рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

1. Формирование у военнослужащих противника крайне негативной установки по

отношению к войне.

2. Дискредитация политического руководства и военного командования

противника.

3. Разжигание противоречий между различными социальными, этническими и

другими группами личного состава вооруженных сил противника, а также между

ним и его союзниками.

4. Подрыв боевого духа противника в ходе оборонительных и наступательных

операций.

5. Побуждение противника к дезертирству и сдаче в плен.

Формирование у противника негативной установки по отношению к войне

Как свидетельствует опыт психологической войны, попытки подрыва боевого

духа, морально-политического состояния военнослужащих противника обречены

на провал в двух случаях:

- при неблагоприятном для нас ходе боевых действий;

- при высокой степени психологической и идеологической готовности к войне

страны-противника.

Данными причинами объясняется крайне низкая эффективность пропаганды

Красной Армии на польские войска в 1918-21 гг., на финские в ходе \\\"зимней

войны\\\" 1939-40 гг., на немецкие в первые два года Великой Отечественной

войны. Во всех этих случаях информационное воздействие сталкивалось и с

неприятием враждебной пропаганды, и с сильными националистическими

настроениями.

Если же уровень морально-политического состояния противника недостаточно

высок, а боевые действия складываются неудачно для него, то

психологическое воздействие имеет все шансы оказаться результативным. Так

было, например, в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские

острова. Военнослужащие Аргентины имели низкий боевой дух, их

подразделения в целом значительно уступали английским войскам по качеству

вооружения, боевой подготовке, техническому оснащению.

Выделяют следующие основные направления содержания

информационно-пропагандистских материалов рассматриваемого направления:

- разъяснение бесперспективности войны, ее катастрофических последствий

для страны и для каждого отдельного человека;

- убеждение в безнадежности положения и бессмысленности дальнейшего

сопротивления войск противника.

Характерный пример - некоторые листовки, применявшиеся воюющими странами в

ходе Второй мировой войны. Основной задачей использованных в них

агитационных материалов был показ безнадежности положения и

бессмысленности дальнейшего сопротивления. Первый пример - немецкая

листовка апреля 1940 г. с изображением Жанны Д\\\'Арк, оплакивающей Францию.

Второй - немецкая листовка мая 1940 г. для французских и английских

солдат, окруженных в районе Дюнкерка.

0x01 graphic

Жанна Д\\\'Арк, оплакивающая героев, погибших за Францию.

0x01 graphic

Призыв к англо-французской группировке прекратить сопротивление. (Немецкие

листовки 1940 г.)

Следует отметить, что один и тот же агитационно-пропагандистский материал

может служить сразу нескольким целям. Например, американская листовка с

рисунком известной художницы Кете Кольвиц (1867-1945) с надписью \\\"Погиб! И

напрасно!\\\" распространялась среди немецких солдат на фронте для того,

чтобы:

- а) формировать у них негативное отношение к войне;

- б) дискредитировать военно-политическое руководство Германии;

- в) создавать представление о крайне тяжелом положении гражданского

населения в тылу.

0x01 graphic

Мероприятия по снижению боевого духа противника в ходе оборонительных и

наступательных операций

К устрашению врага прибегали еще древние полководцы. Например, монгольский

предводитель Чингиз-хан, карфагенский полководец Ганнибал. Причем, как

первый, так и второй до сражения преднамеренно распускали слухи о \\\"новом

секретном оружии\\\" - боевых слонах, других животных, \\\"огненных змеях\\\",

ядовитом дыме и т.д. Все это использовалось главным образом для подрыва

морального духа противника, его способности отважно сражаться. К

устрашению врага огромными потерями с большим успехом прибегали русские

полководцы в Кавказских войнах.

Применение устрашения, как считают англо-американские военные психологи,

наиболее эффективно для воздействия на окруженные и отрезанные

подразделения. В этом случае оно сочетается с естественным чувством

страха, которое, по их мнению, неизбежно возникает в окруженных частях

(вследствие обоснованной неуверенности в своем ближайшем будущем).

Анализируя исследования психологов, показавшие, что неизвестность страшит

человека больше, чем вполне конкретная опасность, они сделали вывод, что

поначалу следует воздерживаться от устрашения окруженных частей. И только

после того, как страх перед неизвестностью сделает окруженных

восприимчивыми к пропаганде, имеет смысл прибегнуть к угрозам, чтобы

окончательно сломить их волю к дальнейшему сопротивлению.

Значительно эффективнее устрашение действует на гражданское население,

особенно в прифронтовой полосе. Так, 3 июля 1943 г. (т.е. за шесть дней до

высадки войск союзников в Италии) на Рим были сброшены листовки с

предупреждением о том, что город подвергнется бомбардировке. Особого

смятения, вопреки ожиданиям союзников, это предупреждение не вызвало, как

не вызвало его и повторное предупреждение в листовках, сброшенных 8 июля.

Однако сравнительно легкая бомбардировка Рима на следующий день привела к

совершенно неожиданному результату. Паника, охватившая город, приняла

такие размеры, что возникла вполне реальная возможность свержения

правительства \\\"дуче\\\" (диктатора) Муссолини. Антифашистские силы

воспользовались сложившейся обстановкой и всего через пять дней, лишенное

возможности подавить нараставшее подобно лавине движение, правительство

Муссолини пало.

Выделяют следующие способы устрашения:

1. Устрашение новыми видами оружия и оружием массового поражения.

2. Устрашение нарастающими потерями войск противника в наступлении.

3. Устрашение противника безнадежностью его положения в обороне.

4. Устрашение неотвратимым возмездием.

5. Иррациональное устрашение.

Иррациональное устрашение, использующее глубоко укоренившийся в психике

обычного человека страх перед сверхъестественным, и воздействующее прежде

всего на его подсознание, широко применяли американцы во Вьетнаме. Оно

сочеталось с действиями сил специального назначения.

Побуждение противника к сдаче в плен

Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена - одно из самых

перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако, как

считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и

средства воздействия:

- не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;

- сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед

неизвестностью плена и его трудностями;

- подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя

конечной цели - вернуться домой живым.

Результативность этого направления психологических операций можно

проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий

примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

По подсчетам зарубежных специалистов, расходы американской армии на то,

чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч долларов

(!), в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125

долларов на человека.

Какой бывает пропаганда плена, показывают агитационно-пропагандистские

материалы, распространявшиеся с этой целью. Так, в советской газете \\\"Front

Illustrierte\\\" (№ 5, осень 1941 г.), рассчитанной на немецких

военнослужащих, пребывание в плену безбожно приукрасили. Фотография

изображала немецкого офицера и советского комиссара в дружеской беседе за

кружкой пива. Понятно, что поверить в вероятность подобных взаимоотношений

между врагами во время войны было невозможно.

В практике психологической войны широко использовались и используются

листовки-пропуска, гарантирующие жизнь сдавшимся в плен военнослужащим.

Обычно такие листовки оформляют как официальный документ, что увеличивает

их субъективную ценность и побуждает к сохранению.

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

Содержащиеся в ее тексте \\\"рекомендации по сдаче в плен\\\" не являлись

лишними. Необходимость подобных рекомендаций возникла после ряда

\\\"недоразумений\\\", закончившихся гибелью иракских солдат, пытавшихся сдаться

в плен американцам.

Особое внимание необходимо обращать на стиль листовки, призывающей к сдаче

в плен. Например, во время войны во Вьетнаме слабой стороной многих

вьетнамских листовок был \\\"приказной тон\\\". Их стилистические и языковые

особенности не учитывали того факта, что листовки предназначались

иностранцам. Листовки адекватно передавали суть того, что хотели сказать

авторы, но для иностранного читателя звучали, по меньшей мере обидно. И

дело не в том, что листовки были написаны на плохом английском языке (хотя

это тоже имело место): в них чувствовалась враждебность. Например, в

листовках систематически подчеркивалось, что обращение с пленными будет

\\\"снисходительным и гуманным\\\". Именно эти слова снижали эффективность

обращений, ибо из них следовало, что вьетнамская сторона считает

американцев преступниками, которые заслуживают наказания, но к которым

противник обещает проявить снисхождение. Вряд ли подобное обещание могло

подвигнуть солдата на сдачу в плен, ведь по сути оно означало, что пленный

не имеет права на достойное обращение с ним.

Другой слабой стороной вьетнамских листовок являлся чрезмерный акцент на

политической аргументации, на повторении в них антивоенных заявлений

некоторых американских политических деятелей, а также общеполитических

призывов.

Американский солдат был прежде всего заинтересован в том, чтобы сохранить

свою жизнь. Ему же толковали в первую очередь о политике. Чтобы покончить

с войной, утверждали листовки, США должны вступить в прямые переговоры с

Фронтом национального освобождения Южного Вьетнама. Но реально ни один

солдат не мог чем-либо посодействовать этому. Наконец, слабой стороной

вьетнамских листовок были элементы самовосхваления, уместные, может быть,

во внутренней пропаганде, но совершенно неэффективные в обращениях к

американцам.

Обращение к солдатам противника должно быть уважительным, учитывать

национально-психологические особенности их восприятия. Так, в американских

листовках-пропусках, предназначенных для иракских военнослужащих, эти

требования всегда соблюдались. А сами листовки назывались не \\\"пропусками\\\",

а \\\"пригласительными билетами\\\". Вот типичный текст:

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ

Благодаря радушию Командования объединенных сил на ТВД, ты приглашен

присоединиться к объединенным силам и тебе полностью гарантируются

арабское гостеприимство, безопасность и благополучие, медицинское

обслуживание, и возвращение к родным сразу же после выхода из положения, в

которое поставил нас Саддам.

Мой брат иракский солдат.

Это приглашение открыто для тебя и для твоих братьев-воинов.

Мы просим принять его, когда тебе позволит удобный случай.

Командующий объединенными силами на ТВД

Грубые языковые и стилистические ошибки в содержании

информационно-пропагандистских материалов, незнание особенностей

восприятия объекта воздействия обычно приводят к обратным результатам,

т.е. к так называемому \\\"эффекту бумеранга\\\".

Так, крупной ошибкой советской пропаганды на войска противника в начальный

период Великой Отечественной войны, нанесшей ей глубокий урон и

подорвавшей ее авторитет, стало указание начальника главного политического

управления Красной армии Л.3. Мехлиса (позже был расстрелян НКВД) издать

листовки сексуальной направленности. Факт их распространения позволил

фашистской стороне называть советские листовки \\\"классово-порнографической

пропагандой\\\". Содержание этих пропагандистских материалов вызвало крайне

негативную реакцию военнослужащих вермахта.

Другой пример грубой ошибки - корейская листовка 1952 г. в виде

неоконченного письма убитого американского солдата своей матери. В подписи

говорилось, что оно было получено адресатом. Подобная ситуация позволила

читателю усомниться в реальности письма, т.к. очень трудно представить,

чтобы убитая горем мать переслала его в соответствующий орган КНДР.

Одним из приемов побуждения военнослужащих к сдаче в плен является их

\\\"подкуп\\\", т.е. предложение денежного вознаграждения или различных льгот за

сдачу в плен, предоставление определенных сведений о боевой технике и

вооружении и т.д.

Еще во время гражданской войны большевики предлагали немалые по тем

временам суммы в виде поощрения тем, кто при сдаче в плен приводил с собой

коня (за него платили примерно семь месячных окладов служащего).

Особое внимание органы психологической войны уделяют работе с

военнопленными. Основная ее цель - изменить их враждебное отношение к

стране противника и склонить к сотрудничеству.

Показательны исторические примеры, иллюстрирующие важность этого

направления. Японские военнопленные, возвращавшиеся из СССР домой после

войны, были настолько распропагандированы в \\\"коммунистическом духе\\\", что

довольно долго представляли собой объект серьезной заботы японского

правительства. Многие из них стали активистами коммунистической партии

Японии. Американские оккупационные власти создавали даже специальные

лагеря для японцев, возвращающихся из СССР.

Во время войны в Корее (1950-1953 гг.), корейцы вполне эффективно работали

с военнопленными в лагерях. Политическое и военное руководство США было

обеспокоено тем, что многие из 7 тысяч американских солдат, попавших в

плен, поддались влиянию пропаганды противника. По свидетельству

американского социолога Ю. Кинкидса, \\\"почти каждый третий американский

пленный в Корее был виновен в сотрудничестве с врагом, а 23 из них,

побывавшие в лагерях китайских добровольцев, даже отказались вернуться на

родину\\\".

Изучение особенностей объектов психологической войны

Объектами воздействия в ходе психологической войны всегда являются люди:

конкретные представители гражданского населения и личного состава

вооруженных сил. Поэтому изучение и учет психологических особенностей тех

и других в обязательном порядке предшествует проведению психологических

операций как таковых. От этого прямо зависит их эффективность.

В широком плане к объектам психологической войны относится весь личный

состав вооруженных сил и все гражданское население противника, а также

союзных ему государств. В узком же плане объектами психологических

операций являются конкретные люди: личный состав тех или иных воинских

подразделений противника; персонал органов управления и обеспечения;

служащие объектов социально-экономической инфраструктуры (железнодорожных,

дорожных, авиационных, портовых узлов и сооружений); вполне определенные

категории населения (например, национальные, религиозные и другие

меньшинства). В зависимости от характера военной, политической,

экономической ситуации объекты психологической войны могут меняться и

уточняться. Так, в оборонительном бою ими являются:

а) подразделения первого эшелона наступающих войск противника;

б) личный состав подразделений, окруженных (отсеченных) в результате

проведения контратак;

в) личный состав тактических десантов, действующих в полосе обороны

соединения.

Учет основных характеристик объектов психологической войны

Обычно выделяют следующие основные характеристики объекта (объектов)

воздействия, подлежащие выявлению и учету:

1. Национально-психологические особенности;

2. Индивидуально-личностную принадлежность;

3. Групповую принадлежность;

4. Особенности морально-психологического состояния.

Психологическое своеобразие представителей различных этносов

Национально-психологические особенности представляют особый интерес для

специалистов психологической войны. Они являются самой важной

характеристикой, специфику которой необходимо учитывать, если требуется

достичь максимального эффекта психологического воздействия.

Во-первых, потому, что военнослужащие и население противника - это люди,

которые мыслят, чувствуют, переживают, воспринимают оказываемое на них

воздействие в соответствии с закономерностями, присущими данной этнической

общности.

Во-вторых, если способы психологического воздействия на войска и население

противника, содержание и форма подачи агитационно-пропагандистских

материалов не соответствуют национально-психологическим особенностям

объекта, то само это воздействие окажется либо бесполезным, либо приведет

к противоположному результату.

Органы психологической войны ряда стран обладают значительным опытом

изучения национально-психологических особенностей различных этносов. Ниже

представлены обобщенные характеристики некоторых из них.

Американцам присущи: деловитость и практичность; энергия и живость;

инициатива и предприимчивость во всех видах деятельности; готовность к

эксперименту и риску; страсть к изобретательству; самостоятельность и

размах; склонность к стандартизации и ярлыкам; организаторские

способности; простодушие и легковерие; любовь к спорту; юмор; переоценка

своих сил и возможностей, недисциплинированность; авантюризм; определенные

грубость и хвастовство, самонадеянность, кичливость и чванство в общении с

представителями других этнических общностей.

Англичанам свойственны: высокий практицизм; трудолюбие; деловитость,

упорство, настойчивость и энергичность во всех видах деятельности;

предприимчивость и умение организовать дело; склонность к компромиссам;

неприятие жесткого давления на личность; неумение абстрагироваться,

скованное воображение; слабая интеллектуальная подвижность и

сообразительность; консерватизм в восприятии окружающей действительности;

смелость, выдержка, хладнокровие и спокойствие; уравновешенность в

поведении и уверенность в себе; быстрая физическая и психологическая

адаптация к новым условиям жизни и деятельности; большая сила сцепления в

коллективе; любовь к спорту; юмор; черствость и соблюдение дистанции в

общении с представителями других наций.

Для евреев характерны: старательность, настойчивость, упорное стремление к

поставленным целям во всех видах деятельности; энергичность,

целеустремленность, умение быстро приспосабливаться к изменившимся

условиям жизни; гибкость мышления, проницательность, изобретательность,

способность импровизировать, рационализм и способность всегда видеть

перспективу; обостренная чувствительность, склонность находить обиду там,

где ее нет; склонность жаловаться на свое положение, проявление комплекса

\\\"униженного\\\".

Немцам присущи: аккуратность и добросовестность; практичность и

предусмотрительность; трудолюбие; педантизм, организованность и

приверженность к порядку; любовь к шаблону; обстоятельность,

пунктуальность и точность во всех видах деятельности;

дисциплинированность; беспрекословное подчинение приказам начальства,

требованиям законов и инструкций; чрезмерная забота о мелочах; отсутствие

личной инициативы и самостоятельности; подверженность внушению при помощи

цифр и фактов; высокомерное и невнимательное отношение к представителям

других этнических общностей.

Для русских характерны: естественная непринужденность; сострадательность и

великодушие; склонность рисковать; надежда на удачу; смирение с судьбой;

умение быстро и споро работать в экстремальных ситуациях; стойкость и

выдержка в трудные моменты; открытость, простота, готовность прийти на

помощь; чувство коллективизма; долготерпение, готовность к

самопожертвованию. Они отличаются доброжелательностью, общительностью,

терпимостью в отношениях с представителями других этнических общностей.

В любом виде деятельности русские достаточно быстро могут достичь первых

положительных результатов, однако затем в большинстве случаев

довольствуются полученным, не стремятся развивать достигнутое, часто

успокаиваются, а то и вовсе расслабляются. Планируя свои действия, русские

скорее руководствуются интуицией, чем разумом, недостаточно осмысливают

избранные цели и пути их достижения, редко продумывают в деталях все свои

шаги. Прибегая впоследствии к уточнению используемых средств и способов

деятельности, они как правило снижают при этом темпы, слишком долго думают

над тем, что и как делать дальше. Из-за этого упускают реальные

возможности успешно завершить начатое.

Украинцам свойственны: напористость; деловая активность и настойчивость;

старательность, аккуратность и исполнительность; стремление обязательно

добиться желаемого результата; самостоятельность; повышенная потребность в

самовыражении и одобрении других. Украинцы в своем большинстве

меркантильны, злопамятны, мстительны. Высоко ценят комфорт.

Во всех делах украинцы стремятся отличиться, быть в числе первых, быстрее

других достичь успеха, как можно скорее закрепить его и развить. Украинцы

быстро адаптируются к новым условиям, легко находят взаимопонимание с

представителями других наций.

Морально-психологическое состояние военнослужащих противника

Морально-психологическая подготовка военнослужащих в любой армии мира

нацелена на формирование у них такого душевного настроя, который позволяет

преодолевать страх, растерянность, усталость, помогает в любой ситуации

сохранять уверенность в своих силах, побуждает быть храбрыми и упорными.

Стремясь усилить боеготовность и боеспособность личного состава,

руководство вооруженных сил любого государства стремится средствами

морально-психологической подготовки (нераздельно связанной с боевой

подготовкой) решать следующие задачи:

- воспитать физически выносливых и психологически стойких воинов,

способных успешно преодолевать любые трудности боевой и походной жизни;

- выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие

успешно действовать в экстремальных условиях на поле боя;

- сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником,

способным добиваться успеха в ходе боевых действий;

- обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и

подразделений, боевых экипажей и расчетов.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих по-разному

осуществляется в армиях тех или иных государств. В США и России ею

занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в

специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое

внимание ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового

военно-профессионального обучения (надо напомнить, что британская армия

полностью комплектуется из добровольцев-контрактников). В Германии

наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки

считают период боевого сколачивания подразделений и частей. В \\\"силах

самообороны\\\" Японии ее практикуют на всех этапах службы солдат и офицеров,

но особенно в ходе учений и маневров.

В настоящее время можно уже изложить типичный сценарий этой подготовки. На

первоначальном ее этапе обычно осуществляют своеобразную психотерапию. Это

значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые

вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в

обстановке, близкой к боевой, молодой солдат нередко теряет уверенность в

своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает чувство

страха. Часто при этом он испытывает болезненные синдромы типа

головокружения, тошноты, онемения конечностей и т.д. В результате он может

отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях,

совершить дисциплинарный проступок, и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат

учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и

чувства, вырабатывают у них простейшие навыки самоконтроля и т.д. Это и

есть \\\"психотерапия\\\". Посредством ее вырабатывают умение сдерживать внешнее

проявление негативных психических состояний, но от них самих избавиться,

еще не удается. На это, как правило, и делают упор специалисты

психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск

противника.

Второй этап морально-психологической подготовки включает в себя

мероприятия по так называемому психологическому стимулированию. Суть его

состоит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные

обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой

подготовки инструкторы обрушивают на солдат серию физических,

психологических и нравственных раздражителей, совокупное воздействие

которых приводит к запредельному торможению. Воля солдат оказывается

практически сломленной, они в точном смысле слова теряют способность

вообще что-то делать. Инструкторы в этих условиях должны \\\"приходить на

помощь личному составу, приводить его психику в нормальное состояние. Их

основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных ясно осознавать

приказы вышестоящего командования и выполнять их несмотря ни на что.

Многие морально-психологические качества в соответствии со взглядами

специалистов на их формирование определяются физиологической

выносливостью, закалкой организма военнослужащих. По этой причине

необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной натренированности

солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта не только в развитии

физической силы, ловкости, выносливости, но и в развитии уверенности в

себе, в своих силах, воли к победе. Особое значение в данной связи имеют

спортивно-боевые единоборства типа рукопашного боя, самбо, бокса, каратэ и

т.д. Единоборства учат держаться до конца, буквально \\\"вырывать победу из

горла противника\\\", добиваться успеха там и тогда, где и когда кажется уже

нет никаких шансов.

В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих

психологи рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие

дистанции (на 60-90 километров), действия отдельных солдат и целых

подразделений в плохую погоду. Кроме того, во многих странах искусственно

создают специальные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод,

сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего мира,

действовать в трудных климатических условиях, имитируют пребывание в

плену, допросы \\\"с пристрастием\\\" и т.д..

Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в

Арктике (в Канаде, Норвегии), в жаркой пустыне (в США, Египте), в горах (в

США, Турции), в тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются

по специальным программам, воспитывающим способность решительно и уверенно

действовать в боевой обстановке.

В России психологической подготовкой занимаются специально назначаемые

офицерские кадры. Но, для высокой эффективности реализации этих

мероприятий необходима высокая подготовка личного состава соответствующих

подразделений и финансирование проектов подготовки. По этой причине

реальная психологическая подготовка проводится только в подразделениях

специального назначения и органах военной разведки. Методы подготовки в

этих органах направлены в основном на подавление страха в рядах

действующих подразделений и носят агрессивный характер, поэтому во многом

не совместимы с методами применимыми к тыловым и оборонным подразделениям.

Для повышения морально-психологического состояния военнослужащих

необходима всесторонняя психологическая подготовка всех войск, независимо

от рода войск, функциональной принадлежности и выполняемых задач. Но

далеко не все военачальники придают психологической подготовке воинов

большое значение, уделяя основное внимание строевой и проведению работ.

В наиболее полном и всестороннем виде психологическое воздействие на

противника осуществлялось во время войны США и их союзников против Ирака в

1990- 91 годах. Психологическая борьба проводилось в реальной боевой

обстановке, в ходе активного идеологического противодействия специальных

служб обеих сторон, отличалась привлечением максимального количества

имевшихся сил и средств, использованием практически всех известных форм и

методов воздействия на войска и гражданское население. К мероприятиям по

дезинформации противника и разложению «боевого духа» в подразделениях

армии Ирака были привлечены многие высокопоставленные начальники, включая:

командующего объединёнными войсками Норманна Шварцкопфа, министра обороны

США Ричарда Чейни и самого президента США Джорджа Буша.

Представить себе психологическую операцию таких размеров в России при

нынешнем отношении к этому виду воздействия на противника пока невозможно.

Причина такого отношения скрывается не только в плохом финансировании

органов психологической подготовки и их плохой структурной реализации, но

и в национальном отношении нашего народа к подобным мероприятиям.

Все войны - гражданские, ибо все люди - братья.

/Сократ/

Литература

Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: От мифов - к реалиям. - М.:

Мистерия, 1993.

Волкогонов Д.А. Психологическая война (Подрывные действия империализма в

области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984.

Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. - М.: ЧеРо.

Куликов В.Н. Психология внушения. - Иваново: Пед. ин-т., 1978.

Репко С.И. Отечественный опыт ведения спецпропаганды (1918-1991). - М.:

Воен. ун-т, 1994.

Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и

влияния на людей. - Челябинск: Обл. ид-во, 1996.

Техника дезинформации и обмана/Под редакцией. Я. Н. Засурского. - М.:

Мысль, 1978.

Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий военных

конфликтов.- Москва 2002г.

Крысько В.Г.Секреты психологической войны.- Минск 2002г.

Военный Университет Связи

Кафедра№8

Курсовая работа

Тема: Психологические операции в военных конфликтах.

Исполнил: _________Я.Коваленко

Проверил: __________М.Слободян

Санкт-Петербург

2004

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.