| |||||
МЕНЮ
| Шпоры по ТГП к ГОСАМнеоформленные и др. Фактичес. состав – система юр. фактов, порождающих в сосок. юр. последствия. Например: назначение на долж. судьи РФ: - гражданство, 25 лет, юр. образов., юр. стаж, отсутствие факторов препятствующ. назначению, решение квалиф. комиссии, указ Президента о назначении. 89.Правонарушение: понятие и виды Это – противоправ., общест. опасное, виновное дияние, которое причиняет вред личности, интерес. общ-ва и гос-ва и влечет юр. ответ. Признаки: 1. поведение, выраж-ся в действии или бездейств., которое противор. НП. 2. Виновное поведение – осознавало и разумно руководило. Вина – психич. отношение к своему поведен. Выражается в умысле- предвидит и желает наступлен. вредных последствий. Неосторожность- самонадеянность- предвидел и расчитыв. избежать. небрежность –не предвидел, а должен был. 3. Причинение вреда гражданам, общ-ву, гос-ву. 4. Обществен. опасность – в соотв. с ней осущ. классиф. на преступ. и проступки. 5. Применен. мер гос. воздействия – юр. ответ-ть. Элементы – объект- на что.,субъект- кто. ,объек. сторон. –внешние признаки, суб. стор.-внутр. признаки. Виды Преступлен. - особо опасное противоп. волевое деяние предусмот УК РФ, влекущ. уг. ответ. и угол. наказание. Проступки – деяние средней и небольш. обществен. опасности в разных сферах. Адменистр. –посяг-во на общест. порядок, в области испол. и распор. деят- ти; Гражд-правов. – правонар-е в сфере имущест. и неимущ. отношений; Дисцип –правонар. в сфере служебн. отношений. 90.Юр. ответ-ть: понятие и виды Это – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос-ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой. Признаки: наступает за право- нарушение; устанавлив-ся НП; возлагается гос. органа-ми; осущест-ся в процесс. формах. Виды: Материал. – восстановлен. рабочим причиненного ущерба измеряемого в денеж. форме - штраф, документ приказ, в результате – нарушенное право востанав-ся, а данное правоотн-е прекращ-ся. Дисципл. – нарушение учеб-й, трудов, служеб., военской дисциплины, заключ-ся в неблоприят. последст. служеб. харак-ра, меры ответ-ти - предупреждение, выговор, увольнение, оформ-ся приказом. Администр. – правонаруш. не большой обществ. опасно-сти (администр. праступок), выраж-ся штраф, протокол об админ. правонар., составл-ся. долж. лицом и подпис-ся правонаруш-м, решение приним-т суд,судья, ОВД, др. уполном. лица. Граждан.-правов. – нарушен. правов. норм регулир. имущ. и лично-неимущ. отношен.,выраж-ся в востанов. наруш. права и предоставлен. компенсац., решение приним-ся судом. Угол. – за виновно совершенное обществен. опасн. дисние, наказан. за котор. предусм. УК РФ. Харак-ны след. признаки: перечень предусмотр. в УК РФ, возбужд. уг.дела, применен. мер пресечения, право на защиту, только суд, состязат-ть процесса, особая строгость наказания,наличие судимости. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 91.Принципы юр. ответственности Это – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос-ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой Принципы: неотвратимость -реакция гос-ва в виде юр. ответ-ти за виновное правонар-ие; законность - соблюден. НП при привлечен. к ответ-ти; справедливость - личная отет-ть правонар-ля, не может дважды, запрет обратной силы закона отягчающ. поло-жение; гуманизм – запрет использования пыток, жесток. и бес-человеч. обращ-ия., унижения достоин-ва; виновность - при условии вины - отношение к поведе-нию (умысел и неосторож. –легком. и небрежнос.); обоснов. юр. ответ-ти – установление факта совершения данным лицом, всесторон. и объект. исследован. доказа-ств, наличие всех элементов состава правонар-я, доказа-нность вины. целесообразность – соответст. вида юр. ответ-ти степе-ни общест. опасн-ти. правонаруш-я; индивидуализация – учет личности виновного при привлечен. к юр. ответ-ти. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 92,Функции юр. ответственности Юр. ответ-ть – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос- ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой Функции: возмездие – цель –наказать виновного, заста-вить его претерпеть неблогоприятн. последств. (лишен. свободы, штраф, увольнение); правовостан-ая - цель- восстановить наруш. право, воз-местить ущерб; специальн. и общая превенция – предупредить и заста-вить по собст. отрицательн. опыту (наказания) не совер-щать в дальнейшем; предупреждение всего общества на примере (зло должно быть наказано); воспитательная - уважение к праву, перевоспитание правонаруши-ля к законопослуш. поведен-ю. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 93.Исключение, освобож. от юр. ответ-ти Юр. ответ-ть – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос- ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой Необход. оборона – самостоят. защита индивид-ом своей жизни, прав, свобод, а т.ж. др. лиц. Условия – обществен. опасное посягат-во и его реальность; объект посягат-ва –жизнь,права,свободы обороняющегося; причинение вреда посяга-му; соответствие причине-ого посягающему вреда степени общ. опасности его деяний; Крайняя необходим. –сознател-ое причинения определ. вреда в целях недопущения большего вреда. Условия –наличие реальн. опасности жизни …общества и гос-ва, невозмож. устранения др. средствами, меньший размер причинен. вреда, чем вреда предотвращен-го. Невменяемость – неспособ. лица понимать значение своих действий и руковод. ими по псих. заболев. (экспертиза, суд) Физическ. и псих. насилия – потеряло возможность руководить своими действ- ми; Казус – причин. вреда в результ. обстоят-в, которое не могло предвидеть и предотвратить; Исполнен. приказа – противопр. действ. военнос-щего по приказу командира; Малозначит-ть – отсутст-ие реальной общест. опаснос-ти деяния; Обоснован. риск – если вред причинен ради достиже-ния обществен. полезной цели Задержание лица совершившего преступление 94,Понятие, структура и виды правосознания Это – отношение людей к праву, основанное на знаниях и восприятие правов. явлений. Структура 1. Правовая идеология – отношение общест-ва в целом к праву. 2. Правовая психология – эмоциона-льная оценка обществом и отдельн. людьми права и пра-вовых явлений (чувства, настроение, переживания);3. Индивид. знания о праве – уровень правов. знаний каждого чел-ка; 4.Личностные ценности индивида – система убеждений, личный опыт на который опирается при оценке правов. явлений; 5.Субъектив. воля индив-да – способность чел-ка принимать решение на основан. знаний, которое будет определять правомерность или неправомер-ть поведения. Классифиц-ся: по субъекту:индивидуальное, групповое, корпоративное (различных профессий, отдельных пред-приятий), общественное (всего общества); по уровню: обыденное (право не является основным занятием); профессиональное (сложилось в результате спец. подготовки); научное (ученые- правоведы). Функции: информационно-познавательная (высокий уровень правосознания способствует распространению правов. информации); оценочная (… способствует правильно оценивать правов. явления); регулятивная (…способствует правомерному поведению); 95,Правовой нигилизм и идеализм Нигилизм – негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитан-ности к праву населением. Формы проявления:умышленные преступления, право-нарушения; организация преступных групп и сращива-ние их с гос. аппаратом; неисполнение зак-ва гос. орга-нами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и правоохран. органов. Основ. направления борьбы: - укрепление режима закон-ности; реальное верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда и прав. орга-нов; правовое воспитание. Идеализм - переоценка права и его возможностей. Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы) Борьба - …. улучшение качества НПА, соответствие их жизни; создание надежных механизмов реализации НПА Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими. 96,Прав. воспитание: понятие,формы,методы Это – формирование у граждан и в обществе правосоз-нания (отношение и восприятие права) и прав. культуры (понимание и соблюдение права). Данный процесс осуществ-ся гос. органами, долж. лица-ми, учебн. заведениями, обществом. Направления воспитания –формирование правосознан. и культуры в семье, обучение основам права в школе, профес. подго-товка в юр. вузах, самовоспитание, расп-растранение прав. знаний ч/з СМИ, Интернет, юр. лите- ратуру, комп. базы, правов. пропаганда гос. органами. Правовые знания включают в себя: - знание норм Конст., наиболее важных законов, ориентация в иерар-хии НПА, наблюдение за деятельность законодат. орга-нов понимание сущности прав. учений и др. информац. Способы воспитания: убеждение, предупреждение, поощерение, принуждение, наказание. 97,Правовая культура Это – качество правов. жизни общества и степень гаран-тиро-ти прав и свобод гос-ом а т.ж. знание и соблюдение права каждым. Ее определяют высокая степень развитости правосознания – выражается – признанием общест- ом и гос-ом чел-ка выс. ценностью, его прав и свобод, их соблюде-ние и защита гос-ом, уважение к правам других; установка на правомерное поведение; знание Конс. и положения др. важных законов; позитив. отношение к суду. высокий уровень развития правов. деятельности – наличие сильной юр. науки, качествен. преподавание; высок. профессионализм и кач-во законотвор-ой деят- ти, соблюдение демократич. процедур; совершенство гос. аппарата; авторитет и независ. и демократич. суд. систе-мы; совершенство сис-мы правов. актов – наличие демократ., правовой, эффективной Конст;иерархия НПА, четкое соот-ветствие Конст. и законам; высокое качество законов и подзакон. актов. 98,Законность и правопорядок. Принципы Законность – строгое и неуклонное соблюдение законов всеми гос. органами, обществ. и хозяйствен-ми организа-циями, долж. лицами и гражданами. Принципы: Верховенство закона – главный регулятор обществ. отношен., иерархия НПА (Кост, федер. законы, законы, подзак. прав. акты) Единство понимания и применения – на всей территор. его действия и на всех субъектов Исключение произвола в деятел-ти властных органов и долж. лиц – недопустимость противопоставления закон-ности и целесообразности (оправдывание противозакон-ных действий), обращение к законодателю в случае уста-релости НПА, который его отменит или заменит. Равенство всех перед законом и судом – пользоваться за-щитой закона (гос-во создает условия для осущ. прав и свобод)и следовать его предписаниям (выпол- ть обяз-ти) Не нарушение прав и своб. др. лиц при реализации своих закон не допускает ущеление прав одних за счет прав др. Эффектив. борьба с правонаруш. – защита интересов су-бъектов права правоох. органами (суд, ОВД, прокуратур) применяя меры гос. принуждения. Правопорядок – сис-ма общест. отношен., которая уста-навлив-ся в результате точного осуществл. предписаний НП всеми субъектами. Содержание - составляет правомерное поведение. Структура – единство и одноврем-ое разделение урегу-лированной правом сис-мы общест. отношен. в соответс-вии с особенностями их отросли. Особенность – он складывается на основе НП и охран-ся го-ом.Поэтому не все отношен-я им охватыв-ся, некотор. находят-ся в сфере действия норм морали. Общественный (вся сис-ма общест. отношен.), правовой, воинский (военн- правовые нормы) порядок. 99,Гарантии законности Это – объектив. условия, субък. средства, с помощью которых обеспечив-ся режим законности и стабильность правопорядка. Экономич-ая – определяется общест.-экон. строем гос- ва, уровенем экон. развития. Выражается: отношение собственности, стабильная денежн. сис-ма, развитая и стабил. сис-ма финансово-кредит. учреж-ий, эффектив. налог. сис- ма, высокий уровень производства, справед-ливая сис-ма распределения. Политичес-ая – качественное состояние гос-ва и его деятельность. Сильная легитимная гос. власть, разделе-ние властей -3 ветви, демократич. полит. режим, консти-сть власти и го-ых органов, полит. плдюрализм. Идеологич-ая – идеолог. плюрализм, свобода мысли и слова, духовного развития, высок. уровень нравстненно-сти, правосознание. Социальные – материаль. защищенность личности гос-ом: - доступная стоимость жизни, обеспечение максим-ой занятости, защита безработных, развитая сис-ма соц. услуг, соц. помощь (пенсионер, дети, матери, студенты) Правовая –высокий уровень правосозна-я граждан, дол. лиц, правов. культура общества, прав. воспитание, совершенство закон-ва и всей правов. сис-мы. Юридическая– деятел-ть гос. органов и учрежден. нап-равленая на предупрежд, выявление, пресечения право-нарушений; защиты и востановл. нарушен. прав; юр. ответ-ть; процесс. гарантии; правосудие. 100,Механизм правов. регулирования Это - сис-ма прав. средств с помощ. котор. осуществ-ся упарядочен-ть общест. отношен. в соответст-ии с целями правов. гос-ва. Струк. элементы: Норма права – модель правового поведения субъектов. Она излагается в НПА Ее содержа-ние определяет круг субъектов на котор. распрастр-ся ее действие; формулирует обстоят-ва при котор. данные субъекты руководст-ся ее предписаниями; раскрыв-т содержание самого правила поведения; устанавливает меры юр. ответ-ти. Воплощение НП осущ-ся ч/з др. эле-менты механизма - Правоотношение – где обезличен-ные субъек. права и юр. обязан-ти закреплен. в НП прев-ращаются в конкретные и взаимосвяз-ые для каждого субъекта в соответ-ии с котор-ми они формируют свое поведение. Т.Е. правоотношение устанавливает персона-ную меру возможного и должного поведения участников общест. отношений. Акты реализации юр. прав и обяз-тей – фактическое поведение субъектов по осуществлен. своих прв и обяза-тей. По средствам этих актов удовлетвор-ся конкретные закон. интересы управомоч. и обязан-ых лиц. Формы реализации – использование возможностей предостав-лен. НП, исполнение обязывающ-го правов. предписа-ния, соблюдение правов. запретов. При невозмож-ти самостоят. реализации – к гос. органам для применения принудительных мер. Т.О. главная цель правов. регулир. – установлен. такого порядка в обществе, который максимально соответст-ал предписаниям НП. 101,Эффективность механизма правов. регулир. Механизм прав. Регулир. – организацион. воздействие прав. средств, позволяющее достигать поставлен. целей, т.е. результативности. Эффективность- соотношение м/у поставленной перед ним целью и достигнут. результатом. Пути повышения эффективн. 1. совершенствов. правотворчества- в НП наиболее пол-но выражаются общест. интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Создание усло-вий когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Важно усилить юр. гарантированность правов. средств, т.е. снизить уровень воспрепятствов. этому процессу. 2. совершенствование правоприменения- учет конкрет-ной обстановки, своеобразие каждой юр. ситуации. Сочетание правотворчества и правоприменен. Придает гибкость и универсальность правов. регулир., минимизи-рует остановки в действ. права. 3. повышен. уровня правов. культуры субъектов (пони-мание и соблюдение)- влияет на качество правов. регу-лир., на процесс укрепления за-конности и правопорядка Механизм прав. регулир. д.б. социально ценным по сво-ей природе, создавать режим благоприят-я реализации законных стремлений личности, упрочению ее правов. статуса. 102,Методы, способы, типы правов. регулиров. Разнообразие обществ. отношен. пораждает различие в методах, способах юр. воздействия. Метод децентрализованного, диспозитивн. регулир-ия построен на координации целей и интересов сторон удо-влетвор-их свои частные интересы т.е. в сфере отраслей частноправов. хар-тера (граждан, предприним, семейн.) Метод централизованного, императивного регули-я базируется на отношениях субординации между участ-никами отношен., приоритетным явл. общесоциальн. интерес, который выражает государство осуществляя управление соц. процессами. т.е. в сфере отраслей пуб-лич.-правов. хар-ра (конст, админ, уголов) Способы определяются характером предписания в НП: 1. Управомочивание- предоставл. субъек. прав, совер-шен. опред. действий (собственник- влад, польз,распор) 2. Обязывание-предписание на совершен. действий (соб-ственник дома – платить налоги) 3. Запрет- возложение обязан. воздержатся от опред. де-йствий (привлечение к сверхурочн. работам несовершен) Дополнит. способов- применение мер принуждения (юр. ответ-ть за правонарушение), предупредительное возде-йствие норм (возможность применения правов. принуж-дения), поощрение за правомерное поведение (за изобре-тательскую деят-ть) Типы: общие юр. дозволения- дозволено все, что не зап-рещено (право допускает для членов общества любые способы умножения матер. благ, кроме запрещ. законом) Он присущ для отношен. регулир. ГП. общие юр. запреты- запрещено все, что не разрешено- можно совершать действия прямо предусмотр. законом, а все остальные запрещены (констит., админист. право) 103,Юридическая техника Это- сис-ма средст, правил, приемов подготовки и упо-рядочивания правов. актов, применяем. в целях обеспе-чения их совершенства и повышен. их эффектив-ти. Основ. объктом – текст НПА, информационное вопло-щение информац. предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг др. чтобы не было двухсмасленности. К технич. средствам относятся- юр. термины (словес-ное выражение понятий, используем. при изложен. соде-ржания ПА) и юр. конструкции (специфич. строение нормат. материала- сочетание прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, наказаний и др.) Технич. правила- 1. ясность и четкость, простота и дос-тупность языка НА; 2. последовательность в изложен. юр. информации; 3. взаимосвязь и согласов-ть и внут-реннее единство правов. материала. К тех. приемам – способы фиксирующие официальные реквизиты (наименования, дата, место принятия, подпи-си долж. лиц), структурную организацию правов. акта (вводная часть- преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов). Юр.техника признана структуриро-вать правов. матери-Т.О. юр. техника признана совершен-ть язык правов. актов делать его более понятным, точным. Во многом именно уровень юр. техники символизирует определен. уровень правов. культуры общества. 106,Юридический процесс Это- нормативно установлен. формы упорядочения юр. деятельности, направленные на оптимальное удовлетвр-ие и гарантиров-ие интересов субъекта права. Данный процесс регулир-ся соответ. правов. нормами, а резуль-таты закрепляются в ПА- официальные док-ты. Он при-сущ любой юр. значимой деят- ти (законотворческой, исполнит-распорядит., судебной), содержит ее програм- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|