рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

стойко выдерживать неблагоприятные условия внешней среды. А это важно для

школы, у которой нет достаточного количества материалов и оборудования.

Фенологические наблюдения за калиной можно проводить с учащимися на

пришкольных участках, где она может занять достойное место. Эти несложные

исследования расширят кругозор учащихся, повысят интерес к биологии, будут

способствовать формированию умений и навыков в проведении научных опытов и

экспериментов.

Большое место метод наблюдения занимает на экскурсиях в природу, где

учащиеся наблюдают растения в их естественной среде, узнают о многообразии

растений, особенностях их строения и мест обитания, развивается их

наблюдательность и активизируется познавательная деятельность

(Калинова, Мягкова, 1989).

4.2 Значение экскурсий в проведении научных исследований

Экскурсии в природные местообитания растений являются одной из

важнейших форм учебно-воспитательной работы по естествознанию в школе. Это

одна из форм преподавания ботаники и представляет собой как бы урок под

открытым небом, поэтому к ней нужно предъявлять такие высокие требования,

какие предъявляются к уроку. Основным достоинством ботанических экскурсий

является то, что на экскурсии учащиеся изучают растения одновременно с

условиями их обитания. Изучение растений в природе позволяет учащимся

наиболее ясно и конкретно усвоить основное положение мичуринской биологии -

развитие растений как результат тесного и многообразного взаимодействия

организма с окружающей средой.

Рассмотрение растительных организмов в единстве с окружающей средой

-вот руководящий принцип, на основе которого должны строиться все

ботанические экскурсии. Только тогда, когда учащиеся усвоят связь между

организмом и средой, формой и условиями, в которых она возникла, органом и

его функцией, можно сказать, что экскурсии привели к должному результату.

Осмысливание этих связей имеет огромное значение для развития логического

мышления учащихся.

Ботанические экскурсии - это активная форма познания растительного

мира как единого целого в связи со средой и практической деятельностью

человека. На экскурсии гораздо более четко выступает связь явлений между

собой, и учащиеся, подметив эту связь, усваивают ее гораздо прочнее, чем

если бы они слышали о ней только на уроке (Беляева, 1958).

Ботанические экскурсии легче сделать и более интересными для учащихся,

так как количество экземпляров растений на том или ином месте обычно

достаточно; это позволяет каждому из учащихся рассмотреть и изучить

встретившиеся объекты.

Ботанические экскурсии проводят и в начальной и в средней школе при

изучении природоведения, биологии растений и общей биологии

(Полянский, 1968).

Велика роль экскурсий в эстетическом и экологическом воспитании

учащихся. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному

восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений от вредных

воздействий человека. Активный характер учебной деятельности на экскурсии

рассматривается как важное условие трудового воспитания школьников,

реализации политехнического принципа.

Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения,

подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении. Для

первого этапа характерна подготовка учителя и учащихся. Заранее

продумываются возможности для получения сведений о живой природе и

ограниченного сбора объектов, чтобы не нанести ей вреда. Учитель определяет

цель, место и время проведения экскурсии, задания для самостоятельной

работы учащихся.

Основной метод обучения на экскурсии - наблюдение, на которое

нацеливает учащихся вводная беседа, а затем задания. Метод наблюдения на

экскурсии чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых

учитель направляет внимание школьников на изучение конкретных объектов и

явлений. Учащихся 6-7 классов целесообразно заслушивать по ходу проведения

экскурсии о выполнении заданий, оказывать им соответствующую помощь при

затруднениях. Это способствует формированию у школьников целостного

представления об изучаемой проблеме.

Экскурсии в природу, предусмотренные программой в 6 классе, желательно

проводить в один и тот же биоценоз. Это позволяет установить связи между

наблюдаемыми явлениями: выявить сезонные изменения у наблюдаемых растений,

установить зависимость этих изменений от погодных условий и др.

На последующих уроках всемерно привлекаются знания учащихся,

полученные на экскурсии, собранные там материалы, и таким путем экскурсия

органично включается в систему уроков, становится неотъемлемой частью

методической системы работы учителя (Калинова, Мягкова, 1989).

Вместе с тем экскурсии способствуют дальнейшему развитию умений наблюдать,

сравнивать, обобщать, делать выводы, что является необходимым условием

научной деятельности.

4.3 Постановка опытов и экспериментов

В наши дни, когда политика, экономика и жизнь вообще радикально

изменились, проблема молодого поколения встала на новый уровень. Находясь в

постоянном поиске новых методов и форм обучения, учитель совершенствует

процесс преподавания. Большой крен делается в сторону развития

самостоятельной работы: дифференциация образования, модульное обучение,

нетрадиционные уроки, подготовка научных сообщений и др. Развитию

творчества и инициативы школьников способствует их научная работа, а

деятельность учителя получает новый импульс. Необходимо воспитывать молодые

научные кадры, которые смогли бы возглавить отечественную науку, обогатить

ее новыми достижениями и утвердиться в жизни. Все это надо делать на наших

национальных, истинно русских традициях. Помочь детям приблизиться к земле,

природе, научить их жить проблемами окружающей среды, зажечь в них искорку

научного познания может семья и школа. Поэтому учителя биологии должны не

только дать определенный круг знаний, но и выявить у детей интерес к

научной работе.

Метод эксперимента включает в себя постановку опытов с растениями,

наблюдения за процессами их жизнедеятельности.

Программа по биологии ориентирует на использование в преподавании как

лабораторных, так и демонстрационных опытов. При постановке и использовании

результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения;

убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной

обусловленности их; проверяют на практике верность теоретических знаний;

учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта. Кроме

того, школьный эксперимент приучает учащихся к точности, аккуратности,

развивает мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.

Эксперимент - один из сложных и трудоемких методов обучения,

позволяющий выявить сущность того или иного явления, установит причинно-

следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями,

«открывателями» законов природы. К школьным биологическим опытам

предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, наглядными,

ценными в познавательном отношении. Учащихся надо знакомить с целью опыта,

вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или

процессом, фиксировать результаты, формулировать выводы. Следует также

учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в один урок, требуют

помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании

выводов

(Калинова, Мягкова, 1989). То есть постановку опыта нужно организовать так,

чтобы была полная ясность результатов и не могло возникнуть никаких

субъективных истолкований (Медовая, 1966).

На первых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают

необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов

производится заранее учителем. Познавательная деятельность учащихся при

этом носит репродуктивно – поисковый характер и направляется на выявление

сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По

мере овладения учащимися техники закладки опыта увеличивается доля поиска,

повышается степень их самостоятельности.

Большое значение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная

работа: определение цели и техники закладки опыта, постановка вопросов,

способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно,

чтобы учащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую

роль в обучении биологии играют демонстрационные опыты, с помощью которых

изучаются процессы жизнедеятельности растительного организма. Этим целям

служит демонстрация опытов, позволяющих определить наличие в растениях

минеральных и органических веществ, установить верхушечный рост корня,

побега, поступление воды в корень, передвижение органических веществ,

дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.

Большинство опытов служит целям иллюстрации рассказа учителя.

Демонстрация результатов таких опытов позволяет увидеть явление, например

выделение кислорода находящимся на свету растением в процессе фотосинтеза,

образование наплыва из органических веществ в опыте по передвижению

органических веществ, выделение капель воды на стенках колбы в опыте по

испарению и др.

При изучении закономерностей растительного организма демонстрация

опыта дает наибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет

осмыслить результаты опыта.

Особенно большое познавательное и воспитательное значение имеют опыты,

в которых учащиеся принимают активное участие. В процессе изучения того или

иного вопроса возникает необходимость получить ответ на проблему с помощью

опыта, и учащиеся на этой основе сами формулируют его цель, определяют

технику закладки, выдвигают гипотезу о том, каким будет результат. В этом

случае эксперимент носит исследовательский характер. Совершенствование

метода эксперимента заключается в организации познавательной деятельности

таким образом, чтобы у учащихся возникла потребность поставить опыт для

выяснения того или иного вопроса, логично вытекающего из предыдущих знаний

(Калинова, Мягкова, 1989).

Эксперименты целесообразно проводить со знакомыми растениями, углубляя

и расширяя знания о них. Интересно изучать и новые культуры, которые мы

приобщаем к своим садам. Поэтому калина очень удобна для детей и в период

сбора плодов, а также при проведении несложных исследований в силу своего,

сравнительно невысокого, роста.

В качестве наглядного материала калина может служить при изучении

таких тем как «Царство Растения», «Строение и многообразие покрытосеменных

растений», «Жизнь растений», «Классификация растений», «Природные

сообщества». При этом можно широко использовать как теоретический материал

об этой культуре, так и раздаточный, который готовится в течение всего

вегетационного периода. Выполнение индивидуальных заданий обеспечит

формирование трудовых навыков по уходу за растениями, а также развитию

умений вести научные наблюдения. Можно предложить некоторые темы для

исследований в период летней практики: проведение фенологических

наблюдений, измерение ежегодного прикорневого и обрастающего прироста, сбор

и фиксация цветков калины для проведения лабораторной работы на тему

«Строение цветка», сбор соцветий калины для гербария, который учитель может

использовать в теме «Соцветия». Очень интересные задания по семенам и

плодам. Для учащихся не составит труда подсчитать количество плодов с

одного соцветия, количество плодов с одного куста, урожайность и др.

По каждому из предложенных заданий необходимо составить методические

указания с подробным описанием работы. При выполнении этих исследований

учащиеся самостоятельно научатся добывать знания, наблюдать опыты,

фиксировать результаты, делать выводы по полученным данным. Учитель с новым

подходом сможет решать проблемы трудового, эстетического, экологического

воспитания, способствовать воспитанию у детей творчества, инициативы,

аккуратности в работе. Применение нетрадиционных (калина обыкновенная,

ирга, голубика, клюква, жимолость, шиповник и др.) культур на пришкольных

участках позволит сохранить их в культуре.

4.4 История организации пришкольных участков

В современных условиях, когда совершается бурный научно – технический

прогресс, резко возрастает значение школы. Она должна дать учащимся не

только глубокие знания основ наук, но и приобщать их к производительному

полезному труду, развить у них любовь к природе и бережное отношение к ней.

В решении этих задач важную роль должны сыграть учебно – опытные

пришкольные участки. Значимость их повышается в связи с политехнизацией и

реформой школы.

Учебно – опытные участки содержат несколько отделов:

1) полевых культур;

2) овощных культур;

3) общей биологии;

4) начальных классов;

5) цветочно – декоративный;

6) коллекционный;

7) питомник;

8) сад.

Сад требует непрерывного творческого труда. На глазах у детей при

любовном отношении к делу происходят изменения в лучшую сторону у их

многолетних питомцев. Постигнутые детьми в саду успехи вызывают у них

законную гордость и уверенность в работе. Неисчерпаемые источники таит в

себе в себе школьный сад при политехническом обучении. Он является

лабораторией для проведения уроков рисования, черчения, очень хорошим

кабинетом физики, в котором учащиеся могут проводить испытания своих

простейших конструкций разного инвентаря и приспособлений по укреплению

урожайных и обвисающих ветвей, по выпрямлению деревьев и т. п..

Увлекательно и содержательно можно проводить в саду уроки геометрии при

проектировании дорожек, проходов, зеленых изгородей, изменения стен

школьного здания и др.

В саду учащиеся не только овладевают навыками по уходу за плодовыми и

ягодными растениями. Они являются юными преобразователями природы –

улучшают структуру почвы в саду, повышают ее плодородие, выращивают высокие

урожаи плодов, ягод, овощей; ведут борьбу с морозами и заморозками, засухой

и другими неблагоприятными условиями существования растений.

Все это обусловливает жизненную необходимость повсеместного создания

школьных садов и применения в них достижений мичуринской науки и

передового опыта практиков.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в противовес

средневековой схоластике создал новую педагогическую систему. В своей

главной работе «Великая дидактика» (1657) он указывал на необходимость

иметь при школах небольшие сады.

Выдающийся французский мыслитель и просветитель Жан – Жак Руссо (1712 –

1778) развивал передовые педагогические идеи. Среди них была идея о работе

в саду как важнейшем воспитательном средстве.

В России один из первых садов возник в 80 – е годы 18 века при

Петербургском шляхетском корпусе. С целью ознакомления кадетов в нем

выращивали лекарственные и культурные растения, среди последних – большое

количество овощных. Для дынь и арбузов устраивались парники. В царско-

сельском лицее тоже был создан сад. За лицеистами закреплялись

индивидуальные грядки, на которых они выращивали растения.

Когда в начальных школах было введено естествознание, передовые учителя

понимали, что для его изучения необходимы школьные участки. Но они не были

узаконены и поэтому до 60-х годов 19 века школьные сады были созданы

отдельными энтузиастами при некоторых учебных заведениях.

После отмены крепостного права (1861) развитие сельского хозяйства России

стало зависеть от крестьянских хозяйств, а крестьяне оставались

неграмотными. Чтобы поднять их культуру, надо было увеличить число сельских

народных школ и через них влиять на улучшение сельскохозяйственного

производства. В то время сельских учителей готовили семинарии. В них ввели

преподавание сельского хозяйства и начали организовывать

сельскохозяйственные участки для практики учащихся.

С начала 60-х годов 19 века лучшие педагоги ратовали за организацию

школьных садов в учебных целях. Состоявшиеся в 1861 и 1862 годах съезды

естествоиспытателей и учителей имели большое значение для улучшения

образования в России. На первом съезде было определено значение

естествознания, на втором – обсуждались вопросы о наглядности обучения –

было рекомендовано широко использовать живые объекты, иметь в школах

гербарий, аквариум, садик. С поддержкой этой идеи выступил учитель

Бобровский С. А.. Он предложил в саду проводить уроки, на которых удобно

знакомить учащихся с живыми растениями.

В 1864 году был принят устав о школьных участках. Однако они возникали в

отдельных средних школах городов благодаря личной инициативе учителей

естествознания. К таким учителям относился Раевский Н. Н. создавший

школьный сад при реальной гимназии. Выращиваемые в нем растения

использовались как наглядные пособия на уроках. В своем учебнике

«Приготовительный курс ботаники» (СПБ, 1863) он обосновал пользу школьных

садов.

За наглядное обучение горячо выступал и учитель Ф. Тарапыгин. В статье

«Уроки по ботанике» (журнал «Учитель», 1867 – 1868, №13 – 16) он делится

своим опытом: в одной из гимназий созданная им коллекция комнатных растений

и оконные парники способствовали развитию самостоятельных навыков у

учащихся. Самостоятельные работы, выполненные детьми, находили применение

на уроках и во внеклассных занятиях. Через такие работы у ребенка

воспитывалась любовь к растениям и природе.

А. Я. Герд посадил сад в колонии для малолетних преступников и

использовал его в воспитательных целях.

В 1882 году Н. П. Животовский организовал школьный сад при Белевском

реальном училище и позднее при педагогическом музее военно – учебных

заведений в Петербурге для проведения экскурсий городскими школами.

В 1897 году В. А. Александров опубликовал «Руководство к устройству и

ведению школьных садов при сельских училищах». В нем он указывает, что еще

в 1864 году Министерство народного образования ставило вопрос о выделении

народными школами земельных участков. Предлагалось выращивание на них

сельскохозяйственных культур соединить с учебными и экономическими

выгодами. Труд учителя оплачивался плохо, и участки должны были улучшить

его материальное положение и, кроме того, закрепить учителя за школой. Но

никаких определенных программ не было и это не способствовало развитию

нужного дела.

В 1890 году состоялся первый съезд по техническому и профессиональному

образованию. С докладом о распространении сельскохозяйственных знаний

начальной школы выступил К. А. Энгельгардт и о распространении знаний

вообще, а по садоводству и по огородничеству в частности, - И. И.

Мещерский. В прениях говорилось о необходимости сельскохозяйственного

образования для крестьян. В принятой резолюции отмечалась полезная роль

народных школ в деле распространения сельскохозяйственных знаний. После

съезда народным школам стали выделять землю для организации на ней садов и

огородов. Они вводились и в городских школах.

Второй съезд, состоявшийся в 1895 году, признал полезным создание садов

при народных школах. Сады должны использоваться для занятий с учащимися по

естествознанию, для обучения их простым опытам, наблюдениям за растениями.

Несмотря на очевидную пользу пришкольных участков, они развивались очень

медленно и плохо. Причин для этого было много. Нужны были энтузиасты,

способные преодолеть множество препятствий. К таким поборникам пришкольных

садов относился Владимир Иванович Беляев. Он по праву считается блестящим

представителем русской ботаники.

Широкую известность В. И. Беляев завоевал своими классическими

исследованиями мужского поколения папоротникообразных растений. Это

позволило эволюционно сблизить их с более высокоорганизованными семенными

растениями.

Имя В. И. Беляева также вошло в историю отечественной науки в связи с

изучением редукционного деления клеточного ядра (1894 г.). Но сейчас мало

уже кто знает, что в области садоводства деятельность В. И. Беляева была

высокополезной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.