рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контроль и ревизия

обеспечивают сохранение средства, предупреждения фактов злоупотреблений,

повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.

2.4. Последовательность ревизионного процесса, его планирования и

процедуры осуществления

Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов.

Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен

по времени.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности есть такие

этапы:

- планирования ревизии;

- подготовка к ревизии;

- составления задачи (программы) проведения ревизии;

- организация работы на месте (объекте) ревизии;

- документальная и фактическая проверка;

- систематизация материалов ревизии и составления акта, выводов и

предложений;

- согласования и обсуждения следствий ревизии на предприятии;

- утверждения материалов ревизии;

- контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные

производственные объединения, которые имеют в своем составе контрольно-

ревизионный аппарат, составляют перспективные и текущие планы проведения

ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях,

учреждениях и организациях.

Перспективные планы составляют преимущественно на пять лет, текущие —

на следующий календарный год. Следует учесть, что Указом Президента Украины

«О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы» №

1031/2000 предусмотрена периодичность проведения государственной контрольно-

ревизионной службой плановых ревизий и проверок использования средств

бюджетов и внебюджетных фондов не реже однажды на трех года. Каждая ревизия

может охватывать период, который начинается со дня окончания предыдущей

ревизии и завершается датой составления баланса, проверкой которого

заканчивается запланированная ревизия.

Соответственно Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок

государственной контрольно-ревизионной службой в Украине, утвержденной

приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 03.10.97 №

121, ревизии и проверки проводятся на основе полугодичных планов:

- Главного контрольно-ревизионного управления, утвержденных его коллегией;

- контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях,

городах Киеве и Севастополе, утвержденных Главным контрольно-ревизионным

управлением Украины;

- контрольно-ревизионных отделов в районах, городах и районах в городах,

утвержденных контрольно-ревизионными управлениями в Автономной Республике

Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Соответственно Положению «Про государственную контрольно-ревизионную

службу в Украине», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины

от 05.07.93 № 515, планирование контрольно-ревизионной работы, в

соответствии с доказанными управлением задачами, проводится руководителем

ревизионного органа с учетом установленной периодичности ревизий.

Планы ревизий в системе министерств и ведомств составляются

контрольно-ревизионными управлениями (отделами) и утверждаются

руководителями вышестоящих организаций. План проведения ревизий и проверок

сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит

разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки. В

планах указывается: на какую дату обревизованы предприятия, вид ревизии,

затраты времени в днях, за который период может проводиться ревизия, время

проведения, и делается отметка о выполнении. Срок проведения ревизий

определяется в зависимости от объемов деятельности и особенностей

предприятий, которые ревизуются. Объем ревизии может измеряться оборотом

продукции, количеством предприятий и дел, которые подлежат ревизии.

Продление установленного срока, в порядке исключения, допускается с

разрешения органа, который назначил ревизию.

За каждым ревизором закрепляются объекты ревизии на следующий год с

таким расчетом, чтобы не меньше 2/3 рабочего времени отводилось на ревизии,

отчет и подготовку к следующей ревизии. Вместе с тем следует

зарезервировать время для выполнения внеплановых ревизий (например, по

требованию судейско-следственных органов).

При планировании комплексных ревизий следует решить ряд

организационных вопросов. В связи с этим планированию ревизий должно

предшествовать глубокое изучение подведомственных предприятий, которое даст

возможность правильно установить последовательность и порядок проведения

ревизий.

После утверждения планов ревизий начинается подготовка к проведению

ревизии. Кроме того, проведению ревизии передует изучения имеющихся в

организации, которая назначила ревизию, финансовых, банковских и других

органах отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и

тематических проверок и другой текущей информации, которая характеризует

хозяйственную деятельность и финансовое состояние предприятия, которое

подлежит ревизии. Используются также данные анализа по материалам

финансовой отчетности, акты предыдущих ревизий и т.п.

Ревизоры ознакомляются с Законами Украины по вопросам

налогообложения, расчетно-платежной и финансовой дисциплины, работы и

заработной платы, с другими нормативными актами, выясняют, как выполнен

предложения по результатам предыдущей ревизии. Такое предыдущее изучение

дает возможность ревизору заранее определить наиболее неблагополучные

участки в работе этого предприятия, и таким образом, очертить основное

направление работы во время ревизии.

Перед выездом на объект руководитель вышестоящей организации, от лица

которой проводится ревизия, выдает ревизору (руководителю бригады)

распоряжения на право проведения ревизии, в котором указываются название

предприятия, которое подлежит ревизии, дата начала и окончания ревизии.

Распоряжения регистрируется в журнале учета ревизий, который содержит почти

все те же реквизиты, что и распоряжение.

На основании изучения данных про минувшую финансово-хозяйственную

деятельность предприятия и с учетом поставленных в распоряжении задач,

руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии.

Программа включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке,

период, за который может быть проведенная ревизия, а также описание

процедуры его осуществления.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного

аппарата организации, которая назначила ревизию. Один экземпляр программы

вручают руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в

делах организации и служит для контроля выполнения.

Руководитель ревизионной бригады должен ознакомить всех членов

бригады с содержанием программы и распределить задачи между ними. Затем

члены бригады (ревизор) составляют рабочие планы проведения ревизии,

которые утверждаются руководителем ревизионной группы (бригадиром).

Рабочий план включает перечень работ, которые подлежат выполнению во

время ревизии, сроки их выполнения и способ проверки (сплошной,

выборочный), срок окончания ревизии. Прибыв на объект, ревизор

(руководитель ревизионной группы) вместе с руководством предприятия

организовывают проведения внезапных инвентаризаций кассы, материальных

ценностей. Руководитель ревизионной группы (ревизор) устанавливает связь с

местными органами (государственной налоговой администрацией, банком,

Пенсионным фондом, антимонопольным комитетом, инспекцией по делам защиты

прав потребителей, прокуратурой и т.п.).

После окончания организационной работы на предприятии ревизор

начинает документальную и фактическую проверки (см. раздел 1, п. 2). На

протяжении ревизии на отдельных листах бумаги (или в рабочей тетради или

журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты

нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и

соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам.

Рабочий план проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности шахты

«Великомостівська» за период с 1 марта 200_ г. по 1 февраля 200_ г.

ревизором І палач. Мельничук В.П.

|№ |Название работы |Способ проведения |Срок выполнения |

| | |ревизии (сплошной, | |

| | |выборочный) | |

| | | |по плану |фактически |

|1 |Ревизия кассовых |Сплошной |5–10 марта |5–11 марта |

| |операций | |200_ г. |200_ г. |

|2 |Ревизия операций за |Сплошной |11–15 марта|11–15 марта|

| |счетами в банках | |200_ г. |200_ г. |

|3 |Ревизия расчетов с |Сплошной |16–18 марта|16–17 марта|

| |подотчетными лицами | |200_ г. |200_ г. |

|4 |Ревизия основных |Выборочный |18–23 марта|18–25 марта|

| |средств | |200_ г. |200_ г. |

Следствия ревизии оформляются актом. Акты ревизии делятся на основные

и промежуточные.

Основной акт ревизии — это документ, где в обобщенном виде

фиксируются выявленные нарушения и недостатки в деятельности предприятия,

которое ревизуется. Основанием для включения фактов выявленных нарушений

или недостатков в основной акт ревизии являются сведения нарушений,

справки, промежуточные акты и т.п.

Промежуточные акты — это разовые документы, которые отображают

результаты проверки отдельных участков или объектов проверки. За

выявленными фактами нарушений от должностных лиц необходимо взять

письменные объяснения.

Результаты ревизии обсуждаются на общих сборах коллектива

предприятия, на которые принимаются соответствующие решения. Основная форма

реализации результатов ревизии — это приказ по ее результатам. Он выдается

как в том предприятии, где проводилась ревизия, так и в той организации,

которая назначила ревизию.

Последний этап ревизии — контроль за выполнением решений, принятых по

материалам ревизии. Выполнения принятых решений по результатам ревизии

контролируется путем получения информации от проверенного предприятия об

устранение выявленных недостатков и нарушений во время проведения следующей

плановой ревизии.

2.5. Организация и порядок проведения инвентаризаций

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в

Украине» от 16 июля 1999 г. № 996-ХІ определяет правовые основы

регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составление

финансовой отчетности. Однако для обеспечения достоверности данных

бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязанные

проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой

проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Статья 10 вышеуказанного Закона «Инвентаризация активов и обязательств»

удостоверяет, что объекты и периодичность проведения инвентаризации

определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев,

когда ее проведения являются обязательным в соответствии с

законодательством. Довольно справедливо аргументирует необходимость

проведения инвентаризации профессор В.В. Сопко. Он отмечает, что основным

средством бухгалтерского наблюдения за состоянием и изменениями

хозяйственных фактов является документация, однако являются такие

хозяйственные факты, которые документация не может охватить в момент их

возникновения (естественные потери, пересортица, потеря документов,

арифметические ошибки и т.п.). Поэтому возникает потребность выявления

фактического состояния ценностей и расчетов. Таким способом фактического

контроля является инвентаризация (от лат. inventarium — описание

имущества).

Основными задачами инвентаризации есть:

- выявления фактического наличия основных фондов, нематериальных активов,

товарно-материальных ценностей, средства, ценных бумаг, а также объемов

незавершенного строительства в натуре;

- установления излишка или недостатка ценностей и средства путем

сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- выявления товарно-материальных ценностей, которые частично утратили

первоначальное качество, а также материальных ценностей и нематериальных

активов, которые не используются;

- проверка соблюдения условий и порядка хранения материальных и денежных

ценностей, а также правил содержания и эксплуатации основных фондов;

- проверка реальной стоимости зачисленных на баланс основных фондов,

нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и

финансовых вложений, денег в кассах, на счетах в банках, денег в пути,

дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

Последовательность осуществления инвентаризаций регламентируется

Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов,

товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов,

утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 № 69, с

изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства финансов

Украины от 05.12.97 № 268. Ответственность за организацию инвентаризаций

несет руководитель предприятия.

Прежде всего, инвентаризации проводятся на предприятиях, заведующие

которых некачественно и несвоевременно составляют и подают отчеты,

несвоевременно и не полностью сдают выручку.

Проведения инвентаризации всех статей баланса обязательно перед

составлением годовой финансовой отчетности, кроме имущества, инвентаризация

которого проводилась не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация

зданий, сооружений и других недвижимых объектов основных средств может

проводиться один раз на трех года, а библиотечных фондов — один раз на пять

лет. Инвентаризации обязанности при передаче имущества государственного

предприятия в аренду, ее приватизации, при передаче ценностей, в случае

установления фактов краж, по предписаниям судейско-следственных органов,

после техногенных аварий, пожара, стихийного бедствия и в случаях

ликвидации предприятия.

Материалы инвентаризации и решения относительно регулирования

расхождений утверждаются руководителем предприятия с включением результатов

в отчет за период, в котором законченная инвентаризация, а также в годовой

отчет. Проведения инвентаризации при передаче государственного предприятия

в аренду, приватизации имущества осуществляется соответственно Положению,

утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.93 № 158.

Для проведения инвентаризаций на предприятиях распорядительным документом

их руководителя создаются постоянно действующие комиссии и в отдельности —

рабочие инвентаризационные комиссии по привлечению к ним опытных

специалистов. После окончания инвентаризации обязательно проводят

контрольные проверки качества переучета ценностей с участием постоянно

действующих и рабочих инвентаризационных комиссий.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом.

Регистрацию проведенных контрольных проверок осуществляет бухгалтерия

в специальной книге.

Название

предприятия

Акт

контрольной проверки инвентаризации ценностей

на складе № 2 ___________ , где проводилась

инвентаризация 9 октября 200_ г.

Инвентаризация ценностей проводилась на 9 октября 200_ г. комиссией в

составе: члена постоянно действующей инвентаризационной комиссии — главного

бухгалтера гуртовні Нестеренко Г.П., главы инвентаризационной комиссии —

Кулаги О И., членов инвентаризационной комиссии — Якименко Б.Р., Бурдейного

Я.С.

Контрольной проверкой установлено:

1. В соответствии с Инвентаризационным описанием значится в наличии

_____________ наименований ценностей на сумму ________ грн. __ коп.

2. Результаты проверки:

|№ по |Наименования |Значится в |Фактически выявлено |Результат |

|описи |контрольное |инвентаризационно|контрольной |проверки (+ |

| |проверенных |й описи |проверкой |больше, – меньше)|

| |ценностей | | | |

|Приходные и расходные кассовые ордера |Проверка фактического наличия |

|Журнал регистрации приходных и |средства, ценных бумаг и других |

|расходных кассовых документов |ценностей кассы (инвентаризация) |

|Книга учета принятых и выданных |Проверка полноты оприходования и |

|кассиром денег. Отчет кассира |обоснованности расходования денежной |

|(кассовая книга). |наличности по целевому назначению |

|Журнал-ордер № 1 по счету 30 «Касса» |Проверка соответствия данных отчетов |

|Главная книга и баланс к счету 30 |кассира и приложенных к ним документов|

|«Касса» |записям журнала-ордера № 1, Главной |

| |книги и баланса по счету 30 «Касса» |

Сравнивая данные журнала-ордера № 1 с Главной книгой, ревизор

устанавливает реальность сумм остатков кассы путем проверки записей из

дебета и кредита счета 30 «Касса», сделанных на основе приходных и

расходных кассовых ордеров. Ведь можно механически уменьшить сальдо из

счета кассы (во всех регистрах бухгалтерского учета, кассовой книге и

балансе) и одновременно уменьшить или сальдо нереальной кредиторской

задолженности, или сальдо собственного капитала, или сальдо счета 285

«Торговая наценка».

В отдельных случаях, наоборот, увеличивают сальдо у дебиторов, затрат

и на других счетах.

Иногда сальдо кассы уменьшают за счет механического увеличения итога

кредиторской стороны счета 30 «Касса» в журнале-ордере № 1 в дебет счетов

затрат, расчетов, собственного капитала и т.п.

Особое внимание ревизор уделяет проверке своевременности

оприходования полученных по чекам денег из банка, на сумму которых в день

получения выписывается приходный кассовый ордер. Одновременно ревизор

находит корешок чека, на основании которого полученные деньги, и отмечает

на нем: «Оприходован».

Есть несколько случаев, когда механически увеличивают общий итог

расчетно-платежной ведомости при начислении заработной платы (счет 66

«Расчеты из оплаты работы»).

В момент выписки расходных кассовых ордеров иногда строки «прописью»

не заполняются, а после выдачи денег дописываются нужные цифры.

Во время проверки правильности выплаты денег по платежным ведомостям

следует выборочно установить, все ли записанные в ведомость лица фактически

работали на предприятии, не ли было среди них подставных, на которые

выписывается заработная плата с целью ее присвоения.

Такие факты можно установить путем сопоставления данных ведомости на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.