рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

В целом проблем с регистрацией и перерегистрацией христианских и иудейских организаций в республике не было. Мусульманские же организации, даже при отсутствии каких-либо препятствий с чьей-либо стороны, активной помощи государственных органов, не проявили необходимой заинтересованности в деле регистрации своих уставов. В результате, в положенные сроки регистрацию в Министерстве юстиции РД прошли около одной десятой всех мусульманских организаций республики.

Одной из главных целей, которые преследовались при принятии Закона Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях", являлось недопущение распространения в республике религиозного экстремизма. Организации фундаменталистского или так называемого ваххабитского направления, не проходя никакой официальной регистрации, действовали к этому времени во многих районах республики. Они представляли особую опасность для стабильности и мира в республике. Вся их пропаганда и деятельность были направлены на разжигание религиозного фанатизма, противопоставление их "чистого ислама" традиционно исповедуемой дагестанцами вере.

Главной целью ваххабиты провозгласили создание на территории Чечни и Дагестана исламского государства, в котором действовали бы оторванные от реалий современного общества идеализированные шариатские правила. Для достижения своих целей ваххабиты предполагали использовать все методы, не отвергая даже идею вооруженной борьбы. Несмотря на многочисленные попытки руководства республики решить проблему религиозного экстремизма мирным путем, без кровопролития, путем достижения компромиссов и развертывания идеологического противодействия крайним проявлениям религиозного экстремизма, принятые меры, комплексные мероприятия в этом плане не дали позитивных результатов.

В августе-сентябре 1999 года нападение на Цумадинский, Ботлихский и Новолакский районы нашей республики вооруженных бандформирований из Чечни под руководством ваххабитских лидеров и поддержке их со стороны ваххабитов - дагестанцев полностью разоблачило экстремистскую сущность ваххабитских организаций. 16 сентября 1999 г. НС РД приняло Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".

Принятие специального закона, запрещающего конкретное религиозное экстремистское течение ваххабизм, явилось прямым следствием развязанной ваххабитами в Дагестане войны и в связи с этим требованием всего населения республики ужесточить борьбу с экстремистским течением, законодательно его запретить. Причем, если раньше борьба с ваххабизмом рассматривалась многими как чисто идейная, несовместимая с провозглашенной в стране свободой совести, то сегодня ваххабиты сами поставили себя вне закона, полностью себя скомпрометировали.

Важно отметить, что не только действия лидеров экстремистов, развязавших войну против мирного мусульманского населения, но и само учение ваххабизма носит антигуманный, антиконституционный характер, т. к. идеология ваххабизма предусматривает устройство политической жизни общества и экономики на основе идей "чистого ислама" путем захвата власти и насильственного утверждения псевдошариатского правления. Агрессивное враждебное отношение ко всем мусульманам, не принимающим ваххабитские идеи, урон, нанесенный ими исламу в Дагестане, позволяют назвать ваххабизм и антиисламским учением.

Закон о запрете ваххабизма принят, и теперь необходимо приложить все усилия для того, чтобы он действовал, исполнялся всеми структурами, каждым гражданином республики, не остался только на бумаге.

Отныне на территории Республики Дагестан запрещено создание и функционирование ваххабитских организаций. Это означает, что запрещено создание каких- либо групп или иных объединений, последователей этого экстремистского течения по всей республике. Запрещена деятельность религиозных миссий, их филиалов, учебных заведений, благотворительных и других фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма или других экстремистских учений. Закон должен положить конец бесконтрольной пропагандистской деятельности зарубежных эмиссаров на территории нашей республики. Обладая огромными денежными средствами, эти организации и отдельные лица бесконтрольно вербовали в ряды экстремистов наших сограждан, вооружали их, снабжали специальной литературой.

Новый закон предусматривает запрет на изготовление, хранение и распространение любых печатных, видео-, фото- и иных материалов, содержащих пропаганду ваххабизма и экстремизма. Должен быть поставлен действенный заслон на всех путях проникновения к нам этих материалов, а имеющиеся должны быть изъяты.

До сих пор большой проблемой для республики остается бесконтрольный выезд дагестанской молодежи на учебу в мусульманские учебные заведения за рубеж. Нет полной статистики по количеству выехавших, данных о конкретных религиозных учебных заведениях, где наши юноши проходят обучение. В результате богатые ваххабитские организации берут нашу молодежь под опеку, направляют их в свои учебные заведения, оплачивают обучение. Новый Закон указывает, что обучение граждан республики в религиозных учебных заведениях за пределами РД и РФ допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации, согласованному с Комитетом Правительства РД по делам религий.

Для того, чтобы не допустить каких-либо экстремистских отклонений в процессе преподавания в мусульманских учебных заведениях республики, Закон обязывает проводить обучение в этих учреждениях только по учебным программам, утвержденным органом управления республиканской религиозной организации. Лица, занимающиеся религиозным обучением, также должны осуществлять свою деятельность с разрешения органа управления ДУМД. Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" является важной законодательной опорой в борьбе с распространением экстремистской идеологии в нашей республике.

Экстремизм - явление политическое, угрожающее всей структуре общества. Работа по борьбе с этим злом должна вестись по всем направлениям всем обществом: государственными органами, религиозными и общественными организациями, научной интеллигенцией. Ведя борьбу с религиозным экстремизмом, государство в то же время строго соблюдает принципы свободы совести, провозглашенные в конституции и законах страны.

Республика Дагестан служит примером обеспечения полной свободы вероисповедания граждан. По сведениям Комитета Правительства РД по делам религий, в Дагестане функционируют 1594 мечети: 909 - Джума-мечетей, 571 - квартальная мечеть, 45 мечетей в селах, где не читают джума, 69 - молитвенных домов. В целом по республике приблизительно 170-180 тысяч мусульман регулярно посещают пятничные молитвы в мечетях. Религиозным обучением в республике охвачено около 14 тысяч человек.

В Дагестане действуют 17 исламских вузов. Во всех мусульманских вузах республики обучаются более двух с половиной тысяч юношей и девушек, а в 44-х их филиалах - почти столько же. 132 медресе и 245 начальных религиозных школ дают начальное и среднее религиозное образование дагестанской молодежи [51, с.32].

Таким образом, верующие Дагестана имеют возможность реализовать свои права на свободу вероисповедания в полном объеме и без ограничений, что является одним из важнейших признаков движения республики в направлении построения демократического правового общества.

3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций

Конституция Российской Федерации среди других прав и свобод закрепила право каждого на свободу совести. В 1997 году был принят Федеральный закон N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях", закрепивший новые принципы отношений между государством и религиозными объединениями и гарантировавший равные права, связанные со свободой вероисповедания. При этом в указанном законе установлен приоритет международных договоров над внутренним законодательством в вопросах законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях.

Несмотря на прогрессивное законодательство, постсоветский опыт реальных государственно-конфессиональных отношений может быть охарактеризован не только с позитивной стороны. Период достаточно высокого уровня обеспечения религиозной свободы в первые годы независимости сменился периодом преимущественно ограничительной правоприменительной практики в религиозной сфере, попытками возврата к советским принципам отношений между государством и религиозными структурами, доминирования контрольно-разрешительных моментов в деятельности государственных органов. Общий рост религиозности населения и количества религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности доставляет определенные проблемы государственным органам, которые плохо ориентируются в новой религиозной ситуации и стремятся решать возникающие проблемы испытанными административными инструментами [52, с.12].

Одна из причин отхода от демократических принципов в сторону ужесточения контроля государства за деятельностью религиозных объединений заключается в том, что до сегодняшнего момента не определен статус религии в современном обществе, сфера и границы её влияния на общественные процессы. Религия и религиозные организации, несмотря на признание их социальной и индивидуальной значимости, продолжают нередко рассматриваться как нечто чуждое и временное [53, с.5].

В республике и обществе отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.

Республика Татарстан является многоконфессиональным образованием, местом проживания верующих и деятельности религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности.

Граждане Республики Татарстан, других республик и государств и лица без гражданства равны перед законом по всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от их вероисповедной принадлежности и отношения к религии.

В Татарстане не существует государственной религии или государственного религиозного объединения. В соответствии с провозглашенным в законодательстве принципом равенства религиозных объединений, государство не отдает предпочтения какой-либо религии или религиозному объединению. Никакие религии, верующие или религиозные объединения не могут пользоваться привилегиями, льготами по сравнению с другими по причине их вероисповедной принадлежности.

Вероисповедная принадлежность не может быть причиной дискриминации граждан и религиозных объединений в реализации предоставленных им прав, доступе к социальным благам, судопроизводстве. Лица и организации, нарушающие принцип равноправия граждан, ограничивающие права или устанавливающие какие-либо преимущества в зависимости от отношения к религии, должны привлекаться к ответственности.

Обладая равными правами, все религиозные объединения имеют равные обязанности вне зависимости от вероисповедания и несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке установленных законом.

Республика одинаково относится к религиозным объединениям в вопросах государственной регистрации, получения разрешений на строительство, реконструкцию зданий, выделения земельных участков, предоставления возможностей проведения благотворительной и культурно-просветительской деятельности, религиозной деятельности, в том числе в отдельных государственных организациях (тюрьмах, больницах), доступа к средствам массовой информации и т.д. Запрещаются любые формы пропаганды религиозного превосходства в государственных средствах массовой информации. Государство и его органы способствуют тому, чтобы представители возможно большого количества религиозных объединений привлекались к проведению как общенациональных, так и местных общественных, культурных мероприятий. При этом следует исключать факты участия в крупных общественно-значимых событиях представителей лишь отдельных религий, тем самым нарушая принцип равенства религиозных объединений.

Республика также привлекает большое количество религиозных объединений для обсуждения нормативных правовых актов, касающихся вопросов религии.

Республика Татарстан принимает дальнейшие меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально - полезной деятельностью, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, стоящих перед обществом. Законодательство Республики Татарстан в области вероисповедания, на наш взгляд, должно строиться в соответствии с международно-правовыми актами, принципами и нормами международного права.

По мнению автора, в связи с изменяющимися социально – экономическими и правовыми условиями, необходимо периодически вносить изменения в действующий Закон 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", с целью обеспечения дальнейших гарантий реализации права на свободу вероисповедания. В ходе подготовки изменений должна быть учтена специфика религиозных объединений как субъектов правовых отношений. В частности, следует пересмотреть типологию религиозных объединений, снизить сумму регистрационного сбора, более четко решить вопросы религиозного и связанного с религиозным образования. Республиканские власти допускают деятельность незарегистрированных религиозных объединений, при условии соответствия ее законодательству Республики Татарстан и осуществляет меры по созданию механизма учета как зарегистрированных, так и незарегистрированных объединений в регионе.

Правительством Республики Татарстан, по нашему мнению, должны быть предприняты меры по подготовке закона "Об альтернативной воинской службе", одной из целей которого должно быть согласование религиозных убеждений граждан и интересов государства.

Необходимо также подготовить новые нормативные акты и изменения действующих нормативных актов об упрощенных таможенных процедурах при получении и отправлении предметов религиозного культа и благотворительной (гуманитарной) помощи для религиозных объединений.

Республике необходимо и в дальнейшем придерживаться положения, что ограничения религиозных прав и свобод граждан могут предусматриваться только законом и только в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан и устанавливать эти ограничения в соответствии с международными стандартами в области свободы религии и убеждений.

По нашему мнению, в настоящий момент является актуальным формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций. Нами предлагаются следующие основные направления.

1. Республиканская политика в вопросах религиозного образования

Республике необходимо придерживаться принципа отделения государственной системы образования и воспитания от религиозных объединений и осуществления светского характера образования.

По нашему мнению, не следует допускать преподавание религиозных дисциплин в государственных образовательных учреждениях. При организации отдельных встреч и мероприятий (например, оказание благотворительной помощи) с представителями конфессий, администрации государственных учреждений образования следует принимать меры по недопущению религиозной пропаганды, оскорбления верующих и неуважительного отношения к другим конфессиям во время таких встреч.

Вместе с тем администрация и педагогический состав государственных учреждений образования должны уважать религиозные чувства учеников (воспитанников) и не могут заниматься антирелигиозной пропагандой, навязыванием атеистических убеждений, нарушать права учеников (воспитанников) и их родителей в зависимости от религиозных убеждений.

В республиканской системе образования и воспитания следует допускать преподавание дисциплин, связанных с религией, однако такое преподавание должно иметь не теологическую, а религиоведческую и культурологическую направленность и не может сопровождаться выполнением религиозных обрядов или пропагандой религиозной исключительности.

В негосударственной системе образования и воспитания целесообразно допускать преподавание и изучение религиозных и религиоведческих дисциплин на добровольных началах (за исключением негосударственных учреждений образования, созданных религиозными объединениями, в которых изучение религиозных и религиоведческих дисциплин может являться обязательным).

Религиозные объединения могут создавать учреждения образования как для предоставления светского образования, так и для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования. В первом случае они должны отвечать государственным стандартам, иметь лицензию и соблюдать другие правила, установленные в сфере образования. В случае создания учебного заведения исключительно для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования, деятельность такого заведения не будет лицензироваться государством, хотя учебное заведение обязано соблюдать определенные правила, установленные государством для общественных учреждений.

Религиозные объединения, на наш взгляд, должны иметь возможность создания воскресных школ, курсов, семинаров и других форм религиозного обучения, не требующих государственной регистрации и лицензирования, отправлять учеников (воспитанников) на обучение в соответствующие учебные заведения других стран. Государственные органы с привлечением органов (должностных лиц) по связям с религиозными объединениями будут иметь право в порядке, установленном законом, осуществлять проверки образовательной деятельности религиозных объединений, не вмешиваясь непосредственно в эту деятельность.

Государство должно уважать права родителей воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, равно как право ребенка иметь собственные религиозные или атеистические убеждения, отличные от убеждений родителей. Действия по принудительному привлечению детей к религии, сопряженные с физическим или иным противоправным воздействием, наказываются в соответствии с законодательством Республики. Родители могут приобщать детей к религии как в частном порядке, в том числе совместно с другими родителями, так и в различных заведениях, созданных религиозными объединениями, а также отправлять их для обучения в религиозные учебные заведения других стран.

2. Взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности

Принцип отделения религиозных объединений от государства не означает полной изоляции государственных и религиозных институтов. Одной из сфер возможного сотрудничества двух социальных субъектов является благотворительность. Благотворительная деятельность является одним из важнейших видов деятельности любого религиозного объединения и государство признает значительный позитивный социальный потенциал религиозных организаций в делах благотворительности и социальной опеки.

Различные конфессиональные структуры имеют огромный опыт работы с людьми и организациями, требующими повышенного общественного внимания, в том числе с детьми и престарелыми, лицами страдающими различными заболеваниями, включая алкоголизм и наркоманию, бездомными и малоимущими. Даже сравнительно небольшой постсоветский период деятельности религиозных организаций показал огромную активность религиозных организаций в сфере благотворительности. Большинство религиозных объединений Республики Татарстан проводят благотворительные программы в различных формах.

С другой стороны, государственные органы в силу различных причин не всегда эффективно действуют в сфере благотворительности и социальной защиты. Таким образом, существует объективная потребность во взаимоотношении государственных и религиозных структур в вопросах благотворительности.

На наш взгляд, должны быть предприняты меры по предоставлению религиозным организациям больших организационно-правовых возможностей для осуществления благотворительной деятельности. В частности, в законодательстве необходимо закрепить право проводить такую деятельность как самостоятельно, так и через создаваемые ими структуры, а также в сотрудничестве с различными государственными и негосударственными организациями. В налоговом законодательстве следует закрепить льготы для организаций, занимающихся благотворительностью.

Государственным органам различных видов и уровней рекомендуется использовать возможности религиозных объединений в сфере благотворительности и при этом исключить любые проявления административного нажима и принуждения к такой деятельности. Позитивный опыт сотрудничества государства и религиозных объединения должен найти свое отражение в средствах массовой информации.

Благотворительная деятельность религиозных объединений будет осуществляться с уважением к религиозным или нерелигиозным чувствам граждан.

3. Обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах

Конституционным правом на свободу совести обладает каждый, находящийся на территории Республики Татарстан, включая лиц, чьи права и свободы в силу различных причин ограничены по сравнению с большинством населения Республики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.