рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))

исчезли, снова макать топор в воду.

Окончательная заточка любого инструмента с помощью мелкозернистых

брусков, оселков, мелких наждачных шкурок, паст, кожаных ремней и т.д.

называется правкой. Правят и топор, хотя не всегда с такой тщательностью,

как режущие инструменты (ножи, стамески, резцы и др.). Дело в том, что при

работе топором в режиме тесания, тяпания, ударов и других маховых движений

очень острое лезвие топора долго не продержится, да и роль его в этом

случае не велика. Лучше почаще подправлять лезвие топора, чем добиваться

его идеальной остроты. Но нельзя впадать и в другую крайность: затупившееся

лезвие сразу превращает топор в орудие пытки и источник усталости, особенно

для кисти правой руки, которая постоянно будет искать угол наклона топора

при тесании, чтобы лезвие лучше забирало древесину.

Учитывая сказанное, посоветуем мастеру по дереву и другой прием: правя

лезвие оселком или иным инструментом, последние движения делайте по стороне

топора, противоположной обтесываемой поверхности. Это дает хотя и

незначительный, но существенно отражающийся на удобстве работы загиб самой

кромки лезвия в сторону древесины.

Чтобы не повторяться, мы не будем описывать саму технику правки

инструмента, а попросим читателя посмотреть её описание в разделе "Плоские

стамески, долота", где она описана подробно. Заметим только, что при навыке

также удобнее делать правку топора, двигая оселком или заправочной доской

по лезвию топора, а не наоборот, т.е. так, как описано выше.

К сожалению, поступающие в торговую сеть топоры не всегда устраивают

резчика по дереву ни по насадке топорища, ни по его форме, ни по углу

заточки лезвия. Если с топорищем придется работать особо (все равно другого

не купишь), то с грубо заточенным и толстым лезвием нет смысла возиться,

так как работа эта большая и неоправданная — лучше поискать другой топор.

Конечно, надо иметь и второй топор для чёрновой работы (вспомним пословицу:

"Если в доме нет грязной тряпки, то не будет и чистой"), но и в чёрновом

топоре нужно иметь правильно заточенное лезвие. Оно может быть в зазубринах

от непредвиденных гвоздей, не таким острым, как у основного, рабочего

топора, но лезвие, тупое по углу заточки, все равно не допустимо. Кстати,

второй топор нужен и по другой причине: иногда приходится работать двумя

топорами, когда один помогает другому (отколоть ровную рейку от доски,

забить топоры с двух сторон чурака при его расколе и т.д.). Но при этом

всегда надо щадить "чистовой" топор. Дело в том, что к хорошему топору

резчик привыкает. Удобное топорище обеспечивает мастеру легкость в работе,

точность попадания и, как следствие этого, производительное удаление

большой массы древесины без усилий или же чистовую обработку поверхности.

Привычка держать топорище в определенном месте при определенной операции

заставляет мастера дорожить топорищем, так как с его поломкой и заменой

придется привыкать к новому топору. О внимании мастера к топорищу говорят и

такие факты, что когда-то его делали даже из карельской берёзы, т.е.

древесины прочной и вязкой. По этим же соображениям делают и сейчас иногда

топорище для небольшого топора из можжевельника, древесина которого

обладает свойством не набухать при намокании и не уменьшаться в объёме при

высыхании, а это важно для достижения прочной насадки топорища.

Более доступно сделать топорище большого размера, когда топор

предназначен для силовых приемов, в том числе и колки дров, из березы

(древесины прочной на излом), а чтобы оно не скользило в руке, его слегка

обжигают в пламени огня. Но для топора в плотничьих и особенно в столярных

работах и резьбе по дереву лучше брать осину "Осина"). Такое топорище

удобно "сидит" в руке, не полируется от работы и не выскальзывает из

ладони.

Именно при насадке, когда линия, проведенная через лезвие и конец

топорища, проходит через пальцы рук мастера, можно добиться точного

попадания топором в одно и то же место при стесывании или расколе

древесины. Форма и изгиб топорища также обусловлены выработанной веками

практикой: удобство в работе, наименьшая затрата сил при маховых ударах,

точность попадания.

Как бы плотно ни был насажен топор на топорище, он начинает со временем

сползать с посадочного конца, что связано и с усыханием древесины, и с её

сминанием при больших силовых напряжениях. Это доставляет неудобство, а

может быть и причиной травмы. Обычно для закрепления топорища в топоре в

его посадочном конце стамеской проделывают щель, в которую забивают клин

(иногда два клина) из прочной древесины. Делают также запасной железный

клин в виде заостренной пластинки. Его дополнительно забивают, когда

топорище расшатывается. Иногда эта мера является недостаточной и приходится

забивать дополнительный клин или толстые короткие гвозди. Помогает также

временная мера: топор опускают соответствующим концом в воду на некоторое

время для намокания.

Самым надежным способом предотвращения соскока топора во время работы

является закрепление его на топорище с помощью металлической планки длиной

около 120 мм. Планку одним концом привинчивают с помощью двух шурупов к

затылочной части топорища, которое вместе с планкой вставлено в топор.

Другой конец планки, выступающий над обухом топора на 4-5 мм, загибают под

прямым углом вокруг обуха. Загнутый конец планки не должен выходить за

пределы плоскости бойковой части обуха, чтобы не мешать при ударах обухом.

Процесс сборки и крепления в этом случае следующий. Загибают кончик

планки, её вставляют в гнездо топорища (в обух), затем туда же забивают

заранее подогнанный конец топорища. Топорище расклинивают и планку

привинчивают.

Во всех операциях топором, будь то чистовая обработка или тесание

крупной щепы, нужно научиться держать топор и так направлять удар, чтобы

лезвие не кололо, а резало древесину. Для этого при ударе топором его нужно

как бы оттягивать на себя. То же самое делается и при тесании двумя руками.

Топором можно и просто резать, как стамеской, двигая его двумя руками

от себя и держа лезвие под некоторым углом к линии движения.

Используя топор как скалывающий толстые щепы инструмент, в том месте,

где надо тесать, мастер делает предварительные зарубки. Это необходимо не

только для более легкого отделения скалываемых участков слоя древесины, но

также и для того, чтобы преодолеть свилеватость древесины, избежать

заворота щепы за пределы плоскости тесания. При обтесывании плоской

поверхности на бревне мастер постоянно контролирует её направление и

постоянно сличает его с направлением плоскости в начале бревна, т.е. в

начале работы. Это замечание применимо как для тесания одной рукой, так и

для работы двумя руками, когда бревно кладут, как правило, горизонтально.

При тесании бревна в горизонтальном положении нужно обязательно сделать

приспособление, чтобы предотвратить поворот бревна вокруг продольной оси,

особенно при отрыве щепы наклоном топора от себя. С этой целью будет

недостаточно прибить доску к торцу бревна — она оторвется. Лучший способ —

заклинить конец бревна в прорези какого-либо чурака, для чего на конце

бревна снимаются лыски (плоскости) с двух сторон.

Тесать бревно лучше от его вершины к комлю, в этом случае будет меньше

задиров древесины, хотя в некоторых местах (сучки, свилеватость) приходится

подтесывать и в обратном направлении.

2.9 Резчицкий и специальный инструмент

У мастера, занимающегося геометрической резьбой прежде всего должен

быть хорошо отточенный нож-косяк. Это его основной инструмент. Их может

быть несколько штук, но все они скорее всего будут однотипными. Отличия

могут быть только в углах заточки.

Хорошо иметь удобный нож, один с тупым (60-70 градусов) углом заточки,

а другой с острым (примерно под 35-45 градусов). Это позволяет выполнять

самые разнообразные элементы геометрической резьбы. Всего пары-тройки ножей

может быть вполне достаточно, чтобы профессионально изготавливать изделия с

геометрической резьбой.

Для других видов резьбы могут понадобится стамески, как полукруглые,

так и плоские.

2.10 Инструмент для токарных работ

Для токарных работ также достаточно небольшое количество инструментов,

но они должны быть хорошо заточены, иначе, древесина будет трудно

обрабатываться. Время от времени инструмент подтачивают.

Для токарных работ применяют инструмент следующих типов:

— стамески полукруглые, стамески прямые, стамески-ножи, крючки.

Этот инструмент представляет собой длинную (для большей надёжности)

обычно деревянную ручку, в которую вбит длинный металлический прут, на

конце которого имеется крючок, которым и выбирают внутри заготовок.

2.11 Прочий инструмент

2.11.1 Разметочный и измерительный инструмент:

Иметь хорошо наточенный инструмент — обязательное требование. Для

первоначальной заточки инструмента требуется механическое точило или точило

с электроприводом. Для удаления получившихся заусениц используют бруски с

более мелким зерном. Бруски при заточке должны увлажняться. Правка и

доводка инструмента производится на оселках, изготовленных из твердых пород

камня. При правке следует часто поворачивать инструмент. Подбор профилей и

форм оселков должен соответствовать профилям резцов и стамесок.

Окончательная правка — на гладком ремне.

Степень остроты инструмента проверяют надрезая твёрдую древесину вдоль

волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий, без замятин след. При

недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням

резьбы. Степень заточки определяют, легко проводя подушечкой большого

пальца поперек жала лезвия, ощущая незаметные на глаз заусеницы.

Вот некоторый необходимый разметочный и измерительный инструмент:

- циркуль, готовальня

- штангенциркуль

- метчики

- чертилка

- карандаш

- линейка

- рулетка и др.

3 Обработка древесины

3.1 Физические и механические свойства древесины

Цвет; важной декоративной особенностью и диагностическим признаком

древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей

присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния

воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла

отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и

т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под

влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины

повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск

зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера

освещения.

Текстура; не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность

древесины. Текстура — естественный рисунок на радиальном и тангенциальном

срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец

и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины —

рассеянно- или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных

лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру

и форме.

Запах; почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный

запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных

веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных

пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху

порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он

служит дополнительным признаком для определения породы дерева.

Влажность; от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине

различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде

тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные

пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от

пористости древесины и её наполненности, насыщенности водой. Чем древесина

плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор

больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до

120, а мягких — от 200 до 250 процентов.

Гигроскопичность; гигроскопичностью древесины называется ее свойство

поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы

дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением

температуры влагопоглощение понижается, а повышением влажности воздуха

увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и

прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий.

Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими

составами.

Усушка и разбухание; усушка вызывает уменьшение в древесине содержания

связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных

и объемных размеров, и наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше

точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она

разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее

свойство как хрупкость и ломкость древесины.

Твёрдость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика.

Твердость древесины— способность сопротивляться проникновению в данный

материал постороннего тела, в данном случае — резца. Большие колебания в

прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной

породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность

древесины оказывает влажность. Влажная древесина — мягче, лучше

обрабатывается. У лиственных пород увеличение влажности от центра к

периферии незначительное в нижней части ствола. У хвойных пород оно более

существенно, особенно у сосны (по некоторым данным влажность ядра сосны

меньше, чем заболони в три раза). Минимальная влажность древесины растущего

дерева бывает зимой, а максимальная ранней весной. В июне и августе

влажность дерева также уменьшается, а к поздней осени возрастает. Заготовку

древесины, кроме осины, выгоднее делать в период, когда она меньше

обременена соком, чтобы сократить последующий цикл сушки, уменьшить

растрескивание и коробление пиломатериалов. Хотя для резчика по дереву это

утверждение не бесспорно.

Упругость и пластичность; упругость — способность возвращаться к

первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее

внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов.

Пластичность — способность материала сохранять ту или иную приданную ему

форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины

3.1 Сушка древесины

Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16%

влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается.

Сушка древесины является очень важной технологической частью всего

процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому

что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и

как будет обрабатываться.

Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин.

Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться

достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено

растрескиванию и рассыханию.

Сушка может производиться несколькими способами, о чём будет рассказано

ниже.

Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и

доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя

и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до

нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой.

Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться

плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить

до воздушного состояния (12 — 18 % влажности).

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них

кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски

коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со

стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают

совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания,

торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры

древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы

и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой

масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не

только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную

выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони,

самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом,

древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины

влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или

олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная

древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно

шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её

растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения

в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов,

выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы,

осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в

домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают

доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на

литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов,

затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ

сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные

детали токарь тут же зарывает в стружки. Сырые токарные детали токарь тут

же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные.

Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или

скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет

изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном

перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда

нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы

внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура,

они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной

воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях.

В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и

топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую

влажность (8-12 %) и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх

суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например,

сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.