рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах

права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64

Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и

свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности

в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом

Конституцией РФ.

Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными

чертами:

1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются

равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона,

независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность

воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее

обязанности;

2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых

нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита –

главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается

государством, так и самими гражданами;

3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и

государства, каждой личности в отдельности;

4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система,

постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере

цивилизации общественных отношений;

5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и

предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу

государства;

6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности,

характеризуются единством, которое проявляется в их социально-

экономическом назначении.

Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое

значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где

права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный,

внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными

характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех

разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного

гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено

убежище.

32. Законы. Классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой,

принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные

нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные

отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ

в процессе законотворческой деятельности либо в результате

непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура

принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга

субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта,

порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов

определяется регламентами соответствующих законодательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются

устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно

отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или

изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина;

определение форм правления, национально-государственного или

административно-территориального устройства, методов осуществления

государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности

государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной

ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу

обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из

закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не

имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме

необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял,

причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть

изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в

порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения,

приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но

только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке,

с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый

порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны

быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми

и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль

закона в современных условиях преобразования общества существенно

возрастает.

Классификация:

I. По юридической силе: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные

конституционные, 3. Федеральные.

II. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации.

III. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые

органами власти.

IV. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные.

V. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных

отраслей права.

VI. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4.

Закон, 5. другие.

VII. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без

гражданства.

33. Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая

организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и

обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и

углубления демократии, которая может существовать только при господстве

закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения

права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только

одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические

начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент

обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности,

средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма

осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового государства:

- господство закона во всех сферах жизни

- связанность законом государства и его органов

- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

- взаимная ответственность государства и личности

- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

- верховенство и прямое действие конституционного закона

- правовая организация системы органов государственной власти

- единство прав и обязанностей гражданина

- наличие развитого гражданского общества

- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам

международного права.

34. Материальное и процессуальное позитивное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы,

с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные

отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы

материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение

имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных

органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы

ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права

связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые,

присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять

судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – часть правовых норм, регулирующих отношения,

возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении

уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом,

так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

35. Правовое положение национально-территориальной и национально-культурной

автономии в государстве.

36. Реализация права: понятие, формы, методы.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение

субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных

областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой

нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей

нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность

субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от

волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его

органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию

принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за

данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные

права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,

имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом

своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных

правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим

применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по

различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и

конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление

права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и

административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

6. Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные

государственные органы (должностные лица) ;

7. Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

8. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на

основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор

суда в отношении лица, совершившего преступление;

9. Применение норм права осуществляется в строго установленном государством

порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий

индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа,

которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

37. Советское социалистическое государство как тип и форма.

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в

ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой

теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой,

обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.

Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. В

республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких

органов власти, которые бы обеспечили защиту завоеваний революции

вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении

государством, превращение Советов в политическую основу

государственного строя, совмещение в них функций законодательного и

исполнительного органа.

3. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни

страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и

направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго

классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открыто

классового представительства как Советы рабочих, крестьянских и солдатских

депутатов. Избирательное право послеоктябрьского периода полностью

исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны,

в том числе интеллигенции. В тот период не существовало и равного

избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов

предоставлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских

избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения.

Конституционное закрепление классового состава Советов просуществовало до

1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в

практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное

избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании. Претерпевает

изменения организационная структура Советов. Вводится единая для всех

Советов форма работы – сессия Совета. Получает формальное закрепление

принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных

органов Советам.

Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом «развитого социализма»,

а советское государство «общенародным государством», юридически наделила

Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни.

Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов.

Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере

советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего

существования, Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего

партийного аппарата.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался

принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый

для управления советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало

возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания

правового государства.

38. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-

правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне

согласованную систему.

Формы:

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном

порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается

обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного

или технического характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и

т.д.).

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного

материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с

изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть

уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и

преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные

законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных

отношений.

Инкорпорация может быть официальной, если сборник создается уполномоченным

на то государственным органом (и тогда приобретает юридическую силу), и

неофициальной, если составляется частным лицом. Кодификация всегда носит

официальный характер.

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его

упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему

существенно облегчается реализация норм права.

39. Федеральное Собрание РФ. Структура, порядок формирования и

функционирования.

Высшим представительным органом РФ является Федеральное Собрание.

Российский парламент – представительный орган всего многонационального

народа РФ, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать его волю,

реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов

федерации. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ,

осуществляет парламентский контроль. Федеральное Собрание, будучи

представительнм органом законодательной власти РФ, занимает влиятельное

положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с

другими федеральными органами государственной власти.

ФС имеет двухполатную структуру и состоит из Совета Федерации и

Государственной Думы. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет

Федерации состоит из представителей от каждого субъекта РФ – по два от

каждого из субъектов (один от представительного и один от исполнительного

органов). 89х2=178 человек. Количество депутатов ГосДумы – 450.

Госдума избирается сроком на 4 года. Депутатом Госдумы может быть избран

гражданин достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Члены

Федерального Собрания обладают неприкосновенностью.

Внутренняя организация определена Конституцией РФ. Каждая палата избирает

из своего состава председателя и его заместителей. Палаты создают комитеты

и комиссии.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательную власть по

предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов

подлижащим законодательному регулированию. Ст. 105 Конституции РФ

устанавливает: федеральные законы принимаются Госдумой. Совет Федерации

одобряет или отклоняет законы принятые Госдумой (отклонение может быть

преодолено Госдумой 2/3 голосов). Если СФ не рассмотрел закон в течении 14

дней он считается одобренным. При принятии поправок к Конституции и

федеральным законом – ѕ голосов СФ и большинство Госдумы.

Парламентский контроль: для контроля за федеральным бюджетом ФС образует

Счетную палату, по другим вопросам – комитеты и комиссии, Уполномоченный по

правам человека, вопрос доверия Правительству.

К ведению Совета Федерации: изменение границ субъектов федерации, указы

Президента о военном и чрезвычайном положении, использование вооруженных

сил за пределами РФ, назначение выборов Президента и отрешение от

должности, назначение на должность судей Конст. суда, Верх. суда, Высш.

Арбитр. суда, Ген. прокурора, зам. Предс. Счетной палаты и половины ее

аудиторов.

К ведению Госдумы (ст. 103): согласие на назначение Предс. Правительства,

Центр. Банка, Предс. Счетной палаты и половину ее аудиторов,

Уполномоченного по правам человека. Принимает участие в привлечении

Президента к ответственности или отрешения от должности, объявление

амнистии.

По вопросам, отнесенным к ведению палат, они принимают постановления.

40. Система российского действующего права.

Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты

национальной культуры и государственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.