рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения

1.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения

1.2 Содержание принципов права социального обеспечения

Глава 2. Содержание принципов социального обслуживания

2.1 Понятие социального обслуживания граждан

2.2 Основные принципы социального обслуживания и их реализация

2.3 Монетизация льгот: достоинства и недостатки

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.[1]

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому в Конституции РФ[2] закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления — социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель — как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Обусловленность жизни сложными социально-экономическими, экологическими и психологическими условиями предопределила рост потребности населения в социальных услугах. Наиболее нуждающимися в социальной поддержке категориями населения являются пожилые люди, семьи с детьми и дети. Следовательно, исследование динамики-развития учреждений социального обслуживания населения необходимо проводить, предварительно изучив потребности в социальных услугах.

Основным показателем потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель — уровень бедности, доля населения с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

Анализ потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении пожилых людей показывает, что переход к рынку оказался более сложным и длительным, социальная цена реформ неизмеримо высокой и несправедливой по отношению к пожилым гражданам России. Разрешить конфликт между бесплодными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в 1991 году система социальной защиты населения, включающая учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят конкретные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте 70-90 лет и старше, одиноко живущие, бездетные, инвалиды и страдающие хроническими заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 г. категория пожилых людей в возрасте 70-90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7% населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12,5 миллиона. Как показывают исследования, третья часть неработающих пенсионеров имеет уровень жизни ниже прожиточного и нуждается в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы.

Тема настоящего дипломного исследования – «Понятие и принципы социального обслуживания.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой, так как не решается на уровне государства, не отмечается стремления к самообеспечению и на личностном уровне — среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы социального обслуживания.

Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности правового регулирования института социального обслуживания граждан. В работе использованы работы таких ученых, как А. Госпорьяна[3], И. Григорьевой[4], К.Н. Гусова[5] М.Л. Захарова[6], Е.Е. Мачулъской[7], А.М. Панова[8], Г.В. Сулеймановой[9] и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения

 

1.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения

Исходя из общего определения принципов права в современной юридической литературе под принципами права социального обеспечения также понимаются, «руководящие начала, характеризующие основные черты данной отрасли в настоящем и указывающие направления развития данной отрасли в будущем».[10] Прежде всего, необходимо в связи с этим отметить, что поскольку сами принципы влияют на систему права, изменяя ее и изменяясь в своей системе, то в свое, время выявление единых принципов социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников способствовало созданию новой отрасли[11] - права социального обеспечения. Общность принципов трудового и колхозного права свидетельствует о сближении этих отраслей и переходе в дальнейшем в единую отрасль правового регулирования труда в СССР и позднее в РФ.

В то же время, следует указать, что в научной и практической литературе этому вопросу уделено относительно мало внимания по сравнению с другими институтами данной отрасли права. Можно указать несколько авторов, которые в своих работах рассматривали вопрос о принципах социального обеспечения.

В литературе по праву социального обеспечения, отмечает Е.Е. Мачульская3, не сложилось единства взглядов на принципы этой отрасли и их классификацию. В отечественной науке советского периода были разработаны принципы пенсионной системы рабочих и служащих (Е.И. Астрахан), единой пенсионной системы (М.Л. Захаров), системы социального страхования рабочих и служащих (К.С. Батыгин) и колхозников (И.М. Сирота), принципы системы социального обеспечения колхозников (А.С. Таращанский).[12]

Многообразие позиций в определенной степени объяснялось тем, что в основе анализа лежали различные объекты: система социального обеспечения в целом, организационно-правовая форма и др.

Наиболее часто в качестве отраслевых принципов права социального обеспечения указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В.Ш. Шайхатдинов отнес к принципам права социального обеспечения: а) связь обеспечения, как правило, с трудом; б) обеспечение не только трудящихся, но и их семей; в) свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; г) приоритет в обеспечении некоторых категорий трудящихся.[13]

А.Н. Егоров, отмечая, что нельзя считать систему правовых принципов отрасли права законченной, если не рассматривается принцип защиты (охраны) тех прав, льгот (в настоящее время следует говорить не о льготах, а о мерах социальной защиты), которые общество не только объявляет, но и предоставляет и гарантирует определенной части населения и охраняет (защищает), считает, что праву социального обеспечения присущ принцип охраны прав граждан при социальном обеспечении.[14]

Автор считает, что система правовых принципов самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения складывается из восьми следующих основных принципов: 1) право на социальное обеспечение и распространение его на всех советских граждан; 2) многочисленность видов и форм социального обеспечения советских граждан; 3) осуществление социального обеспечения за счёт общества; 4) единство и дифференциация в социальном обеспечении советских граждан; 5) осуществление социального обеспечения в объеме, удовлетворяющем основные материальные и духовные потребности обеспечиваемых; 6) участие трудящихся в реализации права на социальное обеспечение; 7) стимулирование общественно полезной трудовой деятельности инвалидов и пенсионеров; 8) охрана прав советских граждан при социальном обеспечении.[15]

Необходимо указать, что данная система была разработана на основе изучения и анализа работ классиков марксизма-ленинизма, партийных и государственных документов, действующего советского законодательства о социальном обеспечении советских граждан, а также литературных источников многочисленных авторов того времени и в настоящее время немного устарела.

Между тем, в современном неидеологизированном понимании понятие принципов права социального обеспечения следует, безусловно, определять исходя из общего учения о правовых принципах. Под принципами права при этом следует понимать объективно обусловленные общие нормативно-руководящие начала, выражающие сущность права, определяющие главные черты и направленность развития содержания и формы права, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности.

На основе данного общего понятия принципов права можно определить и отраслевые принципы, в том числе и принципы права социального обеспечения. Поскольку, руководящая роль принципов права для правотворчества и формы права имеет равное значение для всех его отраслей, видимо, не следует называть эти признаки в определении отраслевых принципов.

Что касается принципов правоприменения, то они могут играть специфическую роль в той или иней отрасли, и потому должны быть названы. Кроме этого, следует иметь в виду, что «любые общенаучные принципы, прежде чем они начнут играть конструктивную роль в специальных науках, должны пройти своеобразную переплавку, в результате которой они становятся не внешними к той или иной конкретной дисциплине, а имманентными её предмету и сложившейся в ней системе понятий».[16] К сожалению, не всегда в определении отраслевых принципов подчеркивается их специфика. Обычно указывается, что эти принципы действуют в данной области права. При этом забывается, что в ней действуют и более общие принципы права.

Исходя из всего сказанного, можно принципы права социального обеспечения определить как объективно обусловленные общие нормативно-руководящие положения, определяющие основные черты содержания права социального обеспечения в настоящем и указывающие его общую направленность в будущем и правоприменительную деятельность в области, законодательства о социальном обеспечении в широком смысле слова.

Принципы права социального обеспечения есть принципы отраслевые, вытекающие из законодательства о социальном обеспечении граждан и определяющиеся экономическими, в первую очередь, возможностями закономерностями государства.

В сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление общеправовые, межотраслевые принципы и принципы отдельных институтов данной отрасли права. К общеправовым относятся такие, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, равенство всех перед законом и судом, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и некоторые другие.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права. К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

К основным отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести следующие: всесторонность и многообразие видов социального обеспечения, дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада и иных социально значимых обстоятельств, осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета.[17]

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права выделяют также и внутриотраслевые принципы, т.е. принципы отдельных институтов отрасли. В праве социального обеспечения в некоторых нормативных актах, регулирующих отдельные институты данной отрасли права, находят закрепление принципы этих институтов. Так, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.[18]

Новым пенсионным законодательством и подзаконными актами изложены основополагающие принципы пенсионного страхования. Согласно новым принципам пенсионного страхования финансовые программы солидарности поколений, субъектов РФ и отраслей экономики должны дополняться накопительным принципом финансирования части трудовой пенсии.

В основу Концепции пенсионной реформы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., положены следующие принципы:

1)      каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

2)  каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

3)  каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4)    финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством.[19]

Первые три принципа сформулированы как основные права и фактически выражают принцип всеобщности пенсионного страхования. Второй принцип необходимо изменить, т.к. он ограничивает круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, наемными работниками и исключает из него самозанятое население и лиц, выполняющих работы и оказывающих слуги по гражданско-правовым договорам, а также создающих произведения на основании авторских договоров. Принцип «солидарности» поколений, субъектов РФ и отраслей экономики при финансировании трудовых пенсий в настоящее время дополнен накопительным. Приведенные принципы являются внутриотраслевыми, т.к. касаются правового регулирования только институтов трудовых пенсий и социального обслуживания.

В связи с формированием всеобъемлющей системы социальной защиты идет усложнение системы социального обеспечения и, соответственно, серьезная трансфдрмация права социального обеспечения. Появляются новые особенности правового регулирования в этой сфере: расширяется круг субъектов, изменяется характер правоотношений, образуются новые виды и формы обеспечения, происходит становление различных уровней правового регулирования и т.д. Э.Г. Тучкова с уверенностью констатирует, что «российское право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права переживает на современном этапе свое второе рождение. Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено возрождением страховых начал в социальном обеспечении».[20]

Отрасль как бы «находит себя» в новом качестве. И именно новое качественное состояние повлечет изменение названия отрасли. Суть этого изменения в том, что превалировавшее ранее государственное начало (государственное социальное обеспечение) уступает место общественной составляющей, отражающей заботу общества о своих членах. Только часть отношений в сфере социальной защиты будет входить в предмет социального права. Это - социальная защита, осуществляемая на принципах и в организационно-правовых формах социального страхования и социального обеспечения. Именно эти отношения станут регулироваться на основе метода самостоятельной отрасли социального права, а все остальные отношения в области социальной защиты по-прежнему - на основе соответствующих методов различных отраслей права.

В новой системе социального права должны формироваться две относительно самостоятельные подсистемы с признаками подотрасли права - социальное страхование и социальное обеспечение (в которое должно включаться пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание). Таким образом, социальное право - результат серьезных трансформаций, уже начавшихся в рамках ныне существующей отрасли права социального обеспечения.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие определения.

Право социального обеспечения - самостоятельная отрасль права, нормы которой регулируют (в рамках организационно-правовых форм социального страхования и социального обеспечения) отношения по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих в силу своей общественной значимости объективную потребность в обеспечении социальной защищенности человека.

Нормы социального права составляют обособленную, относительно самостоятельную подсистему в совокупности норм, регулирующих отношения в сфере социальной защиты и объединяемых под условным названием «право социальной защиты».

Право социальной защиты - многомерное комплексное правовое образование, объединяющее нормы разных отраслей права, которые регулируют отношения по обеспечению социальной защищенности человека во всех сферах жизнедеятельности общества. Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, структурированных в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.