рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенное право Российской Федерации

правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации о

таможенном деле.

Базовым звеном, подсистемой единой системы таможенных органов является

таможня и ее основные подразделения. Именно здесь сосредоточен центр

тяжести работ по реализации задач и функций таможенной службы. Таможни и их

подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу, т. е.

осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона,

которая определяется ГТК России.

В соответствии с этим принципом участник ВЭД должен

произвести оформление товаров и другие таможенные формальности в той

таможне, на подведомственной территории которой зарегистрирован его

юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам иметь

необходимую информацию об участниках внешнеэкономической деятельности,

хорошо знать друг друга и заинтересованно взаимодействовать.

Согласно программе модернизации таможенной службы в зоне деятельности

таможни создаются центры таможенного оформления, осуществляющие все

операции, связанные с оформлением товаров, прибывающих по железнодорожным и

автогрузовым путям, а также личного автотранспорта физических лиц и

отдельно следующего багажа. В этих службах получатели и отправители грузов

не будут иметь прямого контакта с конкретным таможенным работником, т. е.

вводятся общепринятые в мировой практике правила и технологии таможенного

оформления товаров, создающие гарантии его достоверности и оперативности.

Общее положение о таможне Российской Федерации устанавливает, что она

действует под общим руководством ГТК России. Вместе с тем большая часть

таможен находится в непосредственном подчинении РТУ. Лишь отдельные

таможни в силу специфики их работы непосредственно подчинены ГТК России.

В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты,

расположенные на территории подведомственного региона. Исключение

составляют те из них, которые непосредственно подчинены вышестоящим

таможенным органам.

В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов

они подразделяются на пограничные и внутренние. Это связано как с

маршрутами перемещения товаров, движения пассажиропотоков, так и с местами

концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

К пограничным относятся таможни или их подразделения, расположенные в

местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также

в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска

(перехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно

они фиксируют прохождение товаров через границу

и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль

пассажиропотоков.

К внутренним относятся таможни и их подразделения, расположенные в местах

концентрации участников внешнеэкономической деятельности (получателей и

отправителей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют

таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы таможенных

платежей и другие таможенные процедуры непосредственно

на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных

железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в

административно-территориальных центрах.

Первостепенной задачей таможни является непосредственное осуществление

таможенного дела на подведомственной территории. В соответствии с этими и

многими другими задачами, возложенными на таможню, она выполняет сложные и

многообразные функции.

Общее положение о таможне Российской Федерации фиксирует свыше шестидесяти

функций. В круг функций таможни входят:

. обеспечение правильного применения в подведомственном регионе

таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств

через таможенную границу государства и при ведении экономической

деятельности на ее таможенной территории;

. осуществление таможенного оформления и контроля, в том числе

контроля за доставкой товаров и транспортных Средств,

находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места,

определяемые таможенными органами.

Многочисленные обязанности связаны с начислением таможенных пошлин,

налогов, иных таможенных платежей, обеспечением полноты их взимания и

своевременного перечисления в федеральный бюджет.

Для реализации своих функций таможня наделена широкими полномочиями:

. издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;

. производить таможенный досмотр и таможенный контроль в иных формах,

использовать при этом все или только достаточные его формы;

. осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных

средств и проверять экономическую деятельность участников

внешнеэкономических связей;

. привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил.

Таможня определяет места расположения своих структур - подразделений,

таможенных постов, деятельность которых организует.

Таможенный кодекс Российской Федерации закрепил самостоятельное место

таможенного поста в единой системе таможенных органов.

Таможенный пост - это линейное подразделение, с которого начинается

осуществление таможенного дела по всей технологической цепи.

Типология таможенных постов многообразна. Их можно классифицировать по

признаку непосредственного подчинения либо таможне, либо региональному

таможенному управлению, либо ГТК России.

Таможенные посты различаются по своему статусу, так

как решением ГТК России таможенному посту может быть

предоставлен статус юридического лица. Соответственно такой

пост наделяется большими обязанностями и полномочиями по

сравнению с тем, который не имеет этого статуса.

По решению ГТК России создаются специализированные таможенные посты,

деятельность которых имеет специфические особенности.

Важнейшим направлением организации сети таможенных постов является их

создание непосредственно на крупных промышленных объектах, в местах

сосредоточения производителей, отправителей и получателей грузов,

участников экспертно - импортных операций.

Акцизный таможенный пост входит в структуру РТУ и непосредственно

подчиняется ему, осуществляет свою деятельность в его регионе. В Положении

об акцизном таможенном посте определены задачи, функции, права и порядок

организации работы этого органа. Главное его назначение - обеспечение

выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России

подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и

специальными марками. Акцизный пост осуществляет контроль за выполнением

импортерами этих правил, включая таможенное оформление и таможенный

контроль маркировки товаров, взимание таможенных

платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевременным и полным

поступлением денежных средств, подлежащих перечислению в доход федерального

бюджета.

Таким образом, сложившаяся единая система таможенных органов обеспечивает

распределение ее общих полномочий и функций по организации и осуществлению

таможенного дела между таможенными органами сверху донизу, позволяет

упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа,

организовать эффективное управление системой в целом

и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.

1.1. Понятие и содержание

правоохранительной деятельности

Таможенные органы, являясь органом государственного управления специальной

компетенции, т. е. исполнительно-распорядительными органами, имеют право во

исполнение решений федеральных органов издавать акты управления по

таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами,

юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров через

таможенную границу. В том проявляется одно из направлений их участия в

административно-правовом регулировании таможенных отношений.

Вторым направлением такого регулирования является охрана урегулированных

нормами таможенного, административного, уголовного, государственного,

международного, финансового, гражданского и других отраслей права

отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных

лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров.

В сфере таможенного дела действует несколько сотен нормативных актов,

регулирующих отношения, возникающие между участниками внешнеэкономической

деятельности и таможенными органами, как части государственного механизма.

Отношения, в которые вступают таможенные органы и физические или

юридические лица - участники ВЭД, представляют собой сложный комплекс

отношений, относящихся к сфере регулирования международного, таможенного,

государственного, административного,

хозяйственного, гражданского, трудового, финансового, земельного,

транспортного, морского, воздушного, уголовного, уголовно -

процессуального, военного и других отраслей права.

Конституцией РФ установлено, что все государственные органы и отдельные

граждане должны быть правопослушными, т.е. выполнять требования правовых

норм.

Нормы права - это установленные или санкционированные государством и

охраняемые им общеобязательные правила поведения, направленные на

регулирование общественных отношений. Различают регулятивные нормы,

регулирующие положительное, правомерное поведение участников

правоотношений, и правоохранительные нормы, регулирующие неправомерные

действия людей.

Нормы права выражают, определяют и защищают интересы личности, общества и

государства, они направлены на поддержание рациональных отношений между

субъектами права.

Каждая правовая норма имеет логическую и фактическую (реальную) структуры.

Логическую структуру образуют гипотеза, диспозиция и санкция.

В гипотезе - первой части нормы, определяются фактические условия

применения данной нормы.

В диспозиции формулируются само правило поведения, права и обязанности

участников правоотношения.

В санкции указываются негативные последствия, мера ответственности для лиц,

виновных в нарушении правовой нормы.

Реальная (фактическая) структура норм права состоит из двух частей -

гипотезы (всегда первая часть) и либо диспозиции (вторая часть регулятивной

нормы), либо санкции (вторая часть правоохранительной нормы).

Логическая структура нормы права позволяет государству обеспечить

соблюдение регулятивных норм при помощи правоохранительных.

Участвуя в регулировании ВЭД, таможенные органы прежде всего способствуют

наиболее оптимальному осуществлению движения товаров и услуг между Россией

и другими странами, обеспечивают решение экономических, финансовых,

политических, социальных и других задач. Тем самым таможенные органы

осуществляют свои функции, возложенные на них в ТК РФ в Законе РФ "О

таможенном тарифе" и других законах, подзаконных актах. Они выполняют

функции организации, государственного управления, контроля за соблюдением,

использованием, исполнением и применением правовых норм, содержащихся в

вышеназванных и других актах.

Но так как помимо подавляющего большинства участников

ВЭД, добросовестно выполняющих требования правовых норм

определенная часть этих участников сознательно или бессознательно нарушает

нормы, на государственный механизм в целом и на отдельные его подсистемы -

правоохранительные органы (прокуратуру, суд, МВД, ФСБ, государственную

налоговую полицию, таможенные органы) - возложены функции охраны

права от нарушений и восстановления его действия.

Охрана выражается в защите положительных, желательных правовых и

неправовых действий участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов и

вытеснении, устранении, предотвращении вредных и опасных для личности,

общества, государства отношений, возникающих в таможенной сфере. Эта

сторона деятельности таможенных органов находит отражение в

запретах на совершение противоправных действий или бездействия,

установленных в нормах права, в предусмотренных санкциях за нарушение

запретов, а также в применении таможенными органами этих санкций. Таким

образом, функция охраны правовых норм реализуется различными способами, в

том числе и путем использования мер государственного принуждения к

нарушителям правовых норм. Государственное принуждение выражается во

взыскании с нарушителя – физического или должностного лица - нанесенного

ущерба, ограничений его некоторых личных прав, в принуждении юридического

лица исполнить определенные обязанности в отношении пострадавшей стороны -

государства, таможенных органов или должностных лиц.

Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью

государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций

государства в сфере таможенных правоотношений.

Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения,

использования, исполнения, применения норм государственного,

административного, таможенного, гражданского

и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов

Соблюдение нормы права в сфере деятельности таможенных органов - это

следование субъектов права, должностных лиц таможенных органов и участников

ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей

отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по

соблюдению норм Таможенного кодекса РФ о декларировании товаров, а

должностных лиц таможенных органов - о приеме деклараций.

Использование правовой нормы в сфере деятельности таможенных органов - это

осуществление субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных

органов и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.

В качестве примера использования правовой нормы может рассматриваться право

участника ВЭД получать консультации и информацию по вопросам таможенного

оформления товаров и т.п.

Исполнение правовой нормы - это действие физического, должностного или

юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.

Применение нормы права - это властно-регулятивные действия государственных

органов, должностных лиц по претворению их предписаний в жизнь.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке

реализации практически всех функций, возложенных на них, так как все они

связаны с установлением норм права или их реализацией. Законодательно

закрепленные в ТК РФ (ст. 10), эти функции сами являются нормами права,

которые должны соблюдаться, использоваться, исполняться и применяться

таможенными органами как средство охраны других правовых норм.

В частности, в ст. 10 ТК РФ прямо говорится, что таможенные органы

обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением

которого возложен на таможенные органы Российской Федерации, принимают

меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и

организаций при осуществлении таможенного дела (п. 2); обеспечивают в

пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации,

являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации (п. 3);

защищают экономические интересы Российской Федерации; применяют средства

таможенного регулирования (пп. 4, 5); участвуют разработке таможенной

политики и мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых

через таможенную границу, и реализуют эти меры (пп. 1, 7), обеспечивают

соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных

средств через таможенную границу РФ

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового

законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную

границу; пресекают незаконный. оборот через таможенную границу РФ

наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов.., объектов интеллектуальной

собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой

исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают

содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного

вмешательства в аэропортах РФ и деятельность международной гражданской

авиации (п. 9); содействуют осуществлению мер по защите государственной

безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и

здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной

среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров (п. 14) и

т.д.

Таким образом, вся деятельность таможенных органов, осуществляясь в рамках

законов и в интересах их реализации, имеет аспекты правотворческой,

правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности

государства.

1.2. Формы правоохранительной деятельности

таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в

различных формах - административно-правовой, административно-

-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно - процессуальной, оперативно-

розыскной и др., которые тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг

друга и являются средствами достижения целей и решения задач, стоящих перед

таможенными органами.

Целями правоохранительной деятельности помимо обеспечения реализации

правовых норм являются также выявление подготовки или осуществления

нарушений российского законодательства и международных договоров, к которым

присоединилась Россия, предупреждение наступления или снижение вредных

последствий таких нарушений, пресечение действий нарушителей.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных

органов проявляется: в обнаружении путем осуществления таможенного и

валютного контроля, таможенного оформления товаров, внутриорганизационной

управленческой деятельности и поддержания контактов с другими органами

государства признаков и фактов административных нарушений, а также

нарушений уголовного, таможенного,

валютного, налогового и иных видов законодательства.

Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности

таможенных органов выражается в совершении административно- -процессуальных

действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от

требований, установленных административно-правовыми нормами, таможенными

правилами, на выявление причастных к нарушениям

лиц, квалификацию деяний, установление мер ответственности за них и

принятие мер по предотвращению или минимизации ущерба интересам государства

от противоправных деяний.

Эти действия осуществляются в формах составления протоколов об обнаруженных

нарушениях административных норм или таможенных правил, заведении дел об

административных нарушениях, о нарушении таможенных правил и осуществлении

производства по ним, их рассмотрению и применению

взысканий.

Уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных

органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по

фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к

компетенции таможенных органов (контрабанда и др.), производство дознания

по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению

органов предварительного следствия.

Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является

обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего

административного контроля, оперативно-розыскные меры и меры физической,

военной, технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их

семей.

Одной из форм деятельности таможенных органов, сочетающей в себе элементы

правоохранительной (криминалистической и специальной (разведывательной,

розыскной) деятельности является оперативно-розыскная деятельность

(ОРД).

Назначение этой формы деятельности заключается в повышении эффективности

таможенного контроля, выявлении признаков и фактов подготовки и

совершения преступлений и нарушений таможенных правил, причастных к ним

лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращению вреда

интересам государства, пресечению преступных посягательств на них.

На этой основе целесообразно рассмотреть отдельные формы

правоохранительной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.