рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенное право Российской Федерации

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ И АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМЫ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

2.1. Понятие и общая характеристика

нарушений таможенных правил

Понятие нарушения таможенных правил раскрывается в ст. 230 ТК РФ. В

соответствии со смыслом этой статьи нарушением таможенных правил (НТП)

признается противоправное действие или бездействие лица, посягающее на

установленный (Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе",

другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными

договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные

органы РФ) порядок:

1) перемещения через таможенную границу РФ (включая применение таможенных

режимов) товаров и транспортных средств;

2) таможенного контроля за ними;

3) таможенного оформления этих товаров и транспортных средств;

4) обложения таможенными платежами и их уплаты;

5) предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Таможенным

кодексом РФ предусмотрена ответственность.

Каждое из перечисленных посягательств на установленный Порядок (в

отдельности или в совокупности друг с другом) может содержать признак

правонарушения – объективную сторону. При наличии других необходимых

признаков правонарушений - субъекта, объекта, субъективной стороны - они

образуют составы нарушений таможенных правил.

Объективная сторона нарушения таможенных правил выражается в совершении

противоправного вредного для государства или общественно опасного действия

или бездействия, квалифицированного как административное правонарушение.

Вредное или общественно опасное нарушение таможенных правил может

выражаться в совершении каких-либо активных действий или в пассивном

поведении – воздержании от тех или иных действий, которые участник ВЭД

обязан совершить.

Примерами противоправных нарушений таможенных правил, совершенных путем

активных действий, могут быть факты воспрепятствования доступу должностного

лица таможенного органа РФ на территорию или в помещение для проведения

таможенного контроля (ст. 264 ТК РФ ); сокрытие от таможенного контроля

товаров, перемещаемых через таможенную границу

РФ (ст. 277 ТК РФ); перемещение товаров и транспортных

средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов

или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ) и др.

Примером противоправного бездействия участника ВЭД, признаваемого

нарушением таможенных правил, является неуведомление таможенного органа

при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы

Российской Федерации (ст. 250 ТК РФ); неуведомление или недостоверное

уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы

таможенной территории Российской Федерации (ст. 251 ТК РФ) и др.

Различие между административным правонарушением и преступлением

заключается в различии степени общественной опасности каждого из них. При

этом важно подчеркнуть, что это различие не только количественное, но и

качественное, что предопределяет принципиально различный характер

юридической ответственности за каждый из видов правонарушений по

российскому законодательству.

Исходя из содержания ст.230 ТК РФ, следует признать,

что непосредственными объектами нарушения таможенных

правил являются: во-первых, порядок перемещения через таможенную границу

товаров и транспортных средств (включая применение таможенных

режимов); во-вторых, порядок таможенного оформления и таможенного контроля

таких товаров и транспортных средств; в-третьих, порядок их обложения

таможенными платежами и их уплаты; в-четвертых, порядок предоставления

таможенных льгот и пользования ими.

Субъектами НТП и ответственности за нарушения таможенных правил могут быть

как российские, так и иностранные лица:

. юридические лица - участники ВЭД, предприятия, учреждения,

организации, фирмы и т.п., а также лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица;

. физические лица - участники ВЭД;

. должностные лица государственных органов, в том числе и таможенных

органов.

Юридические лица, в отличие от физических и должностных лиц (которые могут

быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил при

наличии умышленной или неосторожной вины), привлекаются к ответственности

только при наличии признаков объективной стороны.

Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, пограничных и внутренних войск, иных

воинских формирований, предусмотренных законодательными актами РФ, лица

рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудники

Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, а также

призванные на военные сборы граждане несут ответственность за нарушение

таможенных правил на общих основаниях.

Вторую категорию субъектов нарушения таможенных правил образуют должностные

лица предприятий, учреждений и организаций, участвующих во

внешнеэкономической деятельности. Они могут быть привлечены к

ответственности за нарушения таможенных правил в том случае, если в их

служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входили

обеспечение выполнения требований актов законодательства

РФ по таможенному делу и международных договоров РФ, контроль за

исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. При этом

ответственность должностных лиц за нарушения таможенных правил может

наступить независимо от привлечения к ответственности их предприятий,

учреждений и организаций.

Лишь в том случае, когда лицо находилось в условиях действительно

непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельствах) и не смогло выполнить

свои обязанности по этой причине, оно освобождается от ответственности.

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное по своему характеру

событие, вредные последствия которого не могли быть предотвращены обязанным

лицом никакими доступными в данном конкретном случае средствами. К таким

событиям относятся явления стихийного характера: наводнение, шторм,

землетрясение, пожар и т.п.

Например, если абстрактное предприятие, будучи участником

внешнеэкономической деятельности, не смогло доставить товары и транспортные

средства в согласованное с таможенным органом РФ место вследствие пожара

или наводнения, оно не может быть привлечено к административной

ответственности за свое бездействие, поскольку оно вызвано непреодолимой

силой.

К событиям непреодолимой силы относятся и такие случаи, когда невыполнение

или ненадлежащее выполнение требований и положений таможенного

законодательства обусловлено неправомерными, с точки зрения

законодательства РФ, действиями органов или должностных лиц иностранного

государства, что должно быть подтверждено консульскими учреждениями

РФ. Такие случаи предусмотрены в ст. 74 и 96 ТК РФ и они

касаются режима временного ввоза (вывоза) товаров и режима

переработки товаров вне таможенной территории.

Говоря об административной ответственности юридических лиц за нарушения

таможенных правил следует подчеркнуть, что в процессе производства по этим

делам следует каждый раз точно устанавливать дееспособность и

правоспособность соответствующих юридических лиц, для чего необходимо

истребовать их устав и регистрационные документы. Это

очень важно делать потому, что за нарушения таможенных правил подлежат

административной ответственности сами юридические лица, а не их

представительства и филиалы (обособленные подразделения), которые обладают

полной дееспособностью и действуют (вступают в правоотношения) от имени и

по поручению юридического лица.

В случаях, когда нарушения таможенных правил совершены должностными лицами

представительств, филиалов юридических лиц, к ответственности должны быть

привлечены юридические лица, от имени и по поручению которых выступали

представительства и филиалы. Это, разумеется, не исключает возможности

привлечения к административной ответственности

и самого непосредственного виновника - представителя юридического лица.

Одной из особенностей таможенного законодательства как раз и является

установление двухсубъектной ответственности, при которой за совершение

одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц -

к административной ответственности и физических лиц - к административной

или уголовной ответственности (в зависимости

от характера совершенного правонарушения).

Двухсубъектная ответственность за нарушения таможенных правил практически

может наступить только за нарушения во внешнеторговом обороте, когда товары

перемещаются для коммерческих или иных производственных целей фирмами и

другими предприятиями и организациями, а также

предпринимателями, выступающими во внешней торговле без образования

юридического лица (например, недекларирование перемещаемого через

таможенную границу РФ товара лицом, которое обязано в силу служебных

полномочий или поручения совершать указанные действия). В таких случаях

административной ответственности за нарушение таможенных правил подлежит не

только сотрудник юридического лица, но и само учреждение, организация и

предприятие, т. е. юридическое лицо, по полномочию которого действовало

физическое лицо, допустившее нарушение таможенных правил.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил со стороны физических и

должностных лиц выражается в психическом отношении субъекта правонарушения

к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Субъективное

отношение может быть в двух формах - в форме умысла или неосторожности.

Умысел и неосторожность, таким образом, являются двумя формами вины в

нарушениях таможенных правил.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо,

его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или

бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их (прямой умысел)

или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если

лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало

на их предотвращение (проявляло излишнюю самонадеянность).

Неосторожное нарушение таможенных правил будет и в том случае, когда

нарушитель таможенных правил не предвидел возможности наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, хотя должен был и мог это

предвидеть (проявил небрежность).

При рассмотрении субъективной стороны нарушения таможенных правил

физическими и должностными лицами встает вопрос о возможном состоянии

невменяемости, что предусмотрено ст. 235 ТК РФ.

Согласно этой статье лицо освобождается от ответственности за нарушение

таможенных правил, если оно совершило правонарушение в состоянии

невменяемости.

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние субъекта, при

котором он не мог осознавать значение своих действий или руководить ими

вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства

психики, слабоумия или иного болезненного психического расстройства.

Вменяемость и невменяемость - понятия правовые так как вменяемость

является предпосылкой вины, а невменяемость исключает

административную ответственность за нарушения таможенных правил.

Говоря об общей характеристике нарушения таможенных правил, следует

отметить, что ТК РФ предусматривает возможность освобождения от

ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности

совершенного нарушения. Вопрос о малозначительности нарушения таможенных

правил решает должностное лицо таможенных органов на

основе фактических материалов и обстоятельств дела. Здесь необходимо

учитывать характер самого деяния, обстановку и условия его совершения,

наличие или отсутствие вредных последствий, незначительность причиненного

ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и ряд

других факторов. Нередко этот вопрос можно правильно решить лишь с учетом

всей совокупности объективных и субъективных обстоятельств и материалов

каждого конкретного дела.

Решение должностного лица таможенного органа об освобождении

правонарушителя от ответственности в связи с мало

значительностью совершенного нарушения таможенных правил

должно быть мотивировано в постановлении о прекращении производства по

делу.

Производство по делам о нарушении таможенных

правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства,

действующего во время производства по делу о

правонарушении и его рассмотрения. Здесь действует, таким

образом, принцип применения того закона, который существует

на момент рассмотрения дела.

Производство по делам о нарушениях таможенных правил не зависит от места

совершения проступка, а определяется законодательством, действующим в месте

производства и рассмотрения дела.

Нормы об ответственности за нарушения таможенных правил в большинстве своем

совсем не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они

действуют до их официального изменения либо до их отмены.

Законную силу правовые нормы об ответственности за нарушения таможенных

правил приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных

актов, либо в тот срок который предусмотрен для вступления соответствующих

норм в силу. В настоящее время порядок вступления в силу законов

РФ установлен Федеральным законом РФ "О порядке опубликования и вступления

в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов

палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. По общему правилу

законодательный акт вступает в силу по истечении 10 дней после

опубликования, если иное не предусмотрено самим актом. Федеральные

конституционные законы и федеральные законы в течение 7 дней со дня их

подписания Президентом РФ должны быть опубликованы в "Российской газете" и

в Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не

применяются. Любые нормативные правовые пункты, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они

не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Большое значение для борьбы с нарушениями таможенных правил имеют

нормативные приказы ГТК РФ, издаваемые им положения, правила, инструкции, а

в некоторых случаях и методические рекомендации, указания, распоряжения,

информационные письма. В них иногда содержатся нормативные правовые

предписания общего характера, имеющие непосредственное отношение и к

вопросам борьбы с нарушениями таможенных правил.

2.2. Понятие и виды административных взысканий

за нарушения таможенных правил

Административные взыскания за нарушения таможенных правил - это меры

ответственности за таможенные правонарушения. Они применяются таможенными

органами (должностными лицами таможенных органов) и обладают рядом общих

характерных признаков.

Во-первых, административные взыскания за нарушения таможенных правил всегда

выражают реакцию государства па правонарушение в виде отрицательной оценки

как совершенного правонарушения, так и самого правонарушителя.

Эта оценка дана прежде всего в норме закона, а при ее применении она

отражается в определенном управленческом решении таможенного органа

(должностного лица), выступающего от имени государства и наделенного в

необходимых случаях правом на государственное принуждение. Государственное

принуждение не может быть и не является единственным средством обеспечения

исполнения правовых норм, но там, где такая

сила отсутствует, там вообще нет самого права, реального исполнения

правовых норм.

Во-вторых, административно-правовые взыскания за нарушения таможенных

правил по своей социальной сущности и содержанию представляют собой меры

принуждения, причиняющие виновному определенные лишения и страдания.

В-третьих, в ст. 242 ТК РФ содержится исчерпывающий перечень взысканий за

нарушения таможенных правил. Другие взыскания, кроме тех, которые

предусмотрены в ТК РФ, должностные лица таможенных органов применять не

могут. Указанный перечень взысканий за нарушения таможенных правил

включает различные по характеру и тяжести санкции, отражающие различный

характер и степень общественной опасности 40 видов нарушений таможенных

правил, предусмотренных в ТК РФ.

Наложение взыскания за нарушения таможенных правил влечет за собой

определенные юридические последствия - лицо, подвергнутое административному

взысканию за нарушение таможенных правил, в течение года со дня окончания

исполнения взыскания считается наказанным я

административном порядке.

Повторное же совершение в течение года нарушения таможенных правил

признается обстоятельством, отягчающим ответственность за нарушение

таможенных правил со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе

влечёт применение при повторном совершении нарушения таможенных правил

более строгого административного взыскания).

В ст. 242 ТК РФ установлены следующие виды взысканий, налагаемые за

совершение нарушений таможенных правил:

1. предупреждение;

2. штраф;

3. отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным

органом РФ на осуществление определенных видов деятельности;

4. конфискация товаров и транспортных средств (являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со специально

изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);

5. взыскание стоимости товаров и транспортных средств (являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушении

таможенных правил);

6. конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Взыскания, предусмотренные в ТК РФ за нарушение таможенных правил, могут

быть разделены на три группы:

а) основные взыскания (предупреждение и штраф);

б) дополнительные наказания (отзыв лицензии или квалификационного

аттестата - п. 3; конфискация транспортных средств, на которых

перевозились товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными

объектами правонарушения - п. 6);

в) взыскания, которые могут применяться как в качестве основного, так и

в качестве дополнительного (конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со

специально изготовленными тайниками, использованными для

перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил - п. 4; взыскание стоимости товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров

и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу Российской

Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил - п. 5).

Следует отметить, что специфика законодательных конструкций

административных санкций за нарушения таможенных правил такова, что в одних

случаях законодатель предоставляет должностным лицам таможенных органов

право назначить за правонарушение наряду с основным и дополнительное

взыскание (ст. 254, 281 ТК РФ и др.), в других же случаях устанавливается

обязательное применение и основного, и дополнительного взыскания (ч. II ст.

286 ТК РФ и др.).

Одним из наиболее мягких видов административного взыскания, применяемого за

нарушения таможенных правил, является предупреждение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.