рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политическое развитие Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами

Они - крупное государство с богатой историей и культурой, и хотя некоторые группы будут оспаривать модели, предлагаемые обществом, на преодоление их сопротивления уйдет лет 5, не больше. Куда идет Иран? Сложно сказать. Им может оказаться симпатична индийская модель, где партии к власти приходят разные, а суть государства не меняется. Они на правильном пути. Иранский менталитет, как таковой, это сосуществование между светскостью и религиозностью. Сейчас несколько побеждает религиозность, но они не хотят, чтобы это над ними довлело, чтобы все общество без конца молилось и кого-то славило. Лица-символы будут строить погоду в политической и общественной жизни Ирака. Но не все они сами еще окончательно определились со своими позициями. Таким образом все выше сказанное свидетельствует о том, что углубленное изучение данного вопроса является достаточно актуальным, и не достаточно освещенным в исторической науке.

Основной источниковой базой послужили труды авторов Арабаджяна З.А. Иран: власть, реформы, революции (ХIХ-ХХ вв), Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем, Аятоллы Хаменеи. Свет исламской культуры, Кузнецова Н.А. Историография Ирана новое и новейшее время, журналы: Азия и Африка, Ближний Восток и современность, Эхо планеты, периодические издания: Независимая газета, Казахстанская правда, Московские новости, а также многочисленные статьи и материалы периодической печати.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы попытаться проанализировать события конца 80- гг. ХХ и начала XXI вв. Проследить тенденции общественно-политического развития Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами.

Исходя из выше описанной цели, в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

-      раскрыть тенденции социально-политического и экономического развития Ирана в конце ХХ в.

-      рассмотреть жизнь и деятельность аятоллы Хаменеи

-      проанализировать общественно-политические взгляды Хаменеи

-      исследовать изменения в Иране, после прихода к власти Хаменеи

-      изучить изменение и противоречия в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Ирана при президентстве С.М. Хатами (1997-2003 гг.) и др.

Методологической основой написания дипломной работы являются такие методы исследования как объективно-исторический, метод системного анализа, сравнительно-сопоставительный.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи по исследуемой теме, приводится историография вопроса; двух глав- первая глава подразделена на три параграфа в зависимости от приводимого названия главы, вторая глава состоит также из трех параграфов, заключения, где делаются основные выводы и итоги по проделанной работе, а также список использованной литературы.


Глава 1. Хаменеи: биография и становления как личность

1.1 Жизнь Сейед Али Хаменеи

Аятолла Хадж Сейед Али Хосейни Хаменеи, родился в 1939 году (в 1317 по солнечной хиджре) в городе Мешхеде, расположенном в иранской провинции Харосан, в семье священнослужителя. Его отец, аятолла Хадж Сейед Джавад, был одним из известных улемов Мешхеда, а мать - дочерью знаменитого мешхедского священника Сеида Хашема Наджафабани.

После окончания в 1957 году медресе в Мешхеде Хаменеи отправился в Ирак - в священный город Неджеф.

Там он пробыл всего несколько месяцев и в конце 1957 года по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Иран. Несмотря на столь короткое время пребывания в Ираке, он успел побывать на выступлениях таких великих аятолл, как Хаким, Хои, Шахруди, Занджани и Боруджерди.

В начале 1958 года Хаменеи уезжает для продолжения образования в главный религиозный центр – город Кум, где начинает изучать мусульманское право, принципы религии (осул) и философию у известных аятолл Боруджерди, Хаэри и имама Хомейни.

Особенно сильно повлияла на всю последующую жизнь Хаменеи встреча с Хомейни, который в то время был уже аятоллой. Именно под влиянием его революционных идей он встает на путь борьбы с шахским режимом. Он обучался на высших ступенях религиозного образования до 1964 года в религиозной семинарии Кума, а затем до 1975 года, до достижения 31 года - в Мешхеде.

Руководитель Исламской эволюции в годы правления шахского режима был одним из близких учеников великого лидера Исламской революции имама Хомейни и одним из самых известных и авторитетных предводителей борьбы мусульманского народа Ирана. Эта борьба приобрела новые формы в 1962 году в рамках движения имама Хомейни.

Кроме обычных постоянных обязанностей, которые в основном сложились на плечи молодых революционеров, в те годы Хаменеи получил и первое личное задание: он должен был передать послание имама Хомейни аятолле Милани и улемам Хорасана. В послании говорилось о плане организации и выступления против режима шаха в 1963 году. Кроме того, он должен был поехать в Бирджанд для выполнения указанного плана, который предполагалось реализовать одновременно во всех частях страны. Именно во время этой поездки Хаменеи впервые был арестован шахской политической полицией (CABAK). 15 хордада 1342 года, что соответствует 5 июня 1963 года, его схватили, отправили в Мешхед и заключили под стражу в изоляторе мешхедского гарнизона.

После освобождения из тюрьмы Хаменеи вернулся в Кум и совместно со своими наставниками принял участие в создании тайной политической организации, которую однако вскоре раскрыли. Последовали аресты ее членов. Хаменеи был вынужден скрываться, но в начале 1964 года его арестовали в Захедане, куда он приехал для налаживания революционной работы. Оттуда он был конвоирован уже в тегеранскую тюрьму «Кызылка».

Освободившись из тюрьмы в конце 1964 года, Хаменеи вернулся в Мешхеди, продолжая повышать свое религиозное образование, стал

преподавать высшую ступень богословия и комментарии к Корану.

В последние годы он много внимания уделял воспитательной работе с молодежью. Его многочисленные лекции по комментированию Корана, исламской мысли и богословской дисциплине «хадик» пользовались огромной популярностью не только среди талибов, но и сановных богословов. За свои лекции. В которых он следовал призывам имама Хомейни к свержению шахского режима, его в период между 1967 и 1970 годами неоднократно бросали в шахские застенки.

В 1971 году Хаменеи в пятый раз попал в тюрьму. Жестокое обращение с ним САВАК свидетельствовало о том, что правящий режим, озабоченный ростом революционного движения в стране. Рассматривал пропагандисткою деятельность Хаменеи в Мешхеде и Тегеране как призыв к вооруженной борьбе против шахской династии Пехлеви.

Несмотря на угрозы и запугивания, после освобождения Хаменеи вновь активно включается в революционную работу: расширяет легальную преподавательскую деятельность и тайно проводит идеологическое воспитание революционных кадров.

К 1974 году при непосредственном участии Хаменеи три мешхедские мечети – Карамат, имама Хасана и Мирзы Джафара – становятся важными очагами борьбы иранского духовенства против шахского режима. Во время выступлений на еженедельных пятничных молениях Хаменеи знакомил тысячи людей с революционным исламским мировоззрением, побуждая их к жертвенной борьбе. Именно поэтому САВАК приостановил работу этих мечетей.

Однако в ответ на действия шахской тайной полиции Хаменеи и его сторонники создали хорошо законспирированную сеть подпольных кружков по всей провниции Хорасан. Они начали выпускать печатную пропагандистскую литературу. Особую известность приобрела брошюра под названием «Луч света Надж-оль-Балаге», в которой высказывания имама Али подавались с коментариями шиитского духовенства.

Пламя революционной борьбы, зажженное имамом Хомейни и его союзниками. среди которых был Хаменеи, стало распространяться по всему Ирану.

Мешхедское отделение шахской тайной полиции САВАК не могло смириться с «подрывной» деятельностью Хаменеи. Около дома, где он проживал, и на пути его следования постоянно находились агенты охранки. Многие соратники Хаменеи по борьбе были арестованы. шахские власти тщательно отслеживали все его связи, особенно с теми богословами, которые выступали против правящего режима. В конце концов, в январе 1975 они ворвались в его дом, изъяли многие записи и письменные работы, а самого «вольнодумца» арестовали.

Как пишет в своих воспоминаниях сам Хаменеи, это был шестой и самый трудный арест. Его отвезли в тегеранскую тюрьму объединенного комитета полиции. Долгое время он находился в камере в самых стесненных условиях, которые усугублялись тяжелыми постоянными допросами. На это раз САВАК обращался с Хаменеи еще более жестоко и цинично, так как руководство этой организации имело на руках реальные доказательства того, что он имеет прямое отношение к тайной революционной борьбе антишахских сил, их сплочению и мобилизации.

Осенью 1975 года Хаменеи вышел на свободу и вернулся в Мешхед. Шахские власти запретили ему организовывать собрания и проводить какие - либо публичные выступления и лекции, а также выезжать из страны.

В 1977 году, когда имам Хомейни находился в изгнании во Франции, Хаменеи вместе со своими соратниками Тегерана и кума, составил план организации “Общества борющегося духовенства”, которое стало основой будущей партии исламской республики.

Узнав об этом агенты шахской охранки САВАК в начале 1978 года вновь арестовали Хаменеи, а затем выслали его в город Ираншахр. Однако в середине 1978 года в связи с ростом массовых народных выступлений эта ссылка для Хамени закончилась. Вернувшись в Мешхед , он вновь встал в первые ряды борцов с шахским режимом. В конце января 1979 года по указанию лидера исламской революции аятоллы Хомейни Хаменеи был вызван в тегеран и назначен членом Революционного совета.

В конце февраля 1979 года Хаменеи вместе с четырьмя соратниками объявил о создании Партии исламской республики, многие члены которой ныне находятся у руля правления в Иране. Он возглавлял Центральный совет партии, занимал пост заместителя министры обороны и представителя Революционного совета в этом министерстве, курировал Корпус стражей исламской революции, был имамом пятничной молитвы в Тегеране.

27 июня 1981 г. после гибели обстоятельной речи в Меджлисе Исламского совета, приведшей к отстранению Бани Садра от обязанностей Президента ИРИ, господин Хаменеи подвергся нападению группировки лицемеров в тот момент, когда он по окончании общего намаза говорил с жителями одного из бедных районов Тегерана. Он получил серьезные ранения в области предплечья и груди. В атмосфере всеобщего сочувствия и волнения его доставили в больницу, и он чудом смог спастись от смерти. Но до сих пор его рука полностью не восстановилась.

Аятолла Хаменеи был избран Советом экспертов Руководителем Исламской Респблики Иран в июне 1989 года после печальной кончины великого Лидера Исламской революции имама Хомейни. Его избрание было полностью поддержано улемами, шейхами и другими лидерами исламского мира и широкими слоями народных масс.

Во время пребывания на посту президента ИРИ С.А. Хаменеи совершил поездки в страны Азии, Африки и Европы, два раза участвовал в работе международных форумов, во время которых разъяснял ясные и твердые цели и позиции Исламской Республики Иран, основанные на принципах "Ни Запад, ни Восток" и отрицании гегемонизма. В первый раз он в сентябре 1986 г. на 8-й конференции стран-участниц Движения неприсоединения в Хараре призвал присутствовавших там. глав государств к пересмотру принципов Движения неприсоединения и реальному воплощению в жизнь этих принципов. Второй раз он участвовал в работе 42-й ГА ООН в Нью-Йорке (сентябрь 1987 года).

На этих двух международных форумах господин Хаменеи в своих исторических и эмоционально окрашенных выступлениях, встреченных с особым вниманием, рассказал о достижениях Исламской революции и о заговорах мировых высокомерных сил против героического Иранского народа и изложил смелые и решительные позиции Исламской республики Иран по таким важнейшим международным вопросам, как: отрицание гегемонизма, зашита прав чернокожего населения США, практическое содействие прифронтовым государствам в их борьбе против апартеида, воссоздание фонда помощи чернокожему населению Южной Африки, поддержка справедливой борьбы палестинцев, ливанцев, народов Афганистана и Намибии; осуждение неприкрытой агрессии и бесчеловечных действий марионеточного режима Южной Африки, оккупационного сионистского режима, агрессивных правителей Ирака. В выступлениях господина Хаменеи были затронуты и другие проблемы мировой политики. Он также призвал государства мира к соблюдению прав народов и принципов духовности, а также к следованию Божественным заповедям.

Аятолла Хаменеи в годы работы на посту Президента ИРИ выполнял и другие государственные обязанности, занимая такие посты, как: председатель Высшего совета обороны, председатель Высшего совета культурной революции, председатель Ассамблеи по определению государственной

целесообразности, председатель Высшего совета военного обеспечения и председатель Высшего совета планирования восстановления страны (четыре последних из вышеупомянутых советов были созданы по указу имама Хомейни). Когда началась война, господин Хаменеи лично неоднократно совершал поездки на различные участки фронта и на передовые позиции и постоянно рассматривал вопросы организации вооруженных сил. Два раза он побывал на фронте в самый разгар агрессии иракского режима против Исламской Республики Иран.

Руководитель Исламской революции Ирана аятолла Хаменеи имеет 6 детей - 2 дочери и 4 сына

Весь жизненный путь Хаменеи свидетельствует о его искренней убежденности в том, что и в наши дни религия, если она отвечает потребностям времени, играет большую роль в судьбах людей и государства.

Направив все свои знания и силы на построение исламского общества, в котором отношения между людьми строятся по канонам шиитской общины, Хаменеи удалось в течение двадцати лет на практике доказывать, что созданная в Исламской Республике Иран форма правления есть не что иное, как одна из разновидностей власти. Причем, по его мнению, эта власть более гуманна по сравнению с западными демократиями, так как предоставляет населению страны апробированные веками принципы мусульманского общежития, которые помогают человеку не терять своего облика, быть законопослушным гражданином своей страны, высоконравственным и терпимым по отношению к другим людям независимо от их вероисповедания, национальной и культурной принадлежности.

1.2 Хаменеи - соратник и продолжатель идеи Хомейни

Аятолла Хаменеи был учеником имама Хомейни, который был символом научного новаторства и глубокого знания богословия и принципов веры.

Важнейшей чертой имама было его благочестие. Во-первых, друзья и враги, иранцы и иностранцы, мусульмане и не мусульмане высоко отзывались об этом великом человеке. Его величие очевидно для всех, но такие восхваления носят общий характер. Наше новое поколение, которое сейчас энергично идет по пути, который проложил имам Хомейни.

Ученики имама и люди, знавшие его, говорят о нем с большой любовью и нежностью, но их отзывы о нем не проистекают из этой любви. Дело в том, что сама эта любовь берет свое начало в тех качествах характера и души, которые присутствовали у имама. Во-вторых, он был многогранной личностью и никогда не спешил показать каждому всю свою душевную красоту. Каждый раз, когда религиозный долг вынуждал его что-то сделать, проявлялась новая сторона его личности.

Если взять 1958 год. В том году Хаменеи впервые попал в Кум и увидел там имама Хомейни. Впрочем, до этого в Мешхеде были наслышаны о том, что в Куме есть великий учитель, который любит молодежь и обладает выдающимися качествами. Молодой семинарист, приезжающий в Кум, обычно ищет себе учителя. В исламских духовных семинариях никто не навязывает студенту выбор учителя. Каждый делает свой выбор по своему вкусу и желанию. Но с самого начала всех студентов привлекал к себе учитель, которого студенты звали тогда Хадж Ага Рухолла. На его занятия собирались сведущие, прилежные и заинтересованные студенты. Вот в это время он и приехал в Кум.

 Любимый учитель был символом научного новаторства и глубокого знания богословия и принципов веры. До него у него был в Мешхеде замечательный учитель аятолла Милани, выдающийся богослов. В то время главой Кумской семинарии был великий аятолла Боруджерди, наставник имама Хомейни. Там были и другие замечательные преподаватели.

Но уроки имама по богословию и принципам ислама привлекали особенно большое число пытливых умов и нажима со стороны режима, к расстрелам и убийствам. Тогда имам явился как солнце на небосклоне надежд иранского народа. Он показал себя как самоотверженный борец и как политический вулкан. В нем было все необходимое для того, чтобы стать исламской фигурой мирового и национального уровня. У него была необходимая смелость и бесстрашие, великая сила слова и убеждений.

За 14-15 лет ему удалось, во-первых, глубоко внедрить в народное сознание идеи ислама и исламского движения; во-вторых, рапространить эти идеи на все общество, привлечь к ним внимание молодежи и создать основу для великой Исламской революции.

Черты характера, которые проявились в имаме после победы Исламской революции, представляются Хаманеи величественными и важными. В этот период имам предстал перед Хаменеи в двух ракурсах: как лидер и глава государственного строя, как религиозный мистик и аскет. Больше он не встречал сочетание этих двух сторон человеческой личности, разве только у таких пророков, как Давуд и Сулейман, а также у Пророка ислама. Это истины, которые иранский народ ощущал на протяжении долгих лет. Это называется исламским, кораническим воспитанием. Именно к этому имам призывал и остльных граждан, чтобы установить в стране исламский строй. И он сам был наивысшим символом этого строя. И народ выбрал Исламскую республику, которая и была создана.

Насколько Хаменеи знал, все выдающиеся качества разных правителей мира, их отличительные особенности, соединились в имаме и образовали единое целое. Он был сведущ, дальновиден, осторожен и бдителен в отношении врагов. Он доверял друзьям, но если выходил на бой с врагом, то первый наносил решающий удар. Все качества, которые необходимы человеку, чтобы работать на важном и ответственном посту, в соответствии со своей совестью и Божьей волей, сполна присутствовали в нем.

 Имам доверял народу, когда победила революция, имам мог провозгласить Исламскую республику в качестве государственного строя Ирана и не обращаться к народу с просьбой высказать свое мнение. Никто бы не стал протестовать. Но имам не стал так поступать. Он провел референдум по вопросу определения нового государственного строя, дабы народ смог высказать свое мнение по этому вопросу. И народ выбрал Исламскую республику.

Руководитель Исламской революции аятолла Хаменеи выступил на встрече с иностранными гостями и участниками специальных караванов, прибывших в Тегеран из самых отдаленных районов страны. В своей речи он подчеркнул необходимость продолжить усилия направленные на установления полного и настоящего правления ислама на основе высоких идей и идеалов имама Хомейни. Он заявил, что у ислама и иранского народа впереди светлое будущее. Прежде всего, чтобы почтить память об имаме Хомейни. Хотя в течение всех последних десяти лет народ помнил имама и чтил его память.

Ислам дает народам свободу и независимость: как свободу внутри своей страны от диктаторских и деспотических режимов, предрассудков и невежества, догматического фанатизма и искажения истины, так и свободу от экономического господства и политического давления со стороны высокомерных держав. Ислам дает народам благосостояние, одновременно отстаивает социальную справедливость.

В исламе речь не идет о том экономическом прогрессе, который создает пропасть между различными классами общества. Ведь рецепт, который западные страны активно навязывают народам мира, способствует обогащению определенных классов. Дорого обходятся обществу рекомендации Запада, ибо они способствуют обнищанию целых слоев общества. Экономическое благосостояние может быть обеспечена только вместе со справедливостью и братства под сенью ислама.

В чем состоят сегодняшние проблемы и трудности исламских народов мира? Это прежде всего, страны, претендующие на неограниченное господства, страны, которые, находясь на огромном расстоянии от мусульманских стран пытаются им диктовать. Вмешиваются в их жизнь, держат в нищете, слабости, создают внутренние противоречия, а также неправедно используют их богатства. Отсутствие независимости и свободы, человеческого достоинства, научное отставание- все эти проблемы решаются в процессе возвращения к исламу, благодаря деятельности в соответствии с исламом и установлению исламского правления.

Иранский народ дальше твердо пойдет по тому пути, который великий имам, оставил свое Завещание, утвердил великое наследство мусульман всего мира.

Имам живет в сознании каждого человека и в реальной жизни общества в качестве образца для подражания, учителя и вождя. Физически его нет, но его мысль жива. Его путь и его наставления, в которых нуждался и нуждается как иранский народ, так и все мусульмане мира. А потому учение имама живо, имам по-прежнему всем показывает, куда следует идти. Если попытаться представить это учение в кратком виде, следует выделить мысль о возвращении к чистому исламу, который может дать народам все, в чем они нуждаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.