| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Привод к лебедке6. Нагрузки валов редуктораСилы в зацеплении закрытой червячной передачи. Окружную силу Ft1 и Ft2, кН определяем по формуле Ft1 = 2 × T1 × 10 3/d1, (92) Ft1 = 2 × 14,59 × 10 3/56 = 0,521 кН Ft2 = 2 × T2 × 10 3/d2, (93) Ft2 = 2 × 231,16 × 10 3/224 =2,06 кН Радиальную силу Fr1 и Fr2, кН определяем по формуле Fr1 = Fr2 = Ft2 × tg α, (94), Fr1 = Fr2 = 2,06 × 0,3639 = 0,75 кН Осевую силу Fа1 и Fа2, Н определяем по формуле Fа1 = Ft2 = 2,06 Н Fа2 = Ft1 = 0,521 Н Силы в зацеплении открытой зубчатой косозубой передачи Окружную силу Ft3 и Ft4, кН определяем по формуле Ft3 = Ft4 = 2 × T3 × 10 3/d2, (95) Ft3 = Ft4 = 2 × 543,51 × 10 3/258,5 = 4,2 кН Радиальную силу Fr3 и Fr4, кН определяем по формуле Fr3 = Fr4 = Ft4 × tg α /cos β, (96) Fr3 = Fr4 = 4,2 × 0,3639/0,9781 = 1,56 кН Осевую силу Fа3 и Fа4, Н определяем по формуле Fа3 = Fа4 = Ft4 × tg β, (97) Fа3 = Fа4 = 4,2 × 0,229 = 0,96 Н Консольные нагрузки. На быстроходном валу (червяка) от поперечных усилий муфты Fм
= 100 × Fм
7. Разработка эскизного проектаМатериал валов Ст 35 твердостью ≤ 350 НВ2, термообработка - улучшение; по таб.3.2 [1] σ в = 550Н/мм 2, σТ = 270 Н/мм 2, σ-1 = 235 Н/мм 2, принимаем для вала-червяка τ-к = 10 Н/мм 2, для тихоходного вала τ-к = 20 Н/мм 2 Определение геометрических параметров валов. Быстроходный вал: Диаметр вала под полумуфту d1, мм определяем по формуле d1
³ d1
³ Принимаем d1 = 20 мм. Диаметр второй ступени вала под подшипник d2, мм определяем по формуле d2 = d1 + 2 × t, (100) d2 = 20 + 2 × 2 = 24 мм Принимаем d2 =25 мм. Диаметр третьей ступени d3, мм определяем по формуле d3 = d2 + 3,2 × r, (101) d3 = 25 +3,2 × 1,6 = 30,12 мм < df Принимаем d3 = 30мм. Тихоходный вал: Диаметр вала первой ступени d1, мм определяем по формуле d1
³ d1
³ Принимаем d1 =39 мм Диаметр второй ступени вала под подшипник d2, мм определяем по формуле d2 = d1 + 2 × t, (103) d2 = 39 + 2 × 2 = 43 мм Принимаем d2 = 45 мм. Диаметр третьей ступени d3, мм определяем по формуле d3 = d2 + 3,2 × r, (104), d3 = 45 + 3,2 × 1,6 = 50,12 мм принимаем d3 = 50 мм. Вал ведущего барабана: Диаметр вала первой ступени d1, мм определяем по формуле d1
³ d1
³ Принимаем d1 = 52 мм. Диаметр второй ступени вала под подшипник d2, мм определяем по формуле d2 = d1 +2 × t, (106) d2 = 52 + 2 × 2,8 = 57,6 мм, Принимаем d2 =58 мм. Диаметр третьей ступени d3, мм определяем по формуле d3 = d2 + 3,2 × r, (107) d3 = 58 + 3,2 × 3 = 67,6 мм Принимаем d3 = 68 мм. Расстояние между деталями передач. Зазор между вращающимися деталями редуктора и стенка корпуса а, мм определяем по формуле а = где L - наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач а = Принимаем а = 11 мм. Расстояние между дном корпуса и поверхностью червяка b, мм определяем по формуле b > 4 × а, (109) b = 4 × 11 = 44 мм 8. Предварительный выбор подшипникаДля быстроходного вала выбираем роликоподшипник конический однорядный № 7205 dп = 25 мм, D = 52мм, Т = 16,5 мм, е = 0,36; Y = 1,67; Сr = 23,9 кН, Сrо = 22,3 кН. Смещение точки приложения опорных реакций а, мм определяем по формуле а = 0,5 × (Т + (D + dп) × е/3), (110) а = 0,5 × (16,5 + (25 + 52) × 0,36/3) = 12,87 мм, Для тихоходного вала выбираем роликоподшипник конический однорядный № 7209 dп = 45 мм, D = 85 мм, Т = 21 мм, е =0,41; Y = 1,45; Сr = 42,7 кН, Сrо = 33,4 кН. Смещение точки приложения опорных реакций определяем по формуле (110) а = 0,5 × (21 + (45 + 85) × 0,41/3) = 19,38 мм, Для вала ведущей звездочки выбираем роликоподшипник конический однорядный № 7310 dп = 50 мм, D = 90 мм, Т = 22 мм, е = 0,37; Y = 1,60; Сr = 52,9 кН, Сrо = 40,6 кН. Смещение точки приложения опорных реакций определяем по формуле (110) а = 0,5 × (22 + (50 + 90) × 0,37/3) = 19,63 мм, 9. Выбор муфтыДля соединения выходных концов вала электродвигателя и быстроходного вала редуктора, установленных на общей раме выберем: Втулочно-пальцевую муфту 31,5-15 - I.I. - 18-II.2-У3 ГОСТ 21424-75, Δr = 0,2. Радиальная жесткость упругой втулочно-пальцевой муфты СΔr = 2140 Н. Радиальная сила, Fм, кН вызванная радиальным смещением определенным по соотношению Fм = СΔr × Δr, (111) Fм = 2140×0,2 = 0,428 кН 10. Определение реакций в опорах подшипников валовОпределение опорных реакций и построение эпюр изгибающих моментов и поперечных сил. Быстроходный вал. Исходные данные: Ft1 = 0,521 кН; Fr1 = 0,75 кН; Fа1 = 2,06 кН; Fм = 0,428 кН; КНL1 =100 мм; L2 = 80, мм; L3 = 80 мм; d1 = 56 мм. ∑Fx = 0; Rаx + Rвx + Ft1 + Fм = 0, (112) ∑Fy = 0; Rаy + Rвy - Fr1 = 0, (113) ∑Fz = 0; Fа1 - Rаz = 0,∑Mдx = 0; Rаy × (L2 + L3) - Fr1 × L3 + Fа1 × d1 /2 = 0, (114) ∑Mдy = 0; - Rаx × (L2 + L3) - Ft1 × L3 - Fм × (L2 + L3 + L1) = 0, (115) Из уравнения (114) Rаy = (Fr1 × L3 - Fа1 × d1 /2) / (L2 + L3) = (0,75 × 80 - 2,06 × 56/2) /160 = 0,015 кН Из уравнения (115) Rах = ( - Ft1 × L3 - Fм × (L2 + L3 + L1)) / (L2 + L3) Rах = (-0,521 × 80 - 0,428 × 260) /160 = - 0,96 кН Тогда Rвx = - Rаx - Ft1 - Fм = 0,96 - 0,521 - 0,428 = 0,011 кН. Rвy = Fr1 - Rаy = 0,75 - 0,015 = 0,735 кН. M1x = Rау × L2 = 0,015 × 80 = 1,2 Нм; M1x/ = Rаy × L1 + Fа1 × d1 /2 = 1,2 + 2,06 × 56/2 = 58,88 Нм Mау = - Fм × L1 = 0,428 ×100 = - 42,8 Нм M1у = - Fм × (L1 + L2) - Rах × L2 = - 0,428 × 180 + 0,96 × 80 = - 0,24 Нм Ra = Rв =
Mмакс
= Тихоходный вал. Исходные данные Ft2 = 2,06 кН; Fr2 = 0,75 Н; Fа2 = 0,521 Н; Ft3 = 4,2 кН; Fr3 = 1,56 кН; Fа3 = 0,96 кН; L1 = 40 мм; L2 = 40 мм; L3 =100 мм; d2 = 224 мм; d3 = 101,5 мм. ∑Fx = 0; Rсx + Rдx + Ft2 + Ft3 = 0, (115) ∑Fy = 0; Rсy + Rдy - Fr3 + Fr2 =0, (116) ∑Fz = 0; Fа3 - Fа2 - Rсz = 0,Rсz = Fа3 - Fа2 = 0,96 - 0,521 = 0,439 кН ∑Mдx = 0; Rсy × (L2 + L1) + Fr2 × L2 + Fr3 × L3 + Fа2 × d2 /2 + Fа3 × d3 /2 = 0, (117) ∑Mдy= 0; - Rсx × (L2 + L1) - Ft2 × L2 + Ft3 × L3 = 0, (118) Из уравнения (117) Rсy = - (Fr2 × L2 + Fr3 × L3 + Fа2 × d2 /2 + Fа3 × d3 /2) / (L2 + L1) Rсy = - (0,75 × 40 + 1,56 × 100 + 0,521 × 224/2 + 0,96 × 101,5/2) / (40 + 40) = - 3,66 кН Из уравнения (118) Rсх = ( - Ft2 × L2 + Ft3 × L3) / (L2 + L1), Rсх= (-2,06 × 40 + 4,2 × 100) /80 = 4,22 кН Тогда Rдx = - (Rсx + Ft2 - Ft3) = - (4,22 + 2,06 - 4,2) = - 2,08 кН Rдy = Fr3 - Fr2 - Rсy = 1,56 - 0,75 + 3,66 = 4,47 кН M1x = Rсу × L1 = - 3,66 × 40 = - 146,4 Нм M1x/ = Rсy × L1 + Fа2 × d2 /2 = - 146,4 + 0,521 × 24/2 = - 88 Нм Mдx = Rсy × (L2 + L1) + Fr2 × L2 + Fа2 × d2 /2 = - 3,66 × 80 + 0,75 × 40 + 0,521 × 40/2 = - 252,38 Нм M2x = - Fа3 × d3 /2 = - 0,96 × 101,5/2 = - 48,72 Нм M1у = - Rсх × L1 = - 4,22 × 40 = - 168,8 Нм Mду = - Rсx × (L2 + L1) - Ft2 × L2 = - 4,22 × 80 - 2,06 × 40 = - 420 Нм M2у
= 0,Rс = Rд
= Mмакс
= Mк = 444,31 Нм 11. Проверочный расчет валовПределы выносливости в расчетном сечении вала (σ-1) d и (τ - 1) d, Па определяем по формуле (σ-1) d = σ-1/ (К σ) d, (119) (τ - 1) d = τ - 1/ (К τ) d, (120) где σ-1 и τ - 1 - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, Па; для материала Ст 20 σ-1 = 260 МПа, τ - 1 = 150,8 МПа. Коэффициенты концентрации нормальных напряжений К σ) d и касательных напряжений (К τ) d для расчетного сечения вала определяем по формуле (К σ) d = ( (К σ / К d ) + К F - 1) /Ку, (121) (К τ) d = ( (К τ/ К d ) + К F - 1) /Ку, (122) где К σ и К τ - эффективные коэффициенты концентрации напряжения, К σ = 1,55 и К τ = 1,4 Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, Кd = 0,88 Ку - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, Ку = 1,25 К F - коэффициент, К F = 1,05. Коэффициенты определяем по т.11.2 - 11.5 с.257 [1] э (К σ) d = ( (1,55/0,88) + 1,05 - 1) /1,25 =1,45 (К τ) d = ( (1,4/ 0,82 ) + 1,05 - 1) /1,25 = 1,4 Подставляем найденные значения в формулу (119) и (120) (σ-1) d = 260 /1,45 = 179,31 Н/мм 2 (τ - 1) d = 150,8/1,4 =107,71 Н/мм 2 Определим нормальные и касательные напряжения в опасных сечениях вала и коэффициент запаса прочности в опасном сечении: σ = Ммакс × 10 3/Wнетто, (123) τ = Мк × 10 3/ 2 × Wrнетто, (124) где Ммакс - максимальный изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала, Нм, Мк - крутящий момент, Нм Осевой момент сопротивления сечения вала Wнетто, мм 3 определяем по формуле Wнетто = 0,2 × D 3, (125) Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении S, определяем по формуле S = Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям Sσ и S τ определяем по формуле Sσ = σ-1/σ, (127) S τ = τ - 1/τ (128) Быстроходный вал: Ммакс = 58,9 Нм, Мк = 14,59 Нм, минимальный диаметр вала D = 20 мм Подставляем значения в формулу (123) и (124) σ = 58,9 × 10 3/0,2 × 20 3 = 36,81 Н/мм 2 τ = 14,59 × 10 3/ 2 × 0,1 × 20 3 = 9,11 Н/мм 2 Найденные значения подставляем в формулу (127) и (128) Sσ = 179,31 /36,81 = 4,87 S τ = 107,71 /9,11 = 11,82 Тогда по формуле (126) S = Тихоходный вал: Ммакс = 490 Нм, Мк = 444,31 Нм, минимальный диаметр вала D = 39 мм Подставляем значения в формулу (123) и (124) σ = 490 × 10 3/0,2 × 39 3 = 41,3 Н/мм 2 τ = 444,31 × 10 3/ 2 × 0,1 × 39 3 = 37,45 Н/мм 2 Найденные значения подставляем в формулу (127) и (128) Sσ = 179,31 /41,3 = 4,34 S τ = 107,71 /37,45 = 2,87 Тогда по формуле (126) S = 12. Проверочный расчет подшипниковБыстроходный вал: роликоподшипник конический однорядный № 7205 dп = 25 мм, D = 52мм, Т = 16,5 мм, е = 0,36; Y = 1,67; Сr = 23,9 кН, Сrо = 22,3 кН. Fа1 = 2,06 кН, Rа = 2,27 кН, Rв = 0,74 кН,, Lh = 8409,6 часов и ω1 = 150,2 с - 1 Подшипники устанавливаем по схеме "враспор". Осевые составляющие радиальных реакций Rs2, кН и Rs1, кН определяем по формуле Rs2 = Rа × 0,83 × е, (129) Rs2 = 2,27 × 0,63 × 0,36 = 0,514 кН Rs1 = Rв × 0,83 × е, (130) Rs1 = 0,83 × 0,74 × 0,36 = 0,16 кН Осевые нагрузки подшипников: Rs1 > Rs2 и Fа > Rs1 - Rs2, то Rа2 = Rs2,Rа1 = Rs2 + Fа = 0,16 + 2,06 = 2,22 кН Определяем отношение Rа1/ (V × R1) = 2,22/ (1 × 2,27) = 0,98 > е Следовательно максимальную эквивалентную нагрузку RЕ, кН определяем по формуле RЕ2 = (V × х × Rа + Rа1 × Y ) Кг × Кт;, (131) RЕ2 = (1 × 0,4 × 2,27+ 2,22 × 1,67) × 1,2 × 1,01 = 5,59 кН Динамическую грузоподъемность подшипника Сr р, кН для опоры А определяем по формуле Сr
р = RЕ2 ×
Сr
р = 5,59 × Подшипник не пригоден. Рассмотрим установку № 7208 dп = 40 мм, D = 80 мм, Т = 20 мм, е = 0,368; Y = 1,56; Сr = 42,7 кН, Сrо = 33,4 кН. RЕ2 = (1 × 0,4 × 2,27+ 2,22 × 1,56) × 1,2 × 1,01 = 5,29 кН Сr
р1 = 5,29 × Подшипник пригоден. Тихоходный вал: роликоподшипник конический № 7209 dп = 45 мм, D = 85 мм, Т = 21 мм, е = 0,41; Y = 1,45; Сr = 42,7 кН, Сrо = 33,4 кН. ∑Fz = Fа3 - Fа2 = 0,96 - 0,521 = 0,44 кН, Rс = 5,6 кН, Rд = 4,93 кН, Lh = 8409,6 часов и ω2 = 9,39 мин - 1 Подшипники устанавливаем по схеме "враспор". Осевые составляющие радиальных реакций Rs2, кН и Rs1, кН определяем по формуле Rs1 = R1 × 0,83 × е, (133) Rs1 = 0,83 × 5,6 × 0,37 = 1,72 кН Rs2 = R2 × 0,83 × е, (134) Rs2 = 0,83 × 4,93 × 0,37 = 1,51 кН Осевые нагрузки подшипников: Rs1 > Rs2 и Fа > Rs1 - Rs2, то Rа1 = Rs2,Rа1 = Rs2 + Fа = 1,51 + 0,44 = 1,95 кН Определяем отношение Rа1/ (V × Rс) = 1,95/ (1 × 5,6) = 0,348 < е Следовательно максимальную эквивалентную нагрузку RЕ, кН определяем по формуле RЕ1 = V × Rс × Кг × Кт, (135) RЕ1 = 1 × 5,6 × 1,2 × 1,01 = 6,8 кН Динамическую грузоподъемность подшипника Сr р, кН для наиболее нагруженной опоры С определяем по формуле Сr
р2 = RЕ1 × Сr
р1 = 6,8 × Подшипник пригоден 13. Проверочный расчет шпонокУсловие прочности σ = Ft/ Асм ≤ [σ] см, (137) где Ft - окружная сила, Н; Ft = 0,521 кН, [σ] см - допускаемое напряжение на смятие, Н/мм 2; [σ] см = 115 Н/мм 2. Для быстроходного вала выбираем шпонку 6х6х15 ГОСТ 23360-78. Площадь смятия Асм, мм 2 определяем по формуле Асм = (0,94 × h - t1) × lр,, (138) Асм = (0,94 × 6 - 3,5) × 15 = 32,1 мм 2 Подставляем значения в формулу (137) σ = 521/32,1 = 16,23 ≤ [σ] см = 115 Н/мм 2 Условие выполняется. Для тихоходного вала выбираем шпонку 12х8х20 ГОСТ 23360-78 Площадь смятия Асм, мм 2 определяем по формуле (138) Асм = (0,94 × 8 - 5) × 20 = 50,4мм 2 Ft = 4,2 кН Подставляем значения в формулу (137) σ = 4,2 × 1000/50,4 = 83,33 ≤ [σ] см = 115 Н/мм 2 Условие выполняется. 14. Смазывание деталей редуктораСмазывание червячной передачи редуктора жидким маслом картерным непроточным способом. Выбор сорта масла зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях и фактической окружной скорости колес по таб.10.29. [1] выбираем индустриальное масло без присадок И-Т-Д-220 ГОСТ 17479.4-87 Для смазывания открытой зубчатой передачи и цепной передачи применяем периодический способ вязкими маслами, которые наносят на зубья через определенные промежутки времени. РАЗБОРКА И СБОРКА РЕДУКТОРА. До начала ремонта редуктора следует отключить от электросети, очистить от грязи и стружки, а масло из картера слить (выкручиваем пробку поз.17). Кроме того перед началом ремонтных работ необходимо подготовить: слесарный инструмент, оснастку для демонтажа и съемники. Прежде чем производить разборку редуктора необходимо рассоединить полумуфты поз. 19 эл. двигателя от редуктора. Редуктор при возможности не отсоединяем от фундамента. Разборку начинаем с откручивания пробки поз.4, выкручиваем винты поз. 20, убираем шайбы поз.25 и снимаем крышку поз.6. Затем откручиваем болты поз. 19 с крышек поз.8 и 10, снимаем крышку глухую поз.8 и крышку 10. Далее выкручиваем остальные болты поз. 19 с крышек поз.5, 15,7. Снимаем крышку глухую поз.5, крышку поз.15 и крышки поз.7. Демонтируем вал поз.14 с колесом червячным поз.1 и подшипниками 7209А поз.24 вместе с червяком поз.2 с подшипниками 7208А поз.23 постепенно (т.е. прокручиваем червяк и одновременно вытаскиваем его из корпуса поз.3 и затем вал с червячным колесом). После этого валы промываем, очищаем и вытираем на сухо. С червяка поз.2 демонтируем подшипники поз.23 и шпонку поз.27. С вала поз.14 демонтируем подшипники поз.24, втулку поз.16, червячное колесо поз.1 и шпонки поз.28 и 29. Вал, подшипники, червяк и червячное колесо очищают, промывают. вытирают на сухо и проверяют их тех. состояние при необходимости их заменяют на новые, а если они ремонтопригодные, то их ремонтируют. Шпонки заменяют на новые. Манжеты поз.21 и 22 в крышках поз 10 и 15 заменяют на новые. Корпус поз.3 очищают, промывают и вытирают на сухо. Подшипники, червячное колесо демонтируют специальными предусмотренными приспособлениями (съемниками). Снятые узлы и крупные детали храним на деревянных подкладках, в специально отведенных местах. Крепежные мелкие детали необходимо хранить на специальных стеллажах. Редуктор собирают по схеме разборки, устанавливая необходимые зазоры в зубчатом зацеплении, в подшипниках и т.д. Список литературы1. Анурьев П.Ф. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3т.6-е изд. - М.: Машиностроение, 1982. 2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Учеб. Пособие для машиностроит. Спец. Вузов. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил. 3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие для техникумов. - М.: Высш. шк., 1991. - 432 с.: ил. |
© 2009 Все права защищены. |