рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенное право Российской Федерации

Такими принципами являются:

1. Принцип законности. Этот принцип при производстве по делам о нарушениях

таможенных правил выражается прежде всего в том, что все действия

должностных лиц таможенных органов РФ, а также других участников

административного процесса, должны соответствовать закону.

Это означает, в частности, что меры административного

взыскания за таможенные правонарушения могут быть применены в пределах

предоставленной компетенции только уполномоченными на то таможенными

органами и их должностными лицами.

При этом исключается возможность ведения производства по делам о нарушениях

таможенных правил и его рассмотрении должностными лицами таможенных

органов, если они:

во-первых, ранее участвовали в производстве по данному делу или в его

рассмотрении в качестве участников административного производства;

во-вторых, если они являются родственником физического или должностного

лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а

также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в

производстве по делу о нарушениях таможенных правил либо в его

рассмотрении;

в-третьих, если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что

должностное лицо таможенного органа РФ лично, прямо или косвенно,

заинтересовано в исходе дела.

Соблюдение принципа законности в производстве по делам о нарушениях

таможенных правил обеспечивается:

. систематическим ведомственным контролем со стороны вышестоящих

таможенных органов и должностных лиц;

. прокурорским надзором;

. правом обжалования действий должностных лиц и другими,

предусмотренными законодательством РФ, способами.

Принцип законности при производстве по делам о нарушениях таможенных правил

и их рассмотрении предполагает не только проведение всего административного

производства по делу в рамках и на основании закона, но и исходит из

недопустимости оглашения материалов процессуального расследования по делу

до его рассмотрения без разрешения должностного

лица таможенного органа, ведущего производство, либо начальника или его

заместителя этого или вышестоящего таможенного органа РФ.

2. Принцип оперативности (быстроты) в производстве по делам о нарушениях

таможенных правил и их рассмотрении.

Этот принцип находит свое выражение в установлении в законодательном

порядке сравнительно кратких сроков для осуществления всего комплекса

административно-процессуальных действий, совершаемых в процессе

административного производства по делам рассматриваемой категории.

При этом производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть

закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела. Этот

срок может быть продлен уполномоченными на то должностными лицами

таможенных органов РФ, но лишь в пределах сроков наложения

взысканий за нарушение таможенных правил (т. е. не более двух месяцев в

отношении нарушений таможенных правил, совершаемых физическими или

должностными лицами, и не более 6 месяцев в случаях привлечения к

ответственности юридических лиц).

3. Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования

обстоятельств нарушения таможенных правил (принцип объективной истины).

Этот принцип имеет особое значение для деятельности таможенных органов РФ,

которые не только возбуждают дела о нарушениях таможенных правил, но и сами

их расследуют, рассматривают по существу и назначают соответствующие

взыскания. При такой ситуации требуется максимум ответственности и

всесторонности, проявление тщательного изучения всех необходимых условий и

обстоятельств, связанных с рассматриваемым нарушением таможенных правил.

Всесторонность, полнота и объективность процессуального расследования

нарушения таможенных правил предполагает прежде всего исследование

обстоятельств, подлежащих доказыванию и составляющих предмет доказывания. К

ним относятся:

а) событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства

совершения нарушения таможенных правил), Сюда же следует отнести и такое

обстоятельство, связанное с установлением истины по делу, как квалификация

нарушения таможенных правил;

б) виновность физического лица или должностного лица;

в) факт совершения нарушения таможенных правил предприятием, учреждением

или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица;

г) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица,

привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;

д) причины и условия, способствовавшие совершению нарушения таможенных

правил.

4. Принцип элементарной состязательности.

Суть этого принципа состоит в разделении функций обвинения, защиты и

разрешения дела между таможенными органами РФ и их должностными лицами, с

одной стороны, и лицами, привлекаемыми к ответственности за нарушения

таможенных правил, - с другой:

Состязательность заключается в том, что стороны в административном процессе

производства по делам о нарушениях таможенных правил (таможенные органы, с

одной стороны, и лица, привлекаемые к административной ответственности, - с

другой), а также все другие участники административного процесса имеют

широкую возможность с использованием предоставляемых им процессуальных прав

отстаивать свои интересы

и влиять на результаты производства по делам о нарушениях

таможенных правил на всех его стадиях.

Состязательность в административном процессе направлена на обеспечение

полноты получения и использования фактических и доказательственных

материалов, наличие которых является важнейшим условием достижения

объективной истины по делу.

5. Принцип равенства граждан перед законом и таможенным органом,

рассматривающим дело о нарушении таможенных правил.

Сущность этого принципа заключается в том, что все участники

административного производства наделены равными процессуальными правами

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Конституция РФ запрещает любые формы ограничения

прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или

религиозной принадлежности.

Процессуальное равноправие граждан перед законом и таможенным органом,

рассматривающим дело, обеспечивается тем, что каждое нарушение таможенных

правил рассматривается в одном и том же процессуальном порядке, в одних и

тех же процессуальных формах, с одинаковым объемом гарантий для всех

участников административного расследования и рассмотрения дел о нарушениях

таможенных правил.

Данный принцип дополняется также равенством сторон в административном

процессе в том смысле, что они, во-первых, равны перед законом и, во-

вторых, каждая сторона наделена определенным объемом взаимных

процессуальных прав и обязанностей.

В процессе производства по делу о нарушении таможенных правил вплоть до

принятия таможенным органом решения по делу (что относится исключительно к

его компетенции как органу исполнительной власти) процессуальные стороны в

административном производстве соотносятся между собой как

равноправные участники горизонтальных административно-процессуальных

отношений.

6. Принцип публичности и гласности в производстве по делам о нарушениях

таможенных правил.

Он выражается в том, что таможенное законодательство об ответственности за

нарушения таможенных правил реализуется таможенными органами РФ в интересах

государства и от имени государства. Публичность при производстве по делам

рассматриваемой категории заключается и в том, что дело о нарушении

таможенных правил может быть возбуждено по инициативе таможенных органов РФ

на основании непосредственного обнаружения должностными лицами таможенного

органа РФ признаков нарушения таможенных правил, на основании материалов,

сообщений, заявлений граждан, средств массовой информации, а также

поступивших от других государственных правоохранительных органов России,

иностранных государств, международных организаций. Публичность предполагает

также применение мер административного воздействия только уполномоченными

на то таможенными органами РФ и их должностными лицами в пределах

их компетенции и в точном соответствии с ТК РФ.

Гласность в производстве по делам о нарушениях таможенных правил находит

свое выражение в том, что все дела об административных правонарушениях

рассматриваются открыто в том таможенном органе РФ, в зоне действия

которого обнаружено это правонарушение. В случаях, вызываемых

необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил

может вестись в таможенном органе РФ, в зоне деятельности которого было

совершено таможенное правонарушение.

Следует иметь в виду, что информация, составляющая государственную,

коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также

конфиденциальная информация (не являющаяся общедоступной и могущая нанести

ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не

должна разглашаться, использоваться должностными лицами

таможенных органов РФ в личных целях, передаваться третьим

лицам, а также государственным органам, за исключением случаев,

предусмотренных законодательными актами РФ.

7. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина.

Он выражается в том, что в процессе производства по

делам о нарушениях таможенных правил следует в соответствии с законом

обеспечивать не только процессуальные гарантии участникам процесса, но и

строго соблюдать права и свободы человека и гражданина согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с

Конституцией РФ.

8. Принцип использования национального языка

производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения.

Производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение

ведутся на русском языке. Участвующие в производстве по делу о нарушении

таможенных правил и в его рассмотрении лица, не владеющие русским языком,

вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на

родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык

относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами

переводчика.

9. Важным принципом производства по делам о нарушениях таможенных правил

является обеспечение права на защиту и презумпция невиновности физических и

должностных лиц. В рамках реализации данного принципа лицо, привлекаемое к

ответственности, имеет право:

1. знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к

ответственности;

2. знакомиться с материалами дела после окончания его производства и во

время его рассмотрения, делать выписки из них;

3. давать объяснения;

4. предоставлять доказательства;

5. заявлять отводы и ходатайства;

6. пользоваться родным языком или другим языком, которым лицо владеет, а

также услугами переводчика;

7. обжаловать постановление по делу.

Обеспечение лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных

правил, права на защиту выражается и том, что на государственных органах, в

частности на таможенных органах РФ, лежит обязанность доказывать вину

физического или должностного лица в совершении нарушения таможенных правил,

а лицо, привлекаемое к ответственности, вправе защищаться от обвинения,

предоставляя доказательства в свое оправдание, данные, смягчающие

ответственность или вовсе освобождающие от ответственности и т.п.

С правом на защиту теснейшим образом связана презумпция невиновности,

заключающаяся в том, что лицо, привлекаемое к административной

ответственности за нарушение таможенных правил, считается невиновным до тех

пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Из принципа права на защиту и презумпции невиновности вытекает и такое

важнейшее положение таможенного законодательства как право на обжалование

постановления таможенного органа РФ по делу о нарушении таможенных правил,

что является важной гарантией обеспечения законности и соблюдения прав и

интересов граждан в правоприменительной деятельности таможенных органов РФ.

10. Для производства по делам о нарушениях таможенных правил характерен

также принцип двухступенности, заключающийся в том, что закон

предусматривает возможность обжаловать постановление таможенного органа как

вышестоящему таможенному органу (должностному лицу) по отношению к

вынесшему постановление, так и в судебном порядке. При этом постановления

таможенных органов РФ о наложении взыскания на физическое лицо или

должностное лицо могут быть обжалованы альтернативно: либо в

административном порядке (в вышестоящий таможенный орган), либо в судебном

порядке - в зависимости от усмотрения указанных лиц

и их представителей.

Что же касается обжалования постановлений таможенных органов о наложении

взыскания на предприятие, учреждение или организацию, а также на лицо,

занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица, то здесь действует определенная последовательность в

подаче жалобы, которая подается сначала в вышестоящий таможенный орган,

после чего она может быть подана в арбитражный суд.

2.4. Стадии производства по делам о нарушениях

таможенных правил и их рассмотрения

Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение

проходит ряд стадий, или этапов, которые, будучи самостоятельными

процессуальными частями административного производства по этим делам, тесно

взаимосвязаны друг с другом, хотя имеют свои специфические процессуальные

функции, цели и задачи.

Административный процесс по делам о нарушениях таможенных правил включает

следующие стадии:

1. заведение дела и его административное расследование;

2. рассмотрение дела и вынесение постановления по делу о нарушении

таможенных правил;

3. обжалование, опротестование и пересмотр постановления по делу о

нарушении таможенных правил;

4. исполнение постановления таможенного органа РФ наложении взыскания за

нарушение таможенных правил.

2.4.1. Стадия заведения дела о нарушении таможенных

правил и его административного расследования

Эта стадия состоит в проведении первичных процессуальных действий,

вытекающих из официальной констатации совершенного правонарушения. При этом

дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по

нему - начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных

правил или об административном задержании физического лица или должностного

лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

Поводами к заведению дела о НТП могут быть:

. непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа

РФ признаков нарушения таможенных правил;

. сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения

в средствах массовой информации;

. материалы, поступающие от других правоохранительных,

контролирующих и иных государственных органов, а также от

других таможенных органов;

. информация, поступающая от таможенных и иных правоохранительных служб

и других компетентных органов иностранных государств и международных

организаций.

В процессе производства по делам о нарушении таможенных правил указанные

сообщения, заявления или иная информация о нарушениях таможенных правил

подлежат проверке.

Основным документом, являющимся процессуальным основанием для заведения

дела о нарушении таможенных правил является протокол о нарушении таможенных

правил. В нем должны быть отражены следующие сведения:

первая группа сведений касается материалов и обстоятельств совершения

нарушения таможенных правил. Сюда входят данные о месте, времени и существе

совершенного правонарушения. В протоколе должна быть ссылка на конкретную

статью закона, предусматривающую ответственность за рассматриваемое

нарушение таможенных правил, т. е. должна быть дана соответствующая

квалификация таможенному правонарушению;

вторая группа сведений касается обстоятельств, характеризующих

нарушителя таможенных правил: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий,

место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность;

третью группу образуют сведения, относящиеся к форме протокола и к его

составителю. В нем указывается дата и место его составления,

фамилия и должность лица, оформившего протокол, фамилии и адреса

свидетелей, если они имеются.

При составлении протокола о нарушении таможенных правил привлекаемому к

ответственности лицу должны быть разъяснены его права, о чем делается

соответствующая отметка в протоколе.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

3.1. Ответственность за преступления,

отнесенные к компетенции таможенных органов

К числу преступлений, дознание по которым отнесено компетенции таможенных

органов, отнесены:

. контрабанда;

. незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и

услуг, используемых при создании оружия массового поражения,

вооружения и военной техники;

. невозвращение на территорию Российской Федерации предметов

художественного, исторического и археологического достояния народов

Российской Федерации и зарубежных стран;

. невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение

от уплаты таможенных платежей.

3.1.1. Контрабанда

Под контрабандой практически во всех странах принято понимать незаконное

перемещение через границу государства товаров или иных предметов,

признаваемое преступлением. В Российской Федерации уголовная

ответственность контрабанду установлена ст. 188 Уголовного кодекса.

Исходя из положений данной статьи, контрабандой признается:

1) перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное

помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным

использованием документ или средств таможенной идентификации, либо

сопряженное недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств; психотропных, сильнодействующих, ядовитых,

отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ;

в) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов,

ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового

поражения; материалов и оборудования, которые могут быть использованы при

создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены

специальные правила перемещения через таможенную границу Российской

Федерации;

г) стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в

отношении которых установлены специальные правила перемещения через

таможенную границу Российской Федерации;

д) деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,

совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего

служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему

таможенный контроль;

е) деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей

статьи, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ

товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности, который в себя включает общий, а в

отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок

перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой,

причиняется вред либо создается угроза его причинения:

экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически

важных сырьевых товаров);

общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических

средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.