 1) всеобщность; 2) обязательность; 3) финансирование за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также за счет обязательных страховых взносов; 4) дифференциация оснований предоставления денежных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и проч.), природно-климатической зоны, уровня средней заработной платы в стране, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; 5) универсальность; 6) комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех возможных социально значимых обстоятельств, установленных действующим законодательством, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и др.

Кроме указанных базовых (отраслевых) принципов социального обеспечения можно выделить принципы, специфические для конкретных организационно-правовых форм социального обеспечения - социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование. А принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.

Следует отметить, что различными специалистами в области права социального обеспечения в качестве отраслевых выделяются также следующие принципы: 1) Комплексность правового регулирования социального обеспечения; 2) Адекватность уровня социального обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека; 3) Свобода приобретения гражданами своих прав в области социального обеспечения и распоряжения ими; 4) Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.[25]

Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полноту, следует предположить, что с учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения: 1) Всеобщность и доступность социального обеспечения; 2) Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; 3) Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны; 4) Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды, средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц); дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств.

Таким образом, система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовидовая классификация. Однако в юридической литературе нет единства мнений относительно классификации правовых принципов. Чаще всего можно встретить разделение принципов права на три нижеуказанных вида. При этом они имеют самостоятельное значение.

1.2 Содержание принципов права социального обеспечения

Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения. В условиях рыночных отношений принцип всеобщности права на социальное обеспечение наполняется новым содержанием и связан с расширением сферы охвата. Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения вытекает, прежде всего, из норм Конституции РФ, статья 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в статье 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[26]

Таким образом, принцип всеобщности социального обеспечения выражается в том, что конституционно устанавливается равная и одинаковая для каждого гражданина возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает их по признакам пола, национальности, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с этим законом имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.[27]

Принцип всеобщности реализуется путем установления двух видов пенсий: трудовых и социальных. Другим примером развития данного принципа может служить система государственных пособий гражданам, имеющим детей. Еще одним выражением принципа всеобщности является предоставление социального обслуживания всем нуждающимся гражданам независимо от прошлой деятельности.

Однако принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на государственные социальные пособия, выплаты, услуги или льготы. Законодательство четко определяет условия предоставления всех видов социальных выплат. Так, в частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного трудового стажа.

Принцип всеобщности проявляется и в праве на: медицинскую помощь и лечение; помощь в содержании и воспитании детей; помощь в период временной нетрудоспособности и т.п. Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

Таким образом, в целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ[28], ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[29], ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации[30]). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип доступности социального обеспечения находит свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления, выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку - получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому -социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

Отсюда вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.[31]

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Даже беглое знакомство с российскими нормативными актами в сфере социального обеспечения свидетельствует о внимании законодателя и в целом государства к нуждам и интересам нетрудоспособных, а также о достаточно высоких темпах законотворчества, затрагивающего практически весь спектр вопросов социального обеспечения и все категории нуждающихся в нем граждан. В то же время наличие значительного массива отраслевого законодательства, в том числе и новейшего, - еще не показатель его высокого качества и эффективности. В настоящее время социальная политика России, в частности социальное обеспечение, подвергается обоснованной критике.

Критериями эффективности законодательства о социальном обеспечении могут быть: распространение его на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан, соблюдение принципов равноправия и справедливости, выполнение государством по отношению к гражданам взятых на себя обязательств, недопустимость снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, гарантированность уровня жизни, соответствующего, по крайней мере, прожиточному минимуму.[32]

Вопрос о праве и социальной справедливости как главных принципах правовой трансформации российского общества, являющейся необходимым условием его модернизации, технологического и социального прорыва, нового структурирования, новой стратификации общества, - этот вопрос и здесь, в сфере экономики, оказывается проблемой, решать которую недопустимо на основе коммунистической уравниловки («метод шариковых») или государственно-силового «раскулачивания» олигархов - это все инерционные подходы прошлого. Решать эту проблему придется при помощи сложных и далеко не прямолинейных компромиссов и последовательных приближений.[33]

В настоящее время имеются попытки и вносятся предложения об изменения Конституции России, в том числе и в, части, касающейся социального обеспечения. Прежде всего, предлагается убрать из текста Конституции слова «социальное государство». Возвращаясь к проблеме непрерывных (и неоправданных) изменений законодательства, следует указать на такую опасность. Стабильность правовой системы, включая Конституцию как Основной закон, - залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости. И как ни парадоксально это звучит - залог развития.

Обновление законодательства необходимо, но когда законы принимаются непродуманно и наспех, так что сразу после принятия в них обнаруживаются прорехи, которые начинают опять же наспех латать, законодательный процесс обессмысливается, превращаясь в бумажную круговерть. Такими калейдоскопическими изменениями законодательства стираются базовые принципы права - его стабильность и динамизм.

Не может быть эффективного индивидуального, корпоративного, государственного планирования и прогнозирования, если неизвестно, как планы и прогнозы соотносятся с завтрашними законами. Не может быть устойчивости и развития, если нет эффективного планирования и прогнозирования. Даже чисто психологически - не может человек, сообщество, общество нормально действовать, если неизвестны завтрашние «условия игры».

В последние годы в Европе делается акцент на высокую степень регулятивности принципов права. Их полное и последовательное воплощение исключает, по мнению профессора Карла Экштайна, детальные нормы в законах и иных актах во избежание их беспрерывных изменений и восполнения пробелов. Эти нормы чиновники и власти должны освоить.[34] Такое суждение можно только приветствовать, но его все же надо связывать с подробной регламентацией прав и обязанностей госорганов, хозяйствующих субъектов для сдерживания привычного потока подзаконных актов и волюнтаристских решений и действий в силу административного усмотрения.

На эффективность правовых предписаний оказывают влияние и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. В то же время следует иметь в виду, что степень знания различных правовых норм различна.[35] Так, В.М. Сырых отмечает, что при анкетировании по правовым проблемам граждане достаточно точно отвечают на вопросы, связанные с их повседневными отношениями, » затрудняются ответить на вопросы, далекие от их непосредственных интересов.[36] В.П. Казимирчук считает, что «в общественном мнении имеет место существенное различие между относительно слабым знанием правовых норм и довольно прочным знанием общих принципов права».[37] Можно ли в этом случае утверждать о большей эффективности общих принципов права по сравнению с конкретными предписаниями? Так или иначе, можно говорить о психологической эффективности правовых норм в плане информационно-ориентирующего, идеологического воздействия права на индивидуальное, групповое и массовое правосознание.[38]

С принципом всеобщности и доступности тесно связана гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще неспособно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ. Отсюда большое значение имеет принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, к которому мы переходим далее в нашей работе.

Принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения, его реализация предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека). «Содержание принципа всесторонности заключается в том, что социальная помощь предоставляется гражданам во всех случаях, когда по независящим от человека обстоятельствам он теряет источник средств существования».[39]

Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых y человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.[40] , закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по не зависящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.