рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП к ГОСАМ

подкрепляют их принудит. силой.

- условия котор. способст. возникнов. норм права – экон. развитие гос-ва,

отношение собственности, полит строй, правосознание общества, опыт

предыдущ. правотворче-ства юрид. учения, доктрины

-источник знаний о праве – гос. документ, котор. и явл. источником права в

формально-юрид. смысле.

Правов. обычай –правила поведения, сложившееся в процессе самой жизни в

результате многократного и длительного примене-я, а затем санкционир-ые и

взятые под защиту гос-ом. т.е. гос-во придает им юр. силу и превращ-ет их в

официал. юр. док-т.(законы 12 таблиц, Русская правда, ГК РФ предусм. обычаи

делов. оборота). Юрид. прецидент – решение судеб. и админист.органа, котор.

стало образцом для послед-их решений по таким же делам. Наибольш.

распространен. имеет в США, Ка-наде, Англии, Австралии. В РФ характер

прецедента имеют разъяснения Пленума Верхов. суда, обязат. для всех судов.

Это позволяет компенсировать отставания НП от динамики общест. отношений.

НПА –офиц. юр. док-т изданный гос-ом, содержит НП, общеобяз. характер,

подкреплен принудит. силой гос-ва. С их помощ-ю устанав., изменяются,

дополняются дейс- твующие НП. Иерархия – Конс., законы, подзакон. акты.

Норматив. договор – действует непосредственно, обще-обязателен, регулир-т

наибол. важные общест. отношен. (Договор об образов. СССР 22г, Федерат.

договор РФ 92г)

73.Понятие, признаки и виды законов

Это – нормат. акт высш. юр. силы, принимаем. в особом порядке представит.

органом или народом на референду-ме и регулир-ий наиболее важные общест.

отношен.

Признаки – 1.приним-ся спец. упол. органом (ФС, за-кон. органы субъектов),

2.соблюд. процесс. порядка (подготовка проекта, внесение, обсуждение,

принятие, подписание, опубликов) 3. регулир. важнейшие общ. отнош. (праваи

свободы, вопросы конс. хар-ра, экономи-ки, обороны и безопасности,

междунар. отношен. и др.) 4. общеобязат-ть –все гос. органы, долж., физ. и

юр. лица. 5.стабильность – изменение и отмена органом его принявш. в соот.

с юр. процедурой. 6. выс. юр. сила -иерархия.

Классифик. по различн. основаниям: по юр. силе:

Конституция- основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права

и свобо-ды, форму правлен, гос. уст-ройство. Федер. конст. закон-

приним. по вопросам предусмотр. в Конст. (о референдуме, о военном поло-

жен, об изменен. статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен.

различным сторонам соц.-экон, полит, духовной жизни общ-ва. Законы

субъек. федер.- издаются их представ. органами и распраст только на

соответст. террит.

по субъектам законот-ста- закон.органом, референ-м.

по предмету правов. регулир.- констит, администр, гражданск, уголов,

эколог, и др.

по сроку действия- постоянные, временные.

75.Систематизация закон-ва: понятие,виды..

Это – деятельность по приведению норм. актов в единую упорядоч. сис-му.

Кодификация – деят-ть правотворческ. органов гос-ва по переработке

однородных НПА и создание на их базе нового сводного систематизир-го НА для

соответ. отра-сли права. Формы кодифик. актов – основы зак-ва – акт федер.

уровня, котор. содержит наибол. важные общие нормы по предмету совмест.

ведения федерац. и субъек-тов, которые развиваются в актах субъекта федер.

кодексы –сводный акт, подробно регулир. опрдел. сферу обществ. отношений и

подлежащий непосредст. приме-нению. Он стоит во главе НА соответ. отрасли

(ГК, УК). Чаще состоит из – общей –базовые принципы отросли, особенной

–детально регламентир. институты и подинст. регулир-ой отрасли. уставы,

положения – определ. пра-вов. положе-ние органов, организ-ий (ЦБ РФ), либо

рег-ламент. некот. виды деят-ти (военская служба), регулир. не столь важ-

ные для всего общества сферы отношений.

Инкорпорация – объединен. НПА определенного уров-ня в сбор-ники или

собрания зак-ва. (без изменен. содер-жан, в определен. порядке –алфовит,

хронол, предмет). Проводит ее систематизи-щий орган (мин-во юстиции).

Официальная –компетент. орган, сборники имеют офи-циальн. хар-р, выступает

формой опубликов. действ-их НПА, хотя не явл. источником права (Собрание

актов Президента, Правит-ва) . Неофициальная – внешняя обработка зак-ва

гражданами, организ. без спец. полно-моч.на то правотвор. органов

(справочники для учите-лей, работников ПО).

Консолидация – объединен. нескол. НПА дейсвующ. в одной области общ.

отнош., в единый сводный НПА без изменения содержан. Осуществ. компетент.

органам гос- ва и является разновидностью правотворчества.

В результ. систем-ии устраняются противоречия между правов. нормами,

отменяются или изменяются устарев-шие нормы и создаются новые, более

совершенные, облегчает использование норматив. материала.

76. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Это –деят-ть гос. органов, направлен. на совершенст-ие закон-ва путем

создания новых АН, изменен, отмены устаревших. Сущность – возведение гос.

воли в закон, т.е. форму юр. предписаний, имеющ. общеобяз. значение

Принцип: Демократизм – обеспечение активн. участия населения в правотвар-

ве, учет обществ. мнения при раз-работ. и принятии НПА, отражение пожеланий

тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Законность – учет иерархии

прав.норм, соблюдение процесс. правил приня-тия, принятие в пределах

компетенции правотвор. органа

Гуманизм – чел-к в центре законод-ой деят-ти, направле-нность правотворч.

акта на обеспе-чение и защиту прав и свобод личности, максим. удов-летвор.

матер. и духов. потребностей. Научность- использование достижений науки,

приемов и методов научного анализа, научная обоснованность правотворчества.

Гласность- открытость правотвор-ого процесса для общественности, публика-

ция в печати, обсуждение в СМИ. Тщательность подго-товки пректа –

использование отечествен. и зарубежного опыта, результатов социолог.,

политологическ., психоло.

исследований. Виды: 1.Референдум (народ), 2.Законот-ворчество (правотвор-

во гос. органов – ФЗ, закон. орга-нов субъек.), 3.Подзаконное правотворч-во

(отдел. долж. лиц –Президента, главы субъек., министра), 4. Локаль-ное

правот-во (орган. мест. самоупр), 5. Правот-во общест. организ., 6.

Договор. пративотвор-во (деят-ть гос. органов по заключен. норматив.

договоров – между федер. и ее субъек.)

79.Правоприменение. Правоприм-ый процесс

Это– властная деят-ть компетент. гос. органов по реализ.

прав. норм относит. конкретных случаев и опред. лиц.

Признаки: осущ. уполном. гос. органами и долж. лица-ми; соблюден. про-цесс.

формы; установлен. суб.прав, юр.обязан-тей, ответ-ти при нарушении;

принятие инди-вид. правов. решения.

Необходи-ти возникает: 1. когда предусмотр. права и обяз. не могут возникн.

и реализов-ся без издания влас-тного решения – реализ-я права на образов-е,

необход. решение руков-ля ВУЗа; 2. определ. препятствия для использов-я

права – купил дом, а др. лица препястсвую его праву владения; 3. юр.

обязан. не испол-ся доброво-льно – договор поставки, арбитраж, суд,

принудит. поря-дке; 4.совершено правонаруш. и нужно определить меру юр.

ответ-ти – преступление, суд, нормы УП. Стадии

1. Установлен. фактич. обстоят-тв дела – сбор фактов не-обход. для вынесе.

решения, их анализ и оценка. Устано-влен. фактич. обстоят-т должно быть

обоснованным и законным (преступление –что, кто, где и когда, способ и

мотив). Устанавли. с помощ–свидет. показаний, иследов. док-в, предметов,

экспертизы и др. данных. 2.Определен. юр. основы дела- выбор и анализ юр.

нормы подлеж-ей применению. Анализ– уяснение ее содержания и провер-ки

действия во времени, простр-ве, по лицам. Выбрать норму значит дать оценку

фактич. обстоят-ам. 3.Вынесе-ние решения– убедившись, что фактич. обстоят-

ва уста-новлены правильно, полно, достоверно, им дана правиль юр. оценка и

НП применима к данному делу - издание компетент. органом правопремен. акта

в форме пригово-ра, приказа, распоряжен. Объявляется заинтерес. лицам.

Начинается процедура реализации права.

80.Правоприменит. акты: понятие и виды

Это – офииц. правов. докум-т, содержащ. индивид. гос-но-властное

предписание компетент. органа, котор.выно- сится в результ. разрешен.

конкрет. юр. дела. Признаки

индивид. властный хар-тер (обязат. для определ. лиц и охран. принуд. силой

гос-ва);- д.б. законными (опираться на конкрет НП – ст. УК); - издаются в

установл. законом форме и имеют точное наименование (н-р: акты ПО-суд,

прокуратура- должны иметь вводную, описательн, моти-вировоч, резолютив.

часть; Приговор, приказ, постановл, распоряж.) Виды: классиф. по издавш.

их субъектам:

1.акты представит. органов власти (постанов. ГД о наз-начен Председат. ЦБ);

2. исполнит. (Указ президента о назначен. федер. министра); 3.

правоохран. органов (прокуратуры, суда, арбитража); 4. акты гос.

контроля (пос-тановлен. налог. органа, таможни). по харак-ру правов.

воздействия 1. регулятивные – устанавл. конкр. юр. права и обяз. при

правомер. поведен. (приказ о прие-ме на работу); 2. охранитель-ые – при

совершен. пра-вонаруш. (приговор суда по угол. делу); по значению-

1. основной (решение суда по существу дела) 2. вспомо-гательный

(определение о принятии дополнит. исковых требований).

81.Пробел в праве и способы преодоления

Это- отсутствие правов. нормы при разрешен. конкрет-ных жизнен. случаев,

котор. д.б. разрешены на основе права. Причины- отставание зак-ва от

развития жизни и упущения при подготовки НПА. Ликвидация

1. Изда-ние компет. органом недостающ. НП – процесс длитель-ный, не

позволяющий оперативно реагировать на потре-бности прав. регулирования;

2. Заполнение пробела правоприменителем – по анало-гии – определен. сходст-

ва м/у различ. явлениями или предметами. Аналогия закона – решение

конкрет. юр. дела на основе применение нормы, котор. данное отнош.

непосредст. не регулирует, а регулирует сходные, родст-вен. отношения.

Аналогия права – если не применима аналогия закона, принимается решение на

основе общих принципов и смысла права.

Данные способы имеют место в правоприм. практике, однако запрещены в

администр. и уголов. праве (преступление только, то котор. предусм. угол.

закон. как таковое)

82.Юр. коллизии и способы их разрешения

Это- противореч. м/у ПА, регулир-щими одни и теже общ. отношен. Они

вносят в правов. сис-му несогласов, дефектность, создают неудобства в

правоприменении затрудняют пользование. Причины- устаревание, появ-ляются

новые не отменяя старые и действуют одноврем., недостаток опыта

законодателя, низкое качество законов

непоследовательная систематизация.

Виды – 1. Констит. и др НПА (Конст); 2.закон и подзак. акт (закон); 3.

общефедер. и актами субъект. федер. (если в пределах ведения, то субъекта,

если нет, то ..);

4.м/у актами одного органа,но в разное время (послед-й); 5. м/у разными

органами (более выс. юр. силой); 6. м/у общим и спец. НА (если одним

органом – специал., если разными – общий).

Способы- 1. Принятие нового НА; 2. Отмена старого; 3. внесение

изменений в действующ.; 4.систематизац-я закон-ва; 5. референдум; 6.

деятельность Конст. суда; 7. толкование; 8. переговорный процесс через

согласи-тельные комиссии.

83.Толкование права: понятие, виды, способы

Это- деят-ть компетен. гос. органов, общест. организ, отдел. граждан по

разъяснению значения НПА. Оно включает: деятельность по разъяснен. и

результат разъя-снен.- интерпретированный НПА. Цель – единообраз. понимание

и применение НПА, уяснить для себя и раз-ъяснить др. Способ – совок.

однородных приемов и пра-вил толков-я, основываю-ся на однородных средствах

и аргументах. Грамматический – основан на знании языка, точном толковании

значения слов, терминов, использов. правил словоупотребления, синтаксиса,

морфологии. Систематический- определ-ся ее место в сис-ме права (отрасли,

институте) и установлен. смысл правов. нор-мы, сопоставляя ее с др. НП и

установл. логич. связи с ними (УП - нарушен. правил вождения боевой техники

– нормы излогающ. данные правила); Исторический – учитывая обстоят-ва

возникнов, истор. условия принятия нормы, цели и задачи; Логический-

разъяснение исходя из ее содержания, используя логические приемы и ана-лиз

др. норм не прибегая к др. средствам толков-я. Цель- придание абстрактно

сформулир. норме конкретн. смысл

Виды. Результат толкования оценив-ся по объему– соот-ношен. содерж-я

истолкованной нормы с первоначал. текстом. Буквальное- содержание нормы

(дух) в результ. толкования совпадает со смыслом текста (буква) прав. нормы

при простом прочтении; Распространенное- (дух) содержание оказыв-ся шире

ее непосредст. текстов. вы-ражения (констит. статья- судья подчиняется

только за-кону- все НПА при осуществ. правосудия); Ограничен-ное-

содержание нормы становится уже ее первоначал. текста (увольнение); от

статуса субъекта: официаль-ное- компетент. органами, обязат. для всех кто

применя-ет эту норму. Аутентическое- кто издал тот и толкует (парламент);

Дилигированное- не принимавшим НА (пра-вительсво-мин. финансов); Казуальное-

применимо к отдел. случаю, делу и не влечет юр. последст-ий для сходных

дел (Постановлен. Пленува ВС по конкр.делам) Нормативное- носит общий

характер, обязателен при применен. права (руководящ. разъяснен. Пленума ..

по применен. закона). Неофициальное- любой субъект, не явл. обязат. для

иных субъектов, позволяет лучше по-нять НП. Основано на профессионализме и

авторитете толкователя (научные учреждения, ученые, адвокаты, др. –

Комментарии к Кодексам, законам)

84.Правоотношения: понятие, признаки, виды

Это- общест. отношен, в котор. стороны свяаны м/у со-бой взаимными юр.

правами и обязанностями, охраняем гос-ом. Признаки: 1. складыв-ся на основе

прав. норм (все отношения, регулир. НП – правоотношен, где пре-дусмотрен.

модель поведения, другие регул. нормами морали, традициями, обычаями); 2.

взаимным. правами и обязан. (продавец-покупатель); 3. сознательно-волевой

хар-р (реализация предостав. права и обязан. сознател. действиями); 4.

Гарантир-ся и охраняются гос-ом (созда-ет условия для реализации, принимает

принудит. меры к их обеспечению). Классифик-я: 1. По отрослям –конст.

(права и свободы чел-ка), администр. (в сфере гос. упра-влен), гражданс-

правов. (аренда), уголов (ответ-ть за преступ.) и др; По содержан.-

регулятивные (на основе НП и договора) и охранит. (гос. принуждение,

юр.ответ) По харак-ру- процессуал. (возбужд. уг.дела, ведение сле-дствия) и

материал. (по существу– трудовые, финансов) По степени определенности-

абсолютные (м/у субъктом и всеми остальн. – отношен. частн. собственности),

относительн. (м/у конкрет субъектами–арендат-р и арен--ль); По количеству

участник.- простые (2 субъекта-куп-ля-продажа), сложные (сбор подписей на

референдум); По продолжит.- моментальные(мена), длительные (арен-да); По

харак-ру- активные (совершение положит. дейс-твий –оказание услуги по дог-

ру), пассивные (осуществ. запретов, пассивн. обязанностей - владение

имуществом)

85.Понятие и виды субъектов правоотношен.

Это- участники правов. отношен.обладающ. суб. права-ми и юр. обязан. Виды:

Индивид. (граждане, иностр, апатриды, бипатриды) и коллектив. (гос-во, гос.

и негос. организац) субъекты. Мера участия субъектов правоот- нош. определ-

ся их правоспос. и дееспособ. Правоспос.- способность иметь юр. права и

нести юр. обязан. (с рож-дения). Дееспособн.- способность лица своими

действ. осущест. свои права и обязан. Она зависит от возраста (полная

18лет, частичная 14-18 лет), состояние здоровья (недееспособн.-решен.суда,

ограничен– злоупотреб-ние).

Иностр. и лица без гражд. как участники правоотнош. приравнив. к гражданам,

с некотор. ограничениями – избирать и быть избран-ым в представ. органы

власти, занимать определ. гос. должности, служить в ВС.

Коллектив. праводееспособ. ограничив. целями и задача-ми ради котор.

создаются. Дееспособ. выражается в дей-ствиях определ. долж. лиц,

выступающ. от имени всей организации. Специфич. участник –гос-во. В гос.-

право-вых и админист.-правов. отношениях занимает ведущее место –

осуществ. борьбу с преступностью, регулир. уго-ловно-правов. отношен.,

представляет страну на между-народ. арене и др. Гос. и негос. организ.

различаются в зависим. от того какие функции осуществляют–публичн. и

частные. Гос. организ носят публич. хар-ер, они суще-ствуют не зависимо от

воли его членов (правительство, суд). Негос. – строют свою деят-ть на

частно-правов. на-чалах, преследует частные цели (коммерч. банк) и

интересы членов и могут прекратить свое существов. по воли этих лиц.

86. Понятие и виды объектов правоотношений

Это то на что направлен. права и обяз. субъектов, по по-воду чего они

вступают в юр. связи. Субъекты ступают в правоотношения ради удовлет. своих

интересов, эта цель достиг-ся посредством прав и обяз., обеспечивающих

получение определ. благ.

Сущ. 2 подхода к пониманию:

1. объект- только действия субъекта, поступки людей (объектом правоотношен.

дог. купли-продажи- поведе-ние участников по продаже и приобретению;

трудов. отношения- действия администрации по приему и опла-та труда).

2. объекты весьма разнообразны- материал. блага (ве-щи, ценности, имущ-во);

нематер. блага (жизнь, здоров. достоинст., честь); продукты духовного

творчества (про-изведения лит-ры, мызыки, науки, комп. программы);

результаты действия участников правоотнош. (договор перевозки, строительн.

подряда); ценные бумаги и док-ты (деньги, акции, диплом, аттестат)

87.Содержание правоотношений

Прав. отнош.- общ. отнош. м/у лицами связанными взаим. правами и обязан.,

охраняем. гос-ом.

Граждан. общество предполагает – права одних удов-летвор. по средством

обязан. других. Объем и пре-делы суб. прав и юр. обяз. определяется нормами

права.

Суб. право– предостав. и охраняем. гос-ом возможность субъекта по своему

усмотрению удовлетвор. интересы предусмот. объектив. правом. Проявляется в

3 разновид-ях: 1. Положит. поведен. управомо-ного при удовлетвор. своих

интерес. (фермер, наркот. культур.) Гос-во не до-пускает злоупотреблен.

правом, по средствам привлеч. к ответствен.

2. Возможности требовать управомоч-м субъектом определ. поведения от

обязанных при удовлет. своих интересов (покупатель-продавец, передача

товара)

3. Возможность обратится к гос. органам за защитой наруш. прав (суд) т.е.

принудительная реализация.

Юр. обязан. – предусмот. закон-ом необходимость должного поведения

участника отношений в интересах управомоч. субъекта.

Выражается в: 1. Необходимости совершать активн. положит. действия в пользу

управомоч. лиц (Продовец-покупотелю-товар).

2. Необходимость воздержания от действий запрещен. НП (нор.права)

Т.О. содержание суб. права образует мера дозволенного поведения, а

содержание обязан-ти – мера должного необходимого поведения.

88.Юридические факты. Фактичес. состав.

Юр. факты – это те, обстоят-ва, с которыми НП связы-вает возникновен.,

изменен., прекращ. право-отношений.

Основная классиф. юр. фактов по волевому признаку:

События – обстоят-ва , природ. явления, возникнов. которых не зависит от

воли чел-ка.

Действия - , которые стали результатом воли и сознания чел-ка.

Действия м.б. –Правомерными – соответ. НП.

= Юрид. акты – действия людей, гос. органов, имеющих целью достижения

правового результата (заключ. брака)

= Юр. поступки – действия вызывающ. правов. послед-ствия, независимо от

того, осознавал ли субъект их зна-чение, стремился к достижен. правовог.

результата (письмо- опубликование-авторские права)

Неправомерными (правонарушение)– нарушать требова-ние НП, приносить вред

общ-ву и гос-ву.

=Проступки-деяние средней и небольш. обществен. опасности (адменистр.,

гражд-правов., материал., дисцип.)

Преступление – особо опасное противоп. волевое деяние предусмот УК РФ,

влекущ. уг. ответ. и угол. наказание.

По функциям классиф.: - правопораждающие, правопрепятствующ.;

правообразующ, изменяющ., прекращающ.; главные и подчиненные; оформленные и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.