рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовой статус работодателя: понятия, содержание, виды

государственной службе.

Но избрание по конкурсу - это еще не заключение трудового договора.

Это - лишь основание для его заключения. Руководитель предприятия,

учреждения, организации при наличии процедурных нарушений порядка

проведения конкурса может отменить его результаты и начать новый конкурс.

Более детально механизм проведения конкурса я хотела бы

проиллюстрировать на примере Положения о порядке работы постоянной

конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных

должностей председателей правления ОАО [45,248-252].

Целью положения является обеспечение конкурентности, справедливости,

непредубежденности при проведении конкурсов на замещение вакантных

должностей председателей правления ОАО. Действие этого Положения

распространяется на ОАО, созданные в процессе приватизации и

корпоратизации, до проведения первого общего собрания акционеров, а также

по решению общего собрания акционеров до реализации 50% акций ОАО.

Количество членов комиссии не может быть меньше пяти, возглавляет ее

Председатель Национального агентства Украины по управлению государственными

корпоративными правами (далее - Агентство) или его заместитель.

Персональный состав комиссии утверждается приказом Агентства.

Функции комиссии:

- рассмотрение документов относительно предложенных кандидатур и

программы деятельности кандидатов на должность председателя

правления ОАО;

- проведение конкурсного отбора кандидатур на замещение вакантных

должностей - председателей правления;

Полномочия комиссии:

- представлять выводы относительно программ, представленных

кандидатами, и выводы относительно назначения кандидата на должность

председателя правления ОАО;

- определять сроки проведения конкурсов, подводить их итоги и

осуществлять публикации;

- приглашать, в случае необходимости, на свои заседания представителей

органов исполнительной власти, членов наблюдательных советов ОАО и

других заинтересованных лиц;

- при необходимости привлекать к работе в комиссии с правом

совещательного голоса работников Агентства;

- требовать от кандидатов, в случае необходимости, предоставления

дополнительной информации относительно положений своей программы;

- приглашать при необходимости к рассмотрению программ, представленных

кандидатами, независимых экспертов;

- принимать решения относительно отбора кандидатов на должность, в

соответствии с представленными документами, заочно;

Участником конкурса может быть физическое лицо, имеющее соответствующий

уровень профессиональной подготовки и опыт практической работы.

Для участия в конкурсе подаются:

- заявление об участии в конкурсе;

- заполненный в установленном порядке личный листок по учету кадров с

наклеенной фотографией;

- автобиография, написанная собственноручно;

- план работы на должности председателя правления ОАО;

- программа улучшения финансово-экономического состояния ОАО;

- письма-представления из организаций, которые рекомендуют участника

(при наличии).

Решение об определении победителя конкурса принимается на основании

результатов голосования членов комиссии простым большинством голосов, о чем

составляется соответствующий протокол. При равном количестве голосов, голос

председателя является решающим.

Протокол, подписанный членами комиссии, является основанием для

заключения Агентством контракта и издания приказа о назначении участника,

прошедшего конкурс, на должность председателя правления ОАО.

Итоги проведения конкурса в пятидневный срок после утверждения

протокола Председателем Агентства предоставляются для опубликования в

«Украинской инвестиционной газете».

Итак, конкурс - наиболее эффективный способ выявления необходимых

работодателю профессиональных качеств и личностных качеств будущего

руководителя предприятия, учреждения, организации. Он позволяет

работодателю в условиях повышенного предложения выбрать работника из числа

претендентов в соответствии с необходимыми деловыми качествами. К тому же

сознание того, что твои деловые качества могут быть оценены на конкурсной

основе до заключения трудового договора (контракта), а не после (когда

работодателю фактически невозможно будет расторгнуть его по несоответствию

деловых качеств), заставит претендентов повышать свой профессиональный

уровень в соответствии с повышающимися требованиями.

На Украине проведение конкурса при приеме на работу предусмотрено лишь

для некоторых категорий работников. Не вижу причин, не позволяющих

распространить этот порядок на всех руководящих работников, предусмотреть

его в КЗоТ, сделать объектом локального регулирования.

Относительно назначения на должность, которое применяется в основном в

государственных предприятиях, учреждениях, организациях, а также в

госорганах, хочу сделать вывод, что

Элементы - волеизъявления в фактических составах - основаниях

возникновения трудовых правоотношений играют роль согласования. Оценки,

контроля процесса отбора кадров, позволяют учесть интересы и потребности

различных уполномоченных субъектов. Использование конструкций фактических

составов с элементами - волеизъявлениями, в частности, дает возможность

обеспечить баланс интересов между различными ветвями власти, между

центральными и местными органами власти или органами самоуправления в сфере

реализации кадровой политики государства.

2.4 Правовое регулирование труда руководителей государственных

предприятий, учреждений, организаций

Руководитель государственного предприятия, учреждения, организации -

излюбленный объект правовых экспериментов законодателя. Изначально в СССР

его правовое положение регулировалось административным, затем трудовым, а в

настоящее время в Российской Федерации есть все основания провозгласить его

субъектом гражданского права.

Однако, остановимся на правовом статусе руководителя госпредприятия в

Украине. Прежде всего, необходимо отметить, что для этой категории

работников предусмотрено обязательное заключение контракта, как особой

формы трудового договора. Изучая источники этот правового явления, я

установила, что впервые контракт для руководителей государственных

предприятий был введен Законом СССР "«О предприятиях в СССР» от 3 сентября

1990г. Согласно ст.19 при найме (назначении, избрании) руководителя

предприятия с ним заключается контракт, в котором определяются права и

обязанности, ответственность руководителя предприятия, условия его

материального обеспечения и освобождение от занимаемой должности с учетом

гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Это

правоположение было конкретизировано постановлением Совета Министров СССР

от 23 октября 1990 № 1073 «О порядке найма и освобождения руководителя

государственного союзного предприятия» и Постановлением Госкомтруда СССР от

20 декабря 1990г. № 454 «О порядке применения контрактной формы заключения

трудового договора с руководителем государственного союзного предприятия»

[42,11].

Как мы видим основы контрактного регулирования труда руководителей

госпредприятий были заложены еще в период перестройки в ходе перевода

предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. В суверенной Украине

вышеперечисленные нормативные акты были отменены постановлением Кабинета

Министров Украины от 14 декабря 1991г. №360 «О порядке найма и увольнения

руководителя государственного предприятия, находящегося в

общегосударственной собственности, которое последовательно сменил Декрет

Кабинета Министров Украины от 15 декабря 1992г. «Об управлении имуществом,

находящимся в общегосударственной собственности», который действует и в

настоящее время. Во исполнение его Кабинетом Министров было утверждено

«Положение о порядке заключения контракта с руководителем предприятия,

находящегося в общегосударственной собственности, при найме на работу» от

19 марта 1993г. № 203. А затем, на его основе и во исполнение Указа

Президента Украины от 19 июня 1995г. №О мерах по усилению контроля за

эффективным использованием и сохранностью имущества, находящегося в

общегосударственной собственности» Кабинетом Министров Украины

постановлением от 2 августа 1995г. №597 утвердил Типовую форму контракта с

руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной

собственности. [37,264].

Проанализируем основные положения ныне действующих нормативных актов,

регулирующих порядок заключения и содержания контракта руководителя

предприятия.

Работодателем в таком контракте выступает Министерство, другой

подчиненный Кабинету Министров Украины центральный орган государственной

исполнительной власти, организация, на которую возложены функции по

управлению имуществом, находящегося в общегосударственной собственности,

именуемый в тексте Типовой формы контракта - Орган управления имуществом.

Контракт с руководителем предприятия заключается по предварительному

согласованию с органом, к номенклатурной группе которого относится данная

должность. Показатели, по которым определяется принадлежность должностей

руководителей предприятий, находящихся в общегосударственной собственности,

к номенклатурным группам прилагаются к указанному Положению.

Согласно контракту руководитель предприятия осуществляет текущие

(оперативное) руководство предприятием, организует его производствено -

хозяйственную, социально-бытовую и иную деятельность, обеспечивает

выполнение задач предприятия, предусмотренных законодательством, уставом

предприятия и контрактом. Руководитель обязуется обеспечить выполнение

показателей эффективности использования государственного имущества и

прибыли, (их примерный перечень содержится в приложении к Типовой форме

контракта).

Руководитель ежегодно представляет Органу управления имуществом, с

которым заключен контракт, отчет о результатах выполнения показателей.

Предусмотренных контрактом. По форме, которая прилагается к Типовой форме

контракта.

Руководитель имеет право действовать от имени предприятия, представлять

его во всех предприятиях, учреждениях, организациях; заключать

хозяйственные и другие соглашения; выдавать доверенности; открывать счета в

банках; пользоваться правом распоряжения денежными средствами предприятия;

налагать на работников взыскания в соответствии с законодательством; в

пределах своей компетенции издавать приказы и другие акты, давать указания,

обязательные для всех подразделений предприятия; решать другие вопросы,

отнесенные законодательством, Органом управления имуществом, уставом

предприятия и контрактом к компетенции руководителя.

Руководитель заключает трудовые договоры с работниками предприятий в

соответствии с действующим законодательством, с учетом отраслевых

особенностей, предусмотренных уставом предприятия, генеральным и отраслевым

соглашением, коллективным договором и финансовыми возможностями

предприятия.

Орган управления имуществом, в свою очередь:

. информирует об отраслевом научно-технической политике, о государственных

потребностях в продукции предприятия;

. предоставляет информацию по запросу Руководителя;

. освобождает Руководителя при окончании контракта, досрочно по требованию

Руководителя, а также при нарушениях законодательства и условий

контракта;

. организует финансовый контроль за деятельностью предприятия; осуществляет

контроль за эффективностью использования и сохранностью закрепленного за

предприятием государственного имущества.

Орган управления имуществом имеет право требовать от Руководителя

досрочный отчет о его действиях, если последний допустил неисполнение или

не надлежащее исполнение своих обязанностей.

Система материального поощрения Руководителя должна содействовать

достижению долгосрочных результатов производственно-хозяйственной

деятельности предприятия, установлению прямой зависимости между размерами

оплаты труда к показателям, характеризующими выполнение обязательств по

контракту. Более подробно этот вопрос рассматривался мною в п. 2.2

настоящей работы.

Контракт должен предусматривать также продолжительность ежегодного

оплачиваемого отпуска, размер пособия, выплачиваемого Руководителю при

выходе на пенсию.

По соглашению сторон в контракте могут быть определены и другие

условия, необходимые для выполнения сторонами принятых на себя

обязательств, например: обеспечение Руководителя служебной жилой площадью,

автомобилем, предоставление компенсаций при переезде на работу в другую

местность и т.п.

Внесение изменений и дополнений в контракт осуществляется путем

подписания дополнительных соглашений.

Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством и

контрактом (Хотя опять же - любое повышение материальной ответственности

Руководителя, предусмотренное контрактом, будет считаться ухудшением

условий по сравнению с действующим законодательством и считаться

недействительным, что делает такое условие в контракте уязвимым. Это еще

один аргумент в пользу того, что с руководителем предприятия должен

заключаться не трудовой, а гражданско-правовой контракт.)

Действие контракта прекращается:

1. По истечению срока его действия;

2. С согласия сторон;

3. По инициативе Органа управления имуществом, в том числе по предложению

местного органа государственной исполнительной власти до окончания срока

его действия контракт может быть расторгнут:

а) в случае систематического неисполнения Руководителем без

уважительных причин обязанностей, возложенных на него этим

контрактом;

б) в случае однократного грубого нарушения Руководителем

законодательства или обязанностей, предусмотренных контрактом, в

результате чего для предприятия наступили значительные негативные

последствия (понесены убытки, выплачены штрафы и т.п.);

в) в случае неисполнения предприятия обязательств перед бюджетом и

Пенсионным фондом относительно уплаты налогов, сборов и обязательных

платежей, а также неисполнение предприятием обязательств по выплате

заработной платы работникам или несоблюдение графика погашения

задолженности по заработной плате;

г) в случае несогласования с органами, уполномоченными управлять

соответствующим имуществом, сметы доходов и расходов предприятия;

д) в случае неуплаты реструктуризованной налоговой задолженности в

течение трех месяцев при наличии вины Руководителя;

е) по представлению служебных лиц органов государственного надзора за

охраной труда в случае систематических нарушений требований

действующего законодательства по вопросам охраны труда;

ж) по другим основаниям, которые могут быть определены контрактом.

4. По инициативе руководителя:

а) в случае систематического неисполнения Органом управления имущества

своих обязанностей по контракту или принятия им решения,

ограничивающих компетенцию и права Руководителя, вмешательства в его

оперативно-распорядительную деятельность, которое может привести или

уже привело к ухудшению экономических результатов деятельности

предприятия;

б) в случае его болезни или инвалидности, которые препятствуют

исполнению обязанностей по контракту, и по другим уважительным

причинам;

В случае досрочного расторжения контракта, по независящим от

Руководителя причинам, устанавливаются дополнительные гарантии и

компенсации.

Рассматривая перечисленные основания увольнения Руководителя по

инициативе Органа управления имуществом, которые приводятся в Типовой форме

контракта, невозможно не отметить, что основания, предусмотренные пунктами

в, г, д, подчеркивают гражданско-правовой характер рассматриваемых

отношений, т.е. при невыполнении условий контракта следует его расторжение,

а условия выступают здесь в виде своеобразных заданий (законов), что роднит

эти правоотношения с договором подряда.

Далее в контракте указывается срок его действия и особые условия (в

том числе и конфиденциальности), реквизиты сторон, а также отметка о

согласовании с соответствующим органом государственной исполнительной

власти (согласно приложению к постановлению КМУ от 19 марта 1993 г. № 203)

назначения на должность.

Рассмотрение материалов и принятие решения о согласовании контракта с

руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной

собственности, осуществляется в месячный срок со дня подачи соответствующих

материалов [46,222].

Законодательство Украины предусматривает также типовые формы

контрактов с руководителями предприятий определенных видов, в частности

Типовая форма контракта с руководителями объединения (предприятия, филиала)

отрасли связи [47,156-162], Типовая форма контракта с руководителями и

творческими работниками государственных театральных и концертно-зрелищных

заведений, предприятий, организаций культуры [48,277-284], особенности

применения Типовой формы контракта с руководителями предприятия,

находящимися в общегосударственной собственности, при заключении контракта

с директорами шахт Минуглепрома [1,199-200], Типовая форма контракта с

председателем правления ОАО [49,241-244]. Эти типовые формы контрактов

позволяют учитывать особенности труда руководителей предприятий разных

отраслей.

По законодательству Российской Федерации с руководителями

государственного предприятия заключается практически аналогичный по

содержанию контракт, при этом здесь есть одно существенное различие: в

России такой контракт, согласно Указу Президента РФ от 10 июня 1994 г.,

является гражданско-правовым (правовые последствия этого указа были

подробно рассмотрены мной в п.п. 2.1, 2.2).

Однако это положение распространяется только на руководителей

федеральный предприятий, труд руководителей предприятий, имущество которых

находится в собственности субъектов федерации или коммунальной

собственности регулируется трудовым законодательством и, соответственно,

трудовым контрактом (как и на Украине). В связи с этим, интерес

представляет мнение В.Н. Гудимова, который предлагает помимо традиционных

оснований расторжения трудового договора с руководителем, предусмотренных

КЗоТ, включать в их контракты следующее:

1) неисполнение условий Коллективного договора;

2) сокращение числа рабочих мест (если недопущение этого было одним из

условий Работодателя при заключении контракта с руководителем

предприятия);

3) предоставление недостоверной информации об использовании средств

фонда занятости, социального страхования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.