рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Классификация литературных образов

Также в заговоре наблюдаем призывы к Богу, как к главному Божеству. С принятием христианства под этим понятием понимается Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух ("неразделимая" Святая Троица).

В заговорах очень часто встречается обращение к Иисусу Христу. Он является самым "популярным" персонажем русских заговорах. Известны формы имени Иисус, Сус, Хрестос. Это имя известно в текстах почти из всех губерний, округов России, где собирался и исследовался фольклорный материал. Иисус Христос, будучи и помощником, и защитником, способен выступать в абсолютном большинстве описанных нами функций. Его можно признать, вместе с Михаилом архангелом и Георгием Победоносцем, функционально универсальным персонажем. Он исцеляет от всех болезней людей и скот, к тому же Его имя встречается в различных текстах от конкретных болезней людей: от зубной боли; от грыжи; от кровотечения из ран (даже в специфически "женском" мотиве зашивания раны); от 12 лихорадок-трясавиц; помогает при родах; от рожи; от укуса змеи; от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; от усовей (воспаление внутренних органов).

Очень часто в заговоре встречается имя Богородицы. Это имя матери Иисуса Христа. На состоявшемся, в 1431 году Вселенском соборе, Дева Мария была официально признана, как Пресвятая Богородица. В заговорных текстах встречаются следующие варианты имени и титулов этого образа в порядке убывания частоты употребления: Матушка Пресвятая Богородица; Пресвятая Богородица; святая Мария; Пречистая Мати Божия, Богородица; (Пресвятая) Дева Мария; Божья Матушка, Пресвятая мати Богородица; Богородица и Приснодева Мария; Матушка Скорбящая Пречистая Богородица; Пресвятая Богородица Божия девовладыка Матерь Мария; Госпожа Пресвятая Богородица Дева Мария, Мати вышняго Бога, Христова молебница, теплая заступница, скорая помощница; Пресвятая государыня владычица Богородица; Пресвятая Знаменье Богородица; владычица Богородица и многие другие. В заговоре в образе Богородицы контаминировалось христианское представление о Матери Бога и мифологический образ земли, природы, Богини-матери. В данном случае Мария является не олицетворением природы, как таковой, но "начаток", "прообраз", первое явление преображенной, райской природы. Как и Христос, принадлежит к числу наиболее популярных и часто упоминаемых заговорных образов.

В заговоре обращаются к Богородице, как к защитнице от бед, невзгод и нечистой силы. К ней обращались при всяком трудном деле (заговоры от тяжёлых родов, от войны, засухи, болезней и т.д.). В силу почитания Богородицы как заступницы, защитницы, абсолютно преобладают "защитительные" и "лечебные" функции (особенно часто она исцеляет от кровотечения из ран), но изредка Мария может выступать и в качестве помощницы: помогает в охоте, улучшить улов рыбы, успокоить корову, чтобы не лягалась, закрепляет слова.

Кроме этих персонажей можно встретить упоминание об Ангелах. Ангел (от древнегреческого "вестник") – бесплотные существа, служащие единому верховному Богу. Согласно христианской традиции, это не только вестник, но главное средство Бога в борьбе с силами зла. В христианском религиозно-мифологическом представлении существуют разделения Ангелов на "чины". По учению, Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - нач. VI в. в) есть девять чинов Ангельских, образующих три триады. Это можно представить в виде таблицы:

№ п / п Название. Характеристика.
1. Серафимы, Херувимы Близость к Богу.
2. Господство, Сила, Власть мировладычество
3. Архангелы, Ангелы Непосредственная близость к человеку.

Именно к Архангелам и Ангелам в заговорах призывают на помощь в своих бедах. Очень часто в заговорах обращаются к Михаилу, одному из архангелов. Это имя встречается в каноническом варианте: Михаил, но существуют и разговорные варианты: Михайло и Михайла. Обычные эпитеты, характеризующие этот образ: грозный воевода небесных сил, святой архистратиг, князь-воевода, отец святой и т.п.

Данный образ помогает: в охоте, улучшить урожай и сохранить численность скота. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; людей от оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней. Михаил - один из семи архангелов, предстоящих перед Богом. В Откровении Иоанна он является победителем дракона, змия, древнего-дьявола. Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил празднуется 6 ноября. Также, в некоторых заговорных текстах присутствует мотив посылания Богом Михаила на помощь просящему человеку. Сближает эти тексты с известной "Молитвой архистратигу Михаилу, воеводе небесных сил". Христиане обращались к Михаилу в момент пробуждения от сна, а также при тяжелых судебных разбирательствах.

Наряду с упоминанием архангела Михаила в заговорах упоминается Гавриил. Он также является архангелом. Иногда бывают варианты этого имени: Гавриил Хранитель, архистратиг Гавриил, Гавриил архистратиг Божий бесплотных Сил, первопрестольный Гавриил, Гаврила архангел. Является одним из семи архангелов, предстоящих перед престолом Божьим. Собор Архистратига празднуется 26 марта. Этот образ помогает в охоте, улучшает улов рыбы, закрепляет слова ключом. Как и архистратиг, Михаил, данный образ имеет защитные и лечебные функции (защита людей от воздействия и причинения вреда нечистыми духами, исцеляет от всех болезней: детские заболевания, людей от лихорадок-трясовиц и т.д.).

В заговорах упоминаются другие Архангелы. К примеру, в заговорных текстах можно встретить упоминание об Архангеле Рафаиле, который является одним из семи архангелов, находящихся рядом с Богом. Этот персонаж помогает улучшить улов рыбы, а также защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, от осквернения храмов.

Очень редко, по сравнению с другими образами, упоминается Архангел Уриил. Именно к нему обращаются при розыске кладов. Но помимо этого, этот образ защищает от нечистых сил, от злых людей и исцеляет людей от двенадцати лихорадок. В одном заговоре от лихорадок упоминается Архангел Акнос, хотя этот образ не упоминается в Писании и отвергается церковной традицией. А вот, Архангел Егудиил признан церковью в качестве одного из семи архангелов, хотя его имя не встречается в Писании. Этот персонаж защищает дома и храмы от нечистой силы и порчи.

В заговорных текстах встречается имена некоторых апостолов. По Библии, они являлись учениками и ближайшими помощниками Христа при Его жизни на Земле. Упоминаются имена Апостолов Петра и Павла. Чаще всего их называют первоверховными Апостолами, верховными апостолами, Святыми верховными апостолами, Святыми Апостолами, небесными заступниками. По преданию, они были рыбаками. Поэтому данные персонажи помогают улучшить улов рыбы. Также обладают защитными и лечебными функциями. Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая ("царствия небесного"), что отразилось и в заговорных текстах. В текстах упоминаются, что эти Апостолы держат золотые ключи. Память Святых Апостолов Петра и Павла приходится на 29 июня (12 июля).

Во многих заговорах, кроме упоминания различных Архангелов, встречаются имена Ангелов. Например, призывается на помощь Ангела Авоила. Вариант этого имени: Авоид. Заметим, что в словаре у Даля слово ′аводь′ обозначает ′клятва, заклятие, заговор′, ′аводить′ - ′заговаривать, завораживать′. [55] В Ветхом завете неоднократно упоминается Авиуд, хотя это человек, а не ангел. (Матфей.1.13) Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, в том числе и от двенадцати лихорадок. Можно встретить имя Ангела Варахаила. (вариант Варахель). Он защищает людей от строгого начальства и от осквернения жилища и храма.

Немногочисленные упоминания об следующих Ангелах: Елисей, Афанаил, Рагуил, Сахалил, Сефаиил, Тараил, Угасил. Елисей исцеляет: от сглаза, уроков, призоров, притч, оговоров и т.п. Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Афанаил и Рагуил защищает людей от слишком строго и придирчивого начальства. Эти ангелы не значятся в месяцесловах, не упоминаются в Писании. Имена отвергаются церковной традицией. Ангелы Разоил, Сахаил, Селафиил исцеляют людей от двенадцати лихорадок. Также они не значатся в месяцесловах, не упомянуты в Писании и имена отвергается церковной традицией. Тараил защищает людей от начальства, тоже не значится в месяцесловах, не упоминаются в Священном Писании. Имя отвергается церковной традицией. Угасиил является защитником храма и жилищ от воздействий нечистой силы. Как и все остальные ангелы, этот образ ангел не встречается в месяцесловах, не упоминается в Писании. Имя отвергается церковной традицией.

В текстах можно встретить упоминание о знаменитых Евангелистах: о Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Они являются авторами четырех канонических Евангелий, поэтому и упоминаются всегда вместе. В заговоре зафиксированы варианты последовательности их имен (около десяти несовпадающих раскладов). Обладают защитными лечебными функциями. Защищают людей от нечистых духов (дьявола); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи и прочих несчастий. Исцеляют людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и других заболеваний.

В заговорных текстах есть упоминание об особо чтимых Святых: о Николае Чудотворце, Илье Пророке и Святом Пантелеймоне. Николай Чудотворец (греч. "побеждающий народ") один из самых почитаемых Святых в русском православии. Этот образ распространён не только в заговорах, но и сказках, быличках, духовных стихах и апокрифических рассказах. В заговорах существуют варианты имени: великий чудотворец Николай, Николай Святитель чудотворец, Николай угодник, Николай скорый помощник, Николай Мирликийский Чудотворец, Никола Можайский, чудотворец скорый помощник и теплый заступник, Никола многомилостивый, батюшка Никола, Николина ограда, Миколай Угодник, Микола светитель.

Согласно житию, Святой Николай был епископом города Миры в Малой Азии. Он был канонизирован за своё милосердие: являлся противником смертных казней. В заговоре этот образ выступает как защитник моряков, крестьян, детей и всего русского народа в целом. Помогает в пути; в охоте; улучшает улов рыбы; вызывает дождь и прекращает его; помогает пасти скотину (приговор при первом выгоне); закрепляет слова; закрепляет слова выговариванием. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней; оберегает людей от врагов вообще; людей от начальства; от любого оружия. Исцеляет людей от всех болезней: младенцев от грыжи; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); от кровотечений из ран; людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от 12 нечистых духов; помогает при родах; лечит рожу (болезнь); помогает людям при укусе змеи. Память Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских и чудотворца, (род. ок.280 г) отмечается несколько раз в году: 6 декабря (Никола Зимний) и 9 мая – перенесение его мощей (Никола Весенний [Теплый]).

Илья Пророк – замена на языческого Перуна. В заговорах часто встречаются варианты имени данного персонажа: Илия милостивый, Илья пророк, батюшка Илья. Он рассматривается как персонаж, связанный с дождём и громом. К нему обращаются, как при отсутствии дождей, так и переизбытке осадков. Святой Илья также помогает найти клад. Он выполняет защитные и лечебные функции. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и от нечистых духов (дьявола); опекает младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; защищает свадебный поезд от колдунов и прочих несчастий. Исцеляет людей от всевозможных болезней. Память пророка Илии Фезвитянина приходиться на 20 июля (2 августа).

Святитель Пантелеймон является Святым, к которому обращаются при любых физических недугах. Он считается в иерархии, как один из многих Святых, избавляющих от болезней. В некоторых текстах заговоров встречается известное имя: Иоанн Креститель. В текстах наблюдаются варианты этого имени: пророк Иоанн, Пророк Иоанн, Креститель Господень, Святый предтеча, Креститель Господень Иоанн, славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн, Иоанн Предтеча, Святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень, Иван Самокреститель, безглавый Иван. Помогает улучшать улов рыбы, является защитником людей и детей (младенцев) от колдунов, порчи, сглаза, болезней, людей от нечистых духов (дьявола). Исцелят от разнообразных заболеваний. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э) - 7 января. Усекновение его главы - 29 авг. (Иван постный).

Кроме названных святых, в структуре заговорного текста встречаются имена других Святых, менее "популярных", но имеющих определенное значение. Например, Святой Симон (варианты имен Зилот, Симеон Зилот). Форма ′Симеон Зилот′ представляет собой контаминацию имен Святого Симеона и Святого Симона Зилота. Он помогает улучшить урожай целебных трави защищает людей от двенадцати лихорадок-трясавиц. Память святого Апостола Симона Зилота приходиться на 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов). Или же призывается на помощь Иоанн Богослов. Наблюдаются и варианты этого имени: Иоанн Богослов, друг Христов, Иоанн друг, Иван Богослов, Иван-Богослов, друг Христов. Он является защитником людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и прочих неприятностей.

Исцеляет людей от зубной боли; людей от двенадцати лихорадок-трясавиц; помогает при родах; при укусе змеи; излечивает детей от родимчика (детская болезнь). Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова считается 8 мая.

Очень редко упоминание об Андрее Первозванном (только в заговорах от болезней скота). Он является небесным покровителем России.30 ноября в церквях проходят литургии в его честь.

При особо трудных случаях в заговоре перечисляются имена всех Святых, согласно иерархии по значимости, призываются на помощь всё Небесные Силы. Например, в заговоре от дьявола встречается: " Нет, тебе, дьявол, чести и участия, места и покою, здесь крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, Святой Петр, Святые Евангелисты, Иоанн, Лука, Марка, Матвей, Святой Архангел Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Угасил, Егудил, Варахаил. Силы небесные ликовствуют, здесь Святые Херуимы и Серафимы, Святый Михаил ныне по всей вселенной, по них же полки держит Святой Петр палицу держа, здесь Рождество Предтечи".

Наряду с именами святых в заговорах встречаются имена "нечистых сил": Дьявола и его помощников. Примечательно, что Сатана (Дьявол) в подобных заговорах мыслиться таким же авторитетом, что и Бог, способным отвести от человека всё беды и напасти. В конце заговора произноситься слово " Аминь" - традиционная форма концовки заговора. Причина такого смещения заключается в том, что знахарке, ведунье безразлично к кому именно обращаются за помощью.

Сатана (Дьявол) является олицетворением сил зла. Согласно Библии, Дьявол является ангелом, выступившим против Господа Бога и низвергнутым в темный подземный мир. Вероятно, в образе Дьявола соединились древнейшие представления о Боге-Владыке подземного мира. Дьявол является повелителем загробного царства, где мучаются души грешников. Он также вдохновитель и руководитель земной нечистой силы, колдунов и ведьм. Считается, что он вездесущ и может появиться в любом месте и в любое время. Заговоры подразделяются на две категории: одни тексты призывают Дьявола на помощь, другие – защищают от него.

Также упоминается о Нечистой силе. Это общее название для всех низших демонических существ и духов. Синонимами данного словосочетания является слова: злые духи, черти, дьяволы, бесы и т.д. Общим для всех является принадлежность к "отрицательному", " нечистому", "нездешнему", потустороннему миру и связанная с этим оппозиция "положительному", здешнему миру, их злокозненность по отношению к людям.


Глава 3. Специфические особенности художественных образов заговоров

В настоящей работе под термином " миф" (от греч. mythos – "повествование") понимается "создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслится первобытным сознанием вполне реальным". [56] Предмет мифа обладает общезначимостью, он имеет касательство к фундаментальным началам бытия: природе как целому, жизни племен, народов, человечества, вселенной. Смысл мифа (выражаемая им концепция, идея) переживается теми, для кого он существует, как нечто истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Форма мифа является гибкой, податливой, свободно меняющейся и варьирующейся.

Одним из богатейших и единственных источников разнообразных мифических представлений является Слово. А в заговоре Слово имеет первостепенное значение. Следовательно, для восстановления мифологической основы заговорных образов необходимо обратиться к истории языка.

Начала человек примечал знакомые ему предметы, запоминал впечатления связанное с ним, а потом уже давал опоэтизированное название или обозначение. Вначале народ ещё удерживал сознание о тождестве созданных поэтических образов с явлениями природы, но впоследствии сознание всё более ослабевало. В конце концов, мифические представления отделялись от стихийных основ и воспринимались как нечто особое, независимо от них существующее.

Теперь довольно сложно восстановить праоснову того или иного слова, обозначающее явление или предмет. Но, зная, что художественный образ является отпечатком архаического сознания, то начинаешь рассматривать их по новым углом зрения.

Очень часто в заговоре упоминается остров Буян, находящийся далеко за морем. Ему придаются фантастические черты потустороннего мира. Данный остров является местом пребывания мифологических персонажей, а также Святых. Например: " Есть море Окиан, в том море Окиане есть белый камень Латырь, высота 60 сажень. На том камени Латыре стоит хрустальный трем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом…". [57]

Слово "Буян" производное от слово ′буй′ (буевой остров), является синонимом слова ′яр′. Глагол ′буять′ обозначает ′вырастать′, ′нежиться′. Прилагательное ′буйный′ используется в речевой практике при характеристике нивы, луга, леса. " Остров Буян" является поэтическим названием весеннего неба. На этом острове сосредоточенны все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров, бури.

В вышеприведенном фрагменте заговорного текста упоминается камень Латырь (или Алатырь). Это камень "всем камнем отец", пуп земли, наделенный сакральными и целебными свойствами. По известной легенде, он упал с неба, а на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Под ним сосредоточивается вся сила земли Русской, и той силе нет конца. Поэтому очень часто встречается в лечебных и защитных заговорах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.