рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

ставки пошлин уменьшенные вдвое и нулевые ставки пошлин, соответственно.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых

товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых

товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством

РФ могут устанавливаться, на срок до шести месяцев, сезонные пошлины.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым

товарам могут одновременно применятся особые виды пошлин: специальные,

антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на территорию РФ в

количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям

подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие

интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их

союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в

стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным

производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению

производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно

использовались субсидии, если такой ввоз наносит материальный ущерб

отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации

и расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Ставки соответствующих особых видов пошлин устанавливаются

Правительством РФ по итогам проведенного специального расследования

соответствующими государственными органами.

В соответствии со ст.110 Таможенного кодекса РФ при перемещении

товаров через таможенную границу РФ, и в других случаях установленных

кодексом помимо пошлин уплачиваются следующие таможенные платежи:

1. таможенная пошлина;

2. налог на добавленную стоимость;

3. акцизы;

4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ;

5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному

оформлению;

6. таможенные сборы за таможенное оформление;

7. таможенные сборы за хранение товаров;

8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9. плата за информирование и консультирование;

10. плата за принятие предварительного решения;

11. плата за участие в аукционах.

То есть государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

можно осуществлять не только через изменение тарифа по таможенным пошлинам,

но и варьируя величиной других налогов и сборов.

Все таможенные платежи должны уплачиваться таможенному органу до, или

одновременно, с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация

не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей

исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации(10 дней с

момента уведомления таможенного органа о прибытии груза). В исключительных

случаях может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты таможенных

платежей под залог товара, гарантию банка или третьего лица, или путем

внесения причитающихся сумм на депозит. Неуплаченные таможенные платежи

взыскиваются таможенным органом РФ в бесспорном порядке с уплатой пени в

размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки. При попытке уклонения

от уплаты таможенных платежей Государственный таможенный комитет вправе

принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика,

являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными

учреждениями.

Тарифные льготы по уплате таможенных пошлин предоставляются

исключительно по решению Правительства РФ в соответствии с законом «О

таможенном тарифе». При этом под тарифной льготой понимается

предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при

реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого

через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины,

освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления

тарифных квот на преференциальный ввоз(вывоз) товара. Льготы по уплате

других таможенных платежей, в частности акциза и НДС предоставляются в

порядке определяемом соответствующими законами об акцизах и об НДС.

В соответствии со ст.117 ТК основой для начисления таможенной пошлины,

акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров,

определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Основой для

исчисления НДС является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется

таможенная пошлина, а по акцизным товарам также и сумма акциза.

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер

нетарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным

нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения

(действительная величина сумм таможенных платежей) во многом определяются

теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления таможенной

стоимости как базы для налогообложения. Так, например, не изменяя уровня

ставок таможенных платежей, можно за счет изменения правил определения

таможенной стоимости значительно увеличить или уменьшить их сумму за счет,

включения или исключения из налогооблагаемой базы каких-либо дополнительных

элементов затрат.

Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно

необходимо также для иных таможенных целей, таких как таможенная

статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках,

контроль за эквивалентностью встречных поставок, осуществление валютного

контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за

соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью

определения размера взимаемых таможенных платежей представляет собой одну

из самых сложных процедур в международной таможенной практике. Определение

таможенной стоимости товаров базируется на специальной, весьма сложной,

правовой базе; требует серьезных экономических знаний, а также знаний в

области организации внешней торговли, перевозок и страхования товаров.

Порядок определения таможенной стоимости определен Законом РФ «О

таможенном тарифе». Таможенная стоимость заявляется таможенному органу РФ

путем представления декларации таможенной стоимости (ДТС, см.приложние №2).

Таможенная стоимость товара определяется заявителем согласно методам

определения таможенной стоимости, установленным законом.

Законом РФ «О таможенном тарифе» установлено шесть методов определения

таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ:

1. по цене сделки с ввозимыми товарами;

2. по цене сделки с идентичными товарами;

3. по цене сделки с однородными товарами;

4. метод вычитания стоимости;

5. метод сложения стоимости;

6. резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по

цене сделки с ввозимыми товарами. Если основной метод не может быть

использован, применяется последовательно каждый из методов. Не будем

подробно рассматривать каждый из методов. Остановимся только на самом общем

понятии при основном методе определения таможенной стоимости: таможенной

стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или

подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной

границы РФ (до порта или иного места ввоза). При этом в цену сделки

включают: расходы по доставке товара до места ввоза (фрахт, страховка,

погрузка и т.д.), расходы понесенные покупателем (комиссионные

вознаграждения, стоимость контейнеров, тары, упаковки), стоимость

комплектующих, расходных материалов, лицензионные платежи и т.п.. Указанный

метод не может быть использован, если: существуют ограничения прав

покупателя на товар; цена зависит от условий, влияние которых не может быть

учтено; данные, заявленные декларантом не подтверждены документально;

участники сделки являются взаимосвязанными лицами и др. Только из этого

примера видно какой объем факторов необходимо учесть и проконтролировать,

при определении таможенной стоимости товара.

К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования

относится запрещение ввоза(вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование,

сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную

границу РФ, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической

деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической

безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой

жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного

достояния народов России и т.д.

В настоящее время для перемещения через таможенную границу РФ товаров

попадающих под действие нетарифных мер регулирования требуются разрешения

следующих государственных органов, осуществляющих контроль, за соблюдением

нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. Министерство торговли РФ – лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных

металлов и камней; товаров двойного назначения; шифровальных средств;

радиоактивных материалов; ядерных материалов и технологий;

озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных отходов;

спирта и водки; коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии;

информации о недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ;

лекарственных средств и фармацевтических субстанций; диких животных,

растений; взрывчатых веществ и пороха.

2. Центр стандартизации и метрологии – сертификат – контроль за товарами на

предмет их соответствия нормам безопасности РФ.

3. Гос.хлебная инспекция РФ – сертификат – ввоз(вывоз) зерна и продуктов

его переработки.

4. Министерство по атомной энергии – сертификат – ввоз(вывоз) средств

перевозки радиоактивных материалов.

5. Госкомэпиднадзор РФ – сертификат радиационной безопасности на металлолом

и строительные материалы.

6. Служба карантина растений РФ – фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз)

продукции растительного происхождения.

7. Гос.ветеринарный надзор РФ – ветеринарное свидетельство на продукцию

животного происхождения.

8. Министерство культуры РФ – свидетельство – на право вывоза культурных

ценностей.

9. Госсвязьнадзор РФ – ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных

устройств.

10. Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз) памятных монет, на проведение

валютных операций и операций связанных с движением капитала.

11. МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз) гражданского и служебного оружия.

12. Комиссия по гуманитарной и технической помощи – разрешение – ввоз

товаров в качестве гуманитарной помощи.

13. ФСБ РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.

Мы видим, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической

деятельности охватывают практически весь спектр товаров, и в осуществлении

контроля задействованы все органы государственной власти отвечающие за

безопасность государства и населения. Таможенные органы призваны исключить

возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения

соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений

соответствующих государственных органов.

Помимо мер тарифного и нетарифного регулирования, особое место в

системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

занимает валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и

валютных ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ

государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е.

регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения

валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

- повышения экономической эффективности страны;

- обеспечения экономической безопасности;

- необходимости формирования валютного резерва страны;

- необходимости создания валютных фондов хозяйствующих субъектов.

Основным законом в сфере валютного регулирования является Закон РФ от

09.10.92г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В нем

определены основные понятия, полномочия и функции органов валютного

регулирования и валютного контроля, предусмотрена ответственность за

нарушение валютного законодательства.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный

контроль по двум направлениям:

1. контроль за перемещением через таможенную границу РФ валютных ценностей,

валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;

2. контроль за валютными операциями связанными с перемещением через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный таможенный комитет РФ

является органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются

агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.

С получением таможенными органами статуса органов валютного контроля и

определением их компетенции впервые в Российской Федерации была создана

система таможенно-банковского валютного контроля. Эта система, для

оперативного решения задач валютного регулирования, предусматривает обмен

всей информацией, касающейся внешнеторговых операций, между таможенными

органами, Центробанком РФ и уполномоченными банками. Для обеспечения

правовой основы развития системы валютного контроля в Российской Федерации

расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, должны осуществляться

только через счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не

разрешено Центральным банком РФ. При этом таможенное оформление

внешнеэкономической сделки может быть произведено только при наличии:

паспортов экспортной или импортной сделки, выданных уполномоченным банком,

в случае необходимости разрешения Центрального банка и соблюдения других

мер валютного контроля.

Введение любой системы государственного регулирования и контроля

предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней

мере, двух моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и

правил регламентирующих средства и меры государственного регулирования и

контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного

контроля и т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов,

позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил.

О функциях таможенных органов и средствах используемых ими при

регулировании внешнеэкономической деятельности мы кратко рассказали в

предшествующих разделах. Теперь несколько слов хотелось бы сказать о

механизме таможенного контроля.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными

органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном

деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных

договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В соответствии со ст.180ТК таможенный контроль проводится должностными

лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений,

необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и

транспортных средств); личного досмотра; учета товаров и транспортных

средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы

учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного

хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и

магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находится товары и

транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться

деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других

формах, предусмотренных таможенным кодексом и иными актами

законодательства, либо не противоречащих законодательным актам Российской

Федерации.

В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ таможенные органы

вправе проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других

лиц занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов других

правоохранительных и контролирующих органов, предприятий и организаций

независимо от форм собственности и подчиненности, для оказания содействия в

проведении таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства,

перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенные органы вправе

принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские,

речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию без разрешения

таможенных органов. При ввозе товаров таможенный контроль начинается с

момента пересечения таможенной границы РФ и завершается в момент выпуска

товаров для обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный

контроль начинается с момента подачи декларации и заканчивается в момент

пересечения таможенной границы РФ, если иное не оговорено

законодательством.

Вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может

проводиться в любое время, если есть основания полагать о наличии нарушения

законодательства Российской Федерации или международного договора РФ,

контроль за исполнением которого возложен не таможенные органы.

В случае выявления в процессе таможенного контроля нарушений

законодательства РФ в отношении лиц допустивших подобные нарушения

наступает ответственность в соответствии с Уголовным, Таможенным или

Административным кодексами РФ. Следующий раздел данной работы как раз будет

посвящен правоохранительной деятельности таможенных органов и основным

видам нарушений законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

4. Правоохранительная деятельность таможенных органов.

Наряду с таможенно-тарифным регулированием, таможенными платежами,

фискальной деятельностью - значительное место в деятельности таможенных

органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус

Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом

Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390

" О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской

Федерации " и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных

органов Российской Федерации к государственным военизированным

организациям". С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона

"Об оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы стали одним из

субъектов этого вида деятельности, чем была устранена существовавшая до

этого момента юридическая коллизия.

Создание в системе ГТК и укрепление в течении прошедшего периода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.