рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессами

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ (Принят Государственной Думой 15 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации). В соответствии с ним

• увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, установлены минимальный и максимальный размеры пособий (статья1,п. 14);

• введены дифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком (статья 1, п. 14);

• распространены права на пособие на неработающих женщин (статья 1, п. 12); 24 ноября 2006 г. В соответствии с этим законом с 1 января 2007г. установлен максимальный размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях (статья 3, п.2),

• введена частичная компенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первого ребенка - 20%, для второго ребенка - 50%, для третьего ребенка - 70% (статья 3, п.3). Контроль за исполнением данного пункта отнесен к ведению муниципальных органов управления.

Финансовые средства на выплату компенсаций выделяются федеральным бюджетом бюджету субъекта федерации, а затем направляются в местные бюджеты.

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (Принят Государственной Думой 22 декабря 2008 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г.).

В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г

• в вводится государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка на дополнительные меры государственной поддержки;

• определяются условия и порядок возникновения у граждан Российской Федерации права на использование материнского капитала;

•  создается Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и определяется содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки;

•  устанавливается размер материнского (семейного) капитала, условия распоряжения им, направления и порядок расходования средств; • определяется порядок передачи средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона.

В соответствии с этим законом муниципальные учреждениям здравоохранения должны оказывать услуги по медицинской помощи в период беременности и родов. Данные услуги оплачиваются Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Внедрение родовых сертификатов дало возможность улучшить качество обслуживания женщин, повысить уровень материально-технической базы в муниципальных медицинских учреждениях и повысить зарплату персонала.

За счет средств ФОМС будет осуществляться оплата муниципальным учреждениям здравоохранения, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни за каждого ребенка (234-ФЗ, Статья 19).

При этом дополнительно предложено стимулировать качество диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Для этого в бланке родового сертификата появится третья часть общей, предназначенная для детских отделений муниципальных учреждений здравоохранения. Первую половину суммы, медицинское учреждение получит, за наблюдение ребенка в течение первого полугодия, вторую - при достижении им возраста один год (с учетом состояния здоровья новорожденного). Следовательно, новая часть родового сертификата должна включать не 1, а 2 талона - на каждое полугодие.

Дополнительные денежные средства пойдут на поощрение (оплату труда) медицинского персонала и покупку нового оборудования муниципальных учреждений здравоохранения, часть средств - на обеспечение беременных женщин медикаментами, а также витаминами и микроэлементами, в том числе препаратами железа, йода, кальция. При этом на оплату труда в консультациях будет потрачено 35-45%, в роддомах 40-55%, в зависимости от объема и качества оказания медицинских услуг. Полученные средства в поликлиниках пойдут на увеличение зарплат медиков.

Также был изменен принцип назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, увеличены размеры пособия, расширен круг получателей.

До января 2007 г. назначение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет регулировалось статьями 13-15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, № 81-ФЗ (в поздних редакциях, последние изменения были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 206-ФЗ)"

В частности, Статья 13 гласила, что право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют: «...матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию...».

В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в Статью 13 «Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком» - внесено существенное добавление - в число тех, кто имеет право на пособие включены лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию: «...матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав... и т.п.».

Что касается мер демографической политики, осуществляющихся непосредственно на муниципальном уровне, то в настоящее время в задачу муниципальных органов управления входит возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан. Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи местными органами управления активизируется пропагандистская работа, в том числе через местные средства массовой информации, направленная на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Обеспечивается поддержка благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения на муниципальном уровне необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Также важно дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб муниципальных учреждений здравоохранения, восстановление работы выездных бригад поликлиник с целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.

Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

Муниципальными органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи, с чем представительными органами муниципальных образований разрабатываются соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.

Также на муниципальном уровне поддерживаются и контролируются механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности местной налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

Также действенны меры по поддержке молодых семей. В задачу органов муниципального управления входит обеспечение молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, а также возможность выделения безвозмездных субсидий и кредитования молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей органы управления муниципальным образованием должны обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

Таким образом, введенные меры поддержки семей с детьми по замыслу законодателей должны создать условия для стимулирования дополнительных рождений, для улучшения условий содержания и воспитания детей в семье. Но их может быть недостаточно, чтобы переломить ситуацию к лучшему, чтобы обеспечить семьям с детьми достойную жизнь. Предстоит еще сделать очень много - и на федеральном уровне, и на уровне регионов, и на местном уровне - чтобы большинство семей могли свободно и ответственно решать вопрос о рождении не одного, а двух-трех (и более) желанных детей.


Глава III. Роль и задачи органов муниципального управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Козловского района Чувашской Республики

3.1 Основные направления демографического развития Козловского района Чувашской Республики

На протяжении последних десяти лет демографическая ситуация в Козловском районе повторяет общероссийские тенденции и характеризуется продолжающейся естественной убылью населения, начавшейся с 90-х годов. К концу 2007 года численность населения Козловского района составила 24497. человек, в том числе городского – 11851 человек (48.3 процента), сельского – 12646 человек (51.7 процента). Структура населения Козловского района характеризуется преобладанием женщин, численность которых составила 13804. человек, или 56.3 процента.

В настоящее время наблюдается изменение возрастной структуры жителей Козловского района – происходят сокращение численности детей и рост населения старше трудоспособного возраста. За 1996–2006 годы доля детей и подростков в возрасте 0–17 лет сократилась с 27,9 до 19.2 процента, их численность составила 4700 человек. По состоянию на 1 января 2007 г. удельный вес трудоспособного населения района 58.1 процента. В 2007 году естественная убыль составила –239 чел.

Рождаемости в районе стабилизировалась, ее уровень к 2007 году достиг 8.7 на 1000 населения.

В период с 1996 по 2006 год население района сократилось на 3243 человека.

С 2004 года наблюдается снижение общей смертности населения.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом этот показатель снизился на 5.5 процента и составил 19.9 промилле против среднего показателя по ЧР – 14.7 промилле и Приволжскому федеральному округу – 15,6 промилле. Основными причинами смертности населения являлись болезни системы кровообращения (62.5 процента от всех умерших), внешние причины (12.5 процента), новообразования (9,1 процента). Отмечается высокая смертность населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 12,1 процента всех причин смертей.

На территории Козловского района на проживает 4471 детей или 20,5 % от численности всего населения; в том числе детей в многодетных семьях – 682 и неполных семьях - 279; детей сирот - 2; 80 детей –инвалидов.

По итогам прошлого года рождаемость составила 7,6 (абс.ч.192). Показатель естественного прироста составил-12,0.

Демографический кризис характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения. Для преодоления кризисных процессов в районе реализуются меры по улучшению охраны здоровья детей, снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшению социально-экономического положения детей, сохранению и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечению детей раннего возраста полноценным питанием.

Внедрение современных методов профилактики внутриутробного инфицирования своевременной диагностики и санирования беременных позволило пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин; в 2,5 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность. Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям в прошлом году младенческая смертность по Козловскому району составило 0% (по Чувашской Республике 7,8%); перинатальная смертность по Козловскому району 0% (по Чувашской Республике -8,1%). Увеличение выживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорождённых в родовспомогательных учреждениях, с созданием отделений реанимации и интенсивной терапии; оснащённых современным медицинским оборудованием, повышением качества профессиональной подготовки медицинских кадров.

 Однако, вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста, продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.

За последние годы заболеваемость беременных анемией возросла 3 раза; частота болезней почек в 4 раза; сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза. Количество нормальных родов составляет только 30% от общего количества.

Анализ результатов профилактических осмотров свидетельствует о росте отклонений в состоянии здоровья детей.

Общая заболеваемость детей в прошлом году составило 1261,7.

В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания; болезни нервной системы; болезни желудочно-кишечного тракта; болезни глаза; болезни костно-мышечной системы.

Дети школьного возраста в Козловском районе составляют 68%, более половины из них имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. К моменту окончания школы почти четверть детей страдает близорукостью или имеет патологию костно-мышечной системы.

Не уменьшается число юношей имеющих по состоянию здоровья ограничения к военной службе на момент призыва. Показатели годности к военной службе по итогам прошлого года составил 72%, по итогам весеннего призыва 76,2%. Анализ структуры заболеваемости, послуживший освобождению граждан от военной службы по состоянию здоровья показывает, что первое место занимают заболевания костно-мышечной системы составляет 32,5%. С учётом сложившейся негативной тенденции ухудшения качества здоровья лиц допризывного возраста важным направлением в деятельности лечебно-профилактических учреждений следует считать организацию реабилитации 15-16 летним юношам до их первоначальной постановки на воинский учёт, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий нуждающимся юношам, поставленным на воинский учет. Серьёзную медико-социальную проблему представляет наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей, подростков и их родителей. Для своевременного выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и другие психоактивные вещества необходимо усилить межведомственное взаимодействие субъектов профилактики.

Основными задачами реабилитации детей-инвалидов является полное или частичное восстановление их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Количество детей-инвалидов по Козловскому району - 80 детей.

Для создания комплексной реабилитации детей инвалидов, включающей медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию психолого-педагогическую коррекцию необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования.

Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения проблем детства, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для создания условий и предупреждения социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, физического и нравственного, интеллектуального развития детей и подростков, защиты прав детей, охраны и укрепления здоровья матери и ребёнка.

Таким образом, демографическая ситуация в районе является неблагоприятной и требует реализации мер, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности и комплексного развития населения, обеспечения его прав и законных интересов.

Для улучшения демографической ситуации в районе реализуются целевые районные программы. В их числе – программа «Здоровое поколение», целью которой является создание условий для сохранения и укрепления здоровье детей и их родителей.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

 -обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

 -развитие и внедрение современных методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний;

 -развитие материально- технической базы учреждений родовспоможения и детства;

 -повышение профессиональной подготовки медицинских кадров.

Целями программы «Дети и семья» является укрепление и развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предупреждение социального сиротства; развитие семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплексное решение проблем социализации детей- инвалидов и их семей.

Задачи программы:

-профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

-совершенствование системы профилактической работы по предупреждению социального сиротства;

-проведение реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их адаптации в социальном окружении;

-социализация детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;

-обеспечение полноценной жизнедеятельности детей- инвалидов.

Программа «Здоровое поколение» включает мероприятия по следующим направлениям:

-повышение эффективности оказание акушерской и неонатальной помощи за счёт внедрения передовых лечебно- диагностических технологий;

-внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания и реабилитации в систему охраны здоровья матери и ребёнка;

-совершенствование здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях;

-укрепление материально технической базы учреждений родовспоможения и детства;

-улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

-совершенствование информационных технологий в области охраны здоровья матери и ребёнка.

 Решение задач, поставленных в подпрограмме «Дети и семья» происходит по следующим направлениям:

 - создание условий для реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- создание условий для духовного и физического развития детей;

- профилактика безнадзорности;

- социализация детей- сирот;

- профилактика детской инвалидности.

Реализация программы способствует:

- усилению профилактической и лечебно – диагностической направленности служб родовспоможении и детства;

- сохранению и укреплению здоровья матерей и детей;

- стабилизации показателей младенческой смертности на уровне 10%;

- снижению частоты осложнений беременности на 3%;

- увеличению удельного веса детей–инвалидов, получивших реабилитацию в специализированных учреждениях;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.