рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Эволюционные и революционные изменения в форме государства

и смещения его членов. Очевидно, что данный фактор имеет решающее значение

с точки зрения иерархического подчинения правительства президенту или

парламенту. Чем важнее роль президента при назначении и увольнении

министров, тем в большей степени он контролирует правительство. Существенно

также, насколько самостоятелен президент при выборе кандидата в премьер-

министры, может ли он по своей воле отправить в отставку правительство.

Если при прочих равных в одной стране президент наделен таким правом, а в

другой нет, то речь идет о разных типах президентского режима, так как

президент обладает там неодинаковым политическим влиянием, и его

взаимоотношения с правительством стоятся на совершенно разной основе.

5. Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент.

Значимость данного критерия определяется тем, что наделение президента

такими полномочиями во многом уравновешивает влияние парламента на

формирование правительства, прежде всего его право на вотум недоверия.

Кроме того, если президент уполномочен распускать законодательное

собрание, он может понуждать премьер-министра к компромиссам с партнёрами

по коалиции, прибегая к угрозе досрочных выборов.

6. Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание. Включение данного

критерия обусловлено тем, что предоставление президенту права

баллотироваться на новый срок усиливает его властные возможности и меняет

отношение к лицу, занимающему президентское кресло. При этом следует

отметить, что какого-либо влияния на особенности политической системы

продолжительности президентского мандата не было обнаружено, и никто из

исследователей никогда не использовал этот показатель при типологизации

президентских режимов (в большинстве стран президент избирается на 4-5 лет,

и подобное различие явно не существенно).

7. Порядок замещения поста президента (наличие/отсутствие института

досрочных выборов). Порядок замещения поста президента в случае вакансии

оказывает серьезное воздействие на партийную, и шире — на всю политическую

систему. В странах, где не предусмотрены досрочные выборы и при

невозможности исполнения избранным президентом своих обязанностей его

полномочия переходят к следующему по рангу должностному лицу, партии в

состоянии планировать свою деятельность на длительный срок. Более того, им

незачем иметь постоянный актив, который требуется главным образом в период

выборов. Именно благодаря этому обстоятельству и возможно существование

партий — "избирательных машин" без фиксированного членства.

Режимы с досрочными выборами менее стабильны. Поскольку выборы могут

быть назначены практически в любой момент, партиям следует находиться в

постоянной "боеготовности". Соответственно, их актив должен быть всегда

мобилизован, и, чтобы этого добиться, партии иногда сознательно провоцируют

политическую нестабильность и расшатывают государственные институты. Кроме

того, продолжительность досрочной избирательной кампании часто бывает

крайне мала, что затрудняет создание коалиций.

В соответствии с представленными критериями можно выделить следующие

основные, реально существующие типы систем с институтом президентства[29]:

Североамериканский тип. США — исторически первая президентская

республика (создана в 1787 г.). Впоследствии опыт США был использован при

составлении конституций стран Латинской Америки, большинства стран Африки и

многих иных.

Президент США избирается населением (формально — через систему

выборщиков) по однотуровой системе относительного большинства. Он является

главой не только государства, но и правительства, назначает членов

правительства при условии утверждения их в Конгрессе, не имеет права

распускать высший законодательный орган, который, в свою очередь, не вправе

выразить недоверие правительству; не может быть избран более двух сроков

подряд. Механизм досрочных выборов отсутствует, четко оговорен порядок

замещения вакансий.

Латиноамериканский тип. Формально латиноамериканская модель, подобно

североамериканской, основана на разделении властей, однако система "сдержек

и противовесов" здесь развита слабее, а законодательная и судебная ветви

власти по объему прав заметно уступают исполнительной. Хотя в последние

десятилетия этот дисбаланс полномочий постепенно сглаживается, ряд

исследователей определяют, латиноамериканские режимы как "чистый

президенциализм", "легальную диктатуру" и т.д.[30] К данному типу относятся

все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу.

В странах латиноамериканского типа президенты избираются

непосредственно населением по мажоритарной системе абсолютного большинства.

(В Боливии, если никто из претендентов не набрал в первом туре свыше

половины голосов, его выбирает парламент из числа лидирующих кандидатов.

Ранее такая же система действовала в Чили.) Они возглавляют правительства,

но иногда имеют подотчетного себе номинального руководителя кабинета (в

Аргентине — министр-координатор); назначают членов правительства без

согласия парламента и наделены обширными полномочиями в случае чрезвычайных

ситуаций; лишены права распускать высший законодательный орган, который, в

свою очередь, не вправе выразить недоверие правительству. В большинстве

стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок и

в качестве президента, и в качестве вице-президента, причем иногда этот

запрет распространяется и на родственников действующего президента (В

Аргентине и Бразилии повторное избрание президента разрешено).

Конституции латиноамериканских стран не предусматривают досрочных

президентских выборов. Если пост президента оказался вакантным, функции

президента исполняет вице-президент, а при отсутствии такового — глава

законодательного органа либо избранный парламентом временный президент.

Вместе с тем отсутствие поста вице-президента является скорее исключением,

более того, в ряде стран — например, в Панаме, Гондурасе, Коста-Рике и

Перу, — предусмотрено даже несколько вице-президентов.

Французский тип. Классический для полупрезидентских (или президентско

— парламентских) республик строй был установлен во Франции Конституцией

1958 г. Аналогичные режимы действуют также в Алжире, Шри-Ланке и некоторых

других странах.

В государствах французского типа президент избирается населением по

мажоритарной системе абсолютного большинства и является только главой

государства. Правительство подотчетно и парламенту, и президенту; по итогам

парламентских выборов президент назначает премьер-министра и по

представлению последнего — остальных членов правительства. Президент

наделен обширными полномочиями во всех сферах государственной жизни; он

имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы, а

также переизбираться на свой пост неограниченное число раз. Предусмотрен

институт досрочных президентских выборов, в преддверии которых функции

президента временно исполняет председатель Сената.

Российский тип. Институт президентства был введен в России в 1991 г.,

полномочия президента регламентированы Конституцией 1993 г. В соответствии

с ней президент РФ избирается непосредственно населением по двухтуровой

мажоритарной системе. Он назначает (с согласия нижней палаты парламента)

председателя правительства, а также — уже самостоятельно — всех остальных

министров и может в любой момент отправить правительство в отставку. При

определенных обстоятельствах президент вправе распустить Государственную

Думу (Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного

положения, при проведении процедуры импичмента против президента и в

течение первого года своих полномочий. Ст.ст. 111 и 117 Конституции

РФ[31]). Вместе с тем, один человек не может быть избран президентом более

двух раз подряд, а в случае вакансии назначаются досрочные выборы.

Как и в государствах французского типа, президент РФ является главой

государства, но не главой правительства. Однако во Франции правительство

формируется парламентским большинством, что уравновешивает право президента

на роспуск Национального Собрания. В России же парламент лишь утверждает

кандидатуру премьер-министра, так что право президента на роспуск

Государственной Думы ничем не уравновешено. Полномочия президента России

превышают и полномочия президента США, ибо, как уже говорилось, последний

ни при каких условиях не может распустить Конгресс, а тот, со своей

стороны, утверждает все персональные назначения в правительстве.

Президентские системы российского типа действуют в Казахстане,

Киргизии, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане и Армении.

Парламентский тип. Парламентские республики можно разбить на две

группы: условно мягкого типа, при котором президента избирает население, и

условно жёсткого, при котором его избирает парламент. К первой группе

относятся Ирландия, Австрия, Германия, Сингапур, ко второй — Швейцария,

Греция, Израиль, Молдова, Индия и ряд других.

Для парламентских республик характерны: избрание президента

парламентом (в «мягких» парламентарных республиках – населением по

мажоритарной системе абсолютного большинства); формирование правительства

парламентским большинством и ответственность правительства перед

законодательным собранием, отсутствие у президента права исполнительных

полномочий и реального права на роспуск парламента, отсутствие ограничений

на переизбрание на пост президента и наличие института досрочных

президентских выборов.

Можно выделить еще несколько особых форм, отличающихся от

вышеперечисленных по некоторым показателям[32].

Перуанский тип занимает промежуточное положение между

латиноамериканским и французским вариантами и близок к российскому.

Президент Перу вправе распустить парламент, при этом в стране имеется

самостоятельный глава правительства. Подобно президентам России и стран

Латинской Америки, президент Перу самостоятельно назначает членов

правительства, но в отличие от России и Франции при замещении вакантного

поста президента не проводятся досрочные выборы: полномочия главы

государства автоматически переходят к вице-президенту.

Украинский тип правомерно рассматривать в качестве переходного между

французским и российским. Он во многом напоминает российский, однако на

Украине возможности президента прибегнуть к роспуску парламента значительно

уже, нежели в России. Кроме того, хотя президент Украины лично назначает

большинство чиновников, ряд назначений ему надо согласовывать с Верховной

Радой или главой правительства.

Кипрский тип повторяет североамериканскую модель за исключением трех

позиций: на Кипре президентские выборы проводятся по двухтуровой системе,

нет поста вице-президента и существует институт досрочных выборов. Похожая

система действует на Мальдивских и Сейшельских островах, в Грузии.

Южноафриканский тип тоже похож на североамериканский, однако в

отличие от США президент ЮАР избирается парламентом, и имеется институт

досрочных выборов. Аналогичная модель, но без института досрочных выборов,

используется в Индонезии и Суринаме.

Пакистано-турецкий тип сходен с французским, но в странах с подобной

системой президент избирается парламентом и не может претендовать на

переизбрание.

Ливанский тип в чем-то напоминает турецкий, но при этом обладает

выраженной спецификой. В Ливане высшие государственные посты закреплены за

представителями разных конфессий. Президент избирается парламентом, но

обязательно из христиан-маронитов, премьер-министр — из мусульман-суннитов,

председатель парламента из шиитов, а его заместитель и заместитель премьер-

министра должны быть православными. Разграничение власти носит мягкий

характер, и все базовые права осуществляются сообща.

Углубляясь в детализацию, можно выделить еще несколько разновидностей

смешанных систем, например индонезийскую, суринамскую, португало - финскую.

Следует также учитывать, что в ряде стран третьего мира существуют явно

временные формы, которые, скорее всего, постепенно приблизятся к одному из

обозначенных типов.

2.2 СООТНОШЕНИЕ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Форма правления отвечает на вопрос «кто правит?», политический режим

— «как правит?». Подобный подход позволяет разграничить первое и второе,

так как часто их смешивают (например, тоталитаризм часто называют формой

правления), что делает анализ конкретной политической жизни какого-либо

общества ошибочным и дезориентирует властные структуры и рядовых граждан.

Ещё раз назовём формы правления, известные с античных времен: монархия,

аристократия, демократия, тирания (или похожие на неё деспотия и

диктатура), олигархия, а также отсутствие всякой формы правления, т. е.

анархия, при которой на вопрос «кто правит?» следует, очевидно, ответ:

«никто» или «все правят», что в данном случае одно и то же. Эти формы

правления, известные с Платона, более научны, чем современные понятия

«парламентская республика», «президентская республика», которые, скорее, не

раскрывают, а маскируют политическую суть форм правления, что делается

очень часто в угоду власть предержащим.

Понятие «политический режим» отражает степень и качество контроля,

осуществляемого важнейшими субъектами политики в политической жизни

вообще и в политическом управлении в частности. Как отмечает С. Хантингтон:

«В политическом плане стороны главным образом отличаются не формами

управления, а степенью управляемости». Это понятие очень многозначно:

военный режим, расистский режим, коммунистический режим и т. д.[33]

В реальной жизни формы правления в чистом виде встречаются крайне

редко, чаще мы наблюдаем смешение одних с другими. Например, И.Н.Зернов

писал: «В числе многих парадоксов русской жизни один из самых замечательных

тот, что политически Россия была абсолютной монархией, а в общественной

жизни в ней была бытовая демократия, более свободная, чем в Западной

Европе»[34]. Точно также обстоит дело и с политическими режимами: они

никогда не встречаются по отдельности, но всегда в комбинации с другими.

Даже при подавляющем доминировании какого-либо одного режима правления

всегда остаются в общественной жизни островки, где люди живут по законам

двух других режимов правления. В самых демократических странах существуют

структуры, которые построены на принципах тоталитаризма (например, армия,

монастыри, тюрьмы, которые социологами так и называются: «организации

тотального типа»). И, наоборот, при общем тоталитарном режиме сохраняются

ареалы демократии и авторитаризма или при господстве авторитаризма, как,

скажем, в царской России, существовали ниши демократии (например, сельская

община в деревне). Необходимо учитывать тот факт, что далеко не всегда

официальное название формы правления и режима правления соответствует тому,

что есть на самом деле: политический строй современной Великобритании

называют конституционной монархией, хотя там нет конституции как отдельного

свода основных законов государства и монархия сохранилась лишь как дань

традиции, т. е. и монархии как формы правления там тоже нет.

Ещё большую неразбериху вносит совпадение двух понятий: демократии

как формы правления и демократии как политического режима. Чтобы устранить

этот недостаток мы будем демократию как политический режим именовать

самоуправлением народа (или кратко — санар). В политической теории со

времён Платона и Аристотеля - известны два политических режима:

авторитарный и демократический (санар), которые соответствуют управлению

сверху и управлению снизу.

Управление сверху осуществлялось государством с большей или меньшей

глубиной контроля за жизнeдеятeльностью граждан, а управление снизу —

самими гражданами внутри своих сословий или поселений, и доля последнего

была, как правило, гораздо большей, чем доля первого, так как в те времена

государство не имело возможности охватить всё общество своим политическим

управлением за исключением самых важных для него (государства) процессов и

структур, законы, сбор налогов, армия, полиция, разведка, церковь, другого

режима в прошлые века (кроме этих двух) невозможно было представить.

Поэтому политическая жизнь прошлого с точки зрения режима управления,

представляла собой соотношение — в той или иной степени — авторитаризма и

санара: где-то было больше первого, а где-то — второго. Но в XX в.

появляются благодаря достижениям науки и техники широкие возможности

контроля за обществом и даже манипулирование им со стороны государства, что

ведет в ряде стран к формированию принципиально нового режима -

тоталитаризма.

Тоталитаризм — жесткий политический режим, при котором политическая

власть стремится в максимально возможной степени контролировать и в целом

управлять всей общественной жизнью. Два понятия очень близки по смыслу к

тоталитаризму: монополизм и диктатура, которая определяется К. Каутским как

государственная власть, исключающая всякую возможность оппозиции и ставящая

обладателя этой власти (лицо, корпорацию, класс) выше законов

государства[35].

Тоталитаризм позволяет совершенно исключить появление и существование

любой оппозиции к правящим в этом обществе властям. Из этой связи между

достижениями науки и техники и тоталитаризмом как политическим

режимом вытекает серьёзная опасность: что же в этом смысле может принести

XXI век? Некоторые тревожные признаки уже налицо: появление так называемого

психотропного оружия, генная инженерия и биологическое клонирование

организмов, химическое или психологическое зомбирование отдельных индивидов

и даже групп людей.

Первым, кто сформулировал признаки тоталитаризма, был русский

мыслитель И. А. Ильин. Из девяти признаков тоталитаризма три составляют его

суть и основу. Это монополия на собственность, на власть и на социализацию

граждан (т.е. на освоение ими социального опыта и духовных ценностей). Для

других - стремление воплотить в жизнь идеологическое мессианство — вместе с

тремя первыми дают неполный тоталитаризм. Если к этим пяти признакам

добавить неограниченное насилие и террор по отношению к гражданам, культ

личности вождя, антилиберализм и антидемократизм, материальную и духовную

автаркию и самоизоляцию, то получим полный тоталитаризм.

Если исходить из такого подхода, то в СССР полный тоталитаризм

существовал с начала 30-х гг. до 1956 г. (до хрущёвского доклада на съезде

КПСС), а затем стал неполным, т.к. появилась теневая экономика (т.е.

монополия на собственность дала первую трещину), а также именно тогда

советские люди стали впервые регулярно слушать зарубежные радиоголоса (т.е.

монополия властей на социализацию граждан тоже была нарушена). Позже (с

конца 60-х и начала 70-х гг.) постепенно стали разрушаться четыре из первых

пяти (кроме монополии на власть) признаков тоталитаризма (идея построения

коммунизма была заменена идеей построения и совершенствования развитого

социализма, а в отношении стран социалистического содружества проявлялась

все большая идеологическая терпимость), который всё больше объективно

трансформировался в авторитарный режим КПСС, бывшей своего рода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.