рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах

массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей

безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные

(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,

комсомольских организациях и государственных органах, землячества,

этническая принадлежность.

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле

экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение

запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше

напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие

органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование

предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во

времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение

политических руководителей России променяло “власть на собственность”.

Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную

гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику

образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что

преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает

совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы

высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом

признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль

неформальных и внеправовых отношений.

Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-

хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного

государственного органа власти, распоряжающихся крупными суммами

накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную

коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения подобных кланов

- блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп

товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие формирования кланов, это создание узкой

прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы, при обнищании огромной

части населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти

структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как

операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост

государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения

финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу

элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как

народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части

населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный

механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы

фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-

политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в

рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и

исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и

правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов,

свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания,

государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно

делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь

бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом

является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по

сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание

госаппарата и на предоставление казенных ссуд. С другой стороны, это

постоянная нехватка финансовых средств на социально-культурные нужды,

здравоохранение и оборону.

Подобного рода экономическая система не представляет ничего

принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на

Филипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти

из подобной ловушки очень сложно.

Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с

политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути

демократизации всех социально-экономических процессов, повышение

ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной

системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с

коррупцией в госаппарате.

Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно

оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать

окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на

государственный и частный секторы возникнет теневой поток государственных

средств, в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В

монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить

подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора

предприятий через подставных лиц создавали кооперативы, малые предприятия,

на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно

произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и

управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас

используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в

1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь

20% было израсходовано по назначению[5].

Легализация теневой экономики становится необходимым фактором для

обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой

“теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов

законными способами. Если государство посредством изменения действующих

норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были

выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные

инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не

выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в

инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем

производство, на протяжении всего хода социально-экономических

преобразований. В 1995 году, при спаде промышленности на 4-5%,

капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17%, по

сравнению с 1994 годом, и составили всего около трети от уровня инвестиций

в 1991 году[6]. Государство стоит перед выбором. либо пойти на

экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с

большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на

выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую

экономику.

Раcсчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных

финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники

инвестирования?

Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным,

несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, они обеспечивали 20-25%

импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну

товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт

нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд[7].рублей. Именно деятельность

российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются

новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты

оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему

не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый

капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый

и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом,

практическими навыками и умением организовать собственное дело.

И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного

фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о

валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме

капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла

астрономической цифры - 205 трлн. рублей[8]. Нет сомнений, что подавляющая

часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов

по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные

за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к

отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с

объемами финансирования программ, строительства жилого фонда десятка

российских городов.

1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и

современной России.

Хотя процесс формирования капиталистического общества в России

находится в самом начале, некоторые черты российского капитализма уже

определились. Можно сказать, что в стране возникает «теневой капитализм».

Одними из его важнейших, характерных черт являются институционализация

теневой экономики, превращение ее в устойчивый элемент экономической

системы, тесное переплетение с легальной, хозяйственной деятельностью, а

также огромные ее масштабы. Взрывной рост теневой экономики оказался

совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической

системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что

теневая экономика – это порождение присущих советской системе особенностей,

дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной

собственности. Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к

капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной

возрастать.

Произошло же все наоборот. По данным МВД РФ, в 1990-1991гг. в теневой

экономике производилось 10-11% ВВП[9]. В1993г. эта доля составила 27%, в

1994г. – 39%, в 1995г. – 45%, в 1996г. – 46%. По тем же данным, с теневой

экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек. Рост теневой

экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996г. перекрыл

сокращение ее легальной части. Этим, по мнению многих специалистов,

объясняются те признаки экономического роста, которые наблюдались в

российской экономике в 1996-1998гг.

Для того чтобы понять причины неожиданного роста теневой экономики при

переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой

экономики в советской системе и, во-вторых, к особенностям рыночных реформ

в России.

В советское время теневая экономика охватывала такие виды

хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и

санкций со стороны официальных органов управления: партийных комитетов

разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации

предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов;

министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу

распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены;

несанкционированное совместительство(дополнительная занятость); поставки

продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск

неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот

материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования

сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по

блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при

поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и

т.п.

Теневая экономика включала в себя три части: «легкую», то есть

хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, но прямо не

связанную с нарушением законов; «среднюю», представляющую собой нарушение

советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;

«тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и

принятых в странах с рыночной экономикой.

В 70-е – начале 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом

социально-экономической системы, превратившись в экономический институт

советского общества. Исследования проводившиеся в начале 80-х годов,

показали, что практически все директора предприятий и большая часть

линейных руководителей регулярно осуществляли деятельность в рамках

«легкой» и «средней» теневой экономики. В результате сформировалась

экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы

уже не могла работать нормально. Иными словами, в советской хозяйственной

системе теневая экономика выполняла две важные функции.

Первая функция – экономическая, состоящая в компенсации недостатков

работы официальной советской экономики. При централизованном плановом

хозяйстве постоянно возникали «диспропорции» в соответствующих ресурсах и

предприятия были вынуждены устанавливать неконтролируемые сверху

горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции

преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой

экономики в плановом хозяйстве.

Вторая функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной

ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в

официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности

ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся само

реализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение

за свой труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для

самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме,

но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.

Так как теневая экономика бала сформирована экономическим институтом

советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых

благоприятных условиях. Однако, чтобы понять, почему ее масштабы не только

не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на

особенностях рыночных преобразований в России.

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих

исследователей, была «незавершенная либерализация», то есть, из всего

набора «экономических свобод» одни были введены, другие – нет, одно делать

было можно, другое (например покупать и продавать землю) – нельзя. Еще одна

причина в том, что в тех сферах, где свободу формально разрешили,

отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. Это вызвало у

деловых людей России «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей

деятельности внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда

никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти,

у них возникло стремление полностью исключить контакты с государством.

Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде

всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством –

иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные

функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает

определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера явилась

следствием определенных особенностей реализованной в России реформы.

Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность – возникновение делового тандема чиновника и

предпринимателя. Преобразования были проведены так, что способствовали

значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и

ответственности государственных чиновников разного уровня, что поставило

предпринимателей в зависимость от чиновников. Особенностью рыночных

преобразований в России стало то, что чиновники используют свои рабочие

места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов

для частного предпринимательства.

Вторая особенность – чрезмерно большая роль государства в экономике.

Это выражается во-первых, в сохранении значительного государственного

сектора без прежних экономических и правовых ограничений, что создает

особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через

систему «дружественных» фирм имеют возможность разворовывать или

«прокручивать» деньги из государственного бюджета на собственные нужды. Во-

вторых, чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в

экономическую деятельность путем создания государственных,

полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через

которые частные фирмы обязаны решать какие-либо свои насущные проблемы.

Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в

пользу «дружественных» им компаний. Вмешательство государства в экономику

всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных

фирм и тем самым стимулирует обратное влияние частных фирм на

государственные органы. В российских условиях, когда нет цивилизованных

законов, традиций и этики взаимоотношений бизнеса и государства, это

неизбежно ведет к росту теневой экономики(подкуп чиновников, заказные

убийства и т.д. и т.п.).

Третья особенность – сохранение прежних(характерных для советской

системы) и создание новых форм монополизма. Так как государство сохранило

прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм,

порождающий теневую экономику. Например, сохранение государственного

контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала

служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот

которого может составлять сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма – деятельность бывших министерств и

ведомств. Хотя формально такие кампании, как РАО «Газпром» или РАО «ЕЭС

России» – негосударственные структуры (по крайней мере они не являются

унитарными), они сохранили связи и влияние в госаппарате, доступ к

конфиденциальной информации, но они не связаны прежними ограничениями,

касающимися государственных ведомств. Это – «квазичастные» фирмы,

представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства.

Такие компании контролируют целые сектора экономики России. Они почти

автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все

функции, которые традиционно выполняют государство и общество, что дает им

широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых

распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное

укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и

акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Четвертая особенность – чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий

и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.