рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

документы были разработаны АК «Казахстанаудит» при поддержке программы

ЮСАИД «Рынка капитала», являющейся официальным спонсором консультантов

«Прайс Уотерхаус ЛЛП». Кодекс этики аудиторов и стандарты по аудиту в

соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» в республике

Казахстан» имеют силу нормативных актов и обязательны для исполнения всеми

аудиторскими фирмами и аудиторами на территории Казахстана.

При создании аудиторских организаций в Республике Казахстан не

ограничивались лишь одной организационной формой как «Казахстанаудит», а

существует их разнообразие. Аудиторские фирмы здесь были образованы в виде

представительств иностранных аудиторских фирм, совместных предприятий,

акционерных обществ, малых частных и индивидуальных предприятий. Совместная

деятельность в одной фирме казахстанских и зарубежных аудиторов взаимно

обогащает и служит надежной гарантией высокого качества аудита, отвечающего

самым придирчивым мировым стандартам. Перспективы развития аудита в

ближайшем будущем видятся нам в следующих направлениях. Первое — это

расширение сети международных аудиторских фирм, как первый тип —

представительства иностранных компаний. Практически вся «большая шестерка»

начала свою деятельность в Казахстане. Ее фирмы начали участвовать в

крупных тендерах и их клиентами в Казахстане выступили крупные

международные, совместные н казахстанские компании и банки. Например

компании «Филип Моррис» в Алматы и «Тенгиз-Шеврон», нефтяные компании мира,

входящих в консорциум «Каз-каспийшельф», «АгШиг Апдегзеп» — «Дрезднер-банк»

и «Альбарака банк», Национальный и коммерческие банки республики и т. д.

Следующее направление — создание совместных аудиторских предприятий с

аудиторскими фирмами стран СНГ. Первая международная аудиторская фирма в

Казахстане была организована на базе небольшой аудиторской фирмы «Бюро

Жанат» одной из крупнейших мировых аудиторских фирм — КРМG,

зарегистрированной в Нидерландах. В феврале 1996 года создано совместное

предприятие «КРМG» и стало в Казахстане таким образом первой международной

аудиторской фирмой.

Генеральным директором фирмы стали Жанат Берда-лина, а партнерами

Майкл Роберте и Брайн Рус, имеющие сертификат государственного бухгалтера

США и большой опыт работы в офисе КРМG в Москве. Первый является крупным

специалистом в области международного налогообложения, а второй — ведущий

международный аудитор.

Штат фирмы насчитывает всего 45 человек, четверо из которых имеют

квалификационное свидетельство аудитора Республики Казахстан, еще четверо —

сертификаты иностранных аудиторов. Кроме того, в фирме работают

высококвалифицированные эксперты-бухгалтеры, консультанты по

налогообложению и бизнесу, юристы и другие специалисты. Сотрудники фирмы

владеют казахским, русским, английским и французским языками.

Следует подчеркнуть, что, помимо аудита, консалтингового менеджмента и

проблем налогообложения, профессионалы фирмы проводят экспертизу местных

рынков, что позволяет сосредоточить внимание на тех аспектах и

направлениях, которые оказывают существенное влияние на развитие

промышленности и укрепление рыночных отношений. Кроме того, фирма

предоставляет консультации, связанные с бизнесом местного уровня и

законодательными прогнозами, знание которых необходимо бизнесменам для

принятия наиболее оптимальных решений.

В своей деятельности фирма тесно сотрудничает с Палатой аудиторов

Республики Казахстан, от которой всегда получает поддержку.

Третья группа направления развития аудита — это крупные межотраслевые

аудиторские компании (для промышленности, сельского хозяйства,

строительства, торгово-снабженческой и других отраслей). Они могли бы

работать

по специфической тематике, иметь практическую направленность

деятельности, оказывать достаточно широкий спектр услуг отечественным

предприятиям.

Четвертой организационной формой развития является формирование

самостоятельных малых аудиторских фирм, в состав которых входило бы

несколько аудиторов. Диапазон деятельности таких групп по содержанию

оказываемых ими услуг может быть достаточно широким. При объединении

небольшой группы высококвалифицированных специалистов обеспечиваются

концентрация и гибкость основной деятельности, непосредственный контакт с

заказчиками — клиентами, возможность маневрирования услугами и

человеческими ресурсами. Усилия для внутренней координации деятельности

группы также невелики. Все это позволяет повысить целенаправленность и

оперативность услуг, снизить их стоимость. Например, частный

консультационно-аудиторский Центр «Ержанов и К» является одной из ведущих

аудиторских фирм в республике. Центр был выбран в качестве консультанта

Главной налоговой инспекции Республики Казахстан и Госстрахнадзора

Республики Казахстан. Генеральный директор Центра — ЕРЖАНОВ МУХТАР

САЛТАЕВИЧ, имеющий свидетельство аудитора № 0004, доктор экономических

наук, вице-президент Палаты аудиторов РК, консультант Главной налоговой

инспекции РК.

Специалистами Центра являются:

— консультанты-аудиторы, имеющие опыт работы в известных зарубежных

аудиторских фирмах (Артур Андерсен и Прайс Уотерхаус), прошедшие обучение

по международным стандартам учета в Англии, Шотландии, Голландии, Турции и

владеющие иностранными языками;

— практики, имеющие большой опыт работы в иностранных компаниях и

казахстанских акционерных обществах различных отраслей народного хозяйства;

— специалисты, имеющие опыт работы в коммерческих банках, страховых

компаниях и налоговых инспекциях;

— ученые в области аудита, финансов и учета, авторы работ по ценным

бумагам, бухгалтерскому учету и аудиту.

Специалисты Центра оказывают консультационные и аудиторские услуги:

— иностранным фирмам и представительствам (аудит, подготовка налоговых

деклараций, консультации и помощь в ведении бухгалтерского учета,

обучение); — казахстанским предприятиям (консультации по подготовке

документов и финансовых отчетов при акционировании, аудит с предоставлением

аудиторских заключений, аудит вкладов в уставной фонд, консультации по

налогам и бухгалтерскому учету, обучение).

— коммерческим банкам (аудит финансовой отчетности и консультации по

налогообложению).

Организация аудиторства в виде малых предприятий могла бы стать в

будущем одной из самых эффективных, Однако более приемлемы небольшие фирмы

с разными возможностями объединения в интересах решения задания,

получаемого от клиента. Такая фирма в состоянии гибко маневрировать своими

действиями, хотя и предъявляет повышенные требования и координирование при

выполнении договоров и т. п. Только на основе подобной организации

постепенно будут формироваться корпоративные типы, которые со временем

образуют более крупные аудиторские фирмы.

Пятое направление — это создание условий для получения лицензий

(сертификатов) на аудиторскую деятельность в других государствах.

Требование при этом к соискателю такого документа должно предъявляться одно

— он должен сдать дополнительный экзамен на знание законодательства и

государственного языка этой страны.

Шестой организационной возможностью является консультирование в

одиночку. Речь здесь идет не о консультировании по совместительству, а об

основной работе консультанта-профессионала. Стоимость услуг такого

консультанта из-за отсутствия накладных расходов относительно низка. Оплата

его услуг — это, по существу, выплата заработной платы за консультационные

услуги плюс возмещение некоторых дополнительных расходов (транспорт,

командировочные расходы и т. д.). Но услуги консультанта-профессионала

несколько ограничены: в случае его болезни, специфичности профиля

деятельности, затрат времени и сил на работы вспомогательного характера и

т. д. Надо сказать и еще об одном. В условиях Казахстана, где рыночная

экономика только-только встает на ноги, аудитору-одиночке успешно работать

практически невозможно. Поэтому целесообразно, чтобы аудит проводили фирмы.

Для заказчика это выгодно: гарантий качества и надежности у юридического

лица значительно больше, чем у физического, а это обстоятельство сегодня

является актуальным. Вместе с тем есть типы людей, которые наиболее

результативно работают именно в одиночку. Такое консультирование

предоставляет им хорошую возможность проявить себя. К примеру, численность

большинства зарубежных консультативных фирм невелика — один-три

консультанта, а в Дании из 400 действующих консультантов 75% работают в

одиночку.

Реализация вышеперечисленных направлений должна быть усилена и

законодательным закреплением признания всеми государствами в качестве

юридического документа аудиторского заключения любой страны, составленного

надлежащим лицом и оформленного соответствующим образом.

Несмотря на относительно короткий срок функционирования, анализ

деятельности аудиторских организаций позволяет выявить основные направления

их деятельности и формы взаимосвязи с предприятиями разного типа. Анализ

содержания заказов на проведение аудиторских проверок показывает, что среди

них преобладали:

— проверки финансово-хозяйственной отчетности и правильности

начисления налоговых платежей хозяйствующими субъектами;

— оценка стоимости недвижимого имущества и прав на результаты

интеллектуальной деятельности, вносимых в качестве долей в уставные фонды

акционерных обществ и других видов хозяйственных товариществ;

— подтверждение баланса и составление налоговых деклараций.

Наиболее развитой и традиционной формой деятельности аудиторских фирм

является выполнение традиционных управленческих функций (составление

бухгалтерского баланса, введение учета и т. д.)

Следующей традиционной и по-прежнему актуальной функцией аудиторских

фирм является экспертно-аналитическая. В условиях расширения хозяйственной

самостоятельности предприятий и повышения их интереса к экономическим

результатам своей деятельности все больше внимания уделяется вопросам

комплексного анализа результатов последней и оценке эффективности

направлений развития.

Еще одна из весьма важных функций аудиторских организаций заключается

в помощи управленческим кадрам в овладении новыми методами и приемами

работы (например, обучение пользованию компьютерами в учете и контроле,

работа с современными информационными системами и др.)

Чтобы более обоснованно выбрать варианты развития предприятия,

привлекают аудиторов для проведения диагностического анализа и разработки

перспектив развития и определения первоочередных мероприятий и условий их

осуществления. В том случае, когда основную часть работ осуществляют

сотрудники предприятия, аудиторская фирма выполняет роль эксперта; если

предприятие не обладает необходимой мощностью специалистов, то фирма ведет

непосредственные разработки.

Принимает активное участие в казахстанском аудите международные

аудиторские фирмы и специалисты. Прежде всего зарубежным специалистам,

прибывшим на работу в Казахстан и в страны СНГ, пришлось основательно

осваивать национальные особенности. Начиная от изучения законодательства в

области финансов и аудита и кончая национальными традициями и менталитетом.

Нельзя сбрасывать со счетов и языковые трудности — их тоже надо было

преодолеть.

Казахстанским специалистам также пришлось менять многие свои привычки

и осваивать опыт и методы работы международных аудиторских фирм. В

частности, привыкать к тому, что практически по каждому виду аудита имеются

не только международные стандарты, но и довольно объемные методические

указания и рекомендации, которые необходимо исполнять. Понятно, что к

такому порядку тоже надо было не только привыкнуть, но и заставить себя

ежедневно пополнять свой запас профессиональных знаний. Иностранцы, как

говорится, с детства приучены трудиться в условиях жесточайшей конкуренции.

Казахстанцам же эту науку пришлось осваивать лишь а последние .годы. Самое

деятельное участие принимают во встрече Рабочей группы по аудиту

Координационного Совета стран СНГ о методологии бухгалтерского учета,

посвященной вопросам разработки концепций и нормативных актов по

аудиторской деятельности, состоящейся в июне 1996 г. в Киеве, а в сентябре

1996 г. в Москве, 30 июня - 3 июля 1997 г. также в Москве представители

Палаты аудиторов Казахстана. Инициаторами этих заседаний выступили Отдел

транснациональных корпораций и инвестиций Комиссии ООН по торговле и

развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР) Европейского Сообщества и Ассоциации бухгалтеров и аудиторов стран

СНГ. В настоящее время специалисты АК «Казахстанаудит» участвуют в

разработке модельного закона стран СНГ по аудиту и стандартов аудита.

Палата аудиторов РК заключила соглашение о сотрудничестве с аудиторской

палатой России, налаживает деловые соотношения с аудиторскими организациями

Узбекистана, Белоруси и др. странами СНГ.

Безусловно, что в условиях развития и установления основ рыночной

экономики требования к качеству аудиторской деятельности будут с каждым

днем возрастать, и это вполне объяснимо. Понимая это, АО «Казахстанаудит» и

Палата аудиторов РК, используя накопленный опыт не только Казахстана, но и

других стран ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывают свои стандарты и

придерживаются МСА для того, чтобы в Казахстане престиж аудита был высоким,

на уровне мировых стандартов.

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в

Кыргызской Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как

предпринимательской деятельности.

Период развития аудиторской деятельности в нашей республике довольно

короток. Еще 15 лет назад в республике и не знали о слове «аудит» и более

того, не существовало такой профессии. В то время - при Советском Союзе

существовали лишь контрольные и ревизионные службы, которые и явились

частью фундамента для возникновения и развития новой предпринимательской

деятельности - аудиторской отрасли.

Исследование развития ранее существующей контрольной службы Кыргызской

Республики показало, что его становление осуществлялось в четыре этапа:

ревизионный — до 1960 г., оптимизационный — 1960-1975 гг., функциональный —

с 1975 г. и рыночный — с 1990 г.

Начальный период характеризуется, в основном, проверкой годового

баланса и отчета о работе предприятий, соблюдения законодательной основы.

Оптимизационный этап связан с активным развитием производственных сил

в Кыргызской Республике, ведомственно-отраслевой специализацией и развитием

научно-технического прогресса. Для этого периода характерным явлением стало

широкое внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники

во всех сферах деятельности, включая и контрольную службу.

Функциональный этап развития контроля в республике связан с временным

усложнением хозяйственных процессов.

Четвертый — рыночный этап связан с интеграцией страны в мировую

экономику, развитием различных форм собственности и усложнением технических

и стратегических задач управления хозяйственными субъектами в условиях

рынка. На этом этапе возрастает роль контроля в решении

народнохозяйственных задач и возникает потребность в независимом контроле —

аудите.

При плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в

независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне

заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля,

сосредоточенная на принципе упущений и злоупотреблений в хозяйственной

деятельности предприятий, выявлении ошибок в учете и отчетности, нахождении

и наказании виновных.

С возникновением предпринимательской деятельности, появлением

совместных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа,

коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов потребность в

достоверной информации ощущается особенно остро.

В современных условиях главной целью хозяйствующих субъектов должно

быть формирование и развитие элементов рыночного хозяйства, реформирование

собственности, внедрение товарно-денежных отношений, в производстве и

потреблении, предпринимательстве. Предприниматель — это деловой, и

решительный человек, обладающий управленческими, организаторскими и

творческими способностями, умеющий экономически, достаточно хорошо

ориентироваться в; сложной рыночной среде, включая порядочные, честные

взаимоотношения с государством в лице финансовых, налоговых,

внешнеэкономических и т.п. конкретных органов.

Западные специалисты справедливо считают, что предприниматели — это

цвет нации, ее золотой запас, деловой потенциал страны, выраженный в

людском материале, в человеческих ресурсах. Именно это и вызвало

необходимость изучения деятельности между субъектами экономики, стремление

участников обмена деятельностью реализовать, свои интересы, способность и

готовность идти на риск, не допускать унылого единообразия ни в

деятельности, ни в мышлении, стремиться к творческому разнообразию в своей

жизни.

Организационные формы предпринимательства в условиях развития рыночной

экономики могут быть разнообразными, однако, все это многообразие можно

привести к следующей основной схеме

Переход экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление

огромного числа новых по своей форме предприятий, кооперативов, малых

предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной

ответственностью, межотраслевых концернов, корпораций, ассоциаций,

объединений, компаний, совместных предприятий с участием иностранных

инвесторов, бирж, коммерческих банков. В связи с чем в предпринимательскую

деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных бизнесменов и

производственников нового поколения, которые, однако, не обладали должным

опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма

приблизительное представление о законах и нормах Кыргызской Республики,

регламентирующие работу хозяйствующих субъектов (предприятий). В этом числе

законы о бухгалтерском учете и отчетности и об аудиторской деятельности.

Неотработанность и непринятие ряда законодательных актов, в свою очередь,

особенно не гарантировали уверенность собственника в предпринимательском

деле. На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость

оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их

коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений,

предусмотренных государственными законами. Движение к правовому государству

предполагает обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их

строгое соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения

в организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.