рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы конституционного права Украины

свое мнение решению другого органа, контролируя этим в полной мере его

действия.

Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде

(парламенту). Компетенция парламента Украины определена в IV разделе

Конституции: «Верховная Рада Украины».

Исполнительная власть—это ветвь государственной власти, которая

направлена на исполнение законов и других нормативных актов. Она

представлена Кабинетом Министров Украины и другими органами исполнительной

власти (раздел VI Конституции).

Судебная власть осуществляет правосудие. Она пользуется только законом

и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной

власти (раздел VIII Конституции).

Разделение по «трем властям» является неполным, поскольку важное место

занимают контрольно-надзорные органы (прокуратура, государственные

инспекции), «силовые» ведомства (Вооруженные Силы, органы национальной

безопасности), а также такое подразделение, как глава государства

(Президент).

Форма государства включает три взаимосвязанных элемента:

— форму государственного правления (монархия, республика);

— форму государственного устройства (унитарная, федерация,

конфедерация);

— политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).

Следует уточнить, в чем заключаются отличия понятий «монархия»

(абсолютная, конституционная) и «республика» (президентская, парламентская,

полупарламентская).

Украина является республикой и унитарным государством. При осмыслении

унитарности Украины можно прибегнуть к сравнению унитарного устройства с

федеративным (Россия, США).

Федерация —это союзное государство, частями которого являются

несколько государственных образований (штаты, земли и др.), имеющих

собственную Конституцию, органы власти. Вместе с тем создаются единые

федеральные органы власти, единая денежная единица.

Унитарное государство —это единое государство, территория которого

разделена на административно-территориальные единицы, не имеющие каких-либо

суверенных прав. Желательно подчеркнуть, что унитарность украинского

государства сложилась исторически.[7]

4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА

Согласно Конституции украинский парламент имеет однопалатную структуру

и называется Верховная Рада Украины. Верховная Рада является единственным

органом законодательной власти в стране. В состав Верховной Рады входит 450

депутатов, 225 избираются по одномандатным округам, а 225 — по спискам

кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий

по многомандатному избирательному округу на основе пропорционального

представительства сроком на 4 годаПарламентарии избираются на основе

всеобщего, прямого, равного избирательного права путем тайного голосования.

Срок полномочий народных депутатов — 4 года. Возможно повторное избрание

неограниченное число раз (законом это не регламентируется). Депутатом может

быть избран гражданин, имеющий право голоса, проживающий в Украине

последние 10 лет перед выборами и которому исполнился на день выборов 21

год. Выборы в Верховную Раду должны проводиться в последнее воскресенье

марта четвертого года полномочий парламента. Ближайшие выборы в Верховную

Раду пройдут 29 марта 1998 года. Однако Конституция предусматривает

возможность проведения досрочных выборов (ст. 77).

На первой сессии после выборов депутаты избирают Председателя

Верховной Рады Украины (спикера), первого заместителя и заместителя

Председателя (вице-спикеров). Председатель Верховной Рады ведет пленарные

заседания, организует подготовку вопросов к рассмотрению, подписывает акты,

принятые Верховной Радой, организует работу аппарата парламента и выполняет

функцию представления Верховной Рады в отношениях с другими органами

государственной власти в Украине и органами власти других стран.

Верховная Рада утверждает перечень своих комитетов и избирает их

председателей. Комитеты должны осуществлять за-конопроектную работу,

подготовку к рассмотрению разнообразных вопросов, отнесенных к

парламентской компетенции. Каждый депутат, в соответствии с собственным

выбором, профессиональными интересами работает в одном из парламентских

комитетов. В конце 1996 года прежние постоянные депутатские комиссии еще не

были преобразованы в комитеты. В Верховной Раде действует пока 23

постоянные комиссии. Среди них комиссии по правовой политике и судебно-

правовой реформе, молодежи, спорту и туризму, науке и народному

образованию, культуре и духовности, законности и правопорядку, по

международным делам и др.

Верховная Рада может создавать временные специальные комиссии для

подготовки и предварительного рассмотрения вопросов. Для проведения

расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, парламент

создает по инициативе не менее чем 150 депутатов специальные следственные

комиссии. Исходя из концепции разделения власти выводы и предложения таких

временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда.

В соответствии с Регламентом Верховной Рады (законом о внутреннем

функционировании парламента), каждый народный депутат Украины имеет право,

сообразуясь с личными политическими взглядами и симпатиями, записаться для

участия в работе партийной фракции или более широкого объединения

депутатов—депутатской группе. Регламент устанавливает норму в 25 депутатов

для регистрации депутатской фракции или группы[8].

.

4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Статус в переводе с латинского (status) — состояние, положение. Статус

депутата — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью

правовых норм.

Народным депутатом может быть гражданин Украины, который на день

выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение

последних 5 лет. Таким образом, закон устанавливает кроме возрастного

ценза, еще определенный ценз оседлости (5 лет). Другие ограничения

предусмотрены ч. 3 ст. 76 Конституции.

Работав парламенте требует значительного времени, опыта, знаний,

независимости от ведомственных, правительственных или других интересов, а

потому народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе

(ст. 78). Депутат не может занимать какие-либо производственные, служебные

должности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой

работы.

Полномочия народного депутата предусмотрены Законом Украины «О статусе

народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года с последующими

изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание на такие вопросы:

. права и обязанности народного депутата в избирательном округе и за

его пределами;

. гарантии депутатской деятельности.

4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ

Верховная Рада работает сессионно. Очередные сессии начинаются в

первый вторник февраля и первый вторник сентября каждый год (ст. 83).

Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией

Украины и Законом-о Регламенте Верховной Рады Украины.

Решения парламента принимается на пленарных заседаниях путем

голосования.

Верховная Рада Украины избирает в свой состав Председателя Верховной

Рады, первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады

Украины. Полномочия Председателя Верховной Рады предусмотрены ст. 88

Конституции.

Предыдущая работа по подготовке проектов законов проводится в

Комитетах Верховной Рады (до 28 июня 1996 года — Постоянные комиссии

Верховной Рады Украины). Их создают из народных депутатов Украины.

Утверждение перечня парламентских комитетов, избрание их председателей

относятся к компетенции Верховной Рады Украины.

В пределах своих полномочий Верховная Рада может создать временные

специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения

вопросов и временные следственные комиссии.

Полномочия Верховной Рады являются чрезвычайно широкими (они

определены в ст. 85 Конституции). Суть ее деятельности — законотворчество,

но есть и другие, не менее важные, вопросы ее компетенции. Среди них —

объявление по представлению Президента состояния войны и заключение мира,

устранение Президента с поста в порядке импичменга, контроль за

деятельностью правительства. Статья 87 предусматривает возможность принятия

резолюции о недоверии Кабинету Министров.

Без Верховной Рады не обходится формирование важных органов и

назначение должностных лиц: Генерального прокурора, судей. Председателя

Антимонопольного комитета. Председателя фонда государственного имущества.

Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию.

В ст. 92 перечислен широкий круг вопросов, которые решаются

исключительно законами. Следовательно, в компетенции Верховной Рады — от

определения прав и свобод граждан, государственных праздников до решения

кадровых вопросов, объявления состояния войны и др.

Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады,

если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут

начаться (ст. 90).

Поскольку Верховная Рада является единым органом законодательной

власти в Украине (ст. 75), то законодательный процесс происходит именно

туг.

4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ

Законодательный процесс в Украине проходит несколько этапов:

Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы имеют

народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров и

Национальный банк (ст. 93).

Разработка проекта закона. Она может осуществляться: а) по поручению

Верховной Рады, комитетов; б) Кабинетом Министров (например, законопроект о

Государственном бюджете); в) в инициативном порядке имеют право

разрабатывать граждане и юридические лица.

Предыдущее рассмотрение законопроекта в соответствующих комитетах .

Они дают заключение о целесообразности его принятия и о дальнейшей работе

над ним.

Рассмотрение законопроектов Верховной Радой Украины. Оно происходит

путем обсуждения и одобрения основных положений (первое чтение), обсуждения

и одобрения постатейно (второе чтение), принятия закона в целом (третье

чтение).

Принятие закона. Обычный закон принимается абсолютным большинством

голосов. Для принятия конституционного закона нужны голоса двух третей

депутатов конституционного состава Верховной Рады.

Опубликование. Закон публикуется в течение 30 дней в «Ведомостях

Верховной Рады Украины» и в течение 5 дней в газете «Голос Украины».

Закон вступает в силу по окончании 10 дней после его опубликования,

если иное не указано в самом законе.

4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Термин «президент» происходит от латинского «ргаеаsedae», что означает

«тот, кто сидит впереди».

Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то

же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102).

Чтобы разобраться в этом положении, следует осмыслить ст. 106 Конституции.

В ней определяется место президента как главы государства. Он выступает

гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и

свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных

отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает

верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает

всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает

полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его

пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства,

осуществляет помилование и т.д.

4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ

ПОСТ

Особенности выборов Президента Украины предусматривает ст. 103

Конституции, в которой определяются:

— принципы выборов (общее, равное, прямое избирательное право путем

тайного голосования);

— срок пребывания в должности — 5 лет;

—условия избрания на этот пост (проживание в Украине в течение десяти

последних перед выборами лет, гражданство Украины);

— обязательное владение украинским языком;

— возраст не менее 35 лет.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков

подряд. Тот, кто выбрал президентское кресло, не может занимать другие

должности, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п. (ст. 103).

Конституция определяет срок пребывания в должности (5 лет) и время

выборов — последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.

Вступление Президента на свой пост освещено в ст. 104 Конституции. В

ней речь вдет о том, что новоизбранный Президент Украины вступает на свой

пост не позже чем через тридцать дней после официального объявления

результатов выборов с момента принесения присяги народу на торжественном

заседании Верховной Рады Украины. Ее содержание помещено в Конституции,

однако не указано, на чем приносится присяга. По новой традиции Президент

Украины присягает на Конституции и Евангелии (первом Евангелии,

переведенном на староукраинский язык в 1556—1561 годах в местечке

Пересопница, ныне поселок возле города Ривного), затем Президент Украины

провозглашает инаугурационную речь.

Звание Президента охраняется законом. Оно сохраняется пожизненно.

Согласно ст. 105 Конституции, которой Президент пользуется правом

неприкосновенности.

4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Полномочия Президента предусмотрены ст. ст. 106, 107 Конституции. Уже

указывалось на ряд полномочий Президента как главы государства. Они

касаются обеспечения государственной независимости, национальной

безопасности, правопреемственности государства, представления государства в

международных отношениях и т.п.

Президент занимается и кадровыми назначениями: с согласия Верховной

Рады назначает Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия;

назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета

Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти,

а также председателей местных государственных администраций и прекращает их

полномочия, назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность

Генерального прокурора и освобождает его от должности, назначает половину

состава Совета Национального банка Украины; назначает треть состава

Конституционного Суда; назначает на должности и освобождает от должностей с

согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета.

Председателя Фонда государственного имущества, Председателя

Государственного комитета по телевидению и радиовещанию и др.

Конституция предусматривает создание координационного органа при

Президенте — Совета национальной безопасности и обороны Украины ,

персональный состав которого формирует Президент. В его состав по должности

входят Премьер-министр, Министр обороны. Председатель службы безопасности.

Министр внутренних дел. Министр иностранных дел.

Он координирует и контролирует деятельность органов исполнительной

власти в сфере национальной безопасности и обороны. Через Совет Президент

совмещает функции главы государства со сферой исполнительной власти, что

является одним из условий признания принятой формы государственного

правления как президентско-парламентской. Еще одним самым существенным

аргументом в пользу такой формы правления может быт установленный ст. 106

(п.п. 1—10) и ст. 114 порядок формирования Кабинета Министров.

Через Совет национальной безопасности и обороны Президент тесно

сотрудничает и может влиять на министров силовых министерств.

Президент Украины издает указы и распоряжения, являющиеся

обязательными для выполнения.

Передавать свои полномочия другим лицам Президент не может.

Постоянно действующим органом при Президенте Украины является

Администрация Президента. Она создается Президентом Украины в соответствии

с Конституцией Украины для обеспечения осуществления им своих полномочий

как главы государства.

Основной задачей Администрации является организационное, правовое,

консультативное, экспортно-аналитическое и другое обеспечение деятельности

Президента. Администрация анализирует экономические, политические и

социальные процессы, происходящие в стране, и готовит предложения

Президенту по результатам анализа, обеспечивает подготовку проектов указов

и распоряжений Президента Украины, а также проектов законов, которые

вносятся Президентом в Верховную Раду в порядке законодательной инициативы,

разрабатывает предложения по вопросам кадровой политики, проводит

экспертизу законов, которые передаются Верховной Радой на подпись

Президенту, осуществляет связи Президента Украины с Верховной Радой,

органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными

организациями и Др.

Общее руководство Администрацией осуществляет Глава Администрации

Президента, который назначается Президентом Украины. В состав Администрации

входят: Первый Помощник Президента Украины, первый заместитель и

заместители Главы Администрации Президента, помощники, советники и

консультанты Президента Украины, пресс-служба управления и отделы

(например, отдел государственных наград, гражданства, помилования и т.д.).

4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Прекращение полномочий Президента предусмотрено статьями 108—112

Конституций.

Полномочия главы украинского государства прекращаются в случаях:

— отставки (ст. 109);

— невозможности выполнения своих полномочий по состоянию здоровья (ст.

110);

— устранения с поста в порядке импичмента (ст. Ш);

—смерти.

Президент Украины может быть устранен с поста Верховной Радой в

порядке импичмента в случае совершения им измены или другого преступления.

Инициировать этот вопрос может не менее половины народных депутатов от

конституционного состава парламента. После этого Верховная Рада обязана

создать специальную временную следственную комиссию. Заключения комиссии

подлежат проверке Конституционным Судом. «Решение об устранении Президента

Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее

чем тремя четвертями от ее конституционного состава...», т.е. не менее чем

338 народными депутатами Украины.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента обязанности до

вступления на пост нового Президента возлагаются на Премьер-министра. На

значительную часть полномочий Президента (осуществлять помилование,

назначать всеукраинский референдум и т.д.) Премьер-министр не имеет права

(ст. 112).

4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.

4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.