| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессамиКурсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессамиКУРСОВОЙ ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы демографической политики 1.1 Сущность демографической политики 1.2 Цели и задачи демографической политики ГЛАВА II. Механизм реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне 2.1 Социально-экономические факторы демографического развития. 2.2 Меры по реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне ГЛАВА III. Роль и задачи органов муниципального управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Козловского района Чувашской Республики 3.1 Основные направления демографического развития Козловского района Чувашской Республики 3.2 Перспективы решения демографических проблем в Козловском районе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают, и необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики. В настоящее время это признано и руководством страны. Проблемы семьи и демографии были обозначены как приоритеты политики государства. Эта тема имеет большое значение и в Чувашской Республике. Президент ЧР Н.В.Федоров в Послании Госсовету ЧР особое внимание уделил именно проблемам рождаемости и укрепления семьи. Президент и Правительство Российской Федерации также уделяют демографическим процессам особо приоритетное внимание. До последнего времени управление развитием народонаселения в России осуществлялось на основе выработки решений, ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывались территориальные различия, этнические особенности демографических процессов, структура и семейно-брачные отношения населения. Между тем территориальный аспект изучения демографических проблем приобретает большое значение, так как процессы воспроизводства и миграции народонаселения значительно дифференцированы. Поэтому при реализации концепции демографической политики необходимо учитывать значительные различия в демографической ситуации регионов России и особенности отдельных муниципальных образований. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ демографической ситуации на уровне муниципальных образований и формирования демографической политики, исходя из различий в ситуации. Целью нашего исследования является анализ особенностей реализации демографической политики на муниципальном уровне и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность и методы демографической политики; - проанализировать особенности демографической политики на муниципальном уровне; - оценить роль и задачи местных органов управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Козловского района Чувашской Республики и разработать рекомендации по совершенствованию мер демографической политики на муниципальном уровне. Глава I. Теоретико-методологические основы демографической политики 1.1 Сущность демографической политики Кризисные явления последних лет в России нашли свое проявление на фоне общих для всех стран тенденций в демографическом развитии. В России образовалась специфическая структура населения, которая в условиях острого экономического и политического кризиса, инерционности процессов демографического развития в условиях острого политического и экономического кризиса оказывает блокирующее воздействие на социально-экономические преобразования. Все это привело к глубокому снижению уровня рождаемости и резкому скачку смертности и смене режима воспроизводства от патриархальной многодетной семьи к современной малодетной. В этих условиях становится необходимой стабилизация демографической ситуации посредством демографической политики. Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной демографической политики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическими процессами, разработка федеральных программ по улучшению демографической ситуации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной демографической политики с учетом с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливают региональные стандарты и нормы. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики. Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста. Значимость социально-демографической сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные процессы сокращения населения. Государственное регулирование социально-демографических процессов, будучи одной из предпосылок развития общества выступает в качестве важнейшей составляющей социально-экономической политики государства. Выполнение функций по регулированию социально-демографических процессов, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Именно четкая стратегия управления социально-демографическими процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Управление социально-демографическими процессами на всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социально-демографической политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере регулирования социально-демографических процессов. Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социально-демографической политики. Муниципальная социальная политика строится в русле социально социально-демографической политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социально-демографическую политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в сфере регулирования социально-демографических процессов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Человек выступает в муниципальном управлении в трех ролях: - человек как цель управления; - человек как объект управления; - человек как источник власти Под человеческим потенциалом понимается совокупность физических, духовных культурных и иных качеств человека и населения в целом в муниципальном образовании, а под человеческим ресурсом – совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения. Основной целью муниципального образования является повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала. Основными направлениями развития человеческого потенциала на местном уровне являются - обеспечение здоровья человека; - образование; - культура; - социальная защита отдельных групп населения; - работа с молодежью. Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни населения должно быть поселение как самоценность человека, как среда обитания и общения. 1.2 Цели и задачи демографической политики В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики. Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных, демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Задачами демографической политики Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни: • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; • улучшение репродуктивного здоровья населения; • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности; • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья. в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; • создание условий для самореализации молодежи; • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства. • В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты: • укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления; • сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи; • улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней; • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения. Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: • ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики; • создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей; • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; • повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей; • формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи; • разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства. Таким образом, необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей, в которой должны быть задействованы все уровни государственного управления. управление демография муниципальная политика Глава II. Механизм реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне 2.1 Социально-экономические факторы демографического развития Анализ современной демографической ситуации Чувашской Республики показал, что основные проблемы развития населения региона сходны с общероссийскими: низкий уровень рождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населения; высокий уровень смертности, особенно у населения трудоспособного возраста, в первую очередь мужчин; сокращение продолжительности предстоящей жизни и большой ее разрыв между мужчинами и женщинами; миграционный отток трудоспособного и в том числе квалифицированного населения; рост неустойчивости семьи, уменьшение ее среднего размера в связи с распространением малодетности; постарение населения и повышение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. На уровне муниципальных образовании эта ситуация дифференцирована: некоторые муниципальные районы Чувашской Республики имеют тенденцию к стабилизации демографической ситуации, в других же, напротив, ситуация с низким уровнем рождаемости и высоким смертности приобретает довольно острый характер. Очевидно одно – демографическая ситуация на уровне отдельных муниципальных образований требует тщательного анализа факторов демографического развития, степени их влияния и способов решения проблем, исходя из местных особенностей. Анализируя демографическую ситуацию в целом по республике, можно прийти к выводу, что определяющее значение на процессы воспроизводства населения оказывают социально-экономические факторы. Анализ ситуации показывает, что молодые семьи республики нуждаются в поддержке, так как обладают минимальной экономической самостоятельностью. Прежде всего, речь идет о материальной и жилищной неустроенности молодых семей, а также невозможности форсированного роста доходов, который бы позволил обеспечить возрастающие потребности, особенно при рождении ребенка. В этой связи поддержка со стороны государства остается необходимой компонентой обеспечения благополучия и устойчивости молодых семей, при этом существующий уровень государственной помощи оценивается как неудовлетворительный. В настоящее время отмечается высокий потенциал миграции. Из определяющих причин выезда за пределы республики чаще всего указывались варианты: низкий уровень заработной платы, отсутствие социальных перспектив, материальная и жилищная неустроенность. Следует подчеркнуть, что большинство потенциальных мигрантов хотели бы, потом вернуться в Чувашию. Также важно отметить, что возможность остаться в республике прямо увязывается с решением проблемы низких зарплат и высокой безработицы. Наибольшее влияние на современные демографические процессы в факторы социально-экономического развития оказывают, прежде всего, такие характеристики уровня жизни, которые играют заметную роль в формировании региональной демографической ситуации. Так недостаточная обеспеченность жильем в сочетании с низкими доходами большей части жителей республики, а также невысокие темпы роста экономики с высокой долей убыточных предприятий и организаций оказывают негативное влияние на характер воспроизводства населения. Демографические процессы в республике чувствительны и к показателю уровня безработицы, влияющей, в первую очередь, на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и на уровень рождаемости, а также на коэффициент младенческой смертности и на коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте. Следующими по значимости факторами выступают социальные факторы. Анализ показал, что государственная поддержка в виде социальных пособий (в том числе семейных и материнских) оказывает положительное влияние на демографические процессы. Без учета других факторов, показатель обеспеченности населения врачами влияет, в первую очередь, на уровень рождаемости, смертности трудоспособного населения, на миграцию, а также на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин. Обеспеченность населения больничными койками воздействует, прежде всего, на младенческую смертность. Другие факторы на младенческую смертность не оказывают никакого влияния, кроме уровня безработицы. Это, вероятно, связано с тем, что младенческая смертность в значительной мере зависит от ряда других факторов, таких, как здоровье матери и ее образ жизни во время беременности; степень ее осведомленности о правилах ухода за новорожденными и т.п. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о необходимости проведения эффективной социально-демографической политики с учетом территориальных особенностей. 2.2 Меры по реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне Организационное и правовое обеспечение новых мер демографической политики базируется на следующих законах: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|