рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГИП

Федерации, федеральными законами, конст-ями, уставами субъектов РФ для

непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РФ,

Федеральное Собрание РФ, Прав-во РФ, министерства и иные федеральные органы

исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном

зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования

указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (Администрация

Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших

судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти

субъектов РФ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных

видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко

второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения

властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные,

судебные. По действию в пространстве гос-венные органы подразделяются на

федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды,

прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По

длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные.

Абсолютное большинство гос-ых органов Российской Федерации и ее субъектов

согласно Конст-ии и законам РФ, конст-ям и уставам субъектов РФ действуют

на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и

деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением

неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами

(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные

образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-

ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например, Федеральное Собрание

Российской Федерации, Прав-во РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных

случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую

должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в

составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием

классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное

назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-

ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной

взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их

классификации. Главное требование принципа разделения властей,

сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для

утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения

злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения

или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную,

исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь

самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои

функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

16) Правовое гос-во: понятие и сущность. Правовое гос-во есть форма

осуществления народовластия, политическая организация граждан,

функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,

свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва –

гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может

существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в

области развития и применения права, придает им общую направленность.

Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных

утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и

практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести,

свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством

и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового гос-ва: господство закона во всех сферах жизни

связанность законом гос-ва и его органов незыблемость свободы личности, ее

правовая защищенность взаимная отв-ть гос-ва и личности наличие эффективных

форм контроля за реализацией законов разделение властей, наличие системы

сдержек и противовесов верховенство и прямое действие конституционного

закона правовая организация системы органов гос-ой власти единство прав и

обязанностей гражданина наличие развитого гражданского общества

соответствие внутреннего зак-ва принципам и нормам международного права.

17-18) Гражданское общество как предпосылка правового гос-ва. Анализ

исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс

становления гражданского общества сложен и противоречив. Современное

понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса

существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных

индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является

собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы

человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм

собственности, определении профессии и вида труда, расположении

результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как

гражданина заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,

например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с

критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать

в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское

общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода

слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество есть

сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой

социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для

гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и

воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов

(профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей,

клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные

потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого

существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая

система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между

собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные

интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим

фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и

приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это

свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного

человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам,

общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и

предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично

вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.

Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество-

сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные их

объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы-

объединения людей в зависимости от места в производстве и

распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.) 2.Общественные

объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы).

Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет

что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития

общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену

приходит социальное гос-во или тоталитарный режим. а)Проводятся меры

по демонополизации производства. Для наемных рабочих-принцип свободного

договора.,Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты,длины

рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение

системы налогообложения. в)Гос-венное финансирование программ

развития.(образования). 2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую

структуру. 3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты

должно регулировать гос-во.

19) Понятие политической системы, ее составные части. Понятие пол-й сис-мы

употребляется не только в ТГП, нои в политологии. Пол-я сис-ма об-ва – это

целостная упорядоченная совокупность пол-х институтов, пол-х ролей,

отношений, процессов, подчиненная принципам пол-й организации об-ва и

нормам (традиции, обычаи, установки в т.ч. нормы права, религиозные нормы.)

Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и

основанных на них полит. институтов, учреждений и дейстивй, организующих

пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва. Основным назначением этого

многомерного образования является обеспечение целостности, единства

действий, людей в политике. Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в

целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. сис-ма влючает в

себя подсис-мы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу

пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3

уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют

параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он

содержит субъекты полит-х отношений – носителей власти (правящая партия,

политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся

периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл.,

назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо

партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Понятие политической

системы Политическая система - это совокупность взаимодействующих между

собой норм, идей и основанных на них полит-х институтов и действий,

организующих политическую власть, взаимодействие граждан и гос-ва.

Компонентами политической системы являются: Совокупность полит-х

объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические

организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между

структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.

Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные

методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих

обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х

явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической

детерминации политики проявляется в отношениях собственности и

производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в

отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной

обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика

является результатом общественного развития. в) Критерий социального

интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с

определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности

этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х

организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х

явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -

отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической

системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых

условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая

система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в

системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и

антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)

характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система. Политическая власть - система

волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами

социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.

Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,

общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,

лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой

информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,

реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической

системы: Собственно политические организации - это те организации, которые

прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и

политические партии. Не собственно политические организации - они также

осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из

деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система

общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые

существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):

1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.

Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в

частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,

взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая

психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила

поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком

смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.

коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные

объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,

созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности

интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного

объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.

отдельные граждане.

20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,

функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”

и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная

напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для

стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая

ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром

реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)

Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,

который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у

этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-

демократический вариант политического режима скандинавского образа. В

политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,

демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы

и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —

это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего

бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому

режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких

народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность

экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь

прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и

движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу

программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное

устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих

национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не

исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных

вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут

время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-

ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет

на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-

ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в

сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали

еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная

защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в

практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры

прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,

как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то

же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,

постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые

положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в

условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не

противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой

заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее

время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в

либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны

сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев

демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –

система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.