рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

представителей некоторых других национальностей в СССР.

Немецкая листовка весны 1940 г. \\\"Герой после\\\" была прямо рассчитана на

провоцирование ненависти бедных, проливающих свою кровь на фронте и

становящихся калеками, к богачам, остающимся в тылу и ведущим красивую

жизнь.

0x01 graphic

Способы и приемы внушающего воздействия

Внушение в целом можно представить как психологическое воздействие,

основным содержанием которого является использование способов и приемов

специфического и неспецифического внушения.

Особенности специфического внушения. Специфическое внушение осуществляется

посредством распространения конкретных идей, представлений, образов и

другой информации с целью замещения существующей установки и

провоцирования определенной поведенческой реакции объекта воздействия.

При специфическом внушении используют только вербальные (речевые) средства

влияния и оно обычно является составной частью убеждения, значительно

усиливающем его эффективность.

Различают следующие основные способы специфического внушения:

\\\"Приклеивание ярлыков\\\". Используется для того, чтобы опорочить какую-то

идею, личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или

метафор, вызывающих негативное отношение. Опыт психологической войны

свидетельствует о достаточно широком использовании этого способа. Чаще

всего его применяют в отношении политических деятелей, представителей

высшего командования и других общеизвестных лиц. Однако \\\"работает\\\" он

только в том случае, если война уже принесла значительные страдания

населению и войскам противника, а их моральное состояние является низким.

\\\"Сияющее обобщение\\\". Заключается в обозначении конкретной идеи или

личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную

окраску. Цель - побудить объект воздействия принять и одобрить

преподносимое понятие или суждение. Этот способ позволяет скрывать

отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не

провоцировать негативные ассоциации. Прием широко используется в практике

психологической войны, он фактически является аналогом обмана.

\\\"Перенос\\\" (трансфер). Суть его - вызвать через преподносимый образ

(понятие, лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в

глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание

воздействия приемлемым. Например, специалисты психологической войны любят

использовать национально и традиционно значимые для противника образы,

вызывающие в сознании населения и военнослужащих положительное отношение.

Так, всегда активно эксплуатировались образы Жанны д\\\'Арк (для французов),

Карла Клаузевица (для немцев), Авраама Линкольна (для американцев),

Конфуция (для китайцев), религиозных авторитетов.

Часто используется также негативный \\\"перенос\\\" путем пробуждения ассоциаций

с отрицательными (для объекта) образами, понятиями, идеями.

\\\"Свидетельство\\\". Заключается в цитировании высказываний личности, которую

уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия. Высказывание, как

правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия,

суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию

навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому

поводу. Обычно используется как элемент манипулирования сознанием

противника.

\\\"Игра в простонародность\\\". Основана на побуждении объекта внушения к

отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с

позитивными ценностями вследствие \\\"народности\\\" этих идей либо вследствие

принадлежности источника информации к так называемым \\\"простым людям\\\".

Именно поэтому свои пропагандистские материалы органы психологической

войны часто преподносят от имени рядовых граждан или военнослужащих

противника.

\\\"Перетасовка фактов\\\". Заключается в тенденциозном подборе только

положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства

справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения,

понятия, явления). Объекту воздействия специалисты психологической войны

преподносят в определенной последовательности такие факты, осмысление

которых неизбежно ведет к нужным им выводам.

\\\"Общая платформа\\\". Этот способ заключается в побуждении объекта

воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку,

мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной

социальной группы или воинского подразделения разделяют ее.

Особенности неспецифического внушения. Неспецифическое внушение

осуществляется путем провоцирования у объекта воздействия отрицательных

психических состояний, вызывающих определенное поведение. В процессе его

осуществления речевые (вербальные) факторы сочетают с неречевыми

(невербальными). Основная цель неспецифического внушения - формирование у

объекта воздействия астенических состояний.

В основе формирования астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под

ним понимают переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или

мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация возникает у

людей вследствие реального или кажущегося неудовлетворения их потребностей

в физической и социальной безопасности, в общении, в пище, в бытовых

удобствах и т.д.

Цель неспецифического внушения как раз и заключается в том, чтобы

посредством акцентирования фрустрации спровоцировать у объекта

астенические психологические состояния (беспокойство, депрессию, страх,

панику и т.д.). Неспецифическое внушение такого рода применяла, например,

Красная Армия во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года. Газета

польских эмигрантов в Детройте (США) следующим образом описала

пропагандистскую работу Красной Армии:

\\\"Применялись советские бронемашины, громкоговорители которых передавали

обращения:

\\\"Братья-солдаты, мы пришли освободить вас из-под ярма польских панов. Мы

ваши друзья.\\\" Из первых бронемашин вышли женщины, накормили солдат,

угостили их папиросами, раздали газеты и велели идти домой. В то же время

они предупреждали, что, если в ответ на их миролюбие со стороны польской

армии будет оказано противодействие, то им не поздоровится. И когда один

офицер, приказавший стрелять в Красную Армию, был расстрелян, польские

войска прекратили сопротивление\\\".

Основными способами неспецифического внушения выступают устрашение,

эмоциональное подавление, инициирование агрессивных эмоциональных

состояний.

Устрашение (инициирование страха) - это формирование состояний

беспокойства, депрессии или апатии; пробуждение чувства страха перед

реальной или вымышленной опасностью, а также перед неизвестностью.

Конечная цель устрашения - максимальное снижение морально-психологической

устойчивости противника, паралич его воли к сопротивлению.

Необходимо различать страх перед реальной и вымышленной опасностью. Страх

перед реальной опасностью (допустим, перед угрозой гибели или превращения

в калеку) глубже, т.к. базируется на определенном боевом и жизненном

опыте. Однако страх перед вымышленной опасностью также может существенно

снизить морально-психологическую устойчивость противника.

По степени осознанности угрозы различают страх перед осознанной и

неведомой опасностью. Путем наблюдений за поведением военнослужащих в

период боевых действий установлено, что чем выше у них степень

осознанности надвигающейся опасности, тем больше имеется возможностей для

локализации чувства страха и подготовки к противодействию угрозе.

Наибольший страх люди испытывают перед неведомой опасностью, т.е. такой, с

которой они ранее не сталкивались и потому не знают, какие последствия она

может вызвать. Страх перед неведомым значительно снижает боевые

возможности войск. Например, солдаты могут внушить себе, что они,

допустим, подверглись заражению, несмотря на то, что оружие массового

поражения реально не применялось. Вследствие нервно-психического

потрясения могут появиться признаки, напоминающие реальные симптомы

поражения (слабость, слепота, тошнота, расстройство пищеварения), а также

боязнь употреблять \\\"зараженную пищу и воду\\\".

В ходе оккупации Тибета осенью 1950 г. китайская армия эффективно

использовала прием \\\"устрашения неведомой угрозой\\\". Например, передовые

отряды НОАК достигли крепости Чамдо с гарнизоном 3000 человек.

Обороняющиеся ожидали штурма, но его не последовало. Ночью тибетцев

разбудили взрывы множества петард, грохот тысяч трещоток, они увидели в

небе светящиеся трассы сотен ракет. Возникла паника, молниеносно стали

распространяться фантастические слухи. Начальник гарнизона сбежал из

крепости, войска вскоре последовали за ним. В ту ночь не было сделано ни

одного выстрела.

Используя устрашение необходимо учитывать, что реальная обстановка

оказывает большое влияние на его эффективность.

Устрашение целесообразно для воздействия на противника:

-понесшего большие потери;

-находящегося в окружении;

-перешедшего к обороне;

-отступающего;

-испытывающего нехватку продовольствия, боеприпасов и других средств;

-уступающего в численности;

подвергшегося поражению высокоточным оружием или оружием массового

поражения;

-терпящего поражения в боевых действиях.

0x01 graphic

0x01 graphic

Эмоциональное подавление используется в основном для формирования у

военнослужащих противника таких астенических психических состояний как

тревога, депрессия, апатия.

Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях с неясным

исходом и связанное с ожиданием неблагополучного развития событий. Тревога

может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе,

бессилия перед внешними факторами, как преувеличение их могущества и

опасности. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей

дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и

продуктивность.

Депрессия - это аффективное эмоциональное состояние, характеризующееся

отрицательным фоном. Человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые,

мучительные переживания подавленности, тоски, отчаяния. Его влечения,

мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Измененным

оказывается и восприятие времени, которое течет мучительно медленно. Для

поведения людей в состоянии депрессии характерны замедленность,

безынициативность, быстрая утомляемость, что в совокупности приводит к

резкому падению продуктивности деятельности.

Апатия - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие потери

перспектив, эмоциональной подавленности, утраты веры в конечные цели, в

руководство, в успех кампании и т.д. Апатия характеризуется эмоциональной

пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей

действительности и развивается на фоне снижения физической и психической

активности.

Приемы эмоционального подавления, используемые в практике психологической

войне, чрезвычайно разнообразны. Выбор того или иного из них

обуславливается условиями воздействия, характером боевых действий,

спецификой объекта внушения и т.д. Среди них обычно выделяют:

1. Эмоциональное подавление средствами невербального звукового

воздействия. Для этого используют звуковые записи детского плача,

похоронной музыки, симфонической музыки, тяжелой рок-музыки, различных

раздражающих звуков (крики, вой сирены, звуки взрывов, свист падающих

бомб).

Так, гитлеровцы ставили на свои пикирующие бомбардировщики специальные

сирены, которые во время атаки издавали душераздирающий вой. Во Вьетнаме

американские вертолеты оборудовали усилителями, через которые во время

атаки транслировалась музыка Вагнера. Оглушение рок-музыкой окруженных

частей противника использовали в Ираке органы психологической войны армии

США (в данном случае они учитывали национально-психологические особенности

арабов, не приемлющих музыку тяжелого рока).

2. Подавление путем демонстрации бессмысленности войны. Главный акцент в

использовании приема делается на том, что война сопряжена с огромными

жертвами, не имеющими никакого смысла. Обычно при этом превалируют

сентиментальные или ностальгические мотивы.

Например, английская листовка, выпущенная после высадка десанта в

Нормандии, была оформлена в виде рисунка, наглядно указывавшего на

огромные и напрасные жертвы немцев.

0x01 graphic

\\\"Десять немецких дивизий погибли напрасно!\\\" (Английская листовка 1944 г.)

3. Подавление путем показа реальности гибели или увечья. Этот прием схож с

предыдущим, но его главная цель иная. Надо внушить: даже если противник

победит, многие его солдаты и офицеры будут либо убиты, либо искалечены,

либо останутся после войны без средств к существованию.

В качестве примера можно привести листовку которую использовали в годы

Второй мировой войны американцы против японских военнослужащих,

оборонявших алеутские острова Атту и Кыска. В ней говорилось:

\\\"Гарнизон будет сброшен с островов так же неизбежно, как осенью сбрасывает

листья дерево кири\\\" (символ смерти в Японии).

4. Подавление путем ссылок на те реальные трудности (нехватка

продовольствия, боеприпасов, медикаментов и др.), которые испытывает

противник. Надо внушить, что такие трудности приобрели постоянный

характер, и все больше усугубляются.

5. Подавление путем аппеляции к неудовлетворенным сексуальным потребностям

военнослужащих. Сексуальные потребности действительно не могут быть

удовлетворены во время боевых действий, и это часто используется в

рассчитанной на него пропаганде.

В 1942 г. японцы сбрасывали с самолетов на позиции войск США на Филиппинах

листовку-открытку с изображением молодой женщины в вечернем платье. Внизу

был текст: \\\"О, моя дорогая, как чудесно произносили твои уста эти слова \\\"С

новым годом, с новым счастьем!\\\" Идея этой листовки основывалась на широком

увлечении американских солдат фотографиями подобного рода и заключалась в

пробуждении тоски по женщине.

0x01 graphic

6. Эмоциональное подавление путем утверждений о том что \\\"пока солдат

сражается на фронте, его семья терпит в тылу притеснения, его близкие

остались без средств к существованию, а жена вынуждена заниматься

проституцией\\\". Так, в 1940 году немцы распространяли замаскированные

листовки, ориентированные на французских военнослужащих, цель которых -

пробуждение тревоги за будущее своей семьи. В листовках подобного рода

эксплуатируются такие чувства, как тоска по дому, беспокойство за судьбу

родных людей, переживание одиночества и т.п.

0x01 graphic

\\\"Скажи, мама, почему папа умер?\\\" (Немецкая листовка в виде почтовой

открытки. март 1940 г.)

Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного

отношения к противоположной стороне

Основная цель этого направления психологических операций, которое особо

активизируется в угрожающий период, - сформировать в возможно более

широких кругах противника установку на положительное восприятие своего

государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д. Сделать это чаще

всего очень трудно.

Так, этнически однородное, милитаризованное, настроенное крайне

отрицательно по отношению к СССР финское общество представляло в 1939-40

гг. явно неудачный объект для прямолинейной советской пропаганды. Когда

финны читали агитационно-пропагандистские материалы о дружбе народов СССР

и Финляндии, они не вызывали у них ничего, кроме недоумения и смеха.

Противоположный результат давала советская пропаганда на национальные

меньшинства в Польше перед войной 1939 г. Украинцы, белорусы, литовцы,

евреи, подвергавшиеся национальной дискриминации в этой стране, были

предрасположены к положительному восприятию ее содержания. Позже они

встречали советские войска с цветами в руках и выдавали им прятавшихся

польских военнослужащих, жандармов, полицейских.

Немало попыток обеспечить себе поддержку сельского населения на

оккупированных территориях СССР делали в 1941-44 гг. немцы. Вот

характерная выдержка из обращения к белорусским крестьянам:

\\\"Большая часть из Вас правильно поняла и оценила освобождение немецким

вермахтом Вашей страны от большевизма и Ваше собственное освобождение от

рабства колхозов. Часть из Вас пытается доказать свою благодарность по

отношению к освободителям хорошей обработкой земли и своевременными

поставками по своим обязательствам.

К сожалению, среди Вас есть еще целый ряд крестьян, которые больше слушают

наущения бандитов и верят в то, что смогут избежать трудовой повинности,

не выполняя ежедневно своих обязательств по поставке.

Немецкая администрация терпеливо ждала один год, учитывала трудности

молотьбы и т.д. в надежде, что эти не выполняющие своего долга крестьяне

образумятся\\\".

0x01 graphic

Немецкий плакат 1942 г.

0x01 graphic

«За кого борются банды Сталина, за врагов вашего народа!»

Немецкий плакат 1943г.

Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий

Основная цель осуществления психологических операций данного направлении -

введение противника в заблуждение, создание предпосылок для неожиданного

удара по нему.

Хорошим примером успешной деятельности по введению вероятного противника в

заблуждение были действия Германии и СССР накануне Второй мировой войны.

Гитлеру удалось обмануть как западных руководителей, так и Сталина. В то

же время Сталин удачно скрыл планы своих действий против Польши и

Финляндии в 1939 г.

Классической по современным меркам стала кампания стратегического

дезинформирования, осуществленная США на этапе подготовки к началу войны

против Ирака. В таких масштабах стратегическое дезинформирование было

применено впервые после 1945 года. Оно проводилось совместно специальными

службами военных ведомств США и союзных стран с целью введения в

заблуждение не только народа и вооруженных сил Ирака, но и мировой

общественности. При этом особая роль отводилась средствам массовой

информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций

Пентагона для корреспондентского корпуса. Реализация последних фактически

превратила конфликт в Персидском заливе, по выражению французской

прокоммунистической газеты \\\"Юманите\\\", \\\"в самый закрытый в нынешнем

столетии\\\". Именно успех данной кампании позволил многонациональным силам

достичь максимальной внезапности в начале боевых действий.

Специфика психологических операций в ходе боевых действий

Психологические операции в ходе боевых действий преследуют следующие

главные цели:

- подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных

сил противника;

- ослабление наступательного порыва;

- ослабление их способности к упорной обороне;

- деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава

окруженных (отсеченных) подразделений к сдаче в плен.

Основными содержательными компонентами этих операций являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.