| |||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Проектирование привода пресс-автомата с плавающим ползуномХарактеристики подшипника качения № 7308 взяты из справочника [4]. Рисунок 14. Схема конического подшипника качения. Формула для определения диаметра делительной окружности колеса d1 имеет вид: d1= где m – нормальный модуль зубчатого зацепления; β – угол наклона линии зуба; z2 – число зубьев колеса; d1=1,5·100/cos16˚15΄37˝=150/0,96=156,25 (мм); Окружную силу определим по формуле: Ft=2·М∑max/d1, (16) где М∑max – максимальный момент на тихоходном валу; dк=d1 – диаметр начальной окружности; Ft=2·216/156,25·10-3=432/156,25·10-3=2764,8 Н . Осевую составляющую Fa определим по формуле: Fa=Ft·tgβ , (17) Fa=2764,8·tg16˚15΄37˝=805,87 Н. Радиальную силу определим по формуле: Fr=(Ft·tgαw)/cosβ , (18) где αw – угол зацепления косозубой передачи в нормальном сечении (αw≈20˚); Fr= РАСЧЁТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА ПРОЧНОСТЬРасчёт состоит из нескольких этапов: 1. формирование расчётной схемы вала; 2. расчёт вала на статическую прочность; 3. проектировочный расчёт шпоночного или шлицевого соединения; 4. расчёт вала на выносливость. Валы в редукторах выполняют ступенчатыми, т.к. это обеспечивает удобный монтаж, надёжную фиксацию подшипников и зубчатых колёс. Расчёт проводится для тихоходного вала, как наиболее нагруженного. ФОРМИРОВАНИЕ РАСЧЁТНОЙ СХЕМЫ ВАЛАБудем считать, что сила, действующая со стороны ролика, на беговую дорожку внутреннего кольца подшипника, приложена в геометрическом центре конического ролика. Будем полагать, что геометрический центр ролика определяется в осевом направлении размером С/2 и лежит на окружности диаметром dср= В качестве прототипа был взят чертёж тихоходного вала мотор-редуктора МЦ-80 (Лист 38) из каталога [3]. Формирование расчётной схемы тихоходного вала показано на Рисунке 16. При установке радиально-упорных конических подшипников враспор наблюдается смещение опор на расчётной схеме внутрь относительно тел качения на величину 1. Определим S – смещение опоры относительно середины наружного кольца подшипника: S= Определим L=2T+tk+a+b , - расстояние между внешними торцами подшипников, где T – габаритная ширина подшипника; tk – ширина венца зубчатого колеса; a – ширина упорного буртика; b – размер ступенчатой части колеса. Формирование расчётной схемы вала. Размеры a и b получены масштабированием сборочного чертежа мотор-редуктора МЦ-80 – [3] и исходя из рекомендаций по выбору данных размеров. a=6 , b=8 Тогда получим: L=2·25,25+25+6+8=89,5 (мм). Определим расчётную длину вала lрас по формуле:
lрас=L-2·( где с – ширина наружного кольца подшипника. Найдём длину lk2, которая определяет положение срединной плоскости колеса:
lk2=(Т+tk/2)-( Зная lk2 , определим размер lk1:
lk1=lрас-lk2=67,5-26,75=40,75 (мм). РАСЧЁТ ВАЛА НА СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬЗаменим шарнирные опоры силами реакции, а силы, действующие в зубчатом зацеплении, приведём к оси вала: Ma=Fa·dw/2=Ft·tgβ·dw/2=(2·М∑max/dw)·tgβ·dw/2=М∑max·tgβ=216·0,292=62,96(Н·м); Mt=Ft·dw/2=(2·М∑max/dw)·dw/2=М∑max=216 (Н·м); Разложим реакции опор Ra и Rc на составляющие по осям, и найдём их. 1. Составляющие по оси X: ∑Mcy=-xa·lрас+Ft·lk2=0; xa=( Ft·lk2)/lрас=(2764,8·26,75·10-3)/67,5·10-3=1095,68 Н; ∑May= xc·lрас-Ft·lk1=0; xc=( Ft·lk1)/lрас=(2764,8·40,75·10-3)/67,5·10-3=1669,12 Н; 2. Составляющие по оси Y: ∑Mcx=-ya·lрас+Ma+Fr·lk2=0; ya=(Ma+Fr·lk2)/lрас=(62,96+1048,032·26,75·10-3)/67,5·10-3=1348,07 Н; ∑Max=yc·lрас+Ma-Fr·lk1=0; yc=(-Ma+Fr·lk1)/lрас=(-62,96+1048,032·40,75·10-3)/67,5·10-3=-300,04 Н; 3. Составляющие по оси Z: ∑Fz=Fa-zc=0; zc=Fa=805,87 Н. Допущения: 1) пренебрежём влиянием на прочность касательных напряжений от поперечной силы. 2) не учитываем циклический характер нагружения вала, а также влияние на прочность конструктивных (концентрация напряжения) и технологических факторов. Расчётная схема вала показана на Рисунке 17. По эпюрам внутренних силовых факторов видно, что опасным сечением является сечение B (под срединной плоскостью колеса (слева)). В точке Е реализуется плоское упрощенное напряжённое состояние. Для определения эквивалентного напряжения в точке Е воспользуемся третьей теорией прочности. Запишем условие прочности: σЕэкв=[σ], для стали 40Х [σ]=80 МПа; (*) σІІІэкв=σ1-σ3=((σ/2)+√(σ/2)2+τ2)-((σ/2)-√(σ/2)2+τ2)=√σ2+4τ2 . Для нашего случая воспользуемся частной формулой для определения σэкв: σЕэкв= Подставим данное выражение для σЕэкв в условие прочности и выразим параметр d:
d3≥(32·√M2изг+M2∑max)/[σ]·π; d≥ √(32·√M2изг+M2∑max)/[σ]·π ; [d]= По ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры» выбираем размер [d]ГОСТ=31 мм. Тогда d=max(dкат ;[d]ГОСТ)=max(0,044 ; 0,031)=0,044 (м) =44 (мм). ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЁТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯТаблица 7. Размеры шпонки по ГОСТ 23360-78.
Расчёт шпоночного соединения проводим по напряжениям смятия σсм: σсм ≤ [σсм] (19) Для стали 45, из которой чаще всего изготавливают шпонки [σсм]=180 МПа, но так как характер нагрузки – сильные толчки, то это напряжение необходимо понизить на 35%. В результате получим [σсм]=117 МПа. σсм = Nсм/Sсм , где Nсм – сила смятия; Sсм – площадь смятия. Sсм=(h-t1)·lраб , lраб=l-b , Sсм=(h-t1)·(l-b). Nсм определим из условия равновесия: ∑Mz=M∑max-Nсм·d/2=0 , Nсм=2· M∑max/d . Подставим полученные выражения для Sсм и Nсм в условие прочности (19): 2· M∑max/d·(h-t1)·(l-b) ≤ [σсм] . (20) Из полученного равенства (20) выразим l: l ≥ (2· M∑max/[σсм]·d·(h-t1))+b; [l]= Т.к. длина шпонки [l]=40 (мм) получилась больше, чем длина ступицы Lст=33 (мм) (Lст=tk+b=25+8=33 (мм)), то одна шпонка не удовлетворяет условию прочности. Исходя из этого, необходимо поставить две диаметрально расположенные шпонки. В этом случае длина шпонки будет определяться неравенством:
l ≥ (M∑max/[σсм]·d·(h-t1))+b; [l]= Согласно ГОСТ 23360-78 длину шпонки выбираем l=28 (мм). Lст-l =33-28=5 (мм), что удовлетворяет условию выбора шпонок: Lст-l =5…15 (мм). По результатам проектировочного расчёта шпоночного соединения назначим две диаметрально расположенные шпонки 12×8×28 по ГОСТ 23360-78. РАСЧЁТ ВАЛА НА ВЫНОСЛИВОСТЬВсе расчётные зависимости и значения коэффициентов взяты из учебника [5]. Проверочный расчёт вала на выносливость выполним с учётом формы циклов нормального и касательного напряжений, конструктивных и технологических факторов. Проверочный расчёт заключается в определении расчётного фактического коэффициента запаса прочности и сравнении его со значением нормативного коэффициента. n ≥ [n] , где [n]=2,5 – значение нормативного коэффициента запаса прочности. Значение n найдём по формуле: n= где nσ – фактический коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; nτ – фактический коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. Величину nσ определим по формуле: nσ=σ-1/[(kσ·β·σa/εσ)+σm·ψσ] , (22) где σ-1=410 МПа для стали 40Х (термообработка улучшение) – предел выносливости стали при симметричном изгибе; kσ=1,77 – (для канавки, полученной пальцевой фрезой) – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений при изгибе; β=1,2 – коэффициент, отражающий влияние качества обработки поверхности вала (вид обработки – точение); εσ=0,81 – коэффициент масштабного фактора (соответствует диаметру вала равному 44 мм); ψσ=0,1 – коэффициент, отражающий влияние асимметрии цикла на усталостную прочность; σa – амплитуда цикла нормальных напряжений при изгибе; σm – среднее напряжение цикла при изгибе. При определении параметров цикла (σm и σa) будем использовать следующие допущения: 1) максимальные и минимальные напряжения реализуются в одной и той же опасной точке, положение которой было определено ранее (пункт 7.2); 2) будем считать, что изгибающий момент в сечении изменяется пропорционально крутящему моменту. Значения σa вычисляется по формуле: σa=(σmax-σmin)/2 . Значения σm вычисляется по формуле: σm=(σmax+σmin)/2 . Найдём величину σmax по формуле: σmax =Mmaxизг / Wx , где Mmaxизг=70,79 Н·м; Wx=0,1·d3-b·t1·(d-t1)2/d – момент сопротивления сечения вала с двумя шпоночными канавками. Wx=0,1·(44·10-3)3 -
σmax = Из графика зависимости нормальных напряжений от угла поворота вала (Рисунок 21) видно, что минимальные нормальные напряжения σmin действуют, когда вал находится в 9 положении. Схема к определению нормальных напряжений и график зависимости нормальных напряжений от угла поворота вала. Величину σmin вычислим по формуле: |σmin|=|M∑(9)/M∑max|·σmax·|y(9)/ymax|= В результате расчётов получим, что σmax= σ3=11 МПа и σmin= σ9=-1,012 МПа. σа=(σmax -σmin)/2= σm=(σmax +σmin)/2= Определим значение коэффициента запаса прочности по нормальным напряжениям nσ по формуле (22): nσ= Значение nτ определяется по формуле: nτ= τ-1/[(kτ·β·τa/ετ)+τm·ψτ] , (23) где τ-1=240 МПа для стали 40Х – предел выносливости стали при симметричном кручении; kτ=2,22 – эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении; β=1,2 – коэффициент, отражающий влияние качества обработки поверхности вала; ετ=0,75 – коэффициент масштабного фактора; ψτ=0,05 – коэффициент, отражающий влияние асимметрии цикла на усталостную прочность вала; τa – амплитуда цикла касательных напряжений при кручении; τm – среднее напряжение цикла при кручении. Закон распределения касательных напряжений τ(φ) совпадает с законом изменения суммарного момента M∑(φ). Вычислим значение τmax по формуле: τmax =M∑max / Wx , где M∑max=216 Н·м; Wx=0,2·d3-b·t1·(d-t1)2/d=0,2·(44·10-3)3 -
=14,96·10-6 (м3); τmax = Аналогично вычислим τmin: τmin=M∑min / Wx= Зная τmax и τmin, определим значения τa и τm: τa=(τmax -τmin)/2= τm=(τmax +τmin)/2= График зависимости касательных напряжений от угла поворота вала. Вычислим коэффициент запаса прочности nτ по формуле (23): nτ= Найдём значение расчётного коэффициента запаса прочности по формуле (21): n= Расчётное значение фактического коэффициента запаса прочности получилось больше значения нормативного коэффициента запаса прочности: n ≥ [n], 5,95 > 2,5 - это удовлетворяет расчёту вала на выносливость. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ ЗУБЧАТОЙ ПАРЫ НА ПРОЧНОСТЬВсе используемые в этом разделе формулы и расчётные зависимости взяты из конспекта лекций [2]. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСА ПЕРЕДАЧИРесурс передачи вычислим по формуле: Lп=365·Г·Кг·8·C·Кс , где Г=7 – количество лет службы передачи; Кг= коэффициент годового использования; С=2 – количество смен; 8 – продолжительность рабочей смены в часах; Кс= коэффициент сменного использования. В результате получим: Lп=365·7·0,658·2·8·0,875=23536,66 (часов). Шестерню изготавливают более твёрдой (твёрдость поверхности зубьев определяется термообработкой), т.к. число её зубьев меньше, чем у колеса, поэтому она совершает большее число оборотов и испытывает большее число циклов нагружения. Следовательно, для равномерного изнашивания зубъев передачи твёрдость материала шестерни должна быть выше твёрдости материала колеса на 3…5 единиц по шкале Раквелла. Характеристики материала колеса и шестерни приведены в Таблице 8. Таблица 8. Характеристики материала зубчатой пары
РАСЧЁТ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБА КОЛЕСА НА ПРОЧНОСТЬ ПО КОНТАКТНЫМ НАПРЯЖЕНИЯМРасчёт проводим для колеса, как наиболее слабого элемента зацепления. Запишем условие прочности: σн ≤ [σн] , где σн – действующее напряжение при циклическом контактном воздействии; [σн] – допускаемое контактное напряжение. Значение допускаемого контактного напряжения [σн] определяется по формуле: [σн]=(σно·kHL)/[kH] , (24) где σно – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения (зависит от материала и термообработки); σно=17·HRC+200=17·50+200=1050 МПа; kHL – коэффициент долговечности; kHL= где NHO=4·106 – базовое число циклов нагружения (взято из конспекта лекций [2]). NHE=60·c· n1·Lп , - число циклов за весь период эксплуатации; где c=1 – число вхождений зуба в зацепление за один оборот; NHE=60·140·23536,66=197,71·106 ; kHL= т.к. у нас термообработка поверхности зубьев - поверхностная закалка, то 1 ≤ kHL ≤ 1,8 и, следовательно, берём kHL=1. [kH]=1,25 – коэффициент безопасности (выбирается в зависимости от вида термохимической обработки зубьев: поверхностная закалка). Вычислим значение [σн] по формуле (24): [σн]= Значение σн вычислим по формуле: σн= где α=340000 Н·м2 – вспомогательный коэффициент, который зависит от материала колеса и шестерни (сталь – сталь); kД – коэффициент динамичности, отражающий неравномерность работы зубчатой передачи (зависит от скорости и точности передачи); kК – коэффициент концентрации, отражающий неравномерность распределения напряжений по длине линии контакта; kД ·kК =1,3 ; Vк=1,35 – коэффициент, отражающий повышенную нагрузочную способность косозубых и шевронных колёс; aw=100·10-3 м – межосевое расстояние; iф=3,57 – передаточное число редуктора; tk=25·10-3 м – ширина венца зубчатого колеса; β=16˚15΄37˝ - угол наклона линии зуба; M∑max=216 (Н·м) – максимальный суммарный момент. Следовательно, σн по формуле (25) получится: σн= Как видно из расчёта, условие прочности по контактным напряжениям выполняется: 831,54•106 < 840·106. Следовательно, вид термохимической обработки зубьев выбран верно. РАСЧЁТ ЗУБЬЕВ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ПЕРЕМЕННОМ ИЗГИБЕЗапишем условие прочности: σF ≤ [σF] , где σF - действующее напряжение при переменном изгибе; [σF] – допускаемое напряжение при переменном изгибе. Значение [σF] определим по формуле: [σF]= где σ-1F = 700 МПа – предел выносливости материала при симметричном изгибе; [kF]=1,75 – коэффициент безопасности (зависит от технологии изготовления зубчатого колеса: заготовка получается штамповкой); kFL – коэффициент долговечности; kFL= где NFO=4·106 – базовое число циклов нагружения (взято из конспекта лекций [2]); NFЕ = NHE =197,71·106 – число нагружений зуба колеса за весь срок службы передачи; m=9, т.к. HB>350. kFL= Т.к. 1 ≤ kFL ≤ 1,63 ,то принимаем kFL = 1. Вычислим значение [σF] по формуле (26): [σF]= Величину σF определим по формуле: σF = где M∑max=216 (Н·м) – максимальный суммарный момент; kД ·kК =1,3 , где kК – коэффициент концентрации, kД – коэффициент динамичности; m=1,25·10-3 м – нормальный модуль зубчатого зацепления; tk=25·10-3 м – ширина венца зубчатого колеса; β=16˚15΄37˝ - угол наклона линии зуба; zk = z2 = 100 - число зубьев колеса; Vк=1,35 – коэффициент формы зуба. YF выбираем по эквивалентному числу зубьев zv, где zv= Соответственно YF = 3,75. Найдём величину σF по формуле (27): σF = Получили, что 368,05 МПа < 400 МПа , а это удовлетворяет условию σF ≤ [σF]. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо заданным геометрическим, весовым и эксплуатационным параметрам был выполнен синтез плоского рычажного механизма с одной степенью свободы, в результате которого были найдены размеры звеньев механизма и межопорные расстояния. Был произведен кинематический анализ механизма, основанный на построении ряда последовательных положений звеньев механизма и соответствующих им планов скоростей, в результате которого были определены относительные линейные скорости характерных точек и относительные угловые скорости звеньев. Далее был проведен силовой анализ механизма. С целью его упрощения были заменены все звенья и усилия эквивалентной с точки зрения нагруженности привода динамической моделью. На основе динамического анализа были определены составляющие момента движущих сил (Мдв), предназначенные для преодоления сил статистического сопротивления – статический момент (Мст), и динамического сопротивления – динамический момент (Мдин). При определении суммарного момента движущих сил (М∑) были учтены потери на трение (КПД механизма равен 68%). На основе расчетного момента Мрасч (Мрасч=k1·k2·Мн=222,32 Н·м, где величина Мн – есть среднеинтегральное значение функции М∑(φ), К1 – коэффициент, отражающий повышенную частоту вращения быстроходного вала редуктора, К2 – коэффициент, отражающий влияние характера нагрузки) был выбран цилиндрический одноступенчатый мотор-редуктор МЦ-100 с максимальным крутящим моментом на выходном валу Т=230 Н·м передаточным числом i=3,57 и коническими радиальноупорными подшипниками №7308 на тихоходном валу, установленными враспор. Для тихоходного вала редуктора, который выполнен из стали 40Х (термическая обработка – улучшение), в результате проектировочного расчёта на статическую прочность был определён диаметр вала (d=44 мм) в опасном сечении – под срединной плоскостью зубчатого колеса. По результатам проектировочного расчёта на прочность при смятии для соединения «вал – колесо» были выбраны две диаметрально расположенные призматические шпонки 12×8×28 со скруглёнными краями по ГОСТ 23360-78. Далее был произведён проверочный расчёт вала на выносливость с учётом конструктивных и технологических факторов, а также форм циклов нормальных и касательных напряжений, в результате которого было установлено, что вал удовлетворяет условию усталостной прочности, т.к. значение фактического коэффициента запаса прочности n=5,95 больше, чем значение нормативного коэффициента [n]=2,5. Проверочный расчёт зубчатой пары на прочность (в качестве материала колеса и шестерни была выбрана сталь 40Х с поверхностной закалкой рабочей поверхности зубьев) по контактным и изгибающим напряжениям подтвердил работоспособность зубчатой пары (действующее контактное напряжение σн примерно равно допускаемому напряжению [σн], действующее напряжение при переменном изгибе σF примерно равно допускаемому напряжению [σF]). Следовательно, можно сказать, что спроектированный привод пресс-автомата удовлетворяет всем условиям работоспособности, рассмотренным в расчётно-пояснительной записке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Порошин В.Б., Худяков А.В. Проектирование привода механического оборудования. : Учебное пособие по курсовому проектированию – Челябинск: ЮУрГУ, 1997 – 38с. 2. Порошин В.Б., Ребяков Ю.Н., Деккер В.В. Конспект лекций по прикладной механике. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – 210 с. (На правах рукописи). 3. Анфимов М.И. Редукторы. Конструкции и их расчёт. : Альбом. – М.: Машиностроение, 1993 – 464с. 4. Перель Л.Я. Подшипники качения: Расчёт, проектирование и обслуживание опор: Справочник. – М.: Машиностроение, 1983. – 543с. 5. Иосилевич Г.Б., Лебедев П.А., Стреляев В.С. Прикладная механика. – М.: Машиностроение, 1985. -576с. 6. Гузенков П.Г. Детали машин: учебное пособие для втузов – М. : 1982. – 351с. |
© 2009 Все права защищены. |