рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГИП

он выполняет поставленные перед ним гос-венные задачи. Функция гос-ва

обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам

относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Отсюда следует, что гос-во осуществляет все свои функции путем издания

законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной

деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности,

надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе

реализации функций гос-ва применяются два основных метода - убеждение и

принуждение. В процессе исторического развития гос-ва в мире менялись и

функции основных исторических типов гос-в. Рабовладельческое гос-во. Война

становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку

племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится

настоятельной необходимостью. Основными внутренними функциями

рабовладельческого гос-ва были:

- Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие. - Подавление

сопротивления рабов и других неимущих слоев населения. - Организация

общественных работ. К внешним функциям рабовладельческого гос-ва

относились: - Завоевание народов других стран с целью порабощения и

ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они

или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. -

Оборона от внешней опасности. - Поддержание дипломатических и торговых

отношений с другими странами. Феодальное гос-во. Феодальное гос-во является

вторым историческим типом гос-ва. Оно представляло собой особую

политическую организацию феодала. Основой производственных отношений

феодального общества была собственность феодала на землю как главное

средство производства в эпоху феодализма. К внутренним функциям феодального

гос-ва относятся следующие: - Охрана и развитие феодального способа

производства и защита его основы - феодальной собственности на землю и

права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. - Подавление

сопротивления угнетаемых слоев общества. - Производство общественных работ.

- Идеологическое воздействие на население. Внешние функции: - Осуществление

агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа

других стран. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических

и торговых отношений с другими гос-вами. Буржуазное гос-во. С развитием

производственных отношений феодальное гос-во уступило свое место

буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии

и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства.

Внутренние функции домонополистического периода развития: - Охрана частной

собственности на средства производства. - Подавление сопротивления неимущих

слоев общества. - Управление делами общества. В настоящее время

индустриально развитые гос-ва располагают более широким спектром основных

функций, нежели гос-ва раннего капитализма: - Охрана частной собственности.

- Управление делами общества. + - Экономическое планирование. -

Экономическое и социальное прогнозирование. - Социальное обеспечение. -

Охрана окружающей Среды и др. Внешние функции буржуазного гос-ва также

различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного гос-ва

домонополистического этапа свойственны функции: - Развязывание войн с целью

захвата территорий и расширения политического и экономического влияния. -

Подавление национально-освободительного движения. - Оборона от нападения

извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими

странами. Из этих функций в наше время ушли в прошлое: - Развязывание войн.

- Подавление национально-освободительных движений. К оставшимся

внешнеполитическим функциям капиталистического гос-ва в наше время

прибавились следующие: - Борьба с международным терроризмом. - Ликвидация

вооруженных конфликтов международного характера. - Ликвидация экологических

катастроф международного характера. - Ликвидация последствий стихийных

бедствий и т.д

13) Классификация функций гос-ва: основные подходы. Научное познание гос-ва

любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его

функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и

ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации публичной

власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет

множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их

научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой

классификации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от

другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия,

своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует

в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных,

близких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в

какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те

или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит-х

или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние

функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция

развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся:

оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди

внутренних и внешних функций гос-ва различаются функции основные и

неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления

деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей,

стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос-

ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется

классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назначение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва,

как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и

строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях

по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой

стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им

охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка,

оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых

функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого

органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее

образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.),

основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя

и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих,

основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из

решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.

Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной

жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватывают, группируют по

наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения

множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние,

будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой

направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в

этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных

функций гос-ва следует отграничивать функции органов гос-ва, т.е.

реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в

соответствии с их местом и назначением в гос-ом механизме политической

системе общества. По степени действия существуют временные и постоянные

функции. Внутренние ф-ии1. Охранительная функция: Это функция

государственной деятельности проявляется в обеспечении государством

общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан

и организаций, защите конституционного строя и государства от

противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни,

здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и

общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая

функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг,

обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя

социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о

всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить

для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит

мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях

и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации

в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации

финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем

здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению

здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и

санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4.

Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство

заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,

соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время

немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во

всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих

государствах образование является обязательным. Государство поощряет и

развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой

деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без

уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение

имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан

знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5.

Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная

необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной

деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую

среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)

условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только

государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации

усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту

окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального

использования природных богатств приобрели большое экономическое,

социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и

государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция

является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена

на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности

государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской

Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита

Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с

федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ,

независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места

жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах

Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу

призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18

лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и

взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются

различные организации деятельность которых направлена на улучшение

экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,

Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В

последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная

торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов

международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку

справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий

государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями

государств в этой области является создание международных организаций по

борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4.

Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об

охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре

внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью

программы завершения строительства материально - технической базы в

государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со

сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств

обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из

государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на

поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и

общественные организации. В ряде государств правительство принимает

различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

14) Механизм гос-ва, гос-венный аппарат: понятие и их соотношение. Механизм

гос-ва есть та реальная организационная материальная сила, располагая

которой гос-во осуществляет власть. Механизм является структурным и

предметным олицетворением гос-ва, представляет собой материальное

"вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть

деятельное, постоянно функционирующее выражение гос-ва. Механизм гос-ва —

это целостная иерархическая система гос-ых органов и учреждений,

практически осуществляющих гос-ую власть, задачи и функции гос-ва.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки

механизма гос-ва. 1. Это целостная иерархическая система гос-ых органов и

учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и

деятельности гос-ых органов и учреждений, едиными задачами и целями их

деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма

являются гос-венные органы и учреждения, в которых работают гос-венные

служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Гос-венные органы

связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения

гос-ых властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения)

принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, —

вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно

гос-во. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и

выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и его механизмом связь

прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для

выполнения функций гос-ва, последним в этой связи принадлежит определяющая

роль. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся

его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из

классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят

на первый план такие элементы механизма гос-ва, как органы и учреждения

насилия, принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат"

гос-ва обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается,

что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его

направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм

гос-ва дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,

подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и

подсистемы занимают неодинаковое место в гос-ом механизме, находятся в

сложных отношениях субординации и координации. Структура механизма гос-ва

изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы

управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так,

что одна часть гос-го механизма занимается только управлением, а другая —

только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение

переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия гос-венный механизм

был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции.

В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития

капиталистического гос-ва основу механизма составляли военное ведомство,

ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного

гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему

(часть) образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава гос-ва, прав-

во. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой

информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема —

это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры

(армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-

ва, в том числе методами гос-го принуждения (военное подавление,

полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют

вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам гос-ва примыкают гос-

венные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют

общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения,

науки и др.

15) Система гос-ых органов в Российской Федерации. Орган гос-ва — это

юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть

гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-

властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для

осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-

ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма

обусловливает значительное число его органов. По различным научно

обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так,

органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности,

подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.