рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

определенных владельцам склада при его учреждении.

В случае учреждения таможенных складов российскими лицами

таможенный склад может быть как открытого, так и закрытого типа, и для его

открытия владельцу необходимо получить в таможне лицензию на открытие

таможенного склада, которая выдается только при выполнении ряда условий в

части оборудования склада, площади, оплаты сборов.

Положением ГТК России установлен следующий порядок выдачи

лицензий российским лицам. Лицензия на учреждение таможенного склада

выдается лицу, во владении которого находятся одно или несколько

специально выделенных и обустроенных помещений, открытых площадок или

иных мест, предназначенных для хранения товаров (п. 2.1 Положения ГТК

России). В соответствии со ст. 49 ТК помещение или иное место,

предназначенное для таможенного склада, должно быть соответствующим

образом обустроено. Требования к обустройству и оборудованию

таможенного склада детализированы в Положении ГТК России.

Во-первых, обустройство таможенного склада должно исключать

возможность поступления товаров и изъятия их со склада помимо

таможенного контроля и обеспечивать сохранность товаров, находящихся на

складе.

Во-вторых, территория склада должна быть огорожена. Оборудование

подъездных путей к помещениям склада и примыкающих разгрузочных

площадок должно исключать доступ посторонних лиц к товарам,

находящимся под таможенным контролем.

В-третьих, владелец склада должен обеспечить материально-

техническое оснащение склада (погрузочно-разгрузочное, складское

оборудование, средства связи, оргтехника, мебель).

В-четвертых, он обязан безвозмездно выделить для сотрудников

таможенного органа необходимые для осуществления таможенного контроля

и таможенного оформления оборудованные помещения, средства связи,

транспортные средства. Кроме того, на основании ст. 49 ТК и п. 4.3

Положения ГТК России таможни вправе устанавливать конкретные требования

к обустройству таможенного склада, включая и требование дооборудования

двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в

ведении таможни. Срок действия лицензии составляет три года или шесть -

лет по выбору владельца склада и с согласия таможни.

За хранение на таможенном складе, учрежденном таможней, взимаются

таможенные сборы в размере суммы, эквивалентной 0,02 ЭКЮ за килограмм

брутто в сутки, а за хранение в специально приспособленных помещениях (с

использованием специального оборудования, создания температурного режима и

т.д.) – 0,03 ЭКЮ за килограмм брутто в сутки. При этом неполные сутки

считаются за полные.

При хранении товаров на частных таможенных складах размер

уплачиваемого вознаграждения устанавливается по соглашению сторон. Помимо

этого взимается сбор за таможенное оформление в российских рублях в размере

0,1% таможенной стоимости товаров и в иностранной валюте, курс которой

котируется ЦБ РФ, в размере 0,05% таможенной стоимости. Статья 50 ТК РФ

устанавливает ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов и

внесение таможенных платежей. Если таможенный склад учрежден таможенным

органом, ответственность несет лицо, поместившее товар на хранение. При

хранении товаров на частном таможенном складе ответственность за уплату

таможенных платежей несет его владелец.

Общий срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать

трех лет (ст.43 ТК РФ). Для отдельны лиц таможенный орган вправе ограничить

указанный срок до одного года.

По истечению срока хранения товары должны быть вывезены со склада.

При несоблюдении лицом, поместившим товары на склад, требования о

своевременном их вывозе товары с момента истечения срока хранения

рассматриваются как находящиеся на складе временного хранения.

В случае принятия решения о ликвидации таможенного склада

таможенного склада он с даты такого решения становится складом временного

хранения. При этом помещение новых товаров на склад не допускается.

За хранение на ликвидируемом складе владельцем склада уплачиваются

таможенные сборы в размерах, установленных для складов временного хранения,

учрежденных таможенными органами. Не вывоз товаров со склада временного

хранения в течение двух месяцев с даты принятия решения о ликвидации

таможенного склада влечет ответственность за нарушение таможенного

законодательства в соответствии с ТК РФ.[55]

Магазин беспошлинной торговли

Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары

реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской

Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к

товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ).

Таможенный режим магазина беспошлинной торговли регулируется нормами

главы 8 ТК РФ, а также Положением о магазинах беспошлинной торговли,

утвержденным приказом ГТК от 9 июня 1994 года №256[56] (с изменениями,

внесенными приказом ГТК от 5 июля 1994 года №343).

Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной

торговли, реализуются непосредственно в специальных магазинах. Магазины

беспошлинной торговли могут учреждаться в портах, аэропортах, открытых для

международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через границу

Российской Федерации, предназначенных для пересечения границы физическими

лицами.

В соответствии со ст. 54 ТК РФ магазины беспошлинной торговли

учреждаются российскими лицами при наличии лицензии ГТК России,

порядок ее выдачи определяется им же. За выдачу лицензии на

учреждение беспошлинной торговли взимается сбор. Владелец магазина

беспошлинной торговли обязан соблюдать условия лицензии и выполнять

требования таможенных органов, вести учет поступающих и

реализуемых товаров, представлять таможенным органам отчетность в

порядке, определяемом ГТК России, а также исключать возможность изъятия

поступающих и реализуемых магазином товаров помимо таможенного

контроля (ст. 55 ТК РФ). Лицензия аннулируется, если она не могла

быть выдана на основании установленного порядка заявителю либо она

была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших

существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Лицензия

отзывается, если владелец магазина не соблюдает требований ТК РФ, либо

если лицензия более не соответствует экономической политике Российской

Федерации. При наличии достаточных оснований полагать, что владелец

магазина беспошлинной торговли злоупотребляет своими правами, действие

лицензии может быть приостановлено на срок до трех месяцев. Перечисленные

основания аннулирования, отзыва и простановки действия лицензии

содержатся в ст. 54 ТК РФ. При ликвидации магазина беспошлинной

торговли по истечении срока действия лицензии, при аннулировании или

отзыве лицензии магазин беспошлинной торговли становится складом

временного хранения, который функционирует в соответствии с положениями

ТК РФ.

К месту расположения магазина беспошлинной торговли, его

обустройству предъявляются достаточно жесткие требования. Владелец магазина

должен иметь отгороженные помещения достаточной площади, предназначенные

для торгового зала, подсобных помещений и склада магазина. Торговые залы

магазина беспошлинной торговли должны находиться только за линией

таможенного контроля с тем, чтобы не было доступа в эти залы физическим

лицам, въезжающим на территорию РФ. Таможня, в регионе деятельности которой

находится магазин беспошлинной торговли, вправе устанавливать конкретные

требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений

магазина беспошлинной торговли.

Государственный таможенный комитет РФ устанавливает перечень

товаров, помещение которых под режим магазина беспошлинной торговли

недопустимо (ст. 53 ТК РФ). Не допускается помещение под таможенный режим

магазина беспошлинной торговли следующих товаров:

а) товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из

Российской Федерации;

б) товаров, запрещенных к реализации на территории Российской

Федерации;

в) товаров, подлежащих контролю других государственных органов, при

отсутствии разрешения этих органов;

г) товаров производственно - технического назначения и иных товаров,

явно не предназначенных для личного пользования иди потребления физическими

лицами;

д) тяжеловесных товаров (весом более 20 кг) и громоздких товаров

(при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);

е) российских товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами,

являющихся стратегически важными сырьевыми товарами иди подлежащих

лицензированию, за исключением:

- готовых изделий высокой степени переработки из олова, цинка, меди,

свинца, алюминия, никеля, сплавов на их основе, черных металлов;

- масел и материалов смазочных, упакованных для розничной продажи;

- удобрений в таблетках или других аналогичных формах или в

упаковках весом нетто не более 1 кг;

- изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных

беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых

к непосредственному употреблению;

- сахара в упаковках для розничной продажи весом нетто не более 1

кг;

- фармацевтических продуктов (включая провитамины, витамины, гормоны

и антибиотики) в упаковках для розничной продажи, если эти продукты могут

продаваться без рецепта (назначения) врача;

- ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и

природных драгоценных камней, жемчуга и янтаря.

Продавать товары в таких магазинах беспошлинной торговли разрешено

только в розницу. Продажа осуществляется за наличный расчет или по

кредитным карточкам физических лиц, выезжающих за границ.

Основой экономической целесообразности применения данного

таможенного режима является возможность получения прибыли фактически за

счет импортного товара и внешнего потребителя. Значительное снижение

себестоимости товара за счет фактического отсутствия таможенных издержек

увеличивает товарооборот магазина, создает благоприятные условия для

развития инфраструктуры аэропортов, портов и т.д. Ограниченность применения

данного режима диктуется уровнем развития международных пассажирских

сообщений.

Свободная таможенная зона, свободный склад

Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные режимы, при

которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих

территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных

пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер

экономической политики, а российские товары размещаются и используются на

условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта, в

порядке, определяемом таможенным законодательством (ст.75 ТК РФ).

В документах ООН насчитывается свыше 30 различных наименований

свободных зон (свободные таможенные зоны в портах — порто-франко, свободные

от таможенного обложения склады, свободные транзитные территории и т.д.).

В международно-правовой практике широко используется определение,

содержащееся в приложении VIII к Конвенции о гармонизации и упрощении

таможенных процедур 1973 г. (Киото). "Под свободной зоной {выделено ред.)

следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные

товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами

таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим

налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю".

Режим свободная таможенная зона действует на территории

свободных таможенных зон, которые создаются в каждом отдельном

случае по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому

по совместному представлению ГТК и Российского агентства

международного сотрудничества и развития, согласованному с

Минэкономики, Минфином, ЦБ России, а также с органами государственной

власти республик в составе Российской Федерации, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

(ст. 76 ТК).

Товары могут находиться на территории свободной таможенной зоны без

ограничения сроков. В свободной таможенной зоне допускается любая

производственная и коммерческая деятельность, исключая розничную торговлю и

деятельность, запрещенную законодательством РФ.

Территории свободных таможенных зон и свободных складов

рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской

Федерации, а периметр свободной таможенной зоны признается ее таможенной

границей.

При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные

зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не

взимаются и меры экономической политики не применяются.

При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со

свободных складов на остальную часть таможенной территории страны и при

вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов

за пределы таможенной территории России таможенные пошлины, налоги

взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от страны

происхождения товаров. Что касается свободного склада, то, помимо

таможенного режима, это еще и место или помещение, где действует таможенный

режим свободного склада.

Свободный склад, как помещение или иное место, где действует

таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии

Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Владельцами свободных складов могут быть исключительно

российские лица (ст. 78 ТК РФ), они несут определенные обязательства:

. не допускать возможности изъятия находящихся на складе товаров

помимо таможенного контроля;

. не затруднять осуществление таможенного контроля; соблюдать

условия лицензии на учреждение свободного склада (обеспечивать

доступ должностных лиц таможенных органов к товарам,

находящимся на складе, безвозмездно предоставлять им

помещения, оборудование и средства связи непосредственно на

свободном складе для осуществления таможенного контроля и

таможенного оформления);

. помещение, или иное место, используемое под свободный склад,

должно быть обустроено таким образом, чтобы , был обеспечен

таможенный контроль за ним и находящимися там товарами.

При необходимости свободный таможенный склад должен быть

оборудован двойными запорными устройствами, одно из которых должно

находиться в ведении таможенного органа (ч. 1 ст. 78 ТК).

В отношении операций, производимых с товарами на свободных складах,

сроков нахождения товаров на свободных складах, обеспечения соблюдения

законодательства РФ о таможенном деле на свободных складах, учета товаров,

взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики,

ответственности за уплату таможенных платежей таможенный режим свободного

склада идентичен таможенному режиму свободной таможенной зоны.

Правительство Российской Федерации вправе отменить решение о

создании свободной таможенной зоны, если ее функционирование не

соответствует требованиям настоящего Кодекса или законодательных актов

Российской Федерации о такой зоне ( ч.3 ст. 76 ТК РФ). В случае отмены

указанного решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в

течение шести месяцев.

В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается

совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами,

исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений настоящего

Кодекса.

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации

и исходя из характера товаров на осуществление операций с товарами в

свободных таможенных зонах и на свободных складах могут устанавливаться

отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в отношении

свободных таможенных зон устанавливаются Правительством Российской

Федерации, а в отношении свободных складов - Государственным таможенным

комитетом Российской Федерации совместно с Российским агентством

международного сотрудничества и развития.

Таможенные органы Российской федерации могут запрещать отдельным

лицам осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на

свободных складах, если эти лица не соблюдают положений настоящего Кодекса

и иных актов законодательства Российской Федерации, либо отказывать таким

лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.

Правительство Российской Федерации и Государственный таможенный

комитет Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе

ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные

таможенные зоны либо помещение их на свободные склады.

2.4 Иные таможенные режимы

Отказ от товаров в пользу государства

Отказ от товара в пользу государства — таможенный режим, при котором

лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а

также без применения мер экономической политики (ст. 105 ТК РФ) .

Часть 2 ст. 105 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому

отказ от товара в пользу государства допускается с разрешения

таможенного органа Российской Федерации, предоставляемого в порядке,

определяемом ГТК России. Этот порядок детализирован в Положении о

таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденном приказом

ГТК России от 30 декабря 1993 года №559.[57]. Согласно этому Положению

(п. 2.4) таможенный режим отказа в пользу государства может заявить

лицо, перемещающее товары или транспортные средства, либо таможенный

брокер. Ответственность за правомерность заявления таможенного режима

отказа в пользу государства перед любыми третьими лицами несет декларант.

Под данный таможенный режим могут помещаться: ввозимые товары и

транспортные средства, фактически пересекшие таможенную границу Российской

Федерации; товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную

территорию Российской Федерации и помещенные под иной таможенный режим;

вывозимые товары и транспортные средства, в отношении которых

подана таможенная декларация или совершено иное действие,

непосредственно направленное на реализацию намерения лица их вывезти

(п. 2.1. Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства). В

п. 2.2 Положения указываются предметы, которые не могут помещаться

под таможенный режим отказа в пользу государства. Это товары и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.