рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а

создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или

селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний. Активно используется государственный сектор как

средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях

ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные

капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как

правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся

противодействовать спаду производства и росту безработицы. В целом

государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой

мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается

недостаточной. В результате государственный сектор должен служить повышению

эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт

- это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг).

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал

средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и

административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения

отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы

капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных государственных

объединениях.

Более подробно на механизмах государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности мы остановимся в последующем изложении

темы данной дипломной работы.

Итак, отдельные инструменты государственной экономической политики

могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

2. Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности

государства.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов

государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов

рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота,

и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет

государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических

проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает

национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала

«открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах

«размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала

проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является

сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации «О неотложных

мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» и

Постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по

усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской

Федерации», Государственный таможенный комитет Российской Федерации

сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение

главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной

безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых

видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в

первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся

российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной

статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность

таможенной службы.

Российская таможенная служба была вновь создана в 1991г., после

распада СССР. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном

законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для

таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и

Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют

мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности

российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления

внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое

хозяйство, ее участие в развитии международной производственной

кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как

ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики

Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных

платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления,

организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный

бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов.

В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный

бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1997г. - 32 млрд. рублей, в 1998г. –

около 35млрд. рублей, то есть практически каждый третий рубль попадает в

государственный бюджет от таможенного ведомства.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15

региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991

г. - 84), 503 таможенных поста (было 122). Сегодня таможенная служба

России - это 53800 сотрудников (было 8288 ).

Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои

функции на всей территории России. В соответствии со статьей 10 Таможенного

кодекса РФ таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1. участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

2. обеспечивают соблюдение законодательства; принимают меры по защите прав

и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при

осуществлении таможенного дела;

3. обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность

Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета

Российской Федерации;

4. защищают экономические интересы Российской Федерации;

5. применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических

отношений;

6. взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7. участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через

таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

8. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров

через таможенную границу РФ;

9. ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового

законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу

наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов

интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся

под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в

борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства

в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

10. осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное

оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через

таможенную границу РФ;

11. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную

статистику;

12. ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13. содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,

общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья

человека, защите животных и растений, охране окружающей среды, защите

интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15. осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно

важных для интересов России материалов;

16. осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17. обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в

разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с

таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,

международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18. проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области

таможенного дела;

19. обеспечивают в установленном порядке информацией по таможенным вопросам

Президента РФ, Государственную думу РФ, Правительство РФ и иные

государственные органы, предприятия, учреждения и граждан;

20. реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают

материально-техническую и социальную базу таможенных органов.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России,

как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и

остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций,

совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля,

обеспечение экономической безопасности государства и защита его

экономических интересов.

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают

участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных

функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы

экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными

валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение

федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по

защите экономических интересов государства и российских участников

внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической

безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников

общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные

таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их

защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и

внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут

быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса,

транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны

имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять

названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в

целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую

безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить

на две группы:

1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной

деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое

принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим

законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими

пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу

правоохранительной деятельности таможенных органов.

2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений.

К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы,

налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль,

методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное

регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров,

установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты,

сертификация и другие ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с

целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый

комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и

программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов

государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности

торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной

экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее

деструктивных элементов.

В следующих разделах дипломной работы мы более подробно остановимся на

средствах и методах государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности и правоохранительной деятельности таможенных органов.

3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в

сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы,

предусматривающей переход от административных методов управления к

экономическим, является изменение роли государственного регулирования

внешней торговли.

Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного

регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией

активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными

органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской

Федерации, защите ее экономических интересов.

Рассмотрим сначала тарифные средства и меры государственного

регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким средствам следует

отнести сам таможенный тариф, а также, методы определения и контроля

таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, порядок уплаты

таможенных платежей и предоставления тарифных льгот.

Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент

государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм

ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются

протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных

товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров

увеличивает стоимость последних при реализации на внутреннем рынке и тем

самым повышается кокурентноспособность аналогичных товаров, производимых

национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств

в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние

цены, до определенной степени содействует развитию национального

производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров повышается

общий уровень цен на такие товары, национальные производители получают

дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в

экономику или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для

повышения конкурентноспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития

национального экспорта путем одностороннего установления низких или нулевых

ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления

экспортной продукции.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие

внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от

государственных органов, связанных с его разработкой, взвешенного подхода к

определению уровня ставок пошлин.

Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен

Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», вступившем в действие с

1 июля 1993г.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок

таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную

границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой

внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Вышеуказанным законом определены основные цели таможенного тарифа

Российской Федерации:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных

доходов и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и

потребления товаров на территории РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной

конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин определяются правительством РФ, являются

едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц перемещающих товары

через таможенную границу.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин, применяются в отношении

товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с

которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприпятствуемой

нации. В отношении товаров, происходящих из стран, в отношении которых

данный режим не предусмотрен или страна происхождения не установлена,

применяются базовые ставки пошлин увеличенные вдвое. В отношении товаров,

происходящих из отдельных развивающихся стран и наименее развитых стран,

перечни которых утверждены Государственной Думой РФ, применяются базовые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.