| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры3.2 Оценка эффективности оздоровительных упражнений Оздоровительный эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих условий: учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности к группе здоровья; упражнения подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической подготовленности; строго соблюдалась дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности; повторения упражнений чередовались с отдыхом; выполнять необходимые гигиенические требования; осуществлялся постоянный врачебно-педагогический контроль [25]. В целях определения индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода: хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления. Пульсометрия - это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки. Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку (упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике. Чётко спланированное и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный или тренирующий эффекты. Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин "усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют. Результаты хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6, 7, 8. Рисунок 6. Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы. Исходная величина частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и у юношей экспериментальной группы (рисунок 7). Рисунок 7. Показатели пульсометрии юношей экспериментальной группы. Для наглядности совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8. Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению). Для предупреждения переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) (таблица 6) [17]. Таблица 6. Внешние признаки утомления (по Л.Б. Кофману).
На уроках проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений. После проведения педагогического эксперимента и коррекции нарушений осанки по типу плоской спины средствами физической культуры и бесед по осанке (образцы корригирующих упражнений смотрите в приложениях А, Б, В, Г) получены следующие показатели по эффективности данного пути совершенствования физического воспитания (таблица 7). Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного аппарата у юношей после педагогического эксперимента, динамика.
Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей у юношей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, динамика. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|