рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

при прибытии в Российскую Федерацию, также погрузка (выгрузка) багажа,

почта и грузов производится с разрешения Пограничных войск и таможенных

органов. Транспортные средства заграничного следования могут начинать

движение для убытия с территории Российской Федерации, а равно менять

место стоянки только с разрешения Пограничных войск и таможенных

органов;

. устанавливающие правила захода, пребывания иностранных судов в портах

(на рейдах) РФ, сообщения судов с берегами, схода членов экипажа на

берег, посещение судов;

. устанавливающие дополнительные ограничения в помещениях, где

осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной

и фитосанитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение

за здоровьем людей, животных растений пересекающих границу, проводят

бактериологические исследования. Они вправе вводить карантины, изолировать

больных граждан, уничтожать нездоровых животных, больные или несущие на

себе инфекцию растения. По инициативе санитарных служб решаются вопросы о

временном ограничении или прекращении движения через границу.

1.2 Таможенный режим как вид административно-правового режима

Таможенный режим является одним из видов административно-правовых

режимов и важнейшим институтом таможенного права Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ "таможенный режим - совокупность

положений, определяющих статус товаров и транспортных средств,

перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для

таможенных целей". Вместе с тем необходимо отметить, что таможенный

режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в

зависимости от его назначения, условия нахождения его на/вне таможенной

территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он

определяет пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению

находящимися в их владении товарами и транспортными средствами,

ввезенными на территорию Российской Федерации, следующими транзитом

или вывозимыми за ее пределы.

Таможенный режим является постоянным, федеральным

(общегосударственным) режимом. Он закрепляется системой установленных

федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по

перемещению материальных ценностей через границу Российской Федерации.

Классификация и содержание таможенных режимов починены задачам и

целям таможенной политики Российской Федерации. Реализация таможенной

политики направлена на выполнение двух групп целей.

1. Экономические. В их числе: чисто фискальные (то есть пополнение

доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующие

воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными

тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами,

ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта

(методами прямого, административного руководства).

2. Защитные, то есть обеспечение экономической, санитарной безопасности

страны, защита общественного порядка, здоровья населения, культурных

ценностей.

Товары попадают под таможенный режим при их ввозе с момента

пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного

оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Таможенное оформление влечет прекращение действия таможенных правил в

отношении конкретных товаров и транспортных средств. Это происходит в

момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что таможенное

оформление может быть условным, а в отношении импортируемых ценностей оно,

как правило, не является абсолютным, так как ст. 193 ТК РФ разрешает

проведение таможенного контроля в любое время после выпуска товаров и

транспортных средств, «если имеются достаточные основания полагать о

наличии нарушений…»

Важнейшими компонентами общего таможенного режима являются[28]:

. Меры экономической политики, т.е. административное воздействие на их

ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает

лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов

регулирования экономических процессов;

. Таможенное оформление;

. Таможенные платежи;

. Таможенный контроль;

. Правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами,

находящимися под таможенным режимом.

Классификации таможенных режимов.

В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие

разновидности общего таможенного режима:

. Льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих

целей, экспортно-импортные операции на основе международных соглашений и

др.);

. обычный;

. усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).

Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида

режимов:

1. режимы товаров;

2. режимы транспортных средств;

3. режимы валюты и валютных ценностей.

Таможенный кодекс РФ в ст. 23 содержит общий перечень видов

таможенных режимов товаров и транспортных средств:

1. Выпуск для свободного обращения.

2. Реимпорт.

3. Транзит.

4. Таможенный склад.

5. Магазин беспошлинной торговли.

6. Переработка на таможенной территории.

7. Переработка под таможенным контролем.

8. Временный ввоз (вывоз).

9. Свободная таможенная зона.

10. Свободный склад.

11. Переработка вне таможенной территории.

12. Экспорт.

13. Реэкспорт.

14. Уничтожение.

15. Отказ в пользу государства.

Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим: Правительству

Российской Федерации и Государственному таможенному комитету предоставлено

право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным

кодексом (ст. 24). Правительство Российской Федерации ввело своим

постановлением еще два таможенных режима:

16. Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом.

17. Вывоз отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР

В основе выделения этих режимов лежат следующие режимообразующими

признаки[29]:

. направление перемещения товаров и транспортных средств (ввоз, вывоз,

ввоз-вывоз, вывоз-ввоз);

. уплата таможенных пошлин и налогов, освобождение от них или возврат

выплаченных сумм;

. правила пользования, владения, распоряжения материальными ценностями (не

для извлечения прибыли, переработка, уничтожение, отказ в пользу

государства, свободное обращение);

. помещение под режим производиться непосредственно на основе ТК РФ или с

разрешения таможенного органа;

. срок помещения под таможенный режим;

. полное, безусловное или условное «растаможивание» товаров и

транспортных средств;

. является товар российским или иностранным.

Правилам, закрепляющим содержание каждого режима, посвящены

отдельные – с 4 по 17 – главы ТК РФ. В дополнение к ним Государственный

Таможенный комитет Российской Федерации издал специальные акты,

регламентирующие детально по наиболее применяемым участниками

внешнеэкономической деятельности режимам.

Все названные выше режимы по направлению перемещения товаров делятся

на три группы[30]:

1) Экспортные (экспорт, переработки товаров под таможенным

контролем);

2) Импортные (выпуск для свободного обращения, магазин

беспошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу

государства);

3) Смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад, временный

ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, свободный

склад, переработка товаров на таможенной территории,

переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт,

реимпорт).

Лицо, перемещающее товары и транспортные средства через

таможенную границу Российской Федерации, вправе выбрать любой из

указанных таможенных режимов или изменить его на другой, независимо

от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров

и транспортных средств (ст. 25 ТК РФ), если иное не предусмотрено каким-

либо актом законодательства Российской Федерации по таможенному

делу, включая ТК РФ.

Выбранный таможенный режим юридически фиксируется при

оформлении таможенной декларации. Таким образом, право выбора

таможенного режима в отношении товаров, перемещаемых через

таможенную границу Российской Федерации, предоставляется

декларанту[31], которым согласно п. 10 ст. 18 ТК РФ является

"лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник),

декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные

средства от собственного имени".

Вместе с тем в ряде случаев лицо, перемещающее товары и

транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации,

вынуждено выбирать таможенный режим в соответствии с требованиями

законодательства. Так, переработка иностранных товаров на таможенной

территории Российской Федерации в соответствии с положениями,

содержащимися в гл. 9 ТК РФ, возможна лишь по режиму "переработка

товаров на таможенной территории".

Под некоторые режимы товары помещаются бессрочно (выпуск для

свободного обращения, экспорт), но большинство режимов для отдельных партий

товаров носит срочный (шестимесячный, двухлетний, трехлетний) характер.

Важно различать режимы, которые действуют непосредственно на основе

прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары

могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт,

отказ в пользу государства).

Основная масса режимов перемещения регулирует только действия с

товарами, а режимы уничтожения, отказа в пользу государства рассчитаны и на

товары, и на транспортные средства.

В ряде случаев для помещения товаров под таможенный режимы требуется

получение лицензий соответствующих таможенных органов (магазин беспошлинной

торговли таможенный склад, свободный склад, переработка на таможенной

территории и вне таможенной территории). Режим свободной таможенной зоны

вводится только по решению Правительства Российской Федерации.

Выдаваемые лицензии могут быть таможенными органами аннулированы,

отозваны либо приостановлены. Эти вопросы решаются единообразно для всех

таможенных режимов.

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана заявителю на

основании установленного порядка либо была выдана на основе неполных или

недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения

о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.

Лицензия отзывается, если ее владелец не соблюдает требования,

установленные Таможенным кодексом, либо если лицензия более не

соответствует экономической политике Российской Федерации. Отзыв действует

с даты принятия решения об отзыве[32].

При осуществлении таможенных операций органы, к которым в связи с

этим поступают товары и другие материальные ценности, обязаны обеспечить их

сохранность. Таможенный кодекс предусматривает обязательства, при которых

такая ответственность не наступает. Нормы, определяющие их, также носят

общий характер. Общим для всех режимов является правило, предусматривающее

освобождение от ответственности за не сохранность товаров, если это вызвано

аварией или обстоятельствами непреодолимой силы. Не несут соответствующие

органы ответственности, и за недостачу товаров, образовавшуюся в силу

естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки и

хранения.

Таким образом, мы увидели, что таможенный режим, наряду с режимами

чрезвычайного, военного положения, режимом охраны государственной границы и

рядом других, является одним из видов административных режимов, для которых

характерно регулирование особых государственных состояний с помощью

специальных средств .

В свою очередь административно-правовые режимы выступают развитием

общеправового режима, явления, лежащего в самой основе правовой

действительности и в самом общем виде выступающим как основа любой

регламентированной законом деятельности, как совокупность правил,

закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность

людей.

Глава 2 Таможенные режимы

1 Основные таможенные режимы

Таможенный кодекс РФ определяет, что лицо вправе в любое время

выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от

характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и

транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным

законодательством. Таким образом, выбор и изменение, таможенного режима в

отношении товаров является прерогативой лица, перемещающего товары.

Роль таможенных органов заключается в предоставлении разрешения на

использование данного режима либо отказывают в таком разрешении, исходя из

условий помещения товара под данный таможенный режим.

Выпуск товаров для свободного обращения.

Выпуск товаров для свободного обращения — таможенный режим, при

котором товары, ввозимые на таможенную территорию России, остаются

постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой

территории (ст. 30 ТК РФ).

Выпуску товаров для свободного обращения посвящена гл. 4 ТК РФ.

Кроме того, эти вопросы регулируются Законом РФ «О таможенном тарифе»[33],

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»[34], Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ,

нормативными актами ГТК.

Данный режим предусматривает два условия: 1) уплата таможенных

пошлин, налогов и сборов и 2) соблюдение мер экономической политики.

Обязанность уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в

отношении товаров, помещаемых под режим выпуска в свободное обращение, была

предусмотрена Законом РФ от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений и

дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах». Налоги

должны взиматься с уплатой таможенных платежей (до или в момент принятия

грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) к таможенному оформлению).

Товары, происходящие с территории государств – участников СНГ, при

ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизом не облагаются, за

исключением товаров, происходящих с территории Украины, при их ввозе на

таможенную территорию РФ[35].

За таможенное оформление товаров, помещаемых под режим выпуска для

свободного обращения, взимаются таможенные сборы в размере 0,1 процента в

рублях и 0,05 процента в иностранной валюте.

Особенностью ввоза подакцизных товаров в соответствии с режимом

выпуска для свободного обращения является применение в таких случаях

специальных мер контроля[36]. К ним относятся обязательное внесение на

депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей, маркировка

отдельных видов подакцизных товаров маркой акцизного сбора, а также ввоз

подакцизных товаров на территорию России только через пункты пропуска и

таможенные посты, перечень которых утвержден приказом ГТК от 13 января 1995

г. №19.

Выпущенные в свободное обращение товары поступают в распоряжение

любого лица, которое имеет на них имущественные или неимущественные права,

снимаются с таможенного контроля и могут быть помещены под иной таможенный

режим, если это предусмотрено законодательством.

Таможенный режим выпуск товаров для свободного обращения в основном

соответствует поступлению в Россию товаров, закупленных за рубежом по

контрактам.

Существует ряд особенностей применения данного таможенного режима.

В некоторых внешнеэкономических схемах, таких, как безвозмездная

передача товаров российским лицам — гуманитарная и техническая помощь —

имеет место режим выпуска для свободного обращения с освобождением от

уплаты определенных видов платежей. В то же время, в случае дара товаров

российскому лицу освобождение от уплаты таможенных платежей не

производится.

Следует также отметить еще одну особенность этого режима. Товары,

выпущенные в свободное обращение на территории России, согласно таможенному

законодательству приобретают статус российских товаров. Поэтому при

помещении таких товаров под иной таможенный режим к ним будут применяться

все меры экономической политики и таможенные платежи, соответствующие этому

таможенному режиму. Если под таможенный режим выпуск для свободного

обращения помещаются товары российского происхождения, ранее вывезенные с

территории РФ в таможенном режиме экспорта, ввозная таможенная пошлина по

ним взимается по базовой ставке импортного тарифа как по товарам,

происходящим из государств, которым Россия предоставляет режим наибольшего

благоприятствования в торговле[37].

Таможенное оформление товаров российского происхождения, вывезенных

до 31 декабря 1991 года в государства – бывшие республики СССР и ввозимые

на территорию РФ из этих государств, может осуществляться без уплаты

таможенных пошлин, НДС и акцизов. Необходимым условием для этого является

то, что такие товары не использовались в производственных или иных

коммерческих целях за пределами территории бывшего СССР. Указанные

обстоятельства должны быть установлены способом, не вызывающим сомнения у

должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

Импорт товаров, занимая второе место после режима экспорта по объему

перемещаемых финансовых средств, играет значительную роль в формировании

экономической ситуации в стране. Особое внимание стоит уделять структуре

импортируемых товаров и места в ней технологического оборудования,

являющегося залогом модернизации и технического переоснащения экономики. В

настоящее время доля машин и оборудования в структуре импорта составляет

порядка 30% , при том, что доля продуктов питания достигает 50%. Решение

задачи роста импорта инвестиционных товаров требует предоставления

льготного режима для их ввоза, который может в себя включать:

. пониженная ставка или освобождение от уплаты таможенной пошлины;

. льготы по оплате НДС и акцизам, в том числе рассрочка оплата, применение

налогового кредита;

. упрощенный порядок оформления ввоза технологического оборудования, в

части касающейся лицензирования, наличия сертификатов и т.п.

Реимпорт товаров

Реимпорт поваров — таможенный режим, при котором российские товары,

вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в

соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без

взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.