рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области –

ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики

своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.

В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы

преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный

критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются

как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической

практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-

вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е.

явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в

своей исторической истинности в качестве установок на творческое

преобразование существующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории

выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее

методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,

являются одновременно и логическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные

институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое

выражение они получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений,

вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права,

вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и

рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации

опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений

действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный,

структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез,

обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического

анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне

организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных

принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки.

Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех

частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого

изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в

постоянном развитии.

Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной

материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических

принципов, логических приемов и специальных способов исследования

государственно-правовых явлений.

76. Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.

Норма права — это :

- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из

которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи

действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона,

масштаба поведения.

- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное

в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в

качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного

поведения субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:

1. согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е.

одинаковому подходу к регулируемому отношению, и

2. соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от

их юридической силы.

Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует

определенную область общественных отношений или фиксирует определенный

способ правового регулирования.

Каждая правовая норма имеет логическую структуру.

Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то,

иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.

Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности

у субъектов права; при которых эта норма действует.

Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на те

права и обязнности, на страже которых стоит государство.

Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или

негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,

нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного,

трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные отношения

путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах;

охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической ответственности и

юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.

По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:

Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные

положительные действия;

Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;

Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений право

совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях

нормативно-правового акта:

Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью

определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений

или меры юридической ответственности за их нарушение;

Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно

полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников

общественных отношений или мерах юридической ответственности и

предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом

конкретных обстоятельств;

Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий

их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц

(учителя, врачи и др.).

77. Причины и условия возникновения государства. Форма возникновения

государств в Европе.

С марксисткой точки зрения происхождение государства обусловлено

образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов

классообразования признается переход от охоты и собирательства к

производящей экономике (неолитической революцией), приведшей к регулярному

появлению прибавочного продукта. Появилось общественное разделение труда,

которое взорвало родовой строй, привело к расколу общества на классы,

появлению государственно-организованного общества.

Первое крупное разделение труда – это отделение скотоводства от

земледелия.

Второе крупное разделение труда – отделение ремесла от скотоводства и

земледелия.

Третье крупное разделение труда – появление класса купцов.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема

избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что

явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Рост производительности труда, переход к производящей экономике,

разложение коллективных форм производства, проникновение в общину товарных

отношений приводит к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытная организация начинает испытывать кризис власти,

т.к. индивидуальные и общие интересы расходятся. Органы первобытнообщинного

строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн

с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода

или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества

постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные

формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что

привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых,

антагонистических противоречий между ними. Поэтому появляется новая

организация уже не для всего общества, а только его части – собственников

средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений

имущественного неравенства.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным

примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны,

происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства,

внешнего или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма

высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает

непосредственно из родового строя, и, наконец, потому что существуют

многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные

подробности образования данного государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную

многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим

обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его

развалинах образуется государство, в котором скоро растворяются и родовая

аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возникает как

непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для

господства над которыми родовой строй не дает никаких средств.

Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается»,

ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с

соседскими племенами или уже существующими государствами. В результате

завоевания Римской империи родоплеменная организация победителей,

находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное

государство.

78. Источники права.

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им

официально-документальные формы выражения и закрепления норм права,

придания им юридического, общеобязательного значения.

Официальный характер источникам права придается двумя путями:

путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются

компетентными гос. органами, т.е. прямо исходят от государства.

путем санкционирования, когда государственные органы, например, суды, в том

или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы),

придают им юридическую силу.

Виды источников права:

Нормативные юридические акты – официальные документы, содержащие

юридические нормы (законы, нормативные указы, постановления, иные документы

Президента, правительства, ведомств).

Санкционированные обычаи – обычаи, которым государство придало

общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей

принудительной силой. (деловые, судебные, правовые традиции).

Судебный и административный прецедент – судебное или административное

решение по конкретному юридическому делу, которому придается

общеобязательное юридическое значение. (Великобритания, США).

Также нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, содержащее

общеобязательные юридические нормы (Федеративный договор).

79. Формы государства.

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон)

организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его

сущность.

Традиционно считается, что под формой государства следует понимать

организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее

основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и

политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду

организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником,

взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой

государственного устройства подразумевается административно-территориальная

организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей

государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом

понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся

в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве,

или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических

сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным

элементам четвертый – «политическую динамику», отражающий изменения в форме

правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форму государства как объективную реальность и как понятие следует

рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:

- форму правления, структурно отражающую способы организации

государственной власти, включая и порядок ее образования;

- форму государственного устройства (государственного единства) –

совокупность способов организации государственной власти с учетом

внутреннего деления государства на части (в пределах его территории),

взаимоотношений органов государства и его частей между собой;

- политический режим (государственный режим) – совокупность приемов и

методов осуществления государственной власти и их организационно-

политическое воплощение в государственном строе.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую

изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-

экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их

относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в

разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до

либеральных, сравнительно прогрессивных.

80. Сущность права.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права

однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в

нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,

создавать оптимальные условия для приемущественного действия в обществе

экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из

общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. «Право», «правовое»,

«справедливое» – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим

«право», понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о

законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий

порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость.

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй

воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом

принципами, с твердыми критериями правового и неправового. Право, как и

государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,

«здоровую» жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать

потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,

издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные

законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды

подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксисткая

теория, «волей господствующего класса, возведенной в закон». В такой

обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением

государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное

предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

81. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая

собой совокупность государственных органов, наделенных властными

полномочиями для реализации государственной власти.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими

основными видами органов:

- органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы

государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от

других и основа для иных органов;

- органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы,

ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению

общественными процессами в интересах общества или его части; они

располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом

управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки,

принятия и реализации актов управления);

- правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность,

неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права

общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат

принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм,

централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и

единоначалия, равный доступ к государственной службе и т.д.

Каждый государственный орган – это структурно обособленное звено,

относительно самостоятельная часть госаппарата, обладающая следующими

основными признаками:

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством

определенного вида деятельности в порученной области.

1. Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных

учреждений и предприятий.

2. Имеет определенную компетенцию. т.е. закрепленную совокупность задач.

функций, прав и обязанностей.

3. Характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам

отдельных служб и численному составу (штатам).

4. Имеет территориальный масштаб деятельности.

5. Образуется в порядке, установленном законом.

6. Устанавливает правовые связи личного состава.

Основное свойство государственного органа, качественно его

характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты,

обязательные для исполнения теми, кому они адресованны; применять меры

принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований

этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре,

компетенции, сферам деятельности.

82. Право и политика. Право и экономика.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается

не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на

обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его

деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что

они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,

складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических

сил, находящихся у власти.Следовательно, право является инструментом

политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования

общественных отношений, которые соответствуют политике государства,

реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными

масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика

охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В

организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как

правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,

организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать

на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же

напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно

в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же

сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика

является основой права, определяет его главное содержание, опосредует

влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших

средств реализации политики, отражает экономические интересы политических

сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как

это спеццифическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только

ему.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития российского общества совершенствование

правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений

его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в

отношении государства.

83. Власть и управление в первобытном обществе.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его

образованию предшедствовал первобытнообщинный строй – древний тип

коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только

формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного

возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е.

совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической

формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также

добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и

т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию

использовались коллективно, распределение продуктов труда было

уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным

«коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным

состоянием первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был

род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства

(происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа,

сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и

железного веков изменились производственные отношения – коллективное

присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов

труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления

трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось

в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который

постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в

союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то

есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве

общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась

неполитической, т.к. не была связана с государством.

Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной

организации, в который элемент властвования и элемент подчинения

сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей,

представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть,

осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие

собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных»,

глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом,

племенем в интересах всех сородичей и соплименников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась

только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать

новые, не свойственные ей изначально формы.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения –

социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся

правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного

применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной

потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные

отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них

являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с

отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:

- они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

- они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае

необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных

органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к

нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение,

которое исходило от всего рода или племени;

- в то время не было никакого различия между правами и обязанностями

членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а

обязанность как право.

Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху

догосударственного общества соответствовали уровню его экономического,

социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости

самого человека.

84. Законотворчество: понятие и стадии.

Правотворчество есть вид государственной деятельности, в результате

которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса,

социальной группы) возводится в закон, выражается в виде нормы права в

определенном источнике права. Оно исходит из определенных принципов:

1. Законность (полновластие представительных, исполнительных органов,

издающих правовые акты и осуществляющие контроль за правотворчеством

других органов, должно реализоваться строго и в рамках их компетенции,

на основе закона и в полном соответствии с ним).

2. Гласность (открытость правотворческого процесса, свободное и деловое

обсуждение проектов нормативных актов).

3. Демократизм (принятие нормативно-правовых актов путем референдума –

самой непосредственной формф демократии(1993г.- Конституция РФ)).

4. Профессионализм

5. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (разделение властей,

система сдержек и противовесов).

6. Планирование (концентрация усилий на приорететных законодательных

работах).

Виды правотворчества:

1. Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными

органами.

2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума.

3. Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм,

принятых корпоративными организациями.

4. Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Правотворческие органы: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная

Дума, Правительство, законодательные (представительные) и исполнительные

органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты,

ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими

полномочиями обладают администрации государственных учреждений и

государственных предприятий (локальное правотворчество).

В Конституции РФ специально определяются субъекты законодательной

инициативы.

Они формулируются государственной думой. Для возникновения процесса

законотворчества – законодательная инициатива (ею обладают президент,

премьер министр, главы администрации субъектов федерации, законодательные

органы субъектов федерации, генеральный прокурор, верховный суд РСФСР и

арбитражный суд по своей компетенции а также депутаты государственной думы

и комитеты госдумы). Подготовка проекта закона проводится тем, кто выступил

с законодательной инициативой, после чего проект направляется в

соответствующие комитеты госдумы, где он рассматривается и вносятся

предложения или дополнения. Там же он согласуется. Далее его рассматривают

на пленарном заседании, где могут вносится изменения и дополнения (в

письменной форме с точным указанием в какую часть закона вставить). Потом

закон – в совет федерации (причем его составу он должен быть передан за

месяц до общего обсуждения на совете). Если на совете вносят изменения или

дополнения, то создается согласительная комиссия. Закон подписывается (или

не подписывается, что между прочим неправильно, так как исполнительная

власть не должна иметь законодательных полномочий) президентом, но

предварительно рассматривается ДБУ и главой администрации.

Указ президента.

Инициаторы – президент, председатель правительства или его замы, министры

и председатели комитетов, главы администраций субъектов федерации. Проект

указа должен быть согласован со всеми министерствами и ведомствами

правительства, которых он касается и глав администрации субъектов федерации

(если касается). Проект указа направляется в администрацию президента – к

руководителю администрации, который подписывает его в ГПУ, откуда

направляется помощнику президента и с его визой обратно – руководителю

администрации, которые решает давать его президенту или нет на подпись.

Постановление правительства.

Инициатор – премьер, все члены кабинета, главы администрации и

руководители соответствующих ведомств (министерств) субъектов федерации.

Тот, чья инициатива – пишет проект, согласовывает его со всеми должностными

лицами компетенции которых он затрагивает. Далее – в правовое управление

правительства, которое дает по нему заключение с которым проект попадает к

управляющему делами правительства; он то и определяет время рассмотрения

(причем члены кабинета должны получить проект заранее с датой возможного

рассмотрения).

Законы принятые представительными органами субъектов федерации (в рамках

их полномочий).

Инициаторы – депутаты, комитеты, главы администраций субъектов федерации.

Проект рассматривается на заседании, после чего он отправляется на подпись

главе администрации.

Распоряжения глав администрации.

Инициатор – сам глава, общественные органы, члены правительства этого

субъекта федерации. Он так же проходит все стадии согласования. После –

помощнику главы администрации, затем – главе.

85. Этатическое государство: тоталитарное и авторитарное. Понятие и

сущность.

86. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и прочим

формам организации общественных отношений. В России он имеет к сожалению

глубокие корни.

Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:

1) теоретическая – когда ученые, философы, политологи доказывают что есть

гораздо более важные ценности, чем право вообще и права отдельного

человека.

2) практическая – когда нигилизм выливается в террор государства против

своего народа, в многочисленные жертвы среди населения, в превращение

правящей элиты в преступную шайку.

87. Общество, гражданское общество и государство. Понятие и соотношение.

Гр общество-сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные

их объединения.

2 типа объединения людей:

1) Условные соц группы-объединения людей в зависимости от места в

производстве и распределении.(наемные

работники,крестьяне,предприниматели.)

2) Общественные объединения- объединения групп лиц с общими нтересами.

(партии,профсоюзы).

Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и

хочет что-то за это получить.(эквивалентно).

На определенном этапе развития общества этого становится не достаточно.,тк

возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный

режим.

а)Проводятся меры по демонополизации производства.

Для наемных рабочих-принцип свободного договора.,Гос-во устанавливает

определенные стандарты (ур зарплаты,длины рабочего дня).

б)Перераспределение национальных доходов или изменение системы

налогообложения.

в)Государственное финансирование программ развития.(образования).

2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую структуру.

3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты должно

регулировать государство.

88. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные

отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

- регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная

функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению,

пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех

или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например,

возложение обязанности платить налоги);

- охранительная – установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то

функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям.

Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут

рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем

установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством

определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную

связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на

которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в

общественных отношениях к действительному.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.