рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

Международной федерации бухгалтеров (далее - международные стандарты

аудита);

и) разработка и утверждение программы реформирования системы

бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике;

к) обеспечение баланса интересов пользователей и подготовителей

стандартов бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита.

Для решения поставленных задач Государственная комиссия выполняет

следующие функции:

- разрабатывает основные направления работы по совершенствованию

национальных стандартов бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита;

- осуществляет координацию деятельности в области бухгалтерской,

финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике в целях

устранения противоречий нормативным актам и методическим указаниям по

бухгалтерской, финансовой отчетности и аудиту Государственной комиссии

нормативных актов и методических указаний следующих государственных

органов Кыргызской Республики: Национального банка Кыргызской

Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики,

Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по

рынку ценных бумаг;

- разрабатывает и утверждает Концепцию национальной системы

бухгалтерского учета в Кыргызской Республике, Концепцию развития

аудита в Кыргызской Республике;

- утверждает национальные стандарты бухгалтерской, финансовой

отчетности и аудита, соответствующие по форме и содержанию

международным стандартам финансовой отчетности и аудита;

- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регулирующих

бухгалтерскую, финансовую отчетность и аудиторскую деятельность в

Кыргызской Республике;

- обеспечивает реализацию Закона Кыргызской Республики "Об аудиторской

деятельности";

- дает разъяснения по вопросам применения национальных стандартов

бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита;

- выдает лицензию на осуществление аудиторской деятельности,

приостанавливает (аннулирует) указанные лицензии в соответствии с

требованиями законодательства Кыргызской Республики;

- ведет реестр и вносит в него сведения обо всех нормативных правовых

актах, принимаемых государственными органами Кыргызской Республики в

области бухгалтерской и финансовой отчетности;

- совершенствует нормативные правовые акты в области бухгалтерской и

финансовой отчетности на основе национальных стандартов бухгалтерской

и финансовой отчетности;

- ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;

- публикует в средствах массовой информации сведения о выданных,

приостановленных (аннулированных) лицензиях на осуществление

аудиторской деятельности;

- оказывает содействие в разработке образовательных программ в области

бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита;

- осуществляет в установленном порядке профессиональные контакты с

международными и профессиональными отечественными организациями

бухгалтеров и аудиторов, международными комитетами по стандартам

финансовой отчетности и аудиторской практике, а также участвует в

подготовке проектов международных договоров, соглашений в области

бухгалтерской, финансовой отчетности и аудиторской деятельности с

представлением интересов Кыргызской Республики.

Кроме того, Постановлением коллегии Государственной комиссии при

Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и

аудиту утверждено положение о Консультативном совете Государственной

комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой

отчетности и аудиту№3 от 10 мая 2001 года. Согласно которому, Совет

является консультативно-совещательным органом, созданным для рассмотрения

нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, финансовой

отчетности и аудита, представляемых Совету Госкомиссией. Совет является

постоянно действующим органом Госкомиссии.

К задачам Консультативного совета относятся:

- рассмотрение нормативных правовых актов в области бухгалтерского

учета, финансовой отчетности и аудита;

- представление рекомендаций по вопросам, входящим в его компетенцию

для рассмотрения на заседаниях коллегии Госкомиссии;

- оказание консультативной помощи Госкомиссии по вопросам

совершенствования системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности

и аудита.

Еще одним нормативным документом является Закон Кыргызской Республики

«Об аудиторской деятельности» № 82, принятый 26 июня 1998 года, который

состоял из 9 разделов и 40 статей (большая часть которых требовала

радикальных изменений).

29 сентября 2001 года Правительство Кыргызской Республики издало

постановление № 594 о проекте Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской

деятельности».

Последующий Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»

№ 134, был принят 30 июля 2002 года и причиной этого явились следующие

факторы (именно они то и инициировали разработку нового закона):

- 12 апреля 2000 года были зарегистрированы Кыргызские стандарты

аудита (КСА) в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. В связи с

принятием появилась необходимость исключения статей закона,

дублирующих КСА;

- в предшествующем Законе Кыргызской Республики «Об аудиторской

деятельности» были статьи, предусматривающие «Гражданско-правовую

ответственность аудиторов и аудиторских организаций» и «имущественную

ответственность аудиторов». Однако имущественная ответственность – это

составная часть гражданско-правовой ответственности, которая отражена

в Гражданском Кодексе Кыргызской Республики (глава 20 «Ответственность

за нарушение обязательств», глава 31 «Возмездное оказание услуг»).

- нормы закона зачастую дублируют другие законы, например, статьи,

определяющие права и обязанности аудиторов и заказчиков, порядок

заключения договоров. Все эти взаимоотношения регулируются нормами

Гражданского Права и не требуют повторения в Законе «Об аудиторской

деятельности»

- статьи о лицензировании аудиторской деятельности дублировали статьи

Закона Кыргызской Республики «О лицензировании» и Положения «О

лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» и др.

Проведя анализ нормативно-правовой базы в области аудита, Национальная

комиссия по стандартам финансовой отчетности и а аудиторской деятельности

при Президенте Кыргызской Республики (в последующем преобразованная в

Государственную комиссию при Правительстве Кыргызской Республики по

стандартам финансовой отчетности и аудиту) в ноябре 2000 года приняла

решение об образовании Рабочей группы по работе над новым проектом закона.

В состав Рабочей группы вошли ведущие специалисты: руководители

профессиональных аудиторских объединений, известных аудиторских компаний,

юристы, преподаватели ВУЗов, специалисты государственных учреждений –

Министерства финансов Кыргызской Республики, Национального Банка Кыргызской

Республики, госкомиссии по рынку ценных бумаг и др.

Организационная работа над проектом закона строилась следующим

образом:

- были изучены законы Казахской Республики, Узбекской

Республики, Российской Федерации, нормативные правовые акты Кыргызской

Республики и др., составляющие правовое поле аудиторской деятельности;

- были организованы встречи с аудиторами республики по изучению

их предложений и замечаний;

- были учтены предложения и замечания международных доноров

(Азиатского Банка Развития и др.), а также профессиональных

аудиторских объединений и аудиторских компаний.

Наряду с вышеперечисленными факторами, побудившими к активной работе

по совершенствованию законодательства в области аудита, были – принятие в

Кыргызской Республике Международных стандартов финансовой отчетности

(МСФО), подготовительная работа по принятию Международных стандартов аудита

(МСА) и высокие требования, предъявляемые в настоящее время к аудиторской

профессии.

Так принятый закон предполагает, что квалификационный сертификат,

единожды полученный аудитором после прохождения всех необходимых

сертификационных процедур (обучение, сдача экзамена), не имеет срока

действия (бессрочен), тогда как предшествующий закон ограничивал срок

действия квалификационного сертификата аудитора. Такое положение полностью

согласуется с практикой сертификации аудиторов в странах, имеющих

многолетний опыт и хорошие, признанные во всем мире традиции. Безусловно,

знания, полученные аудиторами и подтвержденные сдачей квалификационного

экзамена, в области бухгалтерского учета, налогов, права, теории и практики

аудита, требуют постоянного обновления. Однако этот процесс должен решаться

путем ежегодного поддерживающего образования, обязательного для

сертифицированных аудиторов. Требование о прохождении ежегодного обучения

определены в статье 9 принятого закона 7 августа (28 июня) прошлого года.

Предшествующий закон предусматривал три типа сертификатов, в принятом

законе предусматривается единый квалификационный сертификат, дающий право

аудитору на получение лицензии на осуществление аудита любых субъектов. Это

правильное решение, так как стандарты бухгалтерского учета и стандарты

аудита едины для всех видов деятельности, и аудиторы обязаны их знать.

Предшествующий закон позволял международным транснациональным

аудиторско-консалтинговым компаниям работать на нашем рынке не

регистрируясь и не имея лицензии, а подтверждая свои аудиторские заключения

местными аудиторами.

Статья 5 нового закона предусматривает, что «иностранные аудиторские

организации могут осуществлять аудиторскую деятельность Кыргызской

Республике только при образовании соответствующих организаций-резидентов

Кыргызской Республики». Любая иностранная компания должна ознакомится с

требованиями законодательства и провести все предписанные регистрационные

процедуры для того, чтобы осуществлять деятельность на рынке Кыргызской

Республики. В связи с этим иностранные компании поставлены в равные

условия, как и отечественные аудиторские компании, соблюдая и неся

ответственность согласно кыргызскому законодательству.

В прежнем законе была статья, согласно которой более половины голосов

при принятии решений в органах управления компаний должно было принадлежать

аттестованным аудиторам. Это противоречило интересам компании «большой

четверки» и они не могли принять этого. В новом законе этих ограничений

нет.

Статья 5 закона обязывает тому, что «не менее 50% кадрового состава

аудиторской организации должны составлять граждане Кыргызской Республики,

постоянно проживающие на территории Кыргызской Республики, а в случае, если

руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не

менее 75 %».

Иностранные компании, желающие направлять свои инвестиции в

Кыргызстан, как правило, пользуются услугами надежных аудиторов, которыми

чаще всего являются представители «большей четверки». Крупные

международные аудиторские организации не только проводят аудит, но и

приводят инвестиции. Сняв ограничения для прихода иностранных аудиторских

компаний в нашу республику, это тем самым способствует привлечению в

республику и крупных инвесторов и создает благоприятную среду для

привлечения инвестиций из-за рубежа.

Напряженная работа на протяжении нескольких лет Госкомиссии в области

разработок национальных стандартов аудита увенчалась успехом, и Кыргызские

стандарты аудита были утверждены приказом Госкомиссии по аудиторской

деятельности при Правительстве Кыргызской Республики от 4 апреля 2000 года

под № 5.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 4 апреля 2000 года N 5

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от

9 марта 2000 года N 124 «Об утверждении Правил подготовки и государственной

регистрации нормативных правовых актов министерств, Фонда государственного

имущества, Социального фонда, государственных комитетов, административных

ведомств Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики,

местных государственных администраций и органов местного самоуправления» и

во исполнение поручения Аппарата Премьер-Министра Кыргызской Республики от

28 марта 2000 года N 24-3740 приказываю:

1. Утвердить:

- кыргызские стандарты аудита в целом.

2. В установленном порядке представить в Министерство юстиции

Кыргызской Республики для регистрации.

Председатель Государственной

комиссии по аудиторской деятельности

при Правительстве Кыргызской Республики

Б.Шайиков

Утверждены

приказом Государственной

комиссии по аудиторской

деятельности при Правительстве

Кыргызской Республики

от 4 апреля 2000 года N5

КЫРГЫЗСКИЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

|СТАНДАРТ 1 |ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ |

|СТАНДАРТ 2 |КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА КЫРГЫЗСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА |

|СТАНДАРТ 3 |ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |

|СТАНДАРТ 4 |УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ |

|СТАНДАРТ 5 |КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ РАБОТЫ |

|СТАНДАРТ 6 |ДОКУМЕНТАЦИЯ |

|СТАНДАРТ 7 |МОШЕННИЧЕСТВО И ОШИБКИ |

|СТАНДАРТ 8 |РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ АУДИТЕ |

| |ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |

|СТАНДАРТ 9 |ПЛАНИРОВАНИЕ |

|СТАНДАРТ 10 |ЗНАНИЕ БИЗНЕСА КЛИЕНТА |

|СТАНДАРТ 11 |СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ |

|СТАНДАРТ 12 |ОЦЕНКА РИСКОВ И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ |

|СТАНДАРТ 13 |АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ |

|СТАНДАРТ 14 |ВОПРОСЫ АУДИТА, СВЯЗАННЫЕ С СУБЪЕКТАМИ, ПОЛЬЗУЮЩИМИСЯ |

| |УСЛУГАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ |

|СТАНДАРТ 15 |АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА |

|СТАНДАРТ 16 |АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РССМОТРЕНИЕ |

| |ОСОБЫХ СТАТЕЙ |

|СТАНДАРТ 17 |ПЕРВАЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА - НАЧАЛЬНЫЕ ОСТАТКИ |

|СТАНДАРТ 18 |АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ |

|СТАНДАРТ 19 |АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОЧНОГО |

| |ТЕСТИРОВАНИЯ |

|СТАНДАРТ 20 |АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ОЦЕНОК |

|СТАНДАРТ 21 |СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ |

|СТАНДАРТ 22 |ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ |

|СТАНДАРТ 23 |ДОПУЩЕНИЕ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ |

|СТАНДАРТ 24 |ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА |

|СТАНДАРТ 25 |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА |

|СТАНДАРТ 26 |РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА |

|СТАНДАРТ 27 |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА |

|СТАНДАРТ 28 |АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |

|СТАНДАРТ 29 |СОПОСТАВЛЕНИЯ |

|СТАНДАРТ 30 |ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ПРОШЕДШУЮ АУДИТ |

| |ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ |

|СТАНДАРТ 31 |АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО АУДИТУ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ |

|СТАНДАРТ 32 |ИЗУЧЕНИЕ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |

|СТАНДАРТ 33 |ЗАДАНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЗОРА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |

|СТАНДАРТ 34 |ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР |

|СТАНДАРТ 35 |ЗАДАНИЯ ПО СБОРУ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ |

Эти стандарты были зарегистрированы в Министерстве юстиции Кыргызской

Республики 12 апреля 2000 года под регистрационным номером 56.

В этом году 22 апреля вышло постановление Правительства Кыргызской

Республики «О Международных стандартах аудита в Кыргызской Республике»,

согласно которому в целях развития и совершенствования аудита в Кыргызской

республике и приведения его в соответствие с Международными стандартами

аудита Правительство Кыргызской Республики постановляет:

«1. Утвердить в качестве стандартов аудита в Кыргызской Республике

Международные стандарты аудита 2001 года издания (далее - МСА), издаваемые

Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации

бухгалтеров, гор. Нью-Йорк (далее - КМАП МФБ)».

В каждой развитой стране развитие и влияние общественных организаций

осуществляется по-разному. Так, порядок регулирования аудиторской

деятельности в Кыргызской Республике можно представить следующей схемой:

Схема 2

[pic]

Другой не маловажной группой документов, относящихся к аудиту,

являются общепринятые стандарты. Основные и смежные аудиторские стандарты в

странах Запада (конечно и в нашей республике), как правило, затрагивают

весьма обширный круг вопросов. Разумеется, некоторые наиболее специфические

из них не могут оказаться полезными для аудиторов нашей страны в ближайшие

годы, поскольку далеко несопоставима та экономическая реальность, в которой

работают кыргызские и англо-американские, испаноязычные, французские или

немецкие аудиторы. Однако в экономической литературе СНГ и нашей страны

такие стандарты и даже их проекты практически отсутствовали. И только в

конце 90-х гг., с появлением первых переводных работ, была осознана

целесообразность исследования значительной части вопросов аудиторской

теории и практики, затрагиваемых в западных стандартах.

Так, самыми полными действующими руководящими материалами в США

являются десять общепринятых стандартов аудита. Они были подготовлены

специалистами АIСРА в 1947 г. и с тех пор претерпели минимальные изменения.

Десять общепринятых стандартов не являются какими-либо конкретными

инструкциями по проверке определенных участков учетной работы. Они не

настолько подробны, чтобы аудиторы-практики могли использовать их как

весомое руководство для каждодневной работы. Но, как было показано выше на

примере США, они представляют собой основу для разъяснений АIСРА даже по

вопросам этического поведения аудиторов. Эти десять стандартов полностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.