| |||||
МЕНЮ
| Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанцииДалее мы приводим конспект урока с применением лабораторной работы исследовательского характера. Конспект урока на тему: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ» ЦЕЛЬ: развить понятие «цветок», включая подробности строения пестика и тычинок, подвести учащихся к выводу, что цветок – это орган размножения. ЗАДАЧИ: Образовательные: сформировать понятие о цветке как видоизмененном побеге, служащим для семенного размножения; о пестике, тычинках, околоцветнике, чашечке; о цветках правильных и неправильных; об околоцветниках простом и двойном; о цветках обоеполых и раздельнополых; растениях однодомных и двудомных. Развить умения в написании формул цветков. Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание. Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно выполнять рисунки. МЕТОДЫ: Словесный – рассказ с элементами беседы. Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника. Практический – лабораторная работа. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы. ХОД УРОКА: УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята, садитесь. В: - Что вы изучали на предыдущем уроке? О: - Видоизменения побегов. В: - Что же такое побег? О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. В: - Какие видоизменения побегов вы знаете? О: - Корневища, клубни, луковицы. УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2). О: - Цветок. В: - Каких растений? О: - Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника. В: - А этот цветок принадлежит какому растению? О: - ?.. УЧИТЕЛЬ: - Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей местности растению – калине обыкновенной. И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег – цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ». И целью нашего урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни растения. В: - Из чего развивается побег? О: - Побег развивается из почки. УЧИТЕЛЬ: - И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может располагаться и на главных, и на боковых побегах. (Демонстрация различных положений цветков – на верхушке и на боковых побегах) УЧИТЕЛЬ: - Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в тетрадь. О: - ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег… УЧИТЕЛЬ: - служащий для семенного размножения. Для изучения строения цветка мы с вами откроем научно – исследовательскую лабораторию, в которой будут существовать различные отделения, занимающиеся рассмотрением вопросов, связанных с этим очень важным генеративным органом. Так, запишем в тетрадь: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №… Тема: «Изучение строения цветка» на примере цветка калины. Для этого мы должны выбрать контингент научных работников, которые будут осуществлять работу в этих отделах. Итак, каждый отдел будет носить специальный характер: 1 отдел: по изучению околоцветника. 2 отдел: будет изучать строение тычинок и пестика. 3 отдел: изучает виды цветков и деление растений на однодомные и двудомные. Необходимо отметить одну особенность калины. Зацветает она в первой половине июня. Сначала распускаются крупные белые цветки по периферии щитка. (Демонстрация фотографий) СОЦВЕТИЯ КАЛИНЫ: СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 Эти цветки бесполые (стерильные) и служат для привлечения насекомых – опылителей. (Демонстрация фотографий): СТЕРИЛЬНЫЕ ЦВЕТКИ КАЛИНЫ: СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 Затем раскрываются мелкие цветки внутри соцветия, строение которых мы и будем изучать в ходе нашей лабораторной работы. Итак, каждый отдел получает свои индивидуальные задания, после выполнения которых вы должны будете сделать отчет на Совете. Первое задание будут выполнять все три отдела. А дополнительные будут вам указаны в инструкции. Итак, задания: 1 отдел: 1. Строение цветка калины. А) Рассмотреть рисунок «Строение цветка яблони». Б) Рассмотреть рисунок «Строение цветка калины». В) Расчленить согласно рисунку цветок калины и определить все его части. Зарисуйте и подпишите их. (Фиксированные цветки калины) Г) Определить наличие или отсутствие чашелистиков у калины и яблони. 2. Околоцветник двойной и простой. А) Прочитать абзац на стр. 126. Б) Определить околоцветник у калины. В) Сравнить изображения цветков с разными околоцветниками и выписать в два столбика растения с простым и двойным околоцветником: ландыш, шиповник, капуста, пролеска, картофель, лилия. 2 отдел: 1. То же. 2. Строение тычинки и пестика: А) Прочитать абзац на стр. 127. Б) Рассмотреть тычинки и пестик у калины. Установить их количество. В) Зарисовать строение тычинки и пестика калины. 3. Цветки обоеполые и раздельнополые: А) Прочитать абзац на стр. 127. Б) Записать определения. В) Привести примеры. 3 отдел: 1. То же. 2. Виды цветков: А) Прочитать абзац на стр. 124 «Цветки правильные и неправильные». Б) Дописать схему: Цветки Правильные Неправильные Примеры подберите по рисункам: вишня, горох, фиалка, пастушья сумка, томат, львиный зев. 3. Растения однодомные и двудомные: А) Прочитать абзац на стр. 128. Б) Привести примеры. УЧИТЕЛЬ: - А сейчас мы заслушаем отчеты наших научных работников. ОТЧЕТЫ: 1 отдел: 1. А) Строение цветка яблони. В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики, - образуют чашечку. Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижний части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями страстаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются. Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называются цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму – цветоложем. Б) В) Г) (Демонстрация фотографий). ЦВЕТКИ КАЛИНЫ: СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 Д) У яблони есть чашелистики, а у калины они отсутствуют. 2. А) Околоцветник простой и двойной. У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста, роза и многие другие растения. У некоторых растений, главным образом, у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачная. Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми. Б) У калины простой околоцветник. В) ПРОСТОЙ: ландыш, пролеска, лилия. ДВОЙНОЙ: шиповник, капуста, картофель. 2 отдел: 1. То же. 2. А) Строение тычинки и пестика. У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные, и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. Б) Рассмотрев строение трубчатого цветка калины, мы установили, что количество тычинок = 5, а пестик – 1. В) Строение цветка калины. 3. А) Цветки обоеполые и раздельнополые. Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми. Б) Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики. В) Пестичные: огурец, кукуруза. Тычиночные: ива. 3 отдел: 1. То же. 2. А) Цветки правильные и неправильные. Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными. Б) Правильные цветки: вишня, пастушья сумка, калина, томат. Неправильные цветки: горох фиалка, львиный зев. (Демонстрация цветков: см. Приложение 2) 2. А) Растения однодомные и двудомные. Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Двудомны также некоторые виды осок. Б) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то оно – однодомное: огурцы, кукуруза. Если же тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения двудомны: осоки. УЧИТЕЛЬ: - Какой же вывод мы сделаем по лабораторной работе? О: - Цветок калины имеет сходное строение с цветками других растений, но имеет и свои специфические особенности. УЧИТЕЛЬ: - Молодцы, ребята, вы справились с поставленными задачами. А следующий вопрос, который мы изучим – формула цветка. При составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается буквой – О, чашелистики – буквой Ч, тычинка – Т, пестик – П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком - Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках. Правильный цветок изображают звездочкой - *, неправильный – стрелкой , однополые мужские (тычиночные) цветки – знаком О, женские (пестичные) – О. Записываем условные обозначения и примеры. Формула цветка калины: *Ч0Л(5)Т5П1; вишни - *Ч8Л5Т П1. УЧИТЕЛЬ: - Ребята, вы провели сегодня большую работу. А теперь давайте подведем итог. Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части – тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением, которое вы будете изучать на последующих уроках. В: - Итак, какой же вы можете сделать вывод по уроку? О: - ВЫВОД: цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить черты сходства, но существуют много видов растений, которые имеют свои особенности. Примером тому служат цветки калины обыкновенной. УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке? - Давайте повторим. Для этого впишите названия частей цветка так, чтобы буква «К» была общей. ПЕСТИ - ЦВЕТО - ВЕНЧИ – ЧАШЕЧ – А ТЫЧИН – А ЛЕПЕСТО - ЦВЕТОНОЖ - А ЧАШЕЛИСТИ - ОКОЛОЦВЕТНИ - УЧИТЕЛЬ: - Все изученное вы повторите дома в параграфе 28 стр. 125-128. Ответьте на вопросы после параграфа, стр. 128. Выучите термины. УРОК ОКОНЧЕН. СТРАНИЦА ИЗ ТЕТРАДИ УЧЕНИКА 15/03 - 2002 Тема: «Цветок и его строение» Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Лабораторная работа № Тема: «Изучение строения цветка». 1. Строение цветка калины: Чашелистики отсутствуют. Строение цветка яблони: 2. Околоцветник простой и двойной. Двойной околоцветник – околоцветник, состоящий из чашечки и венчика (яблоня, вишня, капуста, роза). Простой околоцветник – околоцветник, состоящий только из венчика (амариллис, лилия, тюльпан). Голые цветки – цветки, лишенные околоцветника (ива, ясень). Простой околоцветник Двойной околоцветник Калина; ландыш; Шиповник; капуста; Пролеска; лилия. Картофель. 3. Строение тычинки и пестика яблони. Тычинки и пестик калины похожи по своему строению на тычинки и пестик яблони. 4. Цветки обоеполые и раздельнополые. Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики (калина). Раздельнополые: Пестичные – цветки, имеющие только пестики (огурец, кукуруза). Тычиночные – цветки, имеющие только тычинки (ива). 5. Цветки правильные и неправильные. Правильные – листочки околоцветника располагаются так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Неправильные – цветки, через которые можно провести одно плоскость симметрии. Правильные цветки Неправильные цветки Вишня, калина, Львиный зев, горох, Пастушья сумка, фиалка. Томат. 6. Растения однодомные и двудомные. Однодомные – у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (огурец, кукуруза). Двудомные, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других (конопля, тополь, осоки). ВЫВОД: цветок калины имеет сходное строение с цветками других растений, но имеет и свои специфические особенности. Формула цветка: О – околоцветник. Ч – чашелистики. Т – тычинки. П – пестик * - правильный цветок. - неправильный цветок.. О – однополые мужские цветки. О – однополые женские цветки. ( ) – сросшиеся части цветка. Формула цветка: калины *Ч0Л(5)Т5П1 Яблони: *Ч5Л5Т П1 ВЫВОД: цветок видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить черты сходства, но существуют много видов растений, которые имеют свои особенности. Примером тому служат цветки калины обыкновенной. ПЕСТИ - ЦВЕТО – ВЕНЧИ – ЧАШЕЧ – А ТЫЧИН – А ЛЕПЕСТО – ЦВЕТОНОЖ – А ЧАШЕЛИСТИ - ОКОЛОЦВЕТНИ - Д/з: параграф 28, стр. 125-128, вопросы стр. 128. Научная деятельность школьников решает многие образовательные и воспитательные задачи: углубляет и расширяет знания учащихся, развивает познавательный интерес, способствует выработке умений и навыков проведения элементарных научных исследований, тем самым готовя новые кадры для современной науки. Разнообразные формы и методы исследовательской работы дают возможность учащимся выбрать для себя наиболее подходящие и интересные. Источником научной работы учащихся служит научная деятельность самого учителя, и объекты исследований могут совпадать: это могут быть как уже известные виды растений, так и малораспространенные, но приобретающие сегодня большую значимость. Например, нетрадиционные культуры, которые в настоящее время привлекают большой интерес ученых. Полученные результаты позволяют сделать следующие ВЫВОДЫ: 1. Калина хорошо адаптируется к условиям агробиостанции, о чем свидетельствует ее быстрая приживаемость на суглинистых почвах и вступление ее в период цветения и плодоношения (уже на третий год). 2. Листья калины содержат достаточно высокий процент воды, что связано с молодым возрастом кустов, погодными условиями экспериментальных лет, а также наличие близко расположенной реки. 3. Вода в листьях калины распределяется соответственно периодам вегетации, то есть наличие достаточного количества воды в «критические периоды» и при дальнейшем развитии плодов и семян. 4. Калина может быть рекомендована для выращивания на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института. 5. Калина является хорошим объектом для изучения в школе и для внедрения ее на пришкольные участки. Полученные данные использовались на уроке и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|