| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры9. Методы математической статистики. 1. Анализ научно-методической литературы. Анализ научно-методической литературы позволил ознакомиться с современным состоянием физического воспитания в общеобразовательных школах и ВУЗах, сформулировать цель исследования, задачи и подходы к их решению. Полученные знания использовались при обсуждении результатов исследования. Проанализировано 26 источника в виде статей, тезисов, методических разработок, школьных программ. 2. Анализ диагностических карт. Оценка физического развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся проводилась путём анализа диагностических карт юношей. Были тщательно изучены медицинские карточки школьников и студентов. На основании анализа были определены основные направления исследований и наблюдений. 3. Соматоскопия. Наружный осмотр - соматоскопия проводилась при достаточном дневном освещении анфас, в профиль и со стороны спины. Определялось положение головы по отношению к туловищу и плечевому поясу. При осмотре со стороны спины особое внимание уделялось на прилегание лопаток к грудной клетке. При хорошей осанке лопатки должны плотно прилегать к туловищу. Более детально определялась форма позвоночника, выраженность его физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (рисунок 2). Форма изгибов позвоночника затем определяет форму спины, грудной клетки и емкости для функционирования жизненноважных систем организма - легких и сердца. Рисунок 2. Схема измерения глубины шейного и поясничного изгибов. Форма позвоночника определялась по наиболее выступающим точкам - седьмой шейный и двенадцатый грудной позвонок [8]. 4. Тестирование Определялся тип телосложения. Использовалась тестовая карта для выявления нарушений осанки и метод номограмм (рисунок 3). Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Полученные данные позволили выявить физическое состояние юношей, их подготовленность, лёгочно-сердечную выносливость. К.В. = ЧСС в покое*10 П. Д. (КВ - коэффициент лёгочно-сердечной выносливости). Рисунок 3. Номограмма оценки веса по росту стоя. 5. Педагогические наблюдения. Педагогическое наблюдение проводилась за юношами в течении всего учебного года. 6. Врачебно-педагогический контроль. Врачебно-педагогический контроль осуществлялся совместно с медиком учебного заведения. 7. Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте мы проверяли эффективность разработанных конспектов уроков физической культуры для учащихся с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Проводилось обучение по формированию правильной осанки, беседы со студенческой молодёжью. 8. Пульсометрия. Уровень нагрузки и степень её интенсивности определялись по хронометражу, пульсометрии и визуально по внешним признакам утомления. 9. Методы математической статистики. Мы использовали расчётные методы процентных соотношений показателей разных групп учащихся, определяли долю одного фактора в целом. В процессе обработки результатов определялись: средняя арифметическая (М), показатели среднего квадратического отклонения (± s). 2.3 Организация исследования Исследование проводилось в несколько этапов, с сентября 2002 по май 2003 года, на базе общеобразовательной школы № 59 и Медицинского Института г. Гомеля. В нём приняли участие 25 школьников 10-х классов и 25 студентов первого курса, имеющих нарушении осанки. Всего обследовалось 120 учащихся, сделана выборка юношей по 25 человек с нарушениями осанки в виде плоской спины. Все занимались физической культурой по единой школьной программе и по программе для общих факультетов высших учебных заведений. Программы включают в себя как базовую подготовку по развитию физических качеств, так и вариативную часть на усмотрение педагога. На первом этапе был проведён анализ научно-методической литературы, позволивший сформулировать цель и задачи исследования. Полученные знания позволили понять специфику физического воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На этом же этапе был проведен анализ диагностических карт, внешний осмотр (соматоскопия), позволившие выявить уровень физического здоровья юношей и функциональные отклонения в опорно-двигательном аппарате. По результатам полученных данных с учётом специфики физического воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработали комплексы упражнений для юношей экспериментальной группы и текст беседы. Второй этап работы предусматривал проведение основного педагогического эксперимента с методами контроля - пульсометрии и соматоскопии, расчётом индексов, использования номограмм. Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. 3. Анализ и оценка результатов собственных исследований 3.1 Фактическое состояние опорно-двигательного аппарата (осанки) Физическое развитие, уровень функционирования систем организма, диапазон приспособительных реакций определяется состоянием опорно-двигательного аппарата. Костная система, мышечно-связочная - основа единого целого организма, а в нём уже располагаются органы и системы. Опорно-двигательный аппарат создаёт так же точки опоры для туловища, для его устойчивости при передвижении в пространстве. Кроме точек опоры есть ещё центры тяжести отдельных частей тела. Точки опоры и центры тяжести расположены вдоль всего костного скелета и их смещение, при нарушенной осанке, влекут за собой мышечные напряжения, разный тонус правой и левой половины туловища, ассиметрии. Ассиметричность в расположении частей тела влечёт за собой смещение внутренних органов и, как следствие, снижение их функциональных возможностей. Снижаются потенциальные возможности организма, его общая и специальная работоспособность. Согласно статистике учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата становятся все больше и это становится нормой [14]. Учитывая данный факт были обследованы юноши на предмет выявления нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта и метод соматоскопии (таблица 1). Таблица 1. Теставая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Попову).
Опрос по тестовой карте проводился предварительно до эксперимента. Результаты данного тестирования оценивались следующим образом: 1) нормальная осанка - все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7.3) выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10. По данным опроса по тестовой карте нарушения осанки имеются у 67% юношей. После опроса по тестовой карте провели соматоскопию. Данные сведения в таблице 2. Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного аппарата юношей до педагогического эксперимента.
Для юношей правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи слегка опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Остистые отростки расположены по средней линии. Треугольники талии также хорошо выражены и симметричны. При осмотре в профиль правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Вертикальная ось проходит через 2 ой шейный позвонок, 2 ой поясничный, копчик и свод стопы [13]. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|