| |||||
МЕНЮ
| Шпоры по ТГИПФедерации, федеральными законами, конст-ями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прав-во РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве гос-венные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство гос-ых органов Российской Федерации и ее субъектов согласно Конст-ии и законам РФ, конст-ям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос- ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Прав-во РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос- ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. 16) Правовое гос-во: понятие и сущность. Правовое гос-во есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Принципы правового гос-ва: господство закона во всех сферах жизни связанность законом гос-ва и его органов незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность взаимная отв-ть гос-ва и личности наличие эффективных форм контроля за реализацией законов разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов верховенство и прямое действие конституционного закона правовая организация системы органов гос-ой власти единство прав и обязанностей гражданина наличие развитого гражданского общества соответствие внутреннего зак-ва принципам и нормам международного права. 17-18) Гражданское общество как предпосылка правового гос-ва. Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва. Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество- сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные их объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы- объединения людей в зависимости от места в производстве и распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.) 2.Общественные объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы). Механизмы саморегуляции гражданского общества. 1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный режим. а)Проводятся меры по демонополизации производства. Для наемных рабочих-принцип свободного договора.,Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты,длины рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение системы налогообложения. в)Гос-венное финансирование программ развития.(образования). 2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую структуру. 3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты должно регулировать гос-во. 19) Понятие политической системы, ее составные части. Понятие пол-й сис-мы употребляется не только в ТГП, нои в политологии. Пол-я сис-ма об-ва – это целостная упорядоченная совокупность пол-х институтов, пол-х ролей, отношений, процессов, подчиненная принципам пол-й организации об-ва и нормам (традиции, обычаи, установки в т.ч. нормы права, религиозные нормы.) Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов, учреждений и дейстивй, организующих пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий, людей в политике. Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. сис-ма влючает в себя подсис-мы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3 уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты полит-х отношений – носителей власти (правящая партия, политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Понятие политической системы Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит-х институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и гос-ва. Компонентами политической системы являются: Совокупность полит-х объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы. Политические нормы и традиции. Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы. Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х организаций. Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система. Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций. Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы: Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и политические партии. Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле): 1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2. Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения, взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2. коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4. отдельные граждане. 20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим” и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал- демократический вариант политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально- патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос- ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос- ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|