рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессами

- сокращению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения демографических проблем разработана районная целевая программа демографического развития Козловского района на 2008–2010 годы (далее – Программа) (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»).

Программа учитывает основные положения государственной демографической политики, изложенные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2007 года, Послании Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2007 года «Дорожить временем, служить людям», республиканских целевых программах «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Чувашской Республике (2008–2011 годы)», «Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2007–2010 годы», «Здоровое питание (2006–2010 годы)», «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006–2010 годы», «Совершенствование кардиологической помощи населению в Чувашской Республике на 2006–2010 годы», «Дети Чувашии» на 2007–2010 годы, Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008–2010 годы.

Реализация комплексных медико-социальных мер в сфере охраны материнства и детства позволила Козловском районе достичь более благоприятных показателей младенческой и перинатальной смертности, которые за последние 10 лет снизились в 2 раза. В январе – ноябре 2007 года коэффициент младенческой смертности по сравнению с январем – ноябрем 2006 года уменьшился на 32.9 процента и составил 9.4 на 1000 родившихся живыми. Главными причинами младенческой смертности остаются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии развития.

Прогнозные оценки демографического развития Козловского района указывают, что при отсутствии комплексных мер, направленных на улучшение здоровья, население района к 2010 году сократится на 750 человек. Начиная с 2009 года, по мере достижения трудоспособного возраста родившимися в начале 1990-х годов, возрастной состав населения изменится в сторону уменьшения доли лиц трудоспособного возраста и увеличения лиц старше трудоспособного.

Программа разработана с учетом сложившейся в районе демографической ситуации, с целью создания условий для стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, сокращения смертности, повышения эффективности регулирования миграционных процессов и в последующем будет продлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Основная цель Программы – оптимизация количественных и качественных параметров воспроизводства населения и улучшение демографической ситуации в Козловском районе.

Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующие задачи:

- стимулирование рождаемости и укрепление института семьи;

- совершенствование системы охраны здоровья населения;

- снижение смертности населения от предотвратимых причин;

- регулирование миграционных процессов.

Для стимулирования рождаемости и укрепления института семьи предусматривается:

- усиление системы дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми, неполных семей с детьми, многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных учреждений;

- организация и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семьи, различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия;

- внедрение в практику родовспомогательных учреждений новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации беременных, рожениц и детей раннего возраста.

Совершенствование системы охраны здоровья населения предполагает:

- совершенствование комплексной профилактики, внедрение в практику учреждений здравоохранения новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации больных;

- повышение качества периодических профилактических осмотров работающего населения и последующее оздоровление лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, внедрение эффективных форм работы в сохранении и восстановлении репродуктивного здоровья;

- расширение доступности для населения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи;

- проведение комплексных мероприятий по раннему выявлению нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение их высококвалифицированной медицинской помощью, развитие комплексной системы реабилитации лиц с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями;

- формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни, привлечение различных групп населения к занятиям физической культурой, спортом, внедрение различных форм активного отдыха и досуга населения;

- развитие геронтологической помощи, продление трудоспособного периода жизни пожилых людей.

Для снижения смертности населения от предотвратимых причин необходимо:

- оснащение современным медицинским оборудованием и реанимобилями лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создание системы мониторинга влияния условий труда на здоровье работников, разработка мер по управлению профессиональными рисками и сокращению заболеваемости и смертности от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Регулирование миграционных процессов включает:

- создание условий для добровольного переселения в Чувашию соотечественников, проживающих за рубежом;

проведение мероприятий по легализации незаконных мигрантов;

разработку комплекса мероприятий для привлечения высококвалифицированных кадров в республику;

создание условий для предотвращения оттока квалифицированных кадров в другие регионы и зарубежные страны.

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Мероприятия Программы распределены по шести направлениям:

- мониторинг демографической ситуации и меры по ее оптимизации;

- внедрение современных здоровьеукрепляющих технологий;

- адресная поддержка семей, имеющих детей, укрепление института семьи;

- создание условий для обеспечения активной жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей;

- регулирование миграционных процессов.

К мероприятиям, реализующимся в рамках программы относятся:

- Подготовка ежегодного доклада о состоянии здоровья населения Козловского района

- Проведение комплекса мероприятий по снижению заболеваемости от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики

- Разработка и обеспечение реализации совместно с соответствующими организациями и ведомствами конкретных мер, направленных на снижение предотвратимой смертности от алкогольных отравлений, дорожно-транспортных происшествий, бытового и производственного травматизма и других причин

- Разработка и реализация дополнительных мероприятий по профилактике злоупотребления алкоголем, табакокурением, наркомании и токсикомании среди женщин

- Обеспечение выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем граждан ЧР, развития агропромышленного комплекса

- Реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

- Заключение контрактов со студентами мед. института на 5 лет, получающих бюджетные целевые направления

- оснащение современным медицинским оборудованием кабинетов доврачебного приема;

- внедрение новых форм работы школ здоровья в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

- проведение цикла семинаров для врачей и фельдшеров поликлиник станций скорой медицинской помощи и врачей общей практики;

- создание телеметрической передачи ЭКГ с клиническими консультациями кардиолога для персонала скорой медицинской помощи и муниципальных лечебно-профилактических учреждений;

- организация системы оперативного мониторинга оказания экстренной помощи при болезнях системы кровообращения;

- внедрение протоколов оказания помощи больным в подразделениях скорой медицинской помощи муниципальных образований;

- проведение скринингов на выявление заболеваний системы кровообращения на промышленных предприятиях;

- Ремонт кровли лечебного корпуса ЛПУ Реализация мероприятий по первичной и вторичной профилактике и совершенствованию оказания помощи больным онкологическими заболеваниями:

- проведение целевой диспансеризации населения с целью активного раннего выявления онкологической патологии;

- проведение цитологического скрининга по раку шейки матки у женщин старше 18 лет;

- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактики онкологической патологии (создание теле- и радиопередач, материалов санитарно-просветительской направленности);

- оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием муниципальных лечебно-профилактических учреждений

- Реализация мероприятий по снижению смертности от неестественных, в том числе насильственных, причин и совершенствованию оказания помощи больным при травмах, отравлениях и других воздействиях внешних факторов:

- организация помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, преимущественно в специализированных отделениях;

- повышение качества периодических профилактических осмотров работающего населения, в том числе при поступлении на работу, в целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- обеспечение диспансеризации больных из числа работающего населения;

- приближение и совершенствование оказания первой помощи пострадавшим на месте аварии путем разработки методических материалов и обучения сотрудников различных ведомств правилам и приемам оказания доврачебной медицинской помощи;

- развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;

- разработка вопросов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии;

- улучшение экстренной диагностики отравлений, в том числе наркотиками, алкоголем и его суррогатами, техническими спиртосодержащими жидкостями;

- совершенствование лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи больным с травматическими повреждениями, отравлениями и др.;

- своевременное информирование органов внутренних дел о случаях отравлений спиртосодержащей продукцией для своевременного выявления источников ее распространения.

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Государственным заказчиком – координатором программы является администрация Козловского района.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в администрацию Козловского района.

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить качественные и количественные показатели демографической ситуации в Козловском районе.

Социальная эффективность Программы достигается за счет повышения рождаемости не менее чем на 10 процентов; увеличения ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 1,2 процента; снижения естественной убыли населения не менее чем на 20 процентов; снижения смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 3 процента; снижения младенческой смертности не менее чем на 23 процента; увеличения миграционного прироста населения не менее чем на 50 человек в год. Экономическая эффективность Программы выражается в сохранении жизни населения трудоспособного возраста и снижении материальных затрат, связанных с профессиональной заболеваемостью. Оценка эффективности программы производится в соответствии с методикой утвержденной Республиканской целевой программой.

3.2 Перспективы решения демографических проблем в Козловском районе

Все рассмотренные ранее меры по улучшению демографической ситуации на местном уровне могут привести к положительным изменениям. Но необходимо их дальнейшее совершенствование.

Так, например, для профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных проектируется внедрение паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беременных.

Важным направлением является разработка и проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем. К таким мероприятиям можно отнести организацию открытых лекций и встреч с врачами для всех желающих на вышеуказанные темы.

Особое внимание следует уделить охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

В связи с широким распространением среди детей и подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем предусматривается создание таких новых структурных подразделений, как кабинеты медико-социальной помощи в амбулаторных - поликлинических учреждениях и учебных заведениях.

В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда.

С целью проведения медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, необходимо предусмотреть развитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания из приемников-распределителей органов внутренних дел. Следует предусмотреть развитие Центра ночного пребывания, в котором оказывается социально-психологическая помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Необходимо проведение комплексной работы, направленной на укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей. Здесь особое внимание стоит уделить развитию программы «Жилье молодым семьям».

Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

Таким образом, для стабилизации демографической ситуации в Козловском районе предстоит сделать многое. Главное при этом - скоординировать действия муниципальных органов управления с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.


Заключение

Рассмотрение мер демографической политики на муниципальном уровне показало, цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения должны определяться не только господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, но и особенностями отдельных муниципальных образований. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа сложившейся в муниципальном образовании демографической ситуации. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики.

Демографическая политика должна быть направлена на комплексное решение всех демографических проблем и увязана с социально-экономической политикой. Важную роль при этом играет реализация направлений демографической политики на местах. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению. является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для воспроизводства населения. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Представляется, что с экономической и социальной точки зрения главный приоритет в демографической политике муниципальных органов управления должен быть отдан борьбе со смертностью, тем более что в этом направлении имеются значительные резервы. В связи с этим основным методологическим принципом демографической политики должно быть провозглашение ценности человека и семьи, а также его потребностей как основных ориентиров регионального развития. Экономический рост должен быть средством достижения главной цели – человеческого развития, создания достойных условий жизни для человека.

Очевидно, что вложения в профилактику повышенной смертности наиболее оправданны. Они позволяют продлить жизнь уже родившимся, уменьшить число вдов и детей-сирот. И многое здесь зависит от самого населения. Необходимо формировать в населении жизнесохранительное поведение, развивать физическую культуру, особенно среди детей и молодежи. Выше был рассмотрен комплекс мер по улучшению демографической ситуации в Козловском районе Чувашской Республики. Их основное направление – обеспечение доступности качественной медицинской помощи, лекарственных препаратов, укрепления неотложной медицинской помощи, обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей. В рамках их реализации в Козловском районе реализуются следующие мероприятия: внедрение современных укрепляющих здоровье технологий; адресная поддержка семей, имеющих детей, укрепление института семьи; создание условий для обеспечения активной жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов; пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей и другие. Введенные новые меры должны создать условия для сокращения смертности, стимулирования дополнительных рождений, для улучшения условий содержания и воспитания детей в семье.

Таким образом, предлагаемые нами вышеназванные меры как на региональном, так и на муниципальном уровне, должны способствовать созданию условий для последующего демографического роста населения. Но необходима дальнейшая разработка мер, направленных на повышение духовного образования населения, ведь низкий духовный уровень населения многие ученые-демографы называют одной из причин снижения численности населения в стране. Кроме того, необходимо объединять усилия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, институтов гражданского общества, для того добиваться значительных результатов в улучшении демографической ситуации.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Послание Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина от 8 июля 2000 г.

2. Послание Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина от 13 мая 2006 г.

3. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001. №1270-Р О концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

4. Послание Государственному Совету ЧР Президента Н. В. Федорова от 25 января 2007 г.

5. Постановление Кабинета Министров ЧР от 21 сентября 2006 г. «О республиканской целевой программе «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы».

6. Указ Президента Чувашской Республики от 20 ноября 2006 года № 105 о «Годе ребенка»

7. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2006 г. № 44-р «О создании рабочей группы для контроля за реализацией Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике»

8. Районная программа «Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2005-2010 годы», утвержденная Постановлением Главы администрации Козловского района Чувашской Республики № 376 от 15 июля 2005 г.

Литература

1. Андрюшина Е.В. Рождаемость и общественное здоровье / Е. В. Андрюшина, И. П. Каткова, В. И. Катков // Народонаселение. - 2007. - № 2. - С. 54-75.

2. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М., 2008.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.