рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП к ГОСАМ

Шпоры по ТГП к ГОСАМ

42. Юридический позитивизм.

Представители: Бергбом, Шершеневич.

Возникла кА оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие

«субъективное право» как производное от объективного права, уст-го, созд-го

гос-ом. Гос-во делегирует субъет-ые права и уст-ет юр-ие обязанности в

нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм

отождествляет права и закон. Естественное право объявляется теорет-им

домыслом, предпологается создать философию позитивного права, задачей

которой д.б. изучение внешнего выражения правовых предписаний.

+: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения

структуры нормы права, основание юр. отв-ти, классификация норм и н.п.а.

-: ограниченность права от фактических общ. Отношений, отсутствие

возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований

содержания права, его целей.

33.Соотношение экономики, государства и права.

Экономика – это совокупность производственных отношений, способ

производства конкретного общества.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно

первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.

Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в

том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы

людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в

праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь

можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху

буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом

на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые

производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно

говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает

посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя

является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа

производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном

счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и

обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие

производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает государство и

2) когда определяющим фактором выступает право.

72.Понятие и виды НПА

Это – офиц. юр. док-т изданный гос-ом, устанавлив, изменяющ.,отменяющ.

правов. нормы, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. По

юр. силе все НПА делят на 2 группы:законы и подзакон.акты

Закон- НПА высшей юр. силы, приним. в особом поряд-ке –представ. органом

или референд. и регулир. наибо-лее важные общ. отношен. Конституция-

основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды,

форму правлен, гос. устройство. Федер. конст. закон приним. по вопросам

предусмотр. в Конст. (о референ-думе, о военном положен, об изменен.

статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам

соц.-экон., полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются

их представ. органами и распраст только на соответст. террит.

Подзакон. акты- правотворческ. акты компетент. орга-нов, котор. основ. на

законе и не противор. Указы распо-ряж Президента- в пределах полномочий, в

соответ. с Конст., по текущим процедур. вопросам. Постановлен. и

распоряжен. Правит.- акты испол. органа, наделены широк. компет. по

управлен. обществ. процессами. Приказы, инструкции, положен.министерств,

ведомств регулир. отношен. наход. в их компетенц. Решение, пос-тановлен,

распоряж.местных органов власти. Локальные НА- предписания для конкрет

предприят. (правила внутрен. труд.распорядка)

От срока действия – неопредел.-длительн. и временные.

От сферы действия – общефедерал, субъект федер., орга-нов местн. самоупр.,

локальные

28.Понятие правового гос-ва: история и современность.

Разработка теории правового гос-ва имеет давнюю историю. Еще древние

мыслители занимались поиском разумной, справедливой организации общества и

гос-ой власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и

гос-ый деятель Солон (6 век до н .э.). Государство. Считал Солон, нуждается

прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконное представляет собой

наибольшее зло для общ-ва. Значение разумных и справедливых законов

подчеркивал Платон (427-347 до н.э.). Основоположник античной политической

науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности, а

также идею права как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового гос-ва принадлежит

немецкому философу И. Канту (1724-1831). Опираясь на теорию естественных,

неотъемлемых прав человека, он обосновал необходимость для гос-ва

ориентироваться на право во всех своих дествиях. При этом право Кант

траковал как справедливость, воплощенную в законах гос-ва, как обеспечение

государством естественные права и свободы человека. Правовое гос-во в

трактовке этого философа есть идеальная теоретическая модель, которой

следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это

сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770-1831) рассматривал правовое гос-

во как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и

закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые

законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе

разумно, поэтому гос-во, принимая законы, должно ориентироваться на право

как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам

же термин «правовое гос-во » ввел в оборот представитель немецкого

либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. Фон Моль.

Определенный вклад в развитие правового гос-ва внесли и русские

государствоведы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. Они

считали необходимым, чтобы гос-во было связано законом и он был обязателен

для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним.

Правовое гос-во в настоящее время – такая форма организации власти, которая

выражается в максимально полной реализации принципа верховенство закона.

ТГП прошла в своем развитии 4этапа:

- возникновение идеи необходимости возникновения гос-ва закону. Закон

обеспечивает стабильность гос власти, является гарантией от произвола

правителя.

- нового времени. В работах ученых эпохи просвещения разрабатывается

отдельные признаки правового гос-ва. Появляется теория разделения властей,

прав человека, первое представление о законности.

- в научный оборот вводится термин правовое гос-во, разрабатывается

философ. Основа правового гос – ва. Правовое гос-во начинает

рассматриваться как форма жизни гр. общ-ва, как цель развития любого гос-

ва.

- в настоящее время в большинстве гос-а мира основная идея правового гос-

ва, закреплена в конституционных актах.

61.Понятие и признаки нормы права

Это – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Она опреде-ляет границы возможного и должного поведения

людей, меру их внутренней (сам избирает вариант поведения) и внешней

свободы (действует во вне) в взаимоотно-ниях.

Признаки: 1.Устанавлен. и гарантир-ть гос-ом (утверж-дение гос-ом в НПА);

2. Сочетание прав (мера поведения) и обязанностей (ме-ра должного

поведения);

3. Формальность (закрепление определен-ым способом в законе, постановлении,

указе, приказе и т.д. );

4. Многократность применения (рассчитано на регулир-ние неопределен. кол-

ва жизнен. случаев);

5.Обеспечив-ся мерами гос. принуждения (компетент. органами возлаг-ся юр.

ответ-ть)

Т.О. НП –явл. регулятором типовых общест. отношений.

62.Классификация норм права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Классиф-я за-висит от их функций:По месту и роли в прав.

сис-ме:

Учредительные – нормы-принципы, котор. закрепляют основы общественно-полит.

строя, полит-ой и правовой сис-мы, права и свободы граждан. Регулятивные –

пра-вила-поведения – предоставлен. прав и обязаност. (упра-вомачивающ,

обязывающие, запрещающ); Охранител-ые –выпол-ют функцию охраны общест.

порядка(УК РФ); Обеспечительные – нормы-гарантии, котор. способству-ют

исполнению др. норм; Декларативные - содержат информацию; По методу прав.

регулир. Императивные власть-подчинение; Диспозитивные – равные субъекты;

Рекомендательные – указывают вариант поведения; По субъектам

правотворчества От гос-ва; Народное пра-вотворчество; По сфере действия

Общего, ограничен-го (территория, отдел. граждане), локального (на членов

отдельных структур); По времени действия – постоян-е и временные; По кругу

лиц (всех, отдел. категорий); По степени определенности элементов НП -

абсолютно (точно определ. права и обязан. субъектов, условия дей-ствия,

последствия несоблюдения), относительно –(воз-можны варианты поведения),

альтернативные (несколь-ко вариантов действия, из котор. надо выбрать один

с учетом обстоят-ств.

63.Структура нормы права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Структура:

Гипотеза – указывает на круг, котор. адресована НП и обстоятельства при

котор. реализуется. П-р: гипотеза -сдача в наем имущества – у наймодателя

возникает обяз-ть содержания, а у нанимателя право требовать испол-ия

обязан-ти.

Диспозиция – каким может или должно быть поведение при условиях, предус-

мотрен. гипотезой. т.е. содержание прав и обязан-ей лиц.П-р: наймодатель

обязан производ. кап. ремонт за свой счет, а нанимат. в случае неисполне-

ния обязанности имеет право произвести ремонт и взыс-кать или расторгнуть

дог-р и взыскать убытки.

Санкция – указывает какая мера гос. взыскания (юр. ответс-ть) применима к

нарушителю права, предусмот-ренного диспозиц. П-р: возместить убытки, если

добро-вольно отказывается, то компетент. гос. органы приме-няют к нему меры

гос. воздействия, котор. обеспечивают исполнение обязательств.

Т.О. НП может активно воздействовать на отношения и регулировать их, при

единстве и взаимосвязи всех ее элементов, т.к. при отсутствии гипот. –

неизвестно к чему и кому применима; диспоз. – превращается в пус-тышку,

теряет качество соц. нормы; санк.- лишае ее качества НП т.к. охраняется гос-

ом.

64.Соотношение НП и статьи нор. акта

НП – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. НПА –юр. док-нт устанав., измен, отменяющ. правов.

нормы. В статье НПА не всегда присутств. все три элемента НП. Так в ст.

Конст. – гипотега и диспозиц. Это говорит о том, что НП и ст. НПА не

совпадают. Сущест. основн. способы изло-жен. НП в статьях.

Прямой –в ст. излагаются все 3 элемента. Здесь логич-я структура НП

совпадает со структур. ст. НПА. Так быва-ет не всегда.

Отсылочный – когда содержатся не все элементы, но имеется отсылка к др.

родстве-ым статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. Часто

использ-ся в УК ст.117- истязания, диспозиция – если не повлекло последст-

вий – указ. в ст. 111 и 112.

Бланкетный – статья НПА устанавлив-т лишь ответст-ть за нарушен. определ.

правил, однако самих правил в ней не содержится и нет прямой отсылки к

другой статье этого НПА. В таких ст. содержится гипотеза и санкция,

диспозиц. только называется и содержание ее не раскры-вается.(УК -нарушение

правил вождения боевой маши-ны повлекшее тяжел. последств. – наказыв.

лишением свободы. Для применен. данной нормы - выяснить какие правила

нарушены т.е. обратится к спец. НПА где это закреплено.

Т.О. НП не тождествен. статье закона. НП –это логичес-ки завершен. правило

поведения, а ст. – это форма его изложения.

65.Понятие и структур. элементы сис-мы права

Это – внутреннее строение, которое выражается в един-стве и согласованности

действующ. НП и вместе с тем в разделен. права на относит. самост. части в

зависим. от содержан. отношен-й. котор. регули-ся НП. Элементы:

Правов. норма – базовый первичный элемент, регулир. конкретн. вид общест.

отношен.

Правов. институт –совок. прав. норм, регулир. определ. вид общ. отношен. По

охвату правов. регулир. занимает промежут. положение м/у ПН и отраслью,

входит в сос-тав отрасли права (институт наследования в ГП, наказа-ния в

УП);

Отрасль права – совок. правов. норм и институтов, регулир. определенную,

относит. самостоятельную сфе-ру общес. отношений (констит.,гражданская,

администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут

образовывать подотрасль- промежут-ную совок. норм между правов. инстит. и

отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида (военно-

уголовное право в УП, патентное право вГП)

Т.О сис-ма право состоит из отрослей, подотрослей и институтов.

66.Предмет и метод правов. регулирования

Правов. регулир.- воздействие юр. средствами на обществ. отношения и

поведен. людей.

Предмет- та сфера общест. отношен., котор. подвер-гается юр. воздействию.

Данный предмет включает в себя 3 основ. группы обществ. отношений: 1.

власте-отношения (администрат-правовые); 2. отношения по обеспечению прав и

свобод и охране правопорядка (конституционные); 3. отношения по поводу

объмена материальн. и нематер. ценностями (гражданско-правов) Метод-

способы воздействия отрасли права на определ. вид общ. отношен.

Императивный- субординация м/у участниками правоотношен. т.е когда один

участник находится в подчинен. положении по отношен. к др.Применяется в

публично-правов. отраслях (конст, админист, уголов, финансов);

Диспозитивн.- равенство участников, отсутствие м/у ними власть-подчинение.

Примен. в частно-правов. сфере (гражданс. право).

Способы: дозволение - наделение участников комплек-сом определен. прав

(арендатор жил. площади м. ее использовать); обязывание- предписание

исполнить определ. действия (должник-кредитор); запрет- возложение

обязанности не совершать те или иные действия (арендатор не м.

распоряжаться –дарить, про-давать).

Т.О. Отрасли права использ. методы правов. воздейств. в различном сочетании

в зависим. от характера обществ. отношен.

67.Краткая хар-ка основных отраслей права.

Это- совок. юр. норм и правов. инстит. регулир. определ. сферы общест.

отношен.

Конст. право- централ. место среди остал. отраслей, ее нормы влияют на

нормы др. отрослей, главный источник Конст.- ПА высш. юр. силы, опирается

на императ. ме-тод регулир-я. Регулир-ет - отношен. по организ. гос.

органов власти, определяет их компетенц., гос. устройс-тво, прав. режим,

правов. положен. граждан, избират. сис-му и др. ГП- регулир. имущест. и

лично неимущ. отношен., диспозитивн. метод, источник ГК; ГПК – ре-

гулир.деятел-ть по разбирател-ву и разрешению судам гр. дел (возбуждение,

установлен. факт. обстоят-тв, до-казывание, рассмотрение, решение,

обжалование), императ.-диспозит. метод, ГПК; УП - регулир. общ.

отношен. связанных с борьбой с преступностью (пере-чень дияний

-преступлений, определ. понятия угол. ответ-ти, виды и размер наказания),

императ. метод, УК.

УПК- процедуру угол. судопроиз-ва (привлечен. к ответ, возбужд. угол. дела,

расследов, рассмотрен. в суде, вы-несение приговора, обжалование), императ-

дисп, УПК;

Администр.- в сфере гос. управлен., поддержан. общест. порядка, императ,

КоАП; Трудов.- в сфере наемного труда, правоотношен. м/у работ-ом и работ-

лем, императив-диспозит, ТК; Семейное- отношения м/у супругами, родит.

и детьми (заключ. и растор. брака, имущества супругов, отцовство,

материнство), диспозит, СК; Земельное, Экологич.,

Социального обес-печения, Финансов, Предприним, Коммерческое, Арбитражно-

прцессуальное.

68.Частное и публичное право

Кроме отрослей в структуре права юр. нормы можно подраздел на 2 больш.

группы.

Частное право- упорядоченная совок. юр. норм, охраня-ющих и регулир.

отношен. частных лиц. Публичное – нормы закрепляющ. порядок деятельности

гос. власти и управления. Частное –область свободы и частной иници-ативы,

то публичное – сфера власти и подчинения. Частное- отрасли гражданск,

предпринимат, трудового, семейного. Публичн. – констит, админстр,

уголовн, финансов.

Основные критерия разделения:

1. интерес – личный; общественный, гос-ный;

2. предмет прав. регулир. – нормы, регулир. имушествен. отношения;

неимущественные.

3. метод правов. регулир. - диспозитив, координир. (ра-венство);

императивн. субординацион. (подчинение).

4. субъектный состав – частные лица м/у собой; частн. лица с гос-ом, или

гос. органы м/у собой.

В правов. гос-ве частные и публичн. права гармонично сочетаются.

69.Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых

государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем

прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального

права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и

лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов,

устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности

за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с

процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие

ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный

процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн.

отраслей. Состоит из прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при

рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и

гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как

закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

70.Система права и система законодательства

Сис-ма права- внутренняя структура права, состоящая из взаимосвяз. норм,

институтов, подотраслей, отраслей права. Законодательство тоже имеет свою

внутренную структуру – сис-ма действующ. законов и основанных на них

подзакон. актов. Их различают по след. основаниям:

Сис-ма права Сис-ма закон-ва

Первичный элемент НП НПА

Выступает в кач-ве Содержания Формы

Складывается Объективно Субъективно

(в соответ. с сущест. общ. отношен.) (зависит от

закон-ля)

Имеет Первичный хар-тер Производный

(первая служит исходной базой

для второй)

Строение Горизонт. ..и вертикал.

(отрослев) (иерархическое)

Они различны и по объему: зак-во, с одной стороны, не охватывает всего

разнообразия нормативности (ведь кроме зак-ва право оформляется и в юр.

обычаях, и нор-матив. договарах и юр. прецедентах), а с др. стороны,

включает в себя кроме формулировок норм и др. элеме-нты – преамбулы,

названия разделов, глав, статей и т.п.

71.Понятие и виды форм (источники) права

Источник права –спец. юр. термин, котор. имеет 3 знач-я - сила котор.

образует правов. нормы – это общество и гос-во. Народ источник гос. власти

– формирует гос. органы, котор. выражают волю народа – издавая НПА и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.