рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политическое развитие Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами

Великим талантом Хаменеи было то, что он сумел разрушить перегородки между разными слоями общества, превращавшие одно большое свободное пространство в маленькие клетки и норы. Он уничтожил эти разграничения, вернул обществу его общее пространство и позволил сердцам сблизиться друг с другом. Всех призвал к единству, и это нашло свое воплощение в его словах и делах. Сохранил единство, это стало проявлением уважения.

1.3 Религиозно-философские и общественно-политические взгляды аятоллы С.А. Хаменеи

Руководитель Исламской революции и Главнокомандующий вооруженными силами ИРИ аятолла Хаменеи 16 сентября 1999 г. выступив на встрече с многочисленными представителями руководящего и командного состава Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) заявил: "Несмотря на усилия врагов и предвзятую враждебную пропаганду, иранский народ по-прежнему будет, защищать революцию, как Божественное благо и что-то светлое и притягательное. Он и дальше всеми силами пойдет вперед по пути, несущему счастье"

А. Хаменеи, родившийся в 1939 году, является одним из наиболее молодых представителей правящего иранского духовенства. Он на пять лет моложе Х. Рафсанджани, на 20 лет аятоллы Монтазеры и на 30 лет-аятоллы Язди.

Духовный лидер ИРИ в отличие от большинства членов высшего религиозно-политического руководства Ирана родившихся в селской местности происходит из городской семьи, проживавшей в городе Хой.

Несмотря на то что Руководитель Ирана был одним из лучших учеников аятоллы Р. Хомейни, он никогда не пользовался таким авторитетом как аятоллы Монтазери, Мотахарри и др. А. Хаменеи обладает обширными знаниями в области мусульманского права, хотя ряд авторитетных деятелей Кумского теологического центра и не признают его полезную компетентность в данной сфере. Этот факт во многом объясняется тем обстоятельством, что А. Хаменеи получил религиозное образование в семинарии города Мешхед, в то время как основное большинство представителей высшего руководства ИРИ являются учениками кумских аятолл.

А. Хамени имеет многочисленных сторонников среди учащихся религиозных центров в городах Мешхед и Кум. Его поддерживает значительная часть командования КСИР, представители крупной торговой буржуазии, подавляющее большинство пятничных имамов.

Избрание А. Хаменеи Руководителем страны в 1989 году во многом было обусловлено поддержкой лидеров общества борющегося духовенства Х. Рафсанджани и Ахмада Хомейни. Вместе с тем избрание А. Хаменеи на пост руководителя страны устраивало лидеров основных политических течений и влиятельных группировок в государственной элите. Х Рафсанджани, ставший к тому времени президентом страны, рассчитывал на его содействие, в том числе в деле ликвидации должности премьер-министра с целью расширения полномочий главы, исполнительной власти. Консервативно настроенные представители религиозно-политического руководства, в свою очередь, полагали, что А. Хаменеи не пользующийся непререкаемым авторитетом, будет находится под их влиянием.

Заняв высший пост в государстве А. Хамени до 1997 года последовательного толка в политическом руководстве страны. Он не оказывал видимой поддержки Х. Рафсанджани, это было обусловлено тем, что А. Хамени опасался критики со стороны влиятельных религиозных деятелей Кумского теологического центра, которые контролировали Совет экспертов и имели возможность поставить под вопрос его соответствия предъявляемым к Руководителю страны требованиям.

Накануне парламентских выборов 1992 года в ходе консультаций А. Хаменеи с членами руководства общества борющегося духовенства, а также Х. Рафсанджани и А. Хаменеи было принято решение не допустить создания в меджлисе четвертого созыва левого большинства. В результате такие видные деятели этого политического течения, как М. Хоениха и М. Корруби, не смогли получить депутатских мандатов. Консервативно настроенные члены парламента образовали мощную фракцию, А. Хаменеи под давлением консерваторв также неоднократно подвергал критике действия президента, в том числе по таким важным вопросам, как развитие сотрудничества с Саудовской Аравией, частичная нормализация отношений с США, создание Партии служителей создания.

Руководитель Исламской революции указал на необходимость размышления над событиями прошлого, подчеркнув, что "ни один достойный и мудрый народ не должен забывать свое прошлое. В этом отношении для нынешних и будущих поколений, особенно подростков и молодежи, очень полезно и поучительно было бы изучить историю КСИР, процесс его образования и развития в качестве духовно-военной организации".

Военная организация в Иране возникла под вдохновением от религиозного долга, чувства ответственности и осознания потребностей времени. Она стала привлекать необходимые кадры из правоверной молодежи, достигла расцвета и в самые ответственные моменты столь успешно выполняла свои обязанности; что привело в изумление внутренних и зарубежных наблюдателей. Она шла вперед твердо, точно и размеренно по прямому курсу, который себе установила, а молодежь, входившая в ее состав, принимала решение с мудростью старших поколений, но действовала с молодым задором.

Ни один мудрый народ не должен забывать свое прошлое и не забывает его. Завоеватели на ранних исторических этапах пытлись поработить народы, но прежде всего старались разорвать связь этих народов с их прошлым.

И в настоящее время по прошествии многих лет, наполненных событиями, взлетами и падениями, в Корпусе стражей те же особенности, те же направления движения, созидательный потенциал.

В настоящее время структуры, которые возникли во имя служения возвышенным исламским и революционным целям и нашей, находятся в том же положении. В них есть большая необходимость, и они с полной решимостью, сознанием своей миссии и упованием на Всевышнего идут по своему пути. КСИР - это структура, которая сегодня необходима народу Ирана для достижения высоких целей, которые народ поставил перед собой. КСИР - это не только военная структура, ибо чисто военная структура может быть по-разному организована, иметь разные задачи. Впрочем, милостью Божьей, сегодня в Исламской Республике все силовые структуры носят также духовно-религиозный характер, преследуя исламские цели. Это относится как к армии, так и к внутренним войскам. Несомненно, таким же является и КСИР, который именно на этой основе и создавался. Однако у каждой из упомянутых военных структур есть свои особенности.

КСИР возник во имя защиты революции в противоборстве с врагами. Какие бы ни были у революции враги, они всегда самыместественным образом объединялись в борьбе с Корпусом стражей, ибо он защищал завоевания народа. Все духовные, интеллектуальные и нравственныесилы, заключенные в Богоданной природе революции, в ее законах иисламских традициях были направленные на защиту революции и правотыислама.

Революция - это не что-то субъективное и надуманное. Это реальный путь, по которому идет народ, чтобы обрести истинное счастье и спасение, освобождение от трудностей, присущих всем государствам, которые находятся под чужим гнетом.

Иранский народ избрал этот путь и достойно пошел по нему, справившись со своими задачами и не сойдя с проложенного маршрута на середине пути. А ведь враги только и ждали того, что нас постигнет неудача. Все, что говорили враги, оказалось пустой болтовней.

Иранский народ достигнет своих целей, ради достижения которых он с именем Всевышнего на устах проявил решимость и бесстрашие. Такова революция, таково это священное понятие. Корпус стражей Исламской революции в качестве военно-духовной организации возник именно для того, чтобы защищать ее в тех областях, которые были выделены в его компетенцию.

Не забывать свое прошлое, максимально использовать весь положительный опыт, который мог бы помочь. К счастью, памяти все зафиксировано и многие были участниками многих событий, активно сражались и принимали важные решения. Многие участвовали в исторических событиях и сформировались под влиянием этих великих, счастливых событий, которые стали причиной гордости.

События прошлого - это самый ценный капитал. Не дай Бог, его станут игнорировать - это нанесет стране величайший ущерб. Все усилия врагов направлены на то, чтобы создать разрыв между прошлым каждого поколения, между достижениями нации. Задача недругов отделить народ от его прошлого, чтобы легче с нами бороться.

Великий ислам призывает мусульман мира освободиться от чужеземцев. Многие эти проблемы иранский народ

Великий ислам призывает мусульман мира освободиться от чужеземцев. Многие эти проблемы Иранский народ испытал на себе. Но ступив на путь ислама, он спасся от унижения, отсталости и зависимости от мировых держав.

Иранский народ не утверждает, что сумели построить в своей стране полностью исламский строй. Но уверены, что приложив усилия в этом направлении, будут до конца делать все для установления совершенного исламского правления.

Наряду с образованием особую роль играют и научные исследования, которые должны быть в поле зрения ответственных работников этой сферы. Первый фактор - это фактор науки и образования, который не следует преуменьшать и игнорировать.

Во-вторых, о политической и революционной направленности которое придает направление и осмысленность

В настоящее время народ Ирана сильнее, чем раньше. Иранский народ доказал, что аналитики чужеземных держав должны пересмотреть свои оценки и выводы.


Глава 2. Иран при лидерстве аятоллы Хаменеи

2.1 Избрание аятоллы Хаменеи рахбаром

Развитие Иpaнa после революции 1979 года было сложным и противоречивым. Нo иранским режим все эти годы не оставался неизменным - он медленно эволюционировал, причем, в направлении, примерно соответствующем мировым цивилизованным процессам. Жесткий режим все же так и не стал абсолютно диктаторским: в стране существует оппозиция, в определенных пределах допускается разброс мнений о политическом будущем страны, проводятся дискуссии по этому вопросу. Создается впечатление, что здоровые силы в иранском обществе осознают что "так жить нельзя" и ищут пути модернизации страны и вхождения ее в мировое сообщество, не "поступаясь" при этом принципами ислама.

Идеи возрождения политической роди ислама, исламского образа правления в 60-70-c годы прошлого века разрабатывали аятоллы Хомейни, Моттахари, известные писатели и общественные деятели - Али Ахмад и Али Шариати. В своих работах и выступлениях они уделяли большое внимание общим проблемам исламской культуры, распространению исламской государственности не только в Иране, но и в регионе. В частности, они обосновывали идею необходимости и легитимности исламского правления в Иране как шиитской стране.

Все эти проблемы далеко не новы. Вопросы государтвенного руководства мусульманскими народами приобрели актуальность, сразу же после смерти пророка Мухаммеда, воплощавшего себе религиозное и политическое единство уммы (мусульманской общины). После прекращения земной жизни пророка, по словам президента Ирана С.М.Хатами, "начался кризис законности в политической системе". Исламская революция была, в сущности, попыткой преодоления этого кризиса и воплощения в жизнь идей пророка о гармоничном сочетании религиозного и государственного начал в управлении мусульманским обществом.

После победы исламской революции и провозглашения Ирана по результатам референдума 1 апреля 1979 года исламской республикой бесспорным лидером нового государства стал Хомейни (не наделенный, однако, никакими официальными полномочиями), хотя функционировали Исламский Революционный Совет, исполнявший законодательные функции, и Временное революционное правительство, представлявшее исполнительную власть. Сразу же после принятия новой конституции начались ожесточенные cпopы о сущности исламской государственности. Они свидетельствовали о том что многие в Иране воспринимали исламскую республику по-разному. Не все поддержали принцип построения исламского государства по подобию халифата, то есть с главой государства являющимся одновременнои главой уммы. Некоторые утверждали что его внедрение нарушает принцип махдизма.

Конституция признала приоритет взглядов Хомейни относительно сущности новой государственности, главным принципом которой было введение системы «правления эрудированного боголова», согласно которой во главе государства должен стоять главный фатих, то есть шиитский духовный лидер (рахбар), обладающий высоким духовным званием. В ст. 5 конституции за ним закреплена роль главного управляющего делами правомерных и имамата. Согласно ст. 107 конституции, рахбар наделен такими широкими полномочиями, которые делают его не только главой мусульманской уммы, но и высшим лицом государства. Он определяет характер общей политики страны формулирует состав высшего судебного органа, назначает факихов в Наблюдательный совет, объявляет войну и заключает мир, является верховным главнокомандующим, утверждает избрание президента или (по рекомендации меджлиса) отстранение его oт власти, решает споры между всеми ветвями власти. Таким образом, верховная теократическая власть в Иране конституционно является и верховной государственной властью.

Однако конституцией предусмотрен институт президентства. Президент - главное после рахбара высшее должностное лицо в государстве. По - персидски он называется "Раисе джомхурийе эсламийе Иран", то есть главой Исламской Республики Иран (ИРИ). Президент возглавляет исполнительную власть в стране, несет представительские и протокольные функции главы государства. Таким образом, функции главы государства поделены между рахбаром и президентом с перевесом прав в пользу рахбара. В действительности, особенно в отношениях с внешним миром, рахбар крайне редко проявляет себя как глава государства - на уровне подписания официальных документов, официальных заявлений и т.п. В этом качестве выступает президент. Рахбар демонстрирует свою власть главным образом в роли высшего религиозного лидера. Наиболее распространенная форма его официального вмешательства в политический процесс - использование права на издания фетвы.

Этим правом воспользовался Хомейни, издав ряд фетв. Наиболее известные из них - фетва, предоставлявшая правительству дополнительные права вмешиваться в дела частных предпринимателей, что спровоцировало правительственный кризис в начале 1988 года, и печально знаменитая фетва, означавшая вынесение смертного приговора англо-индийскому писателю Салману Рушди. Однако духовный лидер (рахбар) Сайиед Али Хаменеи к такой возможности проявления своей воли практически не прибегал. Его влияние на общественно-политическую ситуацию находит выражение главным образом в выступлениях, приуроченных к религиозным праздникам, заседаниям Организации Исламская Конференция (ОИК), в объявлении амнистий видным политическим деятелям, осуждение которых не обычными, а шариатскими судами, вызывало массовые протесты населения.

Атрибутом республиканской власти, помимо президента, обладает парламент, или меджлис. В первые годы после революции он представлял собой законодательный орган духовенства, являясь противовесом первому президенту Ирана Банисадру, который был светским лицом. Более половины депутатов меджлиса первого и второго созывов составляли религиозные деятели, большинство из них являлись, членами партии духовенства. Однако постепенно состав меджелиса становился все более светским.

Разрабатывая конституцию духовенство, помимо поста рахбара, предусмотрело и создание других теократических структур в составе государственных органов, до сих пор обеспечивающих ему руководство страной. К исламским структурам власти и прежде всего следует отнести Наблюдательный совет (Совет по охране конституции). Этот орган должен проверять соответствие принимаемых парламентом законов исламу и конституции, поэтому половина из его 12 членов - это факихи, которые назначаются рахбаром.

В глазах общественного мнения Ирана, да и других стран, именно этот орган воплощал в жизнь фундаменталистские идеи, выступал "сторожевым исом" исламской власти, фактически выполнявшим волю Хомейни, а после его смерти служивший новому рахбару Сайеду Али Хаменеи. Сами участники Наблюдательного совета (НС) чаще всего предпочитают оставаться в тени политических бурь. Следует признать что по конституции этот орган не является чисто исламским, как только половина его членов назначается рахбаром другая половина выбирается меджлисом. В нынешнем меджлисе (шестого созыва) большинство депутатов - сторонники президента Хатами, поддерживающие модернизацию общества. Поэтому ПС может уже в ближайшее время из исламского органа превратиться, согласно конституции, в государственно-религиозный.

В настоящее время возникла потребность обратиться к конституционным основам иранской государственности, потому что новое реформаторское движение в Иране, ассоциируемое с деятельностью Хатами, ставит своей целью реформировать общество не путем революционных или каких-либо иных экстремистских действий, а в рамках конституционного поля.

Напомним, что процесс реформирования иранской государственности начался раньше, и уже были прецеденты не только разного толкования конституции, но и ее изменения. Так, в 1989 году в конституцию были внесены изменения, которые, ликвидировав пост премьер-министра, усилили роль президента и уменьшили роль ПС за счет создания Совета по определению государственной целесообразности - дополнительного арбитражного органа, признанного решать спорные вопросы и отношениях между меджлисом и Наблюдательным сонетом.

Дуалистичность, которая лежит в основе государственности, созданной в Иране, проявляется как в соотношении элементов религиозного и светского характера власти, так и в соотношении элементов авторитарного и демократическою ее характера. Главным признаком власти, который придает ей и религиозный, и авторитарный характер, безусловно, следует считать наличие во главе страны религиозного деятеля, наделенного широкими полномочиями. Все остальные государственные структуры, которые придают власти республиканский и светский характер и которые могли бы стать противовесом власти религиозного лидера, распылены. Общеизвестно, что в Иране едва ли не с самого начала повой государственности, то затухая (на время войны с Ираком), то усиливаясь, идет борьба за ограничение религиозного компонента в политической структуре власти. В настоящее время ускорилась дальнейшая эволюция режима в направлении увеличения роли светских органов и его демократизации.

Увеличить роль светских органов и степень демократичности строя можно, прежде всего, за счет усиления позиций тех органон, которые могут быть противопоставлены власти рахбара. В первую очередь это касается полномочий президента как главного противовеса рахбару. Первый шаг по наделению президента дополнительными полномочиями был сделан еще президентом Рафсанджани, который инициировал внесение в 1989 году, т.е. еще при жизни Хомейни новых статей и конституцию. Полномочия президента были усилены, как отмечалось выше ликвидацией премьер – министра.

Вторая попытка повышения роли президента в государстве предложенный Хатами в октябре 2002 года новый законопроект наделяющий его дополнительными полномочиями. По этому законопроекту, одобренному парламентской комиссией по законодательству, президент получает право контроля за соблюдением конституции. Он может издавать указы о приостановлении действий решений, принятых на разных уровнях власти, или прекращения действий, противоречащих нормам конституции. Внесение законопроекта было обусловлено нарушениями законов со стороны судебной власти. Предполагалось создание специальной комиссии при Верховном суде, которая контролировала бы выполнение указа президента и наделялась правом отстранять судей, нарушивших конституционные нормы. Этот законопроект вызвал особое сопротивление правых сил, что выразилось в активизации специальных религиозных судов, которые осудили ряд видных деятелей реформаторского толка.

Усиление роли президента по контролю за соблюдением конституции автоматически уменьшило бы влияние и религиозных судов, тем более, что легитимность их деятельности не предусматриваются в основном законе. Создание судов духовенства было одобрено Хаменеи как временная мера.

2.2 Президентское правление А.Х. Рафсанджани и сохранение консервативных тенденций в общественно- политическом и социально-экономическом развитии Ирана (1989 – 1997 гг.)

Иран является уникальным примером того, как в наше время возникло и вот уже почти два десятилетия функционирует исламское государство, во главе которого стоит шиитское духовенство. Тесная взаимосвязь экономического развития Ирана с его нынешней политической системой совершенно очевидна. Однако и сама система под влиянием объективных потребностей экономики начинает все более адаптироваться к реалиям современного мира. Наиболее ярким отражением этого процесса стала осуществляемая правительством Ирана с начала 90-х годов новая экономическая политика, имеющая целью либерализацию экономики, развитие рыночных отношений. Этот курс пришел на смену прежней политике жестко регулируемой экономики, для которой были характерны элементы автаркизма, что, несомненно, оказало влияние на либерализацию политической структуры общества.

Одна из проблем, отражающая противоречие между исламскими и государственными интересами и вызывающая разногласия между консерваторами и реформаторами, кроется в деятельности исламских фондов. Созданные после революции на базе конфискованной крупной собственности, oни превратились в крупные холдинги, обслуживающие интересы духовенства как корпоративного слоя. Но так как шиитское духовенство не имеет организационного центра, фонды находятся в руках различных его группировок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.