рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГИП

обеспечивает гос. власти принудительную способность, является ее гарантом.

Но использование этой силы должно всегда оставаться разумным. Таким

образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-

ва, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность

и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних

посягательств путем использования различных методов, в том числе гос.

принуждения и военной силы. Легитимность властвующего субъекта находит

отражение и юридическое закрепление в конст-ии страны. Гос. органы

приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы

становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и

регламентированных законом выборов, получают властные полномочия

непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают

легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего

представительными органами. Легитимными должны быть и осуществляемые гос.

органами властные полномочия, методы деятельности, особенно метод гос.

принуждения. Нелегитимныая власть признается узурпаторской. Узурпация -

насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой

лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно

и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять. Юридическим

выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность,

способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом,

функционировать в рамках законности. В обществе возможно, например, и

нелегальная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения (мафия). Если

легальная власть опирается на официально признанные нормы, то преступная -

на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения.

Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем

порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим

здоровую ткань человека.

8) Понятие и элементы формы гос-ва. Форма гос-ва - это способ организации

политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства

и Пол. режим. Если категория “сущность гос-ва” отвечает на вопрос: в чем

заключается главное, закономерное, определяющее в гос-ве, то категория

“форма гос-ва” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в

нем гос-венно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

политические образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая

власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма гос-ва — это его строение, на которое влияют как социально-

экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-

исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития

общества и т.п. Элементами формы гос-ва выступают: 1) форма правления

(характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой

власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от

особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и

республиканские); 2) форма гос-го устройства (отражает территориальную

структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными

территориальными единицами; по форме гос-го устройства гос-ва делятся на

унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (гос-венный)

режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления

гос-ой власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос-го

властвования различают демократический и антидемократический политические

(гос-венные) режимы). ----------------------------- Вопрос о структурных

элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые

исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к

политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-й

науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы гос-го

устройства составляют форму гос-ва. Эта точка зрения широко распространена

в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно

третьей точке зрения, форма гос-ва состоит из 3-х элементов, а именно –

формы правления, формы гос-го устройства и политического режима – наиболее

широко распространена в отечественной науке. Форма гос-ва зависит от

конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее

влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному

типу гос-ва соответствовала как правило, монархическая форма правления, а

буржуазному республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения

полит-х сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние

буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между

буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конст-я – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На

форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции,

территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-

ва обычно являются унитарными.

9) Понятие формы правления Форма современных гос-в различается

разнообразием. Форма правления - это организация верховной гос-ой власти.

Она влияет на структуру высших гос-ых органов и принципы их взаимодействия.

В гос-ом праве принято различать две основные формы правления: монархию и

республику. Для монархии характерно то, что власть главы гос-ва передается

по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, гос-

го органа или избирателей. Для республики характерным является то, что

глава гос-ва - президент - является выборным и сменным, а власть считается

производной от представительного органа или избирателей. В истории

человечества имели место несколько разновидностей монархической формы

правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта -

всевластие монарха и отсутствие конст-ии. Эта форма правления встречалась в

гос-вах феодального типа и в современных развитых гос-вах практически не

встречается. Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий

главы гос-ва и наличие конст-ии. Конституционная монархия, в зависимости от

степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и

парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и

парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены,

но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В

настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается.

Наиболее сейчас распространенной формой монархического гос-ва является

парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых

стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды,

Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области зак-ва

практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области

исполнительной власти. Республиканская форма правления - самая

распространенная в современных гос-вах. По сравнению с монархической формой

правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее

распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики.

В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и

является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Пост премьер-

министра тут отсутствует, и прав-во формируется внепарламентским путем.

Прав-во не ответственно перед парламентом, и президент избирается

независимо от парламента. Характерная черта президентской республики -

жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность гос-

ых органов по отношению друг к другу. В парламентарной республике

формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно

ответственно перед ним. Глава гос-ва выполняет главным образом

представительские функции, хотя по конст-ии его полномочия могут быть

широкими, однако прав-во занимает основное место в гос-ом механизме и

осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило,

парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. В

мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят

черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или

полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция.

При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и

обладает широкими полномочиями. Он формирует прав-во без участия

парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом

случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства.

Примеры: Россия, Финляндия, Португалия. Нельзя также обделить нашим

влиянием и суперпрезидентские республики, где глава гос-ва имеет широчайшие

полномочия. Примером такой республики является ряд гос-в в Латинской

Амереке.

10) Понятие формы гос-го устройства Под формой гос-го устройства следует

понимать политико-территориальное устройство гос-ва, в том числе политико-

правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и гос-ых

органов в регионах гос-ва. Принято различать две основные формы гос-го

устройства: унитарное гос-венное устройство и федеративное гос-венное

устройство. Унитарное гос-во - это единое гос-во, которое подразделяется на

административно-территориальные единицы, не имеющие политической

самостоятельности. Федеративное гос-во состоит из нескольких гос-ых

образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления

гос-ой власти и в области гос-го управления. К признакам унитарного гос-ва

относятся: 1. единая конст-я и единая правовая система; 2. единая система

высших органов гос-ой власти и управления; 3. единое гражданство; 4. единая

судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; 5.

деление территории на административно-территориальные единицы, не

обладающие политической самостоятельностью; 6.подчинение местных органов

гос-ой власти центральным органам гос-ой власти. Федеративная форма гос-го

устройства имеет меньшее распространение в гос-вах мира. К федеративным гос-

вам относятся, например, такие гос-ва, как США, Канада, Швейцария,

Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика,

Малайзия, Индия и т.д. Для большинства федеративных гос-в мира характерно

то, что федерацию составляют гос-венные образования, как то штаты, земли,

кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены

определенными полномочиями. Большинство федеративных гос-в не обладают

суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конст-ии федерации. Федеративные

гос-ва, в отличие от унитарных гос-в, обладают следующими характерными для

них признаками: 1. В отличие от унитарного гос-ва, территория федеративного

гос-ва не представляет собой единого целого, а состоит из территорий

субъектов. Субъекты федерации в большинстве гос-в не являются гос-вами в

собственном смысле, т.к. не обладают суверенитетом, который предполагает

независимость гос-ой власти как внутри гос-ва, так и во внешних сношениях.

2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе

принятия собственной конст-ии. Как правило, союзные конст-ии предписывают

субъектам принимать конст-ии, не противоречащие положениям союзной. 3.

Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в

пределах их компетенции, установленной в федеральной конст-ии. Правовые

акты субъектов действуют только на территории субъекта. 4. Субъекты, как

правило, имеют собственную правовую и судебную системы. 5. Субъекты имеют,

как правило, двойное гражданство, т.е. каждый гражданин субъекта является

одновременно и гражданином союза. 6. Федеративному гос-ву, как правило,

присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного

парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается

по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов

федерации. 7.Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные

органы. Среди федеративных гос-в выделяется Российская Федерация, которая

представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый

статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию,

гражданство, а край или область - нет. Конфедерация - это временный

юридический союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения их общих

интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва - члены конфедерации -

сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами: -конфедерация не имеет своих общих законодательных,

исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; -конфедеративное

устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го

бюджета; -сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном

союзе; -гос-ва могут договориться о единой денежной системе, о единых

таможенных правилах, о межгос-ой кредитной политике на время существования

союза. Как правило конфедеративные гос-ва не долговечны, либо они

распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867),

Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно

утверждена конфедерация.

11) Политический режим Пол. режим является одной из трех составных частей

понятия формы гос-ва (форма гос-ва: форма правления, форма политического

устройства, Пол. режим). Пол. режим и гос-венный Пол. режим по своему

содержанию отличаются друг от друга. Так, например, Пол. режим - понятие

более широкое, нежели гос-венный Пол. режим, и включает в себя не только

приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы

деятельности негос-ых полит-х организаций (полит-х партий, союзов, клубов и

т.п.). Гос-венные политические режимы могут быть демократическими и

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического гос-го

режима. Для демократического политического режима характерны следующие

признаки: 1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и

организациям в сфере экономической деятельности, которая при

демократическом политическом режиме составляет основу материального

благосостояния граждан. 2.Признание равноправия граждан. 3.Реальная

гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать

данные права и свободы. 4.Возможность реального участия граждан в

формировании властных гос-ых органов и в осуществлении гос-ой власти при

помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность

контроля за деятельностью гос-ых органов посредством активного участия в

общественно-полит-х организациях. 5.Наличие эффективной и квалифицированной

судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны

кого бы то ни было. 6.Реальное разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную. 7.Учет при осуществлении гос-ой политики

интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также

интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8.Наличие легальной оппозиции существующей гос-ой власти. 9.Плюрализм полит-

х течений и идеологий, не противоречащих конст-ым положениям,

демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10.Нацеленность зак-ва и гос-ой политики на удовлетворение объективных

потребностей личности и общества в целом. 11.Признание и осуществление на

практике конституционности и законности. Демократические режимы в различных

странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей

политической системы, от расстановки полит-х сил в обществе и в гос-ом

механизме и т.д. Для антидемократических режимов характерны следующие

признаки: 1.Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны

властных структур ее свободному развитию. 2.Огос-вление всех общественных

организаций. 3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности,

несмотря на их закрепление в конст-ии. 4.Примат гос-ва над правом, что

является следствием произвола со стороны гос-ых органов, а также следствием

нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной

жизни. 5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-

бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной

жизни. 6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7.Ликвидация

парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток

власти одного человека или узкой социальной группы. 8.Фактическая

ликвидация полит-х партий и общественных организаций, кроме правящей

политической партии. 9.Концентрация власти в руках главы гос-ва или

правительства. 10.Отказ от принципов конституционности и законности.

11.Широкое применение полит-х репрессий.

12) Функции гос-ва В основных функциях проявляется сущность и социальное

назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1- Содержание каждой ф-ии гос-

ва склад-ся из совокупности однородных аспектов гос. деятельности. 2- В

отличие от ф-ий гос. органов, спец-но предназн-х для определ-ой

деятельности, ф-ии гос-ва охватывают его деятельность в целом. 3) Ф-ии

носят комплексный собирательный хар-р. 4) Ф-ии гос-ва необходимо отличать

от видов гос деятельности, которые могут осуществоятся либо специально

уполномочеными на то органами, либо структурными подразделениями различных

органов гос-ва. Например- расседование уголовн дел. 5) Ф-ии гос. нельзя

отождествлять с формами и методами их реализации, запрещается забывать

любомого человека. Под основными функциями принято понимать главные

направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним

целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы -

внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять,

какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так,

например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос-

в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты

частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во

взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние

функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является

продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими

условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято

выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов

было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений

деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой

определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.