рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политическое развитие Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами

Президентские выборы и расширение свободы в сфере книгоиздания, прессы и политической критики привели иностранных аналитиков к выводу о том, что Иран становится самой стабильной демократической страной на Ближнем и Среднем Востоке. Это привело в замешательство врагов Исламской революции. Оппозиция проживавшая все страны и бойкотировавшая выборы, столкнулась с самыми большими сложностями в своей жизни. активное участие в выборах всего народа, даже тех иранцев, которые никогда ранее не голосовали, поставило под вопрос теоретические построения оппозиции, которая сама перестала верить в то, что говорит. Еще за месяц до выборов эти деятели испытывали большой восторг в связи с решением германского суда по делу «Минолог» против Ирана и отзывом послов европейских стран из Тегерана, представляя это в качестве свидетельства смерти ИРИ. А выборы стали свидетельством укреплении страны и ее руководства. Практически все оппозиционеры признали, что ошиблись в отношении выборов. Только организация моджахедов народа, которая расположена в Иране и не может позволить себе признаться в своих ошибках, заявила, что выборы были сфальцифицированы. Это группировка понимает что, глубокий философский подход Хатами к проблеме свободы не оставляет места в жизни общества для их протенциозных лозунгов и что расширение иранского политического пространства приведет к политической смерти этих группировок. Впрочем этот процесс и так был нелегким. Многие активисты Национального совета сопротивления вышли из его состава, были закрыты многие печатные издания. Это же наблюдалось и в других оппозиционных группировках. многие зарубежные иранцы, которые покинули родину из-за культурных трений либо просто в поисках лучших материальных условий жизни, к сожалению, долгое время находились вне сферы внимания правительства ИРИ, занятого решением серьезных политических и экономических проблем, а также 8-летней войной. Но в новых условиях, особенно после поездки Хатами в Нью-Йорк, иранские эмигранты выступили за укрепления отношений с родиной. Правительство ИРИ положительно относится к этим намерениям и предпринимает определенные шаги в этом направлении.

С.Хатами выступил на международной арене в качестве инициатора идеи диалога между цивилизациями вместо межцивилизационного конфликта, в котором говорил С.Хантингтон. Хатами с самого начала своего президентства заявил, что конфликт между цивилизациями во имя устранения взаимного непонимания и работы над вопросами, общими для всех стран.

Президент ИРИ, основываясь на философии и культуре, говорил о параллельных ценностях Исламской революции и освободительной американской революции, остановился на диалоге и культурном обмене между двумя странами. Стратегически речь шла о разрядке напряженности без установлении дипломатических отношений. Это интервью получило широкий резонанс и заставило американцев как – то на него ответить. Поэтому с некоторым опозданием государственный секретарь США М.Олбрайт высоко отозвалась о выборах президента ИРИ, участии народа в выборах и выдающейся роли иранской цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке. Выступал на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Хатами раскрыл исламскую точку зрения на многие вопросы и предложил объявить 2001 год годом диалога между цивилизациями. Это предложение было принято ГА ООН, что свидетельствует о большом позитивном воздействии выступления и личности президента Хатами и его политики разрядки напряженности на все мировые сообщества. Именно эта политика повысила международный статус ИРИ.

Обладая большими человеческими и экономическими ресурсами продолжая традиции великой цивилизации Иран считается стратегически важной страной, которую никто не может игнорировать. Непосредственная связь Ирана со странами Средней Азии стала еще одной причиной, побудившей США прилагать больше усилий для установления дипломатических отношений с Ираном. Но Иран всегда подчеркивает, что политическое поведение США не вызывает доверие, так как эта страна по-прежнему придерживается политической линии, выражаемой формулой «вражда на деле, примирение на словах».

Несмотря на неустойчивость нефтяного рынка, Хатами проводит в социально-экономической сфере линию на приоритет социальной справедливости перед экономическим ростом. По его словам, условия жизни людей и соблюдение справедливости перед экономическим ростом. По его словам, условия жизни людей и соблюдения справедливости важнее показателей экономического роста. Кроме того его забота о развитии в Иране гражданского общества способствовала выполнению закона о советах, которые были приняты давно, но не выполняли из-за войны и других чрезвычайных условий существования государства. В феврале 1999 г. состоялись выборы в местные советы по всей стране. Это может сыграть большую роль в обеспечении полноценного участия народа в политической жизни страны. Иран становится лидером демократических перемен на Ближнем Востоке и Среднем Востоке.

По всем крупным городам ИРИ с 8 по 19 июля 1999 г. прокатилась волна студенческих волнений и постепенно нарастает процесс неудовлетворения темпами, реформ со стороны молодежи, которая мечтает жить в стабильной стране с поступательно развивающейся экономикой , с гарантированными правами на труд, свободу слова и печати.

Приход к власти Хатами более всего рада молодежь, а также интеллигенция артисты, писатели, которые со времен начала исламской революции чувствовали себя в загоне. В Тегеране прошли демонстрации иранских артистов в поддержку нового президента. «Он был министром культуры, и мы знаем его все изменится к лучшему».

В стране надеются, что теперь президент отменит введенный муллами запрет на спутниковое телевидение, а в фильмах не будут больше вырезать кадры, по крайней мере те, где мать целует своего сына. Неподходящиеся за рубежом музыканты и певцы живут в предвкушении скорого возвращения на иранскую эстраду. Хатами предстоит преодоление сопротивления консервативного парламентского общества и главное- сторонника традиционного жесткого курса Ирана аятоллы Хаменеи.


Заключение

Иранский народ и исламское государство, благодаря исламу, поступательно продвигаются к высшей стадии развития сильной, цивилизованной нации. Иранский народ цивилизован в рамках цивилизации, в которой ислам имел авторитет, уважаем и любим, в которой человек идет к своему истинному совершенству: цивилизации, основу которой составляет набожность и воздержание от греха.

Чтобы выносить суждение о событиях, столь значительно меняющихся положение в мире, необходим более долгий период времени, мы и сейчас уже можем судить о произошедшем, так как, с одной стороны, это позволяет нам сделать прошедшие два десятилетия, а с другой - мы еще не так далеко отошли от времени свершения революции, чтобы забыть ее атмосферу.

Исламская революция показала, что мусульмане, создавая планы, призванные дать определенные практические результаты, больше думают о том, чтобы выполнить свой религиозный долг и действовать согласно предписанным им правилам. С этой точки зрения, политическая деятельность и усилия по изменению ситуации приобретают духовное значение. Изменяя свою жизнь, человек фактически оказывает духовное сопротивление действительности. Достижение необходимых результатов делает приложенные усилия приятнее, но в принципе ничего не меняет по сравнению с тем, как если бы результаты не были достигнуты.

Экономическое и политическое давление, оказывавшееся на Иран, создавало определенные экономические трудности для государства. Наблюдался рост инфляции, вызванный сокращение валютных ресурсов страны в результате падения цен на нефть, значительного роста населения и выделения значительных средств на инфраструктурные проекты. Инфляция действительно тяжело сказалась на положении средних и нижних слоев общества. Но у Ирана имеется достаточный экономический потенциал, чтобы преодолеть эти проблемы.

Следует сказать, что не так просто создать государство, основанное на нравственности и духовности. Это возможно только посредством неустанных многолетних усилий и твердости в отстаивании своих принципов. Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, станет очевидно, что в настоящее время исламский мир и мусульмане стали по-новому понимать свое положение в мире. В истории исламского мира можно выделить два этапа: до Исламской революции и после нее. Так же, как Исламская революция произошла в результате принятия народом исламских ответов на духовно-нравственный и материальный кризис шахского режима, эти же ответы могут оказаться полезными и для других мусульманских стран в решении их проблем.

Аятолла Хаменеи отмечал важность разрядки напряженности в международных отношениях, а также значение межцивилизованного диалога в качестве двух важных вопросов дипломатии и внешней политики. ИРИ опираются на народный, единый сплоченный и могущественный строй своей страны, на государство, которая действует в мире на основе логики, также страна имеет твердую и логичную позицию по вопросам связанным с отношениями с Америкой и со странами Европы.

В настоящее время США создает основу для укрепления исламского строя и его дипломатии. Политика разрядки напряженности – это одно из направлений внешней политики. Напряженность возникает не столько с иранской стороны, сколько со стороны сионистов, которые действуют на основе политики угроз и подавления исламской власти. Постоянное направление политики США является стремление уничтожить исламский строй в качестве привлекательного примера для подражания. Если исламская модель в Иране достигнет успеха, это станет стимулом и для других стран. Основной целью ИРИ являются дипломатическая деятельность, установление и развитие взаимовыгодных международных и двусторонних связей, а также торгово-экономических отношений с другими странами.

Страна движется к модернизации - туда ее толкает сама жизнь. В феврале 2004-го уникальному эксперименту по созданию исламской демократии исполнится четверть века. Абсолютная идея самостоятельного развития, которой сначала придерживались ее лидеры, оказалась нереализуемой, и власти были вынуждены начать движение в сторону сначала экономической, а теперь и политической либерализации. Выборы президента, в меджлис и местные органы власти проводятся уже по всем классическим канонам. Президент Мохаммад Хатами попытался ограничить всевластие исламских органов власти. Режим действительно, а не на словах отказался от политики экспорта исламской революции. Он фактически поддержал США в Афганистане и занял нейтральную позицию в период иракской операции.

Решив насаждать рыночную экономику, но при этом сохранить механизмы госрегулирования, режим не смог управиться с возникающими диспропорциями. Каждый год на рынок выходят 800 тысяч молодых людей, которых нужно как-то трудоустроить. Социально-экономические проблемы усугубляются. Страна становится все более и более открытой, поощряется учеба за рубежом, снят запрет на использование Интернета. Открытый доступ к информации дает возможность сравнивать ситуацию в Иране с положением в других странах и с тем, что Иран представлял собой до революции (что раньше, безусловно, было закрытой темой). Это сравнение бывает не в пользу того, что происходит сейчас.

 Топчутся на месте политические реформы. Два главных политических лагеря, которые условно можно назвать реформаторским и консервативным, примерно равны по силам. Двигаться дальше в рамках конституционного поля, как это ставит своей задачей нынешний президент, не получается. Чтобы идти дальше к демократии, нужно вносить изменения в конституцию, которая дает исламским структурам, рахбару (духовному лидеру страны Али Хаменеи) гораздо больше власти, чем республиканскому блоку и президенту. Духовенство тоже расколото - часть его выступает за то, чтобы отказаться от этой избыточной власти (ведь тем самым оно вынуждено отвечать за экономические просчеты). В общем, недовольство режимом значительно, поэтому внешнее давление и финансовая помощь оппозиции действительно могут его расшатать.

Во-первых, это неореформаторы, недовольные Хатами из-за того, что тот не идет на открытое противостояние с исламским руководством. Но он и не может пойти, поскольку сам имеет духовное звание. Во-вторых, это либеральная партия, основанная первым постреволюционным премьером Мехди Базарганом, члены которой занимают многие влиятельные посты. Базарган в свое время признал неправильным преобладание принципа "велайят-е факих" (неограниченность духовной и светской власти высшего духовного лица). И, конечно, это студенчество, особенно радикальное крыло организации "Бюро по укреплению единства", которое стоит за продвижение к светскому государству.

Американский конгресс уже выделил огромные суммы на поддержку оппозиции - и внутри страны, и вне ее. Речь идет о десятках миллионов долларов. И ладно бы речь шла только о смене режима - в результате усиления отдельных группировок страна может просто рассыпаться. Так, США поддерживают базирующиеся вне страны азербайджанские организации, которые явно будут более заинтересованы в расчленении Ирана, чем в изменении характера центрального правительства. То же самое касается курдских партий. Для Америки важно просчитать, что для нее в конце концов выгоднее: расчленить эту страну или сохранить ее.

Внутри страны среди ученых и отставных министров достаточно лиц, которые могли бы возглавить реформаторское движение. Это, например, теологи-реформаторы Мохсен Армин (председатель фракции "Фронт соучастия" в меджлисе) и Мохсен Кадивар (ведущий теоретик реформистского движения ислама, выступающий за отделение церкви от государства).

За пределами страны в первую очередь выделяют сына шаха. Но иранское общество вряд ли примет его в качестве лидера нации. Так же, впрочем, как и руководителей Организации моджахедов иранского народа (оппозиционная структура, покровительство которой оказывал Саддам Хусейн), на которых Америка делает ставку. У них руки в крови, рассчитывать им не на что. Скорее такого перспективного зарубежного лидера нужно искать среди родственников бывших иранских премьеров Базаргана и Мохаммеда Моссадыка (националистически настроенного реформатора, свергнутого ЦРУ и британской разведкой в 1953-м). В памяти населения оба остаются харизматическими фигурами, у обоих живы племянники, которые руководят различными оппозиционными группами.

Сохранить самобытную государственность хотя бы в урезанном виде, нужно чем-то пожертвовать. Даже бывший президент Рафсанджани сказал, что если ни Хатами, ни рахбар не могут наладить отношений с США, то следует провести референдум на тему, нужно ли восстанавливать связи с Америкой. А ведь Рафсанджани - один из силовых центров, он возглавляет Совет по целесообразности, а его Партия служителей созидания - это ядро высшей технократии.

При этом надо понимать, что жесткое давление может вызвать реакцию, обратную ожидаемой. Иранским лидерам нужны какие-то встречные шаги Америки. Им необходимо сохранить лицо. Это чистая психология, понять которую США как стране, силовые потенции которой никем не оспариваются, бывает трудно. Исламское руководство столько лет клеймило США, что идти сейчас на уступки под давлением Вашингтона было бы равнозначно полной утрате авторитета. Рахбар понимает: если уступкам не будет оправдания, его по конституции могут сместить как несправляющегося со своими обязанностями. Последствия движения навстречу Америке, таким образом, труднопредсказуемы без встречных шагов с ее стороны.

По опросу, проведенному Институтом по изучению общественного мнения (неважно, что его руководство было после этого распущено), 60% населения высказываются за установление связей с Америкой - это о многом говорит. Да, США до сих пор считаются врагом номер один. Но когда вы живете в тегеранской гостинице, не заметить, что большая часть ее постояльцев - американцы, просто невозможно. Они там работают, делают свои дела.

Исламский режим способствовал снижению зависимости финансового положения Ирана от продажи нефти. В 1990 доля нефти в доходах государства составляла 21%, в 1984 – 50%, в 1976 – 70%. Финансовое положение Ирана после 1993–1994 оказалось нестабильным, что было связано с падением цен на нефть, необходимостью обслуживания внешнего долга, полученного в виде займов в 1990–1992, неспособностью государства увеличить не связанный с нефтью экспорт, а также сокращением помощи от международных организаций.

Ответом Ирана на сложившуюся неблагополучную ситуацию стало сокращение импорта и капиталовложений, что отрицательно сказалось на общем экономическом положении страны. Опасаясь дальнейших негативных последствий, правительство не стало снижать субсидии на основные виды продовольственных товаров и резко повышать внутренние цены на нефтепродукты, что в целом затруднило выход из финансового кризиса. Внешний долг страны, согласно официальным данным, в 1997 составлял 15,8 млрд. долл.

Резкое падение цен на нефть в 1998 вместе с уменьшением валютных поступлений от других статей экспорта привели к обострению финансового положения страны. По оценкам, валютные запасы Ирана составляют 5–6 млрд. долл. Еще одной серьезной экономической проблемой в Иране является инфляция, темпы которой в начале 1990-х годов составляли ок. 16%, а в 1997 достигли 23%.

По моей оценке, относительно легко Иран может отказаться от своих ядерных программ и от поддержки радикальных исламских движений - по последнему пункту уже есть очевидные подвижки. Так что надо попробовать сделать шаг навстречу. Таким шагом, например, могла бы стать отмена санкций. Хотя Иран привык жить в изоляции от США - здесь понимают, что для решения социально-экономических проблем им нужен глоток свежего воздуха.


Библиография

1.      Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем, М., 1981г.

2.      Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: События, люди, идеи. М., 1987г.

3.      Алибейли Гасан Джангир–оглы. Иран и сопредельные страны Востока (1946-1978гг) М., 1989г.

4.      Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX веке. М., 1985г.

5.      Алиев С.М. Современный Иран. Справочник. М., 1975г.

6.      Андреасян Р.Н., Эльянов А.Я. Ближний Восток, нефть и независимость. М., 1961г.

7.      Арабаджян А.З. Иран: Очерки новейшей истории. М., 1976г.

8.      Ахмедзянов А. Иран, каким я его видел. М., 1990г.

9.      Башкиров А.В. Экспансия английских и американских империалистов в Иране. М.,1954г.

10.    Боронов Р. Нефть и политика США на Ближнем и Среднем Востоке. М.,1977г.

11.    Жуков Д. Имам Хомейни. М.,1999г.

12.    Иванов М.С. Иран в 60-70х годах XX века. М.,1977г.

13.    Иванов М.С. Новейшая история Ирана. М.,1965г.

14.    Иванов М.С. Иран сегодня. М.,1969г.

15.    Иран: история и современность. Сборник статей (отв. ред. Н.А. Кузнецова) М.,1983г.

16.    Иран. Сборник статей (отв. ред. Д.С. Комиссарова) М.,1963г.

17.    Историография Ирана нового и новейшего времени М., 1989 г. Шестаков А.П. К истории исламских политических организаций и группировок в Иране.

18.    Лаврентьев А.К. Империалистическая политика США и Англии в Иране (1945-1954гг). М.,1960г.

19.    Орлов Е.А. Внешняя политика Ирана после Второй мировой войны. М.,1975г.

20.    Нефтедоллары и социально-экономическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока, (отв. ред. Широков Г.К.), М., 1979г.

21.    Мачокки М. Иран в борьбе. М., 1953г.

22.    Полюкайтис И.И. Экономическое развитие Ирана. М., 1965г.

23.    Попов М.В. Американский империализм в Иране в годы Второй мировой войны. Американская финансовая миссия. М., 1956г.

24.    Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока: Иран, Пакистан, Турция (отв. ред. Ганковский Ю.В.), М., 1981г.

25.    Прокофьев В. Агрессивный блок СЕНТО. М., 1963г.

26.    Сеидов Р.А. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Иране (1950-1953гг.). Баку-1963г.

27.    Стамболцян А.Г. Внутренняя политика правительства национальной буржуазии. М., 1984г.

28.    Школьников Б.А. Иран в конце 50-х начале 60-х годов XX века: Социально-экономические и политические предпосылки «белой революции». М.,1985г.

29.    Цуканов В.П. Неравномерность регионального развития Ирана: экономика и политика (1960-1970гг). М.,1984г.

30.    Успехи Исламской революции в Иране за 20 лет: Аналитический взляд на достижения Исламской республики Иран в политической, культурной и социально-экономических сферах. Сборник статей. М., 2000г.

31.    Мохаммед Али Мовахед. Доктор Мосаддык и национальное движение Ирана, Тегеран-1999г.

32.    Шахрох Вазири. Нефть и власть в Иране, Тегеран-2000г.

33.    Джами. Прошлое – свет будущего пути, Тегеран-1998г.

34.    Сарханг Голям Реза Неджати. Двадцатипятилетняя политическая история Ирана, Тегеран-2000г.

35.    Доктор Мохаммед Али Хамайун Катузиан. Мосаддык и борьба за власть в Иране, Тегеран-1999г.

36.    Доктор Азизаллах Баят. Полная история Ирана в сравнениях, Тегеран-1998г.

37.    Шамс Ганат Абади. Эволюция движения за национализацию нефти, Тегеран-1998г.

38.    Джалил Бозоргмехр. Мосаддык на военном суде, Тегеран-1999г.

39.    Хатами С.М. Традиции и мысль во власти авторитаризма М.,2001

40.    Mark J.Gasiorowski. U.S. Foreign policy and the shah.

41.    IRNA 14 now. 1996 IRAN NEWS. 1996

42.    IRAN Country Report 1996.,p 3

43.    Журнал «Азия и Африка сегодня» 2000г., № 1.

44.    Журнал «Азия и Африка сегодня» 1999г., № 2.

45.    Журнал «Мировая экономика и международные отношения» 2000г.

46.    Журнал «Восток» 2007г., № 6.

47.    Журнал «Коринф»2007г., № 46.

48.    Журнал «Коринф» 2008г., № 7.

49.    Российская газета 2007., 11 сентября

50.    Независимая газета 2008., 8 апреля

51.    Общественные науки за рубежом. Востоковедение африканистика 1990.

52.    Дипломатический вестник 2006., №5

53.    Новое время 2008., №23

54.    Эхо планеты 2003., №1

55.    Казахстанская правда 2009., № 46-47

56.    Ближний Восток и современность 2008., №9

57.    www.inves.ru www.iranmania.com

58.    www.middle-east-pages

59.    www.nioc.org www.eia.doe.gov

60.    http: // www. rambler . ru

61.    http: // www. iran.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.