рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Одна из таких категорий граждан - лица, приговоренные к различным видам наказания, связанным с изоляцией от общества. Государство признает, что осужденные также имеют права на свободу совести и вероисповедания. Для обеспечения этого права государственным органам следует разрешать гражданам, находящимся в изоляции, получать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного назначения, осуществлять религиозные обряды.

Администрация пенитенциарных учреждений будет устанавливать контакты с религиозными объединениями на соответствующей территории и при необходимости приглашать представителей этих объединений для отправления религиозных обрядов или церемоний. При этом должно сохраняться равное отношение к любым религиозным убеждениям осужденных. При достаточно большом количестве верующих одного вероисповедания на территории учреждения могут быть построены или приспособлены здания или помещения для религиозных служб.

Одной из задач пенитенциарных учреждений будет сотрудничество с религиозными объединениями, использование нравственного и духовного потенциала служителей различных религий, большого опыта работы религиозных объединений по исправлению и перевоспитанию осужденных. В рамках этого сотрудничества администрация и религиозные объединения будут проводить совместные мероприятия, включая благотворительные, просветительские, образовательные акции.

Специфика содержания лиц, изолированных от общества, требует учета режимных правил при отправлении религиозных обрядов осужденными и деятельности религиозных объединений. Однако режимные правила, ограничивающие права на свободу вероисповедания, должны применяться только там и тогда, где и когда это вызвано действительной необходимостью.

В соответствии с Конституцией Республики Татарстан, защита Республики Татарстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина и подавляющее большинство верующих достойно несут эту обязанность. При этом государство относится с уважением и пониманием к религиозным убеждениям верующих-военнослужащих, что проявляется в предоставлении возможностей отправления религиозных обрядов, пользования предметами культа и религиозной литературой с учетом особенностей несения военной службы и воинских уставов. Командование воинских частей и соединений не должно препятствовать акциям религиозных объединений, проводимым в руководимых ими подразделениях и направленных на патриотическое воспитание, укрепление морального духа военнослужащих, искоренение недостатков в межуставных отношениях. Там, где это вызвано необходимостью, командование воинских частей и соединений будет приглашать служителей религиозных объединений для отправления культа.

Вместе с тем, командирам следует с высокой степенью ответственности относиться к приглашению духовенства для освящения различной деятельности или объектов или для присутствия на воинских мероприятиях, учитывая разнообразные религиозные убеждения военнослужащих. Одна из задач командиров состоит в создании толерантной обстановки в воинских подразделениях, недопущении конфликтов на религиозной почве.

Государство осознает, что среди его граждан есть верующие, чьи убеждения не позволяют брать в руки оружие. Для согласования интересов государства и религиозных убеждений граждан, на наш взгляд, необходимо внести соответствующие поправки в закон об альтернативной военной службе, который позволит верующим исполнить свой гражданский долг без ущемления своих религиозных чувств. На период подготовки поправок к этому закону необходимо объявить мораторий на привлечение к уголовной ответственности за уклонение от военной службы.

4. Совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими

В условиях, когда религиозные объединения признаются неотъемлемой и стабильной частью социальной структуры общества, а верующие - полноправными гражданами, для деятельности государственных органов принципиально важен перенос акцентов с односторонне-властных, надзорно-разрешительных функций на отношения сотрудничества и взаимопомощи. В современных условиях религиозные объединения должны рассматриваться как социальные партнеры, коллективная форма удовлетворения религиозных потребностей, а не как образования, чуждые социальному строю, за деятельностью которых требуется пристальное наблюдение. При этом государственные органы оставляют за собой право на применение властных функций в случаях правонарушений со стороны религиозных объединений и верующих.

Основываясь на таких предпосылках, в республике не должны создаваться специальные государственные органы, выполняющие управленческие функции по отношению к верующим и религиозным объединениям.

В аппаратах местных органов власти могут создаваться подразделения (должности) по связям с религиозными объединениями, задачами которых будут проведение мониторинга в религиозной сфере, подготовка предложений по улучшению государственно-конфессиональных отношений, содействие религиозным объединениям в отношениях с государственным органами и государственным органам по вопросам, связанным с религией. Эти подразделения (государственные служащие) не могут выполнять каких-либо разрешительных, контрольных или надзорных функций.

Различные государственные органы Республики Татарстан будут взаимодействовать с религиозными объединениями в пределах своей компетенции и не будут наделены дополнительными государственно-властными полномочиями в связи с религиозной характеристикой организации.

Так, органы юстиции в ходе государственной регистрации религиозных объединений, на наш взгляд, должны изучать принадлежность их к существующим религиозным центрам, вести банк данных по количеству и видам зарегистрированных религиозных организаций.

Органам внутренних дел целесообразно в рамках предоставленных им полномочий выявлять и предотвращать противоправную деятельность религиозных объединений, связанную с нарушением общественного порядка, посягательствами на права и свободы граждан и организаций, государственные интересы. При этом особая роль должна отводиться участковым инспекторам, непосредственно работающим с населением и обладающим различной информацией о гражданах и формальных и неформальных организациях.

Деятельность органов национальной безопасности должна быть направлена на выявление религиозно ориентированных террористических группировок и отдельных граждан, преследующих не столько религиозные, сколько политические цели.

Органам прокуратуры следует осуществлять надзор за деятельностью религиозных объединений на таких же условиях, как и надзор за любыми другими субъектами. Кроме того, надзор необходимо проводить и за деятельностью государственных органов по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций.

Таможенные, налоговые органы, органы образования и здравоохранения и другие государственные органы в пределах своих полномочий будут решать вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций.

5. Создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии.

Для решения весьма сложных задач республиканской политики в сфере религии и деятельности религиозных организаций необходимо создать стройную систему религиеведческого образования, начиная со школы и заканчивая подготовкой госслужащих и специалистов высшей квалификации в этой области.

Крушение идеологических стереотипов после распада Советского Союза привело к тому, что в обществе в целом и в сознании его отдельных членов, особенно молодёжи, образовался духовный вакуум, который незамедлительно стал заполняться различными неорелигиозными, оккультными, а иногда и псевдорелигиозными идеями.

С другой стороны, государственные служащие в силу отсутствия опыта "мирного сосуществования" с религиозными объединениями, но с опытом всеобщего администрирования, решают тонкие и деликатные проблемы в духовной сфере без должного учета специфики религиозных объединений, их видов и различий, что приводило и приводит к серьезным проблемам. Такому положению во многом способствовала и всеобщая религиеведческая безграмотность.

Исправить ситуацию можно, создав систему религиоведческого образования, включающую:

-    религиеведческое образование в школе и колледжах: преподавание "Основ религиеведения" в старших классах школы и курсах колледжей;

-    соответствующую подготовку учителей-религиеведов и преподавателей колледжей. В этих целях во всех педагогических вузах необходимо создать специализированные кафедры, открыть специальные отделения и выделить гранты и кредиты для приема абитуриентов, открыть специализированные магистратуры.

-    включение в учебные планы подготовки специалистов гуманитарного, юридического и медицинского профилей в системе вузовского образования обязательной дисциплины "Религиеведение";

-    подготовку квалифицированных преподавательских кадров и специалистов высшей квалификации в профильных докторантурах ведущих вузов и на курсах повышения квалификации для преподавателей школ, колледжей и вузов;

-    создание системы религиеведческой и правовой подготовки государственных служащих всех уровней, особенно служащих, непосредственно контактирующих с религиозными организациями;

-    открыть краткосрочные курсы при Академии государственной службы и областных (городских) акиматах;

-    организовать для государственных служащих специализированные, постоянно действующие лектории при городских и районных акиматах;

-    организовать религиеведческие циклы теле- и радиопередач;

-    регулярно проводить тренинги, тестирование целевых групп с целью выявления религиеведческой подготовки государственных служащих всех уровней;

-    правовую подготовку государственных служащих в сфере религии и деятельности религиозных организаций;

-    введение специального курса "Основы государственно-конфессиональных отношений" в вузах, готовящих кадры для системы государственного управления и на различных курсах повышения квалификации государственных служащих.

6. Основные направления информационной политики по освещению религиозных процессов в Татарстане.

Важная роль в пропаганде республиканской политики в сфере религии и деятельности религиозных организаций, освещении взаимоотношений государства и религиозных объединений, укреплении межконфессиональной стабильности и взаимоуважения между верующими и неверующими гражданами отводится средствам массовой информации.

Республика заинтересована в получении объективной информации о религиозных процессах, анализе имеющихся проблем как в деятельности религиозных объединений и верующих, так и в государственно-конфессиональных отношениях.

В освещении различных событий, связанных с проявлениями религии в Татарстанском обществе, в средствах массовой информации недопустимы материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих и репутацию религиозных объединений, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Особое внимание должно уделяться запрету на пропаганду религиозной исключительности, превосходство одной религии или религиозного объединения над другими, деление религиозных объединений на традиционные и нетрадиционные.

Опубликование (оглашение) различных точек зрения о деятельности конкретных религиозных объединений и верующих предполагает предоставление возможности этим объединениям и верующим выразить свое мнение в связи с опубликованным материалом.

Руководство СМИ и журналисты должны учитывать законодательный принцип равноправия религиозных объединений, в связи с чем предоставлять им равные возможности для выступления в различных средствах массовой информации.

Соответствующим государственным органам в рамках своей компетенции следует следить за нарушениями СМИ конституционных и иных законодательных положений, касающихся вопросов свободы совести и вероисповедания и в необходимых случаях привлекать СМИ или их отдельных сотрудников к установленной законом ответственности.

Для повышения религиоведческой и правовой культуры сотрудников СМИ государственным органам в сфере культуры и информации необходимо проводить семинары, тренинги с привлечением представителей религиозных объединений, специалистов в области религии, государственных служащих. В целях широкой пропаганды религиеведческих знаний уполномоченному органу в сфере культуры и информации следует учредить республиканский научно-популярный журнал "Религия и общество".

Кроме того, на основе анализа деятельности отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района, на наш взгляд, целесообразно предложить решение следующих стратегических задач:

1.  Создание в Нижнекамском муниципальном районе филиала Республиканской общественной организации «Ассамблея представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан».

2.  Разработка и принятие «Программы по сохранению, изучению и развитию языков и культур народов, проживающих в Нижнекамском муниципальном районе, на 2008-2013 годы».

3.  Содействие национально-культурному развитию представителей народов, проживающих на территории Нижнекамского муниципального района, сохранению их этнокультурной самобытности, укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия.

4.  Организация работы по созданию необходимых условий, способствующих строительству культовых объектов традиционных конфессий.

5.  Обеспечение равноправного функционирования государственных языков Республики Татарстан и языков представителей других народов, проживающих на территории города и района.

6.  Расширение взаимоотношений с нетрадиционными религиозными объединениями, функционирующими на территории города и района.

7. Оказание организационной, юридической и методической помощи в деятельности общественных формировании Нижнекамского муниципального района.

8. Активизация женского общественного движения (00 «Женщины Татарстана», «Исламия», «Ак калфак», комитет солдатских матерей).

Таким образом, в Республике Татарстан и обществе отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями. В Татарстане не существует государственной религии или государственного религиозного объединения.

Необходимо заключить, что Республика Татарстан принимает меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально - полезной деятельностью, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, стоящих перед обществом. Однако, несмотря на проводимую работу, в настоящий момент, на наш взгляд, является актуальным формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций, в связи с чем нами предлагаются следующие основные направления:

-    республиканская политика в вопросах религиозного образования;

-    взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности;

-    обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах;

-    совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими;

-    создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии;

-    основные направления информационной политики по освещению религиозных процессов в Татарстане.

К тому же, для совершенствования взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций целесообразно в рамках Нижнекамского муниципального района содействие укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия, организация работы по созданию необходимых условий, способствующих строительству культовых объектов традиционных конфессий, расширение взаимоотношений с нетрадиционными религиозными объединениями, функционирующими на территории города и района, оказание организационной, юридической и методической помощи в деятельности религиозных организаций Нижнекамского муниципального района.


4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

Говоря об эффективности взаимоотношений государства и религиозных организаций, нужно учитывать как рациональное использование управленческого ресурса, так и организацию процесса успешного государственного управления.

В настоящее время взаимоотношение с религиозными объединениями составляет часть полномочий Президента и Правительства России.

На федеральном уровне в рамках исполнительной власти регулирование государственно-конфессиональных отношений относится также к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы, Отдела по взаимоотношению с религиозными объединениями Главного управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации, Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, значительное внимание взаимоотношению с религиозными объединениями уделяется на уровне института Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Главный критерий социальной значимости взаимоотношений государства и религиозных организаций – максимальная степень удовлетворения интересов обеих сторон, чего не всегда удается достичь. Для достижения баланса интересов необходимо стремиться к социально-экономической эффективности.

В современной теории менеджмента управление считается эффективным в том случае, если организации достигают своих целей, поэтому эффективность в управлении взаимоотношением государства и религиозных организаций следует рассматривать с позиций представителей религиозных организаций, органов государственной власти или территориального управления, населения.

Эффективность с позиций представителей религиозных организаций определяется, прежде всего, как уровень, определяемый государством, который является необходимым и достаточным для осуществления религиозными организациями своей деятельности. Если такие условия не предоставляются, то религиозные организации вынуждены или подстраиваться под существующие нормативы, или отстаивать свои права через суды и т.д.

Эффективность деятельности религиозных организаций с позиций представителей власти определяется как полное и неукоснительное соблюдение первыми норм и правил, установленных государственными органами.

Несмотря на проводимую работу государственных органов по совершенствованию взаимоотношений с религиозными организациями, в настоящий момент, на наш взгляд, для обеспечения социально-экономической эффективности подобного взаимоотношений целесообразным является формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций, в связи с чем могут быть предложены такие направления, как республиканская политика в вопросах религиозного образования; взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности; обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах; совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими; создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии; информационная политика по освещению религиозных процессов в Татарстане.

Эффективность реализации плана мероприятий должно обеспечивается за счет:

-    исключения возможности влияния бюрократических факторов при принятии и реализации управленческих решений;

-    привлечения компетентных представителей властных и религиозных структур для решения существующих проблем;

-    привлечения независимых объективных консультантов по различным аспектам возникающих вопросов;

-    создания эффективных механизмов оценки и реализации намеченного плана.

Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:

-    повышения уровня объективности и эффективности при принятии управленческих решений;

-    приведение в соответствие федеральных, региональных и местных нормативно – правовые актов, касающихся регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций;

-    учет и оценка региональных и местных особенностей при формировании государственной политики в области взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.