рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

Далее мы приводим конспект урока с применением лабораторной работы

исследовательского характера.

Конспект урока на тему:

«ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: развить понятие «цветок», включая подробности строения пестика и

тычинок, подвести учащихся к выводу, что цветок – это орган

размножения.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать понятие о цветке как видоизмененном побеге,

служащим для семенного размножения; о пестике, тычинках,

околоцветнике, чашечке; о цветках правильных и неправильных; об

околоцветниках простом и двойном; о цветках обоеполых и

раздельнополых; растениях однодомных и двудомных. Развить умения в

написании формул цветков.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи

строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое,

эстетическое, природоохранное воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать

выводы, правильно выполнять рисунки.

МЕТОДЫ:

Словесный – рассказ с элементами беседы.

Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала

(фиксированные цветки), иллюстраций учебника.

Практический – лабораторная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный

материал, препаровальные иглы, лупы.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята, садитесь.

В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?

О: - Видоизменения побегов.

В: - Что же такое побег?

О: - Побег – это стебель с расположенными на нем

листьями и почками.

В: - Какие видоизменения побегов вы знаете?

О: - Корневища, клубни, луковицы.

УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который

может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш

глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите?

(Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2).

О: - Цветок.

В: - Каких растений?

О: - Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника.

В: - А этот цветок принадлежит какому растению?

О: - ?..

УЧИТЕЛЬ: - Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей

местности растению – калине обыкновенной.

И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли,

на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег –

цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ». И целью нашего

урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни

растения.

В: - Из чего развивается побег?

О: - Побег развивается из почки.

УЧИТЕЛЬ: - И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может

располагаться и на главных, и на боковых побегах.

(Демонстрация различных положений цветков – на верхушке и на

боковых побегах)

УЧИТЕЛЬ: - Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в

тетрадь.

О: - ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег…

УЧИТЕЛЬ: - служащий для семенного размножения.

Для изучения строения цветка мы с вами откроем

научно – исследовательскую лабораторию, в которой будут существовать

различные отделения, занимающиеся рассмотрением вопросов, связанных с

этим очень важным генеративным органом. Так, запишем в тетрадь:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №… Тема: «Изучение строения цветка» на примере

цветка калины.

Для этого мы должны выбрать контингент научных работников, которые

будут осуществлять работу в этих отделах. Итак, каждый отдел будет

носить специальный характер:

1 отдел: по изучению околоцветника.

2 отдел: будет изучать строение тычинок и пестика.

3 отдел: изучает виды цветков и деление растений на однодомные и

двудомные.

Необходимо отметить одну особенность калины. Зацветает она в первой

половине июня. Сначала распускаются крупные белые цветки по периферии

щитка.

(Демонстрация фотографий)

СОЦВЕТИЯ КАЛИНЫ:

СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

Эти цветки бесполые (стерильные) и служат для привлечения насекомых

– опылителей.

(Демонстрация фотографий): СТЕРИЛЬНЫЕ ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:

СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

Затем раскрываются мелкие цветки внутри соцветия, строение которых

мы и будем изучать в ходе нашей лабораторной работы.

Итак, каждый отдел получает свои индивидуальные задания, после

выполнения которых вы должны будете сделать отчет на Совете.

Первое задание будут выполнять все три отдела. А дополнительные

будут вам указаны в инструкции.

Итак, задания:

1 отдел: 1. Строение цветка калины.

А) Рассмотреть рисунок «Строение цветка яблони».

Б) Рассмотреть рисунок «Строение цветка калины».

В) Расчленить согласно рисунку цветок калины и определить

все его части. Зарисуйте и подпишите их.

(Фиксированные цветки калины)

Г) Определить наличие или отсутствие

чашелистиков у калины

и яблони.

2. Околоцветник двойной и простой.

А) Прочитать абзац на стр. 126.

Б) Определить околоцветник у калины.

В) Сравнить изображения цветков с разными

околоцветниками и выписать в два столбика растения с простым и двойным

околоцветником: ландыш, шиповник, капуста, пролеска, картофель, лилия.

2 отдел: 1. То же.

2. Строение тычинки и пестика:

А) Прочитать абзац на стр. 127.

Б) Рассмотреть тычинки и пестик у калины.

Установить их количество.

В) Зарисовать строение тычинки и пестика

калины.

3. Цветки обоеполые и раздельнополые:

А) Прочитать абзац на стр. 127.

Б) Записать определения.

В) Привести примеры.

3 отдел: 1. То же.

2. Виды цветков:

А) Прочитать абзац на стр. 124 «Цветки

правильные и неправильные».

Б) Дописать схему:

Цветки

Правильные Неправильные

Примеры подберите по рисункам: вишня, горох, фиалка, пастушья

сумка, томат, львиный зев.

3. Растения однодомные и двудомные:

А) Прочитать абзац на стр. 128.

Б) Привести примеры.

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас мы заслушаем отчеты наших научных работников.

ОТЧЕТЫ:

1 отдел: 1. А) Строение цветка яблони.

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными

тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг тычинок и

пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из

листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие

венчик. Наружные листочки – чашелистики, - образуют чашечку.

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых

несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка,

паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижний части в трубку.

Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные.

Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у

основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики,

чашелистики нижними частями страстаются в трубку. У других, например у

герани, чашелистики не срастаются.

Тоненький стебелек, на котором у большинства растений

сидит цветок, называются цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть,

которая может принимать различную форму – цветоложем.

Б)

В)

Г) (Демонстрация фотографий).

ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:

СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

Д) У яблони есть чашелистики, а у калины они отсутствуют.

2. А) Околоцветник простой и двойной.

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой

околоцветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста,

роза и многие другие растения.

У некоторых растений, главным образом, у однодольных

(лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее

одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений

листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана

или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачная.

Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют

голыми.

Б) У калины простой околоцветник.

В) ПРОСТОЙ: ландыш, пролеска, лилия.

ДВОЙНОЙ: шиповник, капуста, картофель.

2 отдел: 1. То же.

2. А) Строение тычинки и пестика.

У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого

созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет

рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися

между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные, и

каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся

семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Б) Рассмотрев строение трубчатого цветка калины, мы

установили, что количество тычинок = 5, а пестик – 1.

В) Строение цветка калины.

3. А) Цветки обоеполые и раздельнополые.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как

тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений

(огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки,

а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют

раздельнополыми.

Б) Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки

и пестики.

В) Пестичные: огурец, кукуруза.

Тычиночные: ива.

3 отдел: 1. То же.

2. А) Цветки правильные и неправильные.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут

располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей

симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки, через которые

можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют

неправильными.

Б) Правильные цветки: вишня, пастушья сумка, калина,

томат.

Неправильные цветки: горох фиалка, львиный зев.

(Демонстрация цветков: см. Приложение 2)

2. А) Растения однодомные и двудомные.

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так

как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении.

Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них

тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на

других. Двудомны также некоторые виды осок.

Б) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на

одном растении, то оно – однодомное: огурцы, кукуруза. Если же

тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на

других, то такие растения двудомны: осоки.

УЧИТЕЛЬ: - Какой же вывод мы сделаем по лабораторной работе?

О: - Цветок калины имеет сходное строение с цветками

других растений, но имеет и свои специфические особенности.

УЧИТЕЛЬ: - Молодцы, ребята, вы справились с поставленными задачами. А

следующий вопрос, который мы изучим – формула цветка. При

составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается

буквой – О, чашелистики – буквой Ч, тычинка – Т, пестик – П.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают

цифрами, а если их больше двенадцати, то значком - Если

какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры

пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой - *,

неправильный – стрелкой , однополые мужские (тычиночные)

цветки – знаком О, женские (пестичные) – О. Записываем

условные обозначения и примеры.

Формула цветка калины: *Ч0Л(5)Т5П1; вишни - *Ч8Л5Т

П1.

УЧИТЕЛЬ: - Ребята, вы провели сегодня большую работу. А теперь давайте

подведем итог. Половое размножение покрытосеменных растений

связано с цветком. Его важнейшие части – тычинки и пестики. В

них происходят сложные процессы, связанные с половым

размножением, которое вы будете изучать на последующих уроках.

В: - Итак, какой же вы можете сделать вывод по уроку?

О: - ВЫВОД: цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для

семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить

черты сходства, но существуют много видов растений, которые

имеют свои особенности. Примером тому служат цветки калины

обыкновенной.

УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?

- Давайте повторим. Для этого впишите названия частей цветка

так, чтобы буква «К» была общей.

ПЕСТИ -

ЦВЕТО -

ВЕНЧИ –

ЧАШЕЧ – А

ТЫЧИН – А

ЛЕПЕСТО -

ЦВЕТОНОЖ - А

ЧАШЕЛИСТИ -

ОКОЛОЦВЕТНИ -

УЧИТЕЛЬ: - Все изученное вы повторите дома в параграфе 28 стр. 125-128.

Ответьте на вопросы после параграфа, стр. 128. Выучите

термины. УРОК ОКОНЧЕН.

СТРАНИЦА ИЗ ТЕТРАДИ УЧЕНИКА

15/03 - 2002

Тема: «Цветок и его строение»

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного

размножения.

Лабораторная работа №

Тема: «Изучение строения цветка».

1. Строение цветка калины:

Чашелистики отсутствуют.

Строение цветка яблони:

2. Околоцветник простой и двойной.

Двойной околоцветник – околоцветник, состоящий из чашечки и венчика

(яблоня, вишня, капуста, роза).

Простой околоцветник – околоцветник, состоящий только из венчика

(амариллис, лилия, тюльпан).

Голые цветки – цветки, лишенные околоцветника (ива, ясень).

Простой околоцветник Двойной околоцветник

Калина; ландыш; Шиповник;

капуста;

Пролеска; лилия. Картофель.

3. Строение тычинки и пестика яблони.

Тычинки и пестик калины похожи по своему строению на тычинки и пестик

яблони.

4. Цветки обоеполые и раздельнополые.

Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики

(калина).

Раздельнополые:

Пестичные – цветки, имеющие только пестики (огурец, кукуруза).

Тычиночные – цветки, имеющие только тычинки (ива).

5. Цветки правильные и неправильные.

Правильные – листочки околоцветника располагаются так, что через него

можно провести несколько плоскостей симметрии.

Неправильные – цветки, через которые можно провести одно плоскость

симметрии.

Правильные цветки Неправильные цветки

Вишня, калина, Львиный зев, горох,

Пастушья сумка, фиалка.

Томат.

6. Растения однодомные и двудомные.

Однодомные – у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на

одном растении (огурец, кукуруза).

Двудомные, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях,

а пестичные – на других (конопля, тополь, осоки).

ВЫВОД: цветок калины имеет сходное строение с цветками других

растений, но имеет и свои специфические особенности.

Формула цветка:

О – околоцветник.

Ч – чашелистики.

Т – тычинки.

П – пестик

* - правильный цветок.

- неправильный цветок..

О – однополые мужские цветки.

О – однополые женские цветки.

( ) – сросшиеся части цветка.

Формула цветка: калины *Ч0Л(5)Т5П1

Яблони: *Ч5Л5Т П1

ВЫВОД: цветок видоизмененный укороченный побег, служащий для

семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить черты

сходства, но существуют много видов растений, которые имеют свои

особенности. Примером тому служат цветки калины обыкновенной.

ПЕСТИ -

ЦВЕТО –

ВЕНЧИ –

ЧАШЕЧ – А

ТЫЧИН – А

ЛЕПЕСТО –

ЦВЕТОНОЖ – А

ЧАШЕЛИСТИ -

ОКОЛОЦВЕТНИ -

Д/з: параграф 28, стр. 125-128, вопросы стр. 128.

Научная деятельность школьников решает многие образовательные и

воспитательные задачи: углубляет и расширяет знания учащихся, развивает

познавательный интерес, способствует выработке умений и навыков проведения

элементарных научных исследований, тем самым готовя новые кадры для

современной науки.

Разнообразные формы и методы исследовательской работы дают возможность

учащимся выбрать для себя наиболее подходящие и интересные.

Источником научной работы учащихся служит научная деятельность самого

учителя, и объекты исследований могут совпадать: это могут быть как уже

известные виды растений, так и малораспространенные, но приобретающие

сегодня большую значимость. Например, нетрадиционные культуры, которые в

настоящее время привлекают большой интерес ученых.

Полученные результаты позволяют сделать следующие

ВЫВОДЫ:

1. Калина хорошо адаптируется к условиям агробиостанции, о чем

свидетельствует ее быстрая приживаемость на суглинистых почвах и

вступление ее в период цветения и плодоношения (уже на третий год).

2. Листья калины содержат достаточно высокий процент воды, что связано с

молодым возрастом кустов, погодными условиями экспериментальных лет, а

также наличие близко расположенной реки.

3. Вода в листьях калины распределяется соответственно периодам

вегетации, то есть наличие достаточного количества воды в «критические

периоды» и при дальнейшем развитии плодов и семян.

4. Калина может быть рекомендована для выращивания на агробиостанции

Мичуринского государственного педагогического института.

5. Калина является хорошим объектом для изучения в школе и для внедрения

ее на пришкольные участки. Полученные данные использовались на уроке и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.