рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

(Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по

поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она

видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных

разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по

форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике

правительство формируется парламентским путем из числа депутатов,

принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в

парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства

(премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как

правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое

осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою

деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является

законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он

разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы

развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы

внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма

республиканского правления представляет собой такую структуру высших

органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм

общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия

человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К

парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед

парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип

разделения властей, четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному

суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования

(выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно

соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте

(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,

из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в

различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается

всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное

количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в

России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик,

несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает

полномочия главы государства и главы правительства и участвует в

формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент

наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право

роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет

чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко

представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В

цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские

республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо

контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

70. Понятие и признаки права.

71. Государство в политической системе общества.

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы

общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и

местом, с одной стороны, правещей партии, а с другой – иных звеньев этой

системы.

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а

объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся

в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой,

возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть

выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с

деятельностью государства, с осуществлением государственного управления

связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в

политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении общих

дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в

целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав

и свобод человека и гражданина.

Место и роль государства в политической системе общества определяются

следующими основными моментами:

- государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как

собственника основных орудий и средств производства, определяет

основные направления его развития в интересах всех и каждого;

- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество

в целом; только им и от его имени принимаются властные решения,

касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.

- государство располагает специальным аппаратом управления и

принуждения;

- государство располагает разветвленной системой юридических средств,

позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

- государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом,

основным источником реализации политической власти;

- государство обладает единством законодательных, управленческих и

контрольных функций, это единственная полновластная организация в

масштабе всей страны.

Государство относится к числу собственно политических организаций, что,

будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с

соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных

принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках

политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и

интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической

власти.

72. Аналогия закона и аналогия права.

Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа:

аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы,

которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких

по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела

исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли

права.

Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если

это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и

административном праве. Это обусловлено тем, что представления о сходстве

или несходстве у должностных лиц может быть различно, выводы, к которым они

могут прийти на основе принципов права или принципов отдельной отрасли

права, могут существенно различаться. Поэтому создается опасность

произвола, могущая привести к беззаконию. С точки зрения укрепления

законности, нормальным исходом дела будет его прекращение, если выяснится,

что действия привлекаемого не являются нарушением предписания закона.

Иначе этот вопрос решается в гражданско-процессуальном, гражданском праве.

Ст. 6 ГК РФ закрепляет положение, что в случае, когда отношения прямо не

урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон и

отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, если это не

противоречит существу данных отношений, применяется гражданское

законодательство, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При

невозможности использовании аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства

(аналогия права) и требований добросовенности, разумности и справедливости.

Чтобы правильно применять аналогию закона и права, необходимо соблюдение

следующих условий:

а) общественные отношения, к которым должно быть применено решение,

обязательно должны находиться в сфере правового регулирования, хотя бы в

общей форме;

б) если существует норма, регулирущая данное общ. отношение, а применяется

аналогия по мотиву, иными словами аналогия по ситуации, то это грубейшее

нарушение законности;

в) необходим тщательный анализ законодательства, в результате которого

может быть решен вопрос о применении аналогии закона или права; сходство

должно быть именно в существенном, расхождение в деталях;

г) требуется мотивированное объяснение причин применения к данным общ.

отношениям аналогии права или закона.

Особым вариантом аналогии является субсидиарное применение закона. Это

применение правовых норм одного института или отрасли права к отношениям

регулируемым другой отраслью.

Дополнительные требования к применению аналогии закона:

- охват правом фактического отношения;

- отсутствие конкретной правовой нормы, регулирующей данное отношение;

- существование другой нормы, предписания которой относится к

аналогичному случаю;

- отсутствие прямого запрещения применять аналогию;

- применение ее в соответствии с целями нормативно-правового акта.

73. Общая характеристика теорий происхождения государств.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества,

продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там,

тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно

не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и

эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления

возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и

внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув,

он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более

преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих

у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие

теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется

особыми историческими и материальными условиями существования различных

государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической

теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства:

вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в

своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое

государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется

с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом

вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной

теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где

он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему

сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в

более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-

Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в

результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в

«естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На

основе этого первичного договора создается гражданское общество и его

политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной

собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем

заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому

передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа.

В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем

социологического направления буржуазной теории государства и права второй

половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели

не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних

племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется

единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных,

победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем

которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической

эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому

как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в

процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который

определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства

в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства

свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п.

Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей

психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель

психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил

необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей

первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими

взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и

биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для

подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот

развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не

биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не

индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея

социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие

государственно-правовые институты.

74. Правосознание: понятие и виды.

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает

правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений

к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и

ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в

юридически значимых ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:

Правовая идеология,

Правовая психология.

Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых

взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных

групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции,

оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных

правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового

регулирования.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений,

ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества

в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп,

вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные

социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их

психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным

группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние,

взаимовлияние, подражание, внушение.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое

и общественное.

Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на

обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).

От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических

норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившеяся

на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о

праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности,

путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

75. Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.

Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос»

– наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов

познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой

развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.