рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

В интересах повышения эффективности психологического воздействия

необходимо также принимать во внимание особенности \\\"работы\\\" эмоций:

- а) Для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше

использовать эмоциональную форму обращения.

- б) Для выработки сравнительно устойчивой ориентации личности,

формирования фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более

оправдано воздействие на рациональную сферу сознания.

- в) Эмоциональную и рациональную формы психологического воздействия

необходимо использовать комплексно. Начинать всегда лучше эмоционально,

последующая часть может быть рациональной. Тогда сила эмоционального

обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации,

пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам. А последующее

обращение к рациональной сфере сознания делает психологическое воздействие

более эффективным и продолжительным по времени.

Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная

активность могут препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии

сильного эмоционального возбуждения испытывает значительные трудности при

выполнении серьезной умственной работы. И наоборот, человеку, включенному

в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные

аффективно-эмоциональные переживания.

Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует

особо надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на

людей с высоким интеллектуальным уровнем развития рационально построенное

воздействие оказывает более сильное влияние, чем эмоционально окрашенное.

Поэтому, когда объектом воздействия является офицерский состав противника,

в большей степени следует опираться на цифры и факты. При обращении же к

рядовому составу - на эмоционально окрашенную информацию.

Действенность психологического воздействия зависит и от того, когда

измеряется его эффект. Если это делается непосредственно после

осуществления воздействия, эффект, как правило, максимален. Далее, с

течением времени он снижается. Но при этом рационально построенное

воздействие более продолжительно, а эмоциональное - более короткое.

Субъект психологического воздействия не имеет права резко

противопоставлять свою позицию позициям объекта. Если расхождения между

позициями невелико, то действует \\\"закон ассимилятивной оценки близко

стоящих позиций\\\": информация, близкая к собственным позициям людей,

кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот,

взгляды, суждения, мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории,

кажется ей еще более неприемлемыми, чем она могут быть в действительности.

Люди \\\"отворачиваются\\\", \\\"закрываются\\\" от сообщаемой им информации:

срабатывает \\\"закон контрастной оценки\\\".

Цели и задачи психологической войны

Основные цели и задачи психологической войны можно классифицировать по

нескольким различным основаниям. По условиям различают психологическую

войну, осуществляемую в мирное, военное и послевоенное время, а также в

ходе миротворческих операций. По объектам воздействия ее ведут против

военнослужащих, гражданского населения, высшего военно-политического

руководства противника и его союзников. Кроме того, предпринимаются

специальные мероприятия, направленные на формирование нужного отношения к

возможной войне (агрессии) со стороны мирового общественного мнения и

стран-союзников. По времени осуществления цели и задачи психологической

войны подразделяют на долгосрочные (стратегические), среднесрочные

(оперативные) и краткосрочные (тактические).

Целями психологической войны могут являться:

- а) предотвращение возможного военного конфликта;

- б) ослабление морального духа личного состава вооруженных сил и

гражданского населения противника;

- в) склонение их к отказу от участия в боевых действиях;

- г) создание предпосылок для достижения намеченных военно-политических

целей с минимальными людскими потерями и материальными затратами.

Содержание психологических операций

Психологическая война - это комплекс психологических операций и

мероприятий, осуществляемых в соответствии с конкретными целями и

задачами. Обычно она начинается еще в мирное время, в так называемый

угрожающий период. Этот период характеризуется следующими признаками:

Во внешнеполитической области - непрерывно идут интенсивные переговоры

дипломатов (в том числе со всякого рода посредниками); свертываются

торгово-экономические, культурные и иные отношения между членами

противостоящих группировок; происходят разнообразные приграничные

конфликты и т.д.

В экономической области - возрастают темпы и объемы военного производства;

осуществляется перевод промышленности на выпуск военной продукции;

меняется режим работы железных дорог, увеличивается объем военных и других

специальных перевозок всеми видами транспорта и т.д.

В военной области - резко усиливается разведывательная деятельность всех

видов; происходит концентрация войск в приграничных районах; частично

мобилизуются резервисты; вооруженные силы переходят в режим боевой

готовности.

Во внутриполитической области - объявляется особое (либо военное)

положение; разжигаются шовинистические и националистические настроения;

вводится военная цензура во всех средствах массовой информации;

запрещается (или существенно ограничивается) деятельность оппозиционных

политических партий, пацифистских и диссидентских движений и т.д.

В области психологической войны:

- резко усиливается противоборство между вероятными противниками в

информационной сфере;

- происходит боевое развертывание органов психологической войны;

- начинают осуществляться психологические операции.

Продолжительность угрожающего периода зависит от характера развития

военно-политической обстановки и эффективности мер политического

урегулирования конфликта. Как правило, он включает в себя период

повышенной напряженности, составляющий от 1-2 до 8 месяцев, и период

резкого обострения обстановки, длящийся от 5 до 25 суток.

С началом боевых действий осуществляются разнообразные оперативные и

тактические психологические операции, являющиеся продолжением

стратегической психологической операции и неотъемлемой частью вооруженной

борьбы.

Своеобразие психологических операций в угрожающий период

Психологические операции в угрожающий период обычно проводят для

достижения следующих целей:

- изоляции вероятного противника на международной арене;

- подрыва морально-психологического состояния личного состава его

вооруженных сил и гражданского населения;

- усиления антивоенных и антиправительственных настроений в стране

противника;

- консолидации населения и личного состава своих вооруженных сил и

стран-союзников.

Содержание психологических операций в угрожающий период конкретизируется в

зависимости от:

- политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки

на ТВД;

- размаха деятельности оппозиционных политических партий, диссидентского и

пацифистского движений в стране вероятного противника;

- особенностей психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа

в стране противника.

Основными объектами психологических операций в угрожающий период

выступают:

- личный состав вооруженных сил противника;

- его гражданское население;

- население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;

- военнослужащие и народ своей страны.

Психологическое воздействие на личный состав вооруженных сил противника

осуществляется в форме:

- разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных

военнослужащих и их семей;

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- разжигание противоречий, существующих между различными

социально-этническими группами в вооруженных силах противника;

- пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной

техники, вооружения;

- указания военнослужащим противника возможных способов уклонения от

личного участия в боевых действиях.

Психологическое воздействие на гражданское население противника

осуществляется в тех же формах, что и воздействие на личный состав

вооруженных сил противника, плюс призывы к участию в антивоенных

выступлениях оппозиции, религиозных и пацифистских организаций.

Психологическое воздействие на население и военнослужащих нейтральных и

союзных государств осуществляется в форме:

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- пропаганды целей и методов собственной внешней политики;

- пропаганды своего военного превосходства над противником.

Психологическое воздействие на военнослужащих и народ своей страны

осуществляется в форме:

- повышения их морального духа, предотвращения паники;

- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;

- осуждения и критики антиправительственных и антивоенных сил и движений;

- противодействия пропаганде противника.

Формирование у противника отрицательного отношения к возможной войне

Основная цель психологического воздействия в этом направлении - подрыв

морально-политического и психологического потенциала противника,

формирование среди военнослужащих и гражданских лиц устойчивой

отрицательной установки по отношению к возможной войне. Специалисты

считают, что надо доказывать ее бесперспективность и разрушительные

последствия сразу в двух аспектах:

а) для страны в целом.

б) для каждой семьи.

В результате можно существенно ослабить моральный дух народа и армии

противника, а иногда даже предотвратить войну.

СССР и США неоднократно достигали своих политических целей путем простой

демонстрации военной силы (проводили учения возле границ тех или иных

государств, посылали военные корабли к их берегам, концентрировали войска,

делали другие демарши). Так, Советский Союз размещал свои

оперативно-тактические ракеты на Кубе и возле границы с Китаем. США

посылали свои эскадры в воды Северной Кореи и Вьетнама в 40-ые-60-ые гг.,

Ирака в 80-90-ые гг., Гаити в 1994 г. и т.д.

Помимо этого широко применяется система экономических санкций,

направленная на подрыв основных отраслей экономики государства-противника.

Экономические санкции предпринимались против Ирака, Югославии, Кубы,

Ливии, других стран. Они влекут за собой значительное снижение уровня

жизни основной массы народа, гиперинфляцию, нехватку многих необходимых

товаров и т.д. Морально-психологическое состояние большинства народа (а

также военнослужащих как его части), изнуренного длительным экономическим

кризисом или запуганного демонстрацией превосходящей военной мощи обычно

снижается.

В угрожающий период каждое государство стремится прежде всего создать

благоприятную для себя обстановку на международной арене и в стране

противника. Так, в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские

острова (1982 г.) Великобритания осуществляла эффективное психологическое

воздействие на военнослужащих и гражданское население Аргентины. Основной

акцент был сделан при этом на доказательство бессмысленности сопротивления

аргентинских войск, оккупировавших архипелаг. Одновременно Великобритания

распространяла выгодную для себя информацию в странах Британского

содружества, НАТО и ЕЭС, а через них и в других странах мира. В результате

ей удалось склонить международное общественное мнение на свою сторону.

Стратегическая психологическая операция Израиля против организации

\\\"Хезболлах\\\" в Ливане (1993 г.) преследовала аналогичные цели. В ходе ее

израильское руководство стремилось не столько запугать непримиримую часть

палестинцев, сколько заручиться поддержкой мирового общественного мнения.

Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на

формирование среди военнослужащих и населения противника отрицательного

отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.

Дискредитация военно-политического руководства противника

Основная цель психологических операций данного направления - подрыв

авторитета военно-политического руководства противника в глазах

собственного населения, личного состава вооруженных сил, мирового

общественного мнения

0x01 graphic

\\\"Два сапога - пара\\\". Английский плакат, высмеивающий двух диктаторов -

Гитлера и Сталина - вступивших в сговор друг с другом (издан в начале

сентября 1939 г. после подписания пакта Молотова-Риббентропа).

Для этого активно применяют различные способы, в том числе:

- тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно

характеризующих командный состав и политическую верхушку противника;

- высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое

руководство и командный состав вооруженных сил противника;

- распространение дезинформации и ложных слухов о них;

- привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;

- использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство отдельных

представителей военно-политического руководства;

- четкое деление их на \\\"плохих\\\" и \\\"хороших\\\".

Использование компрометирующих фактов биографии политического или военного

деятеля, подкрепленные достаточными доказательствами, может весьма

существенно снизить его авторитет. Подтверждением тому является случай,

произошедший в 90-е годы с председателем комитета начальников штабов

вооруженных сил США генералом Дж. Шаликашвили. Журналисты \\\"раскопали\\\" и

опубликовали документы, истинность которых не вызывает сомнений. Согласно

им оказалось, что Дмитрий Шаликашвили, отец американского генерала, во

времена высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) служил в войсках СС.

Ранее он был офицером польской армии. После ее разгрома он с помощью

влиятельных родственников в Германии сумел стать офицером специального

грузинского батальона, входившего в войска СС. Несмотря на заявление

министра обороны США о том, что эсэсовское прошлое отца никоим образом не

касается службы сына в американской армии, этот скандал стал одной из

причин скорой отставки Дж. Шаликашвили с занимаемого им поста

Следует учитывать то, что попытки дискредитации тех или иных руководителей

(командиров) лишь тогда будут эффективными, когда их популярность и

авторитет снизились. В противном случае реакция объекта пропаганды, скорее

всего окажется полностью противоположной ожидавшейся.

Так, большой вред советской пропаганде во время \\\"зимней войны\\\" (30 ноября

1939 - 13 марта 1940 гг.) принесли листовки, содержавшие прямые

оскорбления авторитетных руководителей Финляндии. Премьера-министра

Каяндера, например, в них называли \\\"орущим петухом\\\", \\\"извивающейся змеей\\\",

\\\"маленьким, жадным хищником, у которого нет зубов\\\". Маршала Карла Густава

Маннергейма (1867-1951) клеймили как \\\"кровавого палача финского народа\\\" и

\\\"старую сволочь\\\". Авторитет же Маннергейма был настолько велик, что

финские солдаты воспринимали эти оскорбления словно личные. После чтения

подобных листовок они сражались с еще большим ожесточением.

Впрочем, действия финской стороны тоже были топорными. Например, финны

считали, что может сработать тезис \\\"подкупа военнослужащих\\\". Между тем для

тогдашних красноармейцев такие призывы, как \\\"продайте ваш самолет (танк,

пушку) за десять тысяч долларов и уезжайте в какую угодно страну\\\", звучали

просто дико.

В корне ошибочную аргументацию использовали китайцы в конце 30-х гг.,

когда давали отпор японской агрессии. Их призывы \\\"Долой императора!\\\", \\\"К

ногтю милитаристов!\\\", \\\"Поднимайте знамя революции в Японии!\\\" лишь вызывали

гнев и возмущение японских солдат. Во время Великой Отечественной войны

советская специальная пропаганда повторила те же ошибки, что и в войне с

Финляндией. Недопустимыми, как выяснилось, в ее содержании были грубые

оскорбительные выпады в адрес высших руководителей Германии. Главным

объектом таких оскорблений являлся Гитлер, пользовавшийся в 1941-42 гг.

непререкаемым авторитетом у немецких солдат.

Впрочем, немецкие пропагандисты в этом отношении недалеко ушли от них. Им

очень нравилось изображать Сталина в образе рабовладельца,

бандита-поджигателя и даже дьявола. Конечно, Сталин был одним из

величайших негодяев в истории человечества. Может быть, самым большим.

Однако множество советских людей в то время буквально на него молились.

Поэтому сравнения такого рода вряд ли могли принести пользу. Примером

удачной дискредитации высшего руководства можно назвать французскую

листовку в виде почтовой открытки, в которой прямые нападки (не говоря уже

об оскорблениях) в адрес Гитлера отсутствовали

0x01 graphic

\\\"Без маски: Сталин - дьявол!\\\" (Немецкий плакат 1943 г.)

0x01 graphic

\\\"Три года! Пять лет! Восемь лет! Пожалуйста, господин фюрер, долго ли еще

продлится Ваш блицкриг?\\\"

Разжигание противоречий между различными социальными, конфессиональными,

этническими группами населения и войск противника

Цель психологических операций данного направления - углубить существующие

противоречия между определенными группами людей до критического уровня и

посредством этого значительно понизить боеспособность войск противника, а

также способность населения к сопротивлению.

Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих

различий между различными социальными группами, наиболее значимыми среди

которых являются социально-классовые и национально-религиозные.

Например, во время Фолклендского конфликта англичане в своей пропаганде на

аргентинскую армию обращались преимущественно к рядовому составу. Его

внимание они привлекали к фактам коррупции и казнокрадства среди генералов

и офицеров. Такая пропаганда вызывала у простых солдат чувство

ущемлённости, недовольство привилегированным положением офицерского

корпуса, его высокомерным отношением к подчиненным. Это, в свою очередь,

снижало их готовность упорно сражаться под началом своих командиров.

Особый эффект дает разжигание национально-религиозных противоречий.

Этнические, религиозные и другие меньшинства, по мнению специалистов,

представляют собой первоочередной объект воздействия с целью раскола в

стране противника. Обращение к массовому сознанию таких групп населения,

особенно если они подвергаются притеснениям со стороны правительства,

очень продуктивно.

Хорошие результаты дала советская пропаганда на украинцев и беларусов

накануне вторжения СССР в Польшу в 1939 г., американская - на курдов

накануне войны в Персидском заливе. США удалось тогда спровоцировать

антиправительственные выступления в иракском Курдистане, что вынудило

Багдад направить туда дополнительные войска.

Католики-хорваты, православные-сербы и сербы-мусульмане более трех лет

(апрель 1992-ноябрь 1995) сражались между собой в Боснии. Примечателен тот

факт, что накануне и во время Второй мировой войны Германия широко

использовала военную помощь хорватов в Югославии, арабов-мусульман в

Северной Африке, западных украинцев, прибалтов, крымских татар. чеченцев и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.