рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Разработка управленческих решений

Ранжирование рассмотренных факторов по важности осуществляется по å рассчитанных баллов в порядке убывания å, либо по коэффициенту значимости kt , который рассчитывается по формуле:

.

Вывод. Рассмотренная модификация метода экспертных оценок дает тождественный результат, что и при использовании метода простого ранжирования. При этом от исходных данных простого ранжирования достаточно просто перейти к оценке попарного сравнения и наоборот.

В результате проведенных расчетов было выявлено, что наиболее значимыми факторами являются факторы 4, 3, 2, 8, проранжированные в порядке убывания суммы баллов, т. е.:

х4 >-  >- х8 >- х6 >- х5 >- х7 >- х1 .

Следует также отметить, что согласованности у экспертов нет (о чем свидетельствует коэффициент конкордации меньше 0,05), поэтому надо улучшить их состав, т.к. они не в состоянии дать адекватную оценку и средний балл не будет вычислен правильно.


2. Принятие решения по нескольким критериальным показателям

На практике обычно приходится принимать решения не по одному критерию, а по нескольким, поэтому их значения при сравнительной оценке имеют разнонаправленный характер. В этих условиях необходимо рассматриваемую систему оценок показателей свести к одному комплексному, на основе которого и будет приниматься решение.

Для построения комплексной оценки необходимо решить 2 проблемы:

1.  рассматриваемые критериальные показатели имеют неодинаковую значимость;

2.  показатели оцениваются в различных единицах измерения; для построения комплексной оценки необходимо перейти к единому измерению.

Первая проблема чаще всего решается за счет применения метода попарного сравнения.

Для решения второй проблемы используется единый измеритель для частных показателей. Чаще всего в качестве такого измерителя применяется балльная оценка. При этом оценка выполняется с использованием 2-х подходов:

·  I-й подход используется при отсутствии статистических данных в значениях рассматриваемых показателей (пределов изменения);

·  II-й подход используется при наличии статистических данных (пределов изменения) о значениях рассматриваемых показателей.

При использовании I-го подхода для перевода в баллы поступают следующим образом: лучшее значение рассматриваемого показателя приравнивается к 1 баллу, а остальные значения определяются в долях от этого балла. Данный подход прост, дает объективную оценку, но не учитывает лучшие достижения, которые лежат за пределами рассматриваемых вариантов.

Для исключения этого недостатка необходима информация о пределах изменения рассматриваемого показателя. При его наличии используется II-й подход. В этом случае для перевода значений в баллы строится шкала перевода. При этом система балльной оценки выбирается с использованием теории статистики.

n = 1 + 3,332 lg N

N – число статистических наблюдений;

n – принятая система балльной оценки, полученная с использованием правильного округления.

Перевод в баллы осуществляется на основе шкалы перевода с применением процедуры интерполяции табличных данных.

Задание. Из 6-ти вариантов альтернативных решений, каждое из которых оценивается 5-ю критериальными показателями, выбрать лучший вариант. Оценку выполнить, используя 2 подхода:

1.  при отсутствии статистических данных о пределах изменения рассматриваемых показателей;

2.  при их наличии.

Пределы изменения устанавливаются по следующим количествам измерений: N = 8.

Оценку значимости выполнить на основе попарной оценки по мнению исполнителя.

Таблица 6

Исходные данные

№№

показателя

Альтернативы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

x1

5

7

14

18

20

19

x2

10

4

9

5

8

7

x3

4

11

7

7

9

8

x4

1

2

1

1

3

4

x5

10

21

23

17

18

19


Таблица 7

Пределы изменения и значимость рассматриваемых показателей

п/п

Наименование показателя Единицы измерения

Пределы

 изменений

Значимость

Kзi

1 Прирост объема производства % 5 – 25 0,25
2 Рентабельность продукции % 2 – 10 0,1
3 Срок освоения проекта Мес. 3 – 15 0,15
4 Срок возврата капвложений Мес. 1 – 4 0,3
5 Снижение себестоимости % 5 – 30 0,2

I подход. Итак, имеются 6-ть вариантов альтернативных решений и отсутствуют статистические данные о значении рассматриваемых показателей. Значимость каждого варианта известна и приведена в таблице 7.

Приравняем к 1 лучшее значение показателя среди всех рассматриваемых, а остальные значения определим в долях от этого балла. Результаты сведем в таблицу 8. Далее путем перемножения и суммирования всех альтернатив xiAi на Kзi получим комплексную оценку показателей.

Таблица 8

Комплексная оценка показателей по первому подходу

Оценка в баллах

i

Оценка в баллах с учетом i

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А1

А2

А3

А4

А5

А6

x1

0,25 0,35 0,7 0,9 1 0,95 0,0667 0,017 0,023 0,047 0,063 1,067 0,064

x2

1 0,4 0,9 0,5 0,8 0,7 0,267 0,267 0,107 0,204 0,134 0,214 0,187

x3

0,36 1 0,64 0,64 0,82 0,73 0,133 0,133 0,133 0,085 0,081 0,109 0,097

x4

1 0,5 1 1 0,33 0,25 0,333 0,333 0,167 0,333 0,333 0,11 0,083

x5

1 0,48 0,43 0,588 0,78 0,83 0,2 0,2 0,096 0,118 0,118 0,156 0,166

Комплексная оценка

0,95 0,526 0,787 0,729 0,656 0,597

 

№ 1 № 3 № 4 № 5 № 6 № 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.