рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения

выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право

призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу

отдельному индивиду. Социальная ценность права (как инструментальная так и

собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно

присущи праву: 1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку

состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству право

способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и

поведение неопределенного числа лиц. 2. Право - общеобязательный регулятор

общественных отношений, благодаря этому свойству право способно

урегулировать поведение всех без исключения членов общества. 3.

Системность: право это система норм, это единая система в масштабах всего

государства, благодаря этому свойству право способно урегулировать

единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4-ое свойство –

формальная определенность- это свойство появляется у права благодаря его

письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется

письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой

связи нормы права приобретают четкость, определенность своего содержания.

Благодаря этому свойству право четко определяет круг регулируемых

отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности,

меры ответственности и т.д. 5. Принудительность (обеспеченность) – это

свойство возникает у права благодаря тому что право обеспечивается

принудительной силой государства. Благодаря этому свойству право способно

утвердить в обществе тот порядок который необходим обществу или

государству.

32. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право построено на трёх китах - началах: нравственность, государство и

экономика. Право возникает на основе нравственности. Государство придаёт

праву официальность, силу, гарантированность. Экономика - основной предмет

регулирования, первопричина возникновения права. Специфика права - в центре

его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его

свобода. Право имеет обще социальную сущность, служит интересам людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой - это

значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут

действовать свободно, т.е. право - мера свободы. Право - гарантированная,

защищённая свобода.

33. ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ФУНКЦИИ

Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с

которыми строится система права и которые лежат в основе её

функционирования. Классификация принципов права. Принципы делятся на

общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют

систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые

присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной

отрасли права (принципы гражданского права и т.д.). ТГП изучает только

общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы изучаются

отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права – во-

первых, принцип демократизма (система права строится на демократических

началах). 2-ой принцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип

равенства юридических прав и обязанностей, принцип единства прав и

обязанностей. Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни

формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде

определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как

правило, межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм

принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного

права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или

неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

или иной ситуации .информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную

форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей.

34. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Типы права и семьи правовых систем. Вопрос о понимании права имеет

значительное сходство с вопросом о типологии государства т.к. в типологии

права используется и формационный и цивилизационный подходы и др. которые

используются в типологии государства. При этом типы права выделяют по

аналогии с типами государства. В месте с тем в типологии права используются

и такие подходы которые не применимы к типологии государства. В частности в

настоящее время типология права нередко дается с учетом основных правовых

систем (правовых семей). Современная наука выделяет 4ре типа основных

системы: 1. Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы,

к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской

Америки. 2ая правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права -

общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но

была воспринята США, Канада и т.д. 3я – религиозная правовая система -

религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское

право. 4ая – традиционная правовая система – традиционный тип права. Эта

правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на

Мадагаскаре. 2ой подход в типологии права выдвинул профессор Лейст О.Э. Он

выделяет 3 типа права: 1. сословное, 2 социальное, 3 формальное. Данные

типы выделяют особенности права на том или ином историческом пути.

Сословное право присуще государствам древности и средневековья

(рабовладельческим или феодальными государствам). Сословное право четко

разделяет общество на определенные сословия, касты и закрепляет разное

правовое положение этих сословий. На смену сословному праву вместе с

буржуазными революциями приходит формальное право и характерно также для

нового и новейшего времени. Особенность – оно уравнивает всех членов

общества в правах и обязанностях. Ему на смену приходит социальное право –

оно как особый тип права еще полностью не сформировался, это так называемое

право будущего, но процесс формирования уже начался. Социальное право

призвано установить в обществе не только формальное, но и в большей степени

фактическое равенство.

35. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и

эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и

желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная

реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных

актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1)

правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате

отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий

поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами); 2) правовую

идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к

действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами

правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых

оценок). Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания. По

содержанию правосознание подразделяется на: - обыденное (массовые

представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием

жизненного опыта); - профессиональное (чувства, убеждения, традиции,

складывающиеся у юристов на основе юридической практики); - научное (идеи,

понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). С одной

стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено

действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания

как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель

должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп

населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает

добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно

необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств,

для преодоления пробелов). Таким образом, правосознание пронизывает весь

механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и

сопровождает на всем протяжении их действия.

36. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это состояние правосознания, законности,

совершенства законодательства и юридической практики, выражающее

утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода

“юридическое богатство” общества. Разновидности проявлений правовой

культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки,

правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по

существу, и сферами ее действия. Оценивается: а) уровень общественного и

индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической

науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень

совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической

практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в

обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.

По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в

целом и правовую культуру индивида,

37. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Норма - это образец, правило поведения. Упорядочивают отношения между

людьми, общественными объединениями. Где есть общество там должны быть

правила общежития или социальной нормы. Социальные нормы определяют

поведение человека в обществе и отношение человека к другим людям. Признаки

социальных норм:

n устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют

друг с другом

n требование социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, а на

всех людей

n социальные нормы - это обязательные правила поведения. Требование

норм охраняется силой общественного мнения, государственным

принуждением

Виды социальных норм:

n по сфере регулирования общественных отношений - нормы морали (правила

поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести,

достоинстве), нормы обычаев (правила поведения, сложившееся в

результате длительного повторения людьми определённых действий),

нормы традиции (исторически сложившиеся и сложившиеся из поколения в

поколение), политические нормы (общие правила поведения, регулирующие

отношения между классами, социальными группами), экономические нормы

(регулируют общественные отношения, связанные с производством,

распределением и потреблением материальных благ), нормы общественных

организаций (регулируют общественные отношения внутри организации

между их членами)

n по способу образования - стихийно образованные (нормы обрядов,

традиций, морали) образованные в результате сознательной деятельности

людей (норма права)

n по способу закрепления (письменные, устные)

38. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли,

юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы

права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и

«источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник»

как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2)

источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и

есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт —

это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция,

законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически

сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в

привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым

последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это судебное или административное решение по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в

странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате

которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ

1992 г.).

39. ПРАВО И МОРАЛЬ

В литературе по этике мораль определяется как форма общественного

сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических,

исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются

в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать

поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и

мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие

черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим

свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в)

имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей

сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости

как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида,

определяют ее границы.

Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной

страны, одного общества может существовать только одна правовая система.

Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как

нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе

взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4.

Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее

существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм

морали.. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные

сферы, которые регулируются только правом или только моралью. 6. С точки

зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи

относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой

логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права. 7.

Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации

своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью

государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются

силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является

формой осуществления господствующей морали.

40. ПРАВО И ПОЛИТИКА

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как

социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы

(прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп:

классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и

других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с

социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные

группы, обладающие своими особыми интересами. Государство представляет

собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации

политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная

борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней.

Политика может быть и антигосударственной (террористические организации и

т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его

интересы. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является

нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп.

Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь

до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и

справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в

соответствии с его природой.

41. ПРАВО И ЗАКОН

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с

правом. В контексте данной проблемы под “законом” следует понимать не закон

в строгом, а все официальные источники юридических норм (законы, указы,

постановления и др.). Концепций, связанных с различением права и закона,

существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все

официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже

принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не

иметь правового содержания, быть неправым законом и выражать политический

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.