рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование

политической воли граждан, участие в выборах и деятельности органов

государственной власти.

Виды политических партий в РФ:

n общероссийские (более чем в половине субъектов РФ не менее 10 в

каждом или имеющем поддержку, более чем 5% избирателей)

n межрегиональные (не менее чем на территории двух субъектов РФ)

n региональные (в пределах одного субъекта федерации)

n классовые (крестьянские, рабочие, предпринимательские)

n национально-религиозные (партия исламского возрождения, союз русского

народа)

n проблемные (экологическая, партия земельной реформы)

n гротескные (например партия любителей пива)

n по участию в государственных делах (парламентские, правящие)

В рамках политической системы партии образуют партийную систему -

совокупную связь партий, действующих в соответствии со своими программами,

уставами, борющиеся за государственную власть. Усиливаясь партии

способствуют демократизации общества. Поднимают политическую активность

населения. В странах с демократической политической системой признаётся

политическое многообразие, им предоставляется право формирования высших

органов государства путём проведения своих сторонников в парламент или

правительство.

Два вида политических систем: многопартийные и основанные на монополии

правящих партий.

Партийное государство: руководители органов управления назначаются по

партийной принадлежности, функционирует одна господствующая партия. Её

идеология становится государственной идеологией, сращивание партии и

государственного аппарата. Руководитель партии фактически глава

государства.

23. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

При демографическом политическом режиме государство и общественные

объединения относительно независимы друг от друга. Государство

регламентирует лишь общее начало функционирования общественных объединений

с целью обеспечить право на объединение, а самим общественным объединениям

равноправие. При этом государство не вмешивается во внутреннюю жизнь самих

общественных объединений если только их деятельность не противоречит

законодательству. Конституция запрещает создание и деятельность

общественных объединений цели и действия которых направлены на

насильственные изменения основ конституционного строя и нарушение

целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых

формирований, разжигание национальной, социальной, расовой и религиозной

розни. С другой стороны общественные объединения не могут оказывать

непосредственного влияния на государство и его органы. Свою политику они

проводят через своих сторонников, избранных на государственные посты. По

иному складывается взаимоотношение между государством и общественными

объединениями в странах с не демократическим политическим режимом, где

гражданское общество подавляется государством. Социальные различия

нивелируются, деятельность общественных объединений носит декларативный

характер: оппозиция отсутствует, правящая партия является единственной, по

сути сливается с государством и утрачивает черты партии как таковой.

Конституция РФ закрепляет основные параметры демократическо-политической

системы: принцип политического многообразия и многопартийности, равноправие

общественных объединений, право каждого на объединение, включая право

создавать новые объединения, вступать в уже существующие, свободно из них

выходить.

24. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество,

ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к

правовым традициям и законам, обеспечивающая свободо-творческую и

предпринимательскую деятельность, создающая возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина.

Основные признаки:

n Гражданское общество - общество свободных индивидов, т.е. каждый

индивид является собственником, свободен в выборе форм собственности,

профессии и вида труда. Индивид не зависим от государства, т.е. может

быть членом политической партии или объединения, вправе участвовать

или не участвовать в выборах органов государственной власти и

местного самоуправления.

n Гражданское общество - суть открытое социальное образование. В нём

обеспечивается свобода слова, гласность, доступ к различного рода

информации, право свободного въезда и выезда.

n Гражданское общество - сложная система. Наличие многообразных

общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения,

клубы) позволяет реализовать потребность и интересы индивидов.

n Гражданское общество - саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Индивиды, объединяясь в организации реализуют свои интересы,

обеспечивают развитие общества без вмешательства государства, как

политическо властной силы.

n Гражданское общество - правовое демократическое общество,

обеспечивается и защищается естественными и приобретёнными правами

человека и гражданина.

Правовое общество - организация политической власти в стране, которая

основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом

границах. Правовое государство является посредником между индивидом и

обществом. Правовое государство - это государство в котором действует

свобода, основанная на законах.

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

25. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

26. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18

веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения

свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил

разделить государственную власть на три ветви – законодательную,

исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский

Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую

государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и

судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В

последующем идея получила свою практическую реализацию во многих

государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в

том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3

относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную

и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие

органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и

противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение

относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная

власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех

ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном

взаимодействии.

27. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА С ЛИЧНОСТЬЮ

Как граждане несут ответственность перед государством, так и

государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике

в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет

равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных

стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность

граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и

ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во

взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми

гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как

представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание

общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен

быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не

выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные

участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о

приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы -

Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

28. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - это система взаимосвязанных организаций

и людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы

и волю социальных слоёв, классов, групп, реализующая политическую власть в

рамках права через государство. Основные компоненты политической системы:

а) совокупность политических объединений (государство и обществено-

политические партии)

б) политические отношения, складывающиеся между элементами системы

в) политические нормы и традиции

г) политическое сознание

д) политическая деятельность - деятельность людей как представителей

или членов политических объединений

29. ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его

единство и целостность, осуществляющая посредством государственного

механизма управление делами общества, суверенную публичную власть,

предающая праву обще обязательное значение, гарантирующая права и свободу

граждан, законность и правопорядок.

Взаимодействие. Процесс возникновение государства и права протекал

параллельно. Государство и право является продуктом общества на

определённом этапе развития. Взаимосвязь государства и права проявляется в

следующем:

n нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без

государства

n нормы права являются результатом правотворческой деятельности

государства

n юридические нормы становятся обще обязательными, потому что они

устанавливаются и санкционируются государством

n государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет от

нарушений.

Государство зависит от права, оно не может нормально функционировать не

опираясь на право. В законодательном закреплении нуждается организация

деятельности государственного аппарата. Правовые нормы определяют систему

государственного механизма, устанавливают юридическую основу для

взаимоотношений должностных лиц и граждан.

30. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,

установленных или санкционированных государством и охраняемых его

принудительной силой.

Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет

государственную организацию. Оно представляет собой результат общественного

развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями,

религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по

обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые

должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно

занимает главенствующее положение среди социальных норм.

К признакам права можно отнести следующие:

1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества

на определенной ступени его развития.

Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность

социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в

себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные отношения); в)

поведение субъектов общественных отношений.

Содержание права определяется потребностями общественного развития

Право- средство социального компромисса в масштабе общества, установления

баланса социальных интересов

Более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что

означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от

своей сущности.

Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности;

оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не

конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость).

Нормативность формируется как. результат обобщения и фиксации устойчивых,

повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей..

Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам

общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей

Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных

официальных формах

С точки зрения внутренней организации право есть система, состоящая из

элементов, взаимодействующих друг с другом.

Право общеобязательно.

Право тесно связано с государством.

Право охраняется государственным принуждением.

В понятие права вводится понятие правонарушении, оно всегда имеет дело с

отклоняющимся от нормы поведением.

Право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная

государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная

регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса

на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех

слоев общества.

31. ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека.

Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека,

для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют

социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни.

Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки

зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности

(самоценности). Инструментальная ценность права выражается в полезности

права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного

индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная

ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных

отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для

отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования.

Собственная ценность (самоценность) права выражается в том. Что право как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.