| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточныйМ1х=0; М2= -Fr2·0,03 М2х=-368·0,03; М2х=-11Нм; М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055; М3хслева==-814·0,085-240 ·0,03; М3хслева=-76Нм; М3х=- REх ·0,055; М3х=- 2066 ·0,03; М3х=- 62; М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=42,5Нм; T4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
Эквивалентный момент:
5.2 Расчет быстроходного вала редуктора Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем
сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σв=730Н/мм2;
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [τк]=(20…25)Мпа Принимаем [τк]=20Мпа.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа5 (ГОСТ6636-69):
Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
b1=22мм. Учитывая,
что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые
радиальные однорядные особо легкой серии по Выбираем конструктивно остальные размеры: W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=40мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением. Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. ΣМ2y=0; RАy·0,06-Fr1·0,03=0 RАy= 60,7·0,06/ 0,03; RАy= RВy=121Н. Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RАy·0,03; М3у =3,6Нм2; М3у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. ΣМ4x=0; Fm1·0,1- RАx·0,06+ Ft1·0,03=0; RАx= (130·0,1+ 166,7·0,03)/ 0,06; RАx=300Н; Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала ΣМ2x=0; Fm1·0,02- Ft1·0,03+ RВx·0,06=0; RВx= (166,7·0,03- 130·0,02)/ 0,06; RВx=40Н Определяем изгибающие моменты: М1х=0; М2= -Fm2·0,04 М2х=-130·0,04; М2х=-5,2Нм; М3хсправа=-Fm1·0,1+RВх ·0,03; М3хсправа==-130·0,1+40 ·0,03; М3хсправа=-11,7Нм; М3х=- RАх ·0,03; М3х=- 300 ·0,03; М3х=- 9; М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=3,4Нм; T4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
Эквивалентный момент:
5.3 Расчет промежуточного вала Назначаем материал вала. Принимаем
сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв=730Н/мм2;
Определяем диаметр выходного конца вала из расчёта на чистое кручение
где [τк]=(20…25)Мпа [1,c.161] Принимаем [τк]=20Мпа.
С учетом того, что выходной конец промежуточного вала является валом-шестерней с диаметром выступов 24мм, принимаем диаметр вала под подшипник 25мм.
Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала dст=30мм; х=8мм; W=20мм; r=2,5мм; dв=28мм. Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм. l=60+30+30=120мм. l1=30мм; l2=30мм. Предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по dп=25мм подшипник №105, у которого Dп=47мм; Вп=12мм [4, табл.К27]. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. åМСу=0; -RDу·0,09+Fr1·0,03+Fr2·0,12=0 RDy=(368·0,03+60,7·0,12)/ 0,09; RDy==204Н. åМDу=0; RCy·0,09- Fr1·0,06+ Fr2·0,03=0; RCy=(368·0,06-60,7·0,03)/ 0,09; RCy=225Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у=-RCy·0,03; М2у=-6Нм; М3услева=-RCy·0,09+Fr1·0,06; М3услева=-16,6Нм М3усправа= Fr2·0,03; М3усправа= 11 М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. åМСх=0; RDx·0,09-Ft1·0,03-Ft2·0,12=0; RDx=( 166,7·0,03+ 1012·0,12)/0,09; RDx=1404Н; åМDх=0; RCx·0,09+ Ft1·0,06-Ft2·0,03=0; RCx=(1012·0,03+166,7·0,06)/ 0,09; RCx=337Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1x=0; М2x=-RCx·0,03; М2x=-10Нм; М3xслева= -RCx·0,09-Ft1·0,06; М3xслева=-91Нм; М3xсправа= Ft2·0,03; М3xсправа=5Нм; М4у=0. Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8) Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала. Крутящий момент Т1-1=0; Т2-2=-Т3-3=- T2/2=-4,3Нм; Т4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
Эквивалентный момент:
Все рассчитанные значения сводим в табл.5. Таблица 5 Параметры валов
6 Подбор и проверочный расчет шпонок Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11. Рис.9 Сечение вала по шпонке 6.1 Шпонки быстроходного вала Для выходного конца быстроходного вала при d=10 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=3x3 мм2 при t=1,8мм (рис.9). При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм. Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
где Т – передаваемый момент, Н×мм; Т1=3,4 Н×м. lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; [s]см – допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется.
6.2 Шпонки промежуточного вала Для зубчатого колеса вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7 мм2 при t=4мм, t1=3,3мм. Т2=8,5Нм. При длине ступицы шестерни lш=25 мм выбираем длину шпонки l=25мм. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1): Условие выполняется. 6.3 Шпонки тихоходного вала Передаваемый момент Т3=42,5Нм. Для выходного конца вала при d= 22мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм. При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм. Для зубчатого колеса тихоходного вала при d=35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8мм2 при t=5мм. При длине ступицы шестерни lш=20 мм выбираем длину шпонки l=20мм. С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см=170…190 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1): условие выполняется. Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета: МИэкв= 89Нм; МИ=79Нм; Т3-3=42,5Нм; dв=35мм; в=10мм – ширина шпонки, t=5мм – глубина шпоночного паза, l=22мм – длина шпонки. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу. Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1]и=60МПа:
Условие соблюдается. Определяем напряжения изгиба: σи=Ми/W; где W – момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:
σи=79000/3566=22Н/мм2. При симметричном цикле его амплитуда равна: σа= σи =22Н/мм2. Определяем напряжения кручения: τк=Т3-3/Wк; где Wк – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:
τк=42500/7775=5,4Н/мм2. При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна: τа= τк /2=5,4/2=2,7Н/мм2. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]: (Кσ)D=( Кσ/Кd+ КF-1)/ Кy; (Кτ)D=( Кτ/Кd+ КF-1)/ Кy; (7.1) где Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Кσ =1,6, Кτ =1,4; Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75; КF- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05; Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5. Подставив значения в формулы (7.1) получим: (Кσ)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45; (Кτ)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28. Определяем пределы выносливости вала [4, c263]: (σ-1)D=σ-1/(Кσ)D; (τ-1)D=τ-1/(Кτ)D; (7.2) где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ-1 = 380Н/мм2 , τ-1 ≈0,58 σ-1 =220Н/мм2; (σ-1)D=380/1,45=262Н/мм2; (τ-1)D=220/1,28=172 Н/мм2. Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]: sσ=(σ-1)D/ σа; sτ=(τ-1)D/ τа. (7.3) sσ=262/ 22=12; sτ=172/ 2,7=63,7. Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:
где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент запаса прочности. Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый. 8 Выбор и проверочный расчет подшипников Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7. Таблица 7 Параметры выбранных подшипников
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]: Ср≤С; Lр≥Lh; где Ср – расчетная динамическая грузоподъемность; Lh – требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч.
где ω – угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]: RЕ=V×RАКδКτ (8.2) где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем Kd =1,1. V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1 Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100ºС) [4, табл.9.4]. Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:
Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники. Для быстроходного вала: RЕ=323х1,1=355Н;
Для промежуточного вала: RЕ=1419х1,1=1560Н;
Для тихоходного вала: RЕ=2118х1,1=2330Н;
Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7. Параметры выбранных подшипников 9 Выбор масла, смазочных устройств Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.10): hм max £ 0.25d2 = 0.25×102 = 25,5мм; hм min = 2×m = 2×1,5 = 3мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5×Nдв = 0,5×0,25 = 0,125 л. Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем, который ввинчивается в корпус редуктора при помощи резьбы. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса. Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:
где ν50 – рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С; ν1 =170мм2/с – рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки; v=1,2м/с – окружная скорость в зацеплении Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А. И для шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. Список использованной литературы 1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999. 2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991 5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999 |
© 2009 Все права защищены. |